32RS0015-01-2019-001837-25
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 февраля 2020 года г. Клинцы
Клинцовский городской суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Кобызь Е.Н.,
при секретаре Самсоновой Е.С.,
с участием представителя третьего лица Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области Клюева С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-13/2020 по исковому заявлению Жаровой Натальи Дмитриевны к администрации Клинцовского района Брянской области о взыскании цены муниципального контракта и пени,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к администрации <адрес> о взыскании цены муниципального контракта и пени. В обоснование заявленных требований истец указывает, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом и администрацией <адрес> был заключён муниципальный контракт № (далее - Контракт), в соответствии с условиями которого администрация <адрес> приобрела у неё жилое помещение общей площадью 47,5 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. Цена Контракта составила 1003596 рублей, оплату которой администрация <адрес> должна была произвести в течение 30-ти календарных дней с даты подписания акта приёма-передачи проданного жилого помещения, то есть до ДД.ММ.ГГГГ. Акт приёма передачи вышеуказанного жилого помещения был подписан сторонами в тот же день, ДД.ММ.ГГГГ, однако до сих пор оплата цены Контракта ответчиком не произведена, несмотря на то, что ДД.ММ.ГГГГ за ответчиком было зарегистрировано право собственности. Таким образом, ответчик не выполнил договорные обязательства, предусмотренные Контрактом по оплате цены Контракта, что в соответствии с пунктом 6.7 Контракта возлагает на администрацию обязательство выплатить пеню за каждый день просрочки в размере одной трёхсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка РФ (7,5%) от неуплаченной в срок суммы. На день подачи искового заявления пеня составляет 12042 рубля 72 копейки. На основании изложенного, истец просит суд взыскать с администрации <адрес> в её пользу цену муниципального контракта № за приобретённое жилое помещение в размере 1003596 рублей, а также пеню за просрочку исполнения обязательства в размере 250 рублей 89 копеек за каждый день просрочки на сумму не менее 12042 рублей 72 копеек.
В судебное заседание истец ФИО1 и её представитель Волчек Д.А. не явились, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания. Представитель истца Волчек Д.А. направил в адрес суда письменное заявление о рассмотрении дела без его участия и истца, просил удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме, уточнил требования в части взыскания пени – просил взыскать пеню, рассчитанную на момент вынесения решения суда в размере 52139 рублей 36 копеек.
В судебное заседание представитель ответчика- администрации <адрес> не прибыл, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, представил суду письменное заявление об отложении судебного заседания на более поздний срок в связи с болезнью представителя.
Суд причину неявки ответчика администрации <адрес>, указанную в ходатайстве об отложении судебного заседания, в связи с болезнью представителя, признает неуважительной для отложения дела, поскольку ответчик, являющийся юридическим лицом, не лишен возможности обеспечить явку иного представителя. При этом, суд отмечает, что рассмотрение дела в отсутствие ответчика не лишало возможности последнего реализовать свои процессуальные права, дать письменные пояснения, а также доказательства в подтверждение возражений против иска, направить в судебное заседание другого представителя.
Представитель третьего лица Департамента семьи, социальной и демографической политики <адрес> Клюев С.В. в судебном заседании просил требования ФИО1 о взыскании цены муниципального контракта и пени – оставить без удовлетворения, указав, что начальная цена муниципального контракта была определена с нарушением требований Закона о контрактной системе, что может повлечь причинение убытков бюджету. По данной причине денежные средства не были перечислены распорядителем в адрес администрации <адрес> для оплаты цены муниципального контракта.
Третьи лица – индивидуальный предприниматель Реук В.Г., представитель Клинцовского отдела ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>», представитель Департамента финансов <адрес>, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, заявлений и ходатайств не направили.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Условия реализации детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа прав на имущество и жилое помещение на территории <адрес>, а также полномочия государственных органов <адрес> по обеспечению реализации этих прав регулируется законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в <адрес>».
В соответствии с положениями статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» органы местного самоуправления муниципальных образований, обладающих в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований в <адрес>» статусом городского округа, муниципального района, наделяются отдельными государственными полномочиями <адрес> по вопросам формирования специализированного жилищного фонда, заключения договоров найма специализированных жилых помещений и предоставления специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.
Согласно п.п.1, 2, 5 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 58-п «Об утверждении Порядка предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на осуществление отдельных государственных полномочий <адрес> на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений» настоящий Порядок разработан в целях определения порядка предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов <адрес> на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - субвенции).
Главным распорядителем средств областного бюджета вышеуказанных расходов является департамент семьи, социальной и демографической политики <адрес>.
Средства субвенций направляются на оплату расходов, связанных с предоставлением жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, в том числе на исполнение судебных решений.
На основании п. 1 ст. 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (п. 4).
По договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (ст. 130) (п. 1 ст. 549 ГК РФ).
В соответствии с пунктами 1,4 статьи 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона.
Согласно п. 1 ст. 525 ГК РФ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530).
Отношения, связанные с закупками товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд регулируются положениями Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
При рассмотрении дела суд установил следующие обстоятельства.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> и индивидуальным предпринимателем Реук В.Г., действующим от имени ФИО1 заключен муниципальный контракт № на приобретение жилого помещения для предоставления детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа по договору специализированного найма.
Согласно п.1.1. муниципального контракта, предметом контракта является приобретение жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 47,5 кв.м.
Пунктом 14.9 контракта предусмотрено, что неотъемлемой частью контракта являются приложение № –характеристика жилого помещения, приложение № - акт приема передачи жилого помещения, который, как следует из материалов дела, подписан сторонами.
Согласно акту приема - передачи жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> в лице главы администрации Савченко В.И. и индивидуальный предприниматель Реук В.Г., действующий от имени ФИО1, составили акт о том, что продавец в соответствии с муниципальным контрактом № передал, а покупатель принял жилое помещение, назначение: жилое, общая площадь 47,5 кв.м., этаж 3, расположенное по адресу: <адрес>.
Право собственности муниципального образования «<адрес>» на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, этаж 3, <адрес>, зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно п. 1 ст. 549 ГК РФ, по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (статья 130).
В силу п. 1 ст. 485 ГК РФ покупатель обязан оплатить товар по цене, предусмотренной договором купли-продажи, либо, если она договором не предусмотрена и не может быть определена исходя из его условий, по цене, определяемой в соответствии с пунктом 3 статьи 424 настоящего Кодекса, а также совершить за свой счет действия, которые в соответствии с законом, иными правовыми актами, договором или обычно предъявляемыми требованиями необходимы для осуществления платежа.
Согласно п. 3.1 Контракта оплата производится по безналичному расчету, путем перечисления денежных средств на расчетный счет продавца в течение 30 календарных дней с даты подписания акта приема-передачи жилого помещения, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела усматривается, что ФИО1 свои обязательства по передаче квартиры в собственность муниципального образования, предусмотренные муниципальным контрактом № от ДД.ММ.ГГГГ, исполнила в полном объеме.
Судом установлено, что оплата по спорному муниципальному контракту в адрес ФИО1 до настоящего времени не произведена.
Принимая во внимание, что существенные условия муниципального контракта по оплате за приобретенное жилое помещение администрацией <адрес> не исполнены, суд считает исковые требования ФИО1 о взыскании стоимости квартиры в размере 1003596 рублей подлежащими удовлетворению.
Доводы представителя Департамента семьи, социальной и демографической политики <адрес> Клюева С.В., что начальная цена муниципального контракта была определена с нарушением требований Закона о контрактной системе, судом отклоняются, поскольку решением Клинцовского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования администрации <адрес> к ФИО1 о признании муниципального контракта недействительным (ничтожным) и применении последствий ничтожности сделки, оставлены без удовлетворения. Оснований для признания оспариваемого контракта ничтожным, судом не установлено.
Разрешая требования истца ФИО1 о взыскании с администрации <адрес> пени за просрочку исполнения обязательства по оплате муниципального контракта, суд приходит к следующему.
В соответствии п. 6.6, 6.7 муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ, в случае просрочки исполнения покупателем обязательств, предусмотренных контрактом, продавец вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). За каждый день просрочки исполнения покупателем обязательств, предусмотренных контрактом, начисляется пеня, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательств, и устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной в срок суммы.
На основании изложенного учитывая, что цена муниципального контракта ответчиком администрацией <адрес> до настоящего времени не уплачена, требование истца ФИО1 о взыскании пени является законным и обоснованным.
Вместе с тем, представленный истцом расчет пени, судом проверен и признан не верным, поскольку неправильно применен период просрочки.
Истцом ФИО1 заявлено требование (с учетом уточнения) о взыскании пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 52139,36 рублей.
Однако, согласно п. 3.1 Контракта обязанность по оплате должна была быть исполнена не позднее ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем период неустойки суд определяет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Судом самостоятельно произведен расчет пени за просрочку исполнения обязательства покупателем за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которая при сумме задолженности и размерах ключевой ставки действовавших в указанном периоде, составила:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (16дн.): 1003596 x 16 x ? 1/300 ? 7,75% =4148,20 руб.;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (42дн.): 1003596 x 42 x ? 1/300 ? 7,5% = 10537,76 руб.;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (42дн.): 1003596 x 42 x 1/300 х 7,25% = 10186,50 руб.;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (49дн.): 1003596 x 49 x 1/300 х 7,0% = 11474,45 руб.;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (49дн.): 1003596 x 49 x 1/300 х 6,5% = 10654,84 руб.;
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (56 дн.): 1003596 x 56 x 1/300 х 6,25% =11708,62 руб.;
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 дн.): 1003596 x 3 x 1/300 х 6% =602,16 руб.
Итого: 59312,53 рублей.
Согласно части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 23 "О судебном решении" обращено внимание судов на то, что выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, с администрации <адрес> в пользу истца подлежит взысканию пени в размере 52139, 36 рублей.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В материалах дела имеется чек-ордер от ДД.ММ.ГГГГ подтверждающий уплату истцом ФИО1 при подаче иска государственной пошлины в размере 300 рублей.
Следовательно, с администрации <адрес> в пользу ФИО1 подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, как возмещение понесенных истцом судебных расходов по делу.
Определением Клинцовского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была предоставлена отсрочка в уплате части государственной пошлины в размере 12978,19 рублей, до рассмотрения дела по существу.
Согласно положениям статьи 333.41 НК РФ отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, установленного пунктом 1 статьи 64 настоящего Кодекса.
Частью 1 статьи 103 ГПК РФ предусмотрено, что государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина взыскивается в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку при подаче иска истцу ФИО1 отсрочена уплата госпошлины до принятия решения по существу, решением суда заявленные требования истца удовлетворены, госпошлина в сумме 12978,19 рублей подлежит взысканию, в силу приведенных положений процессуального закона, с ответчика администрации <адрес> в доход местного бюджета.
Между тем, в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, поскольку администрация <адрес> как ответчик по делу от уплаты государственной пошлины освобождена, а истцу, в пользу которого принят судебный акт, была предоставлена отсрочка от ее уплаты, госпошлина в сумме 12978,19 рублей уплате в бюджет не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к администрации <адрес> о взыскании цены муниципального контракта и пени, удовлетворить.
Взыскать с администрации <адрес> в пользу ФИО1 цену муниципального контракта № за приобретенное жилое помещение в размере 1003596 (один миллион три тысячи пятьсот девяносто шесть) рублей.
Взыскать с администрации <адрес> в пользу ФИО1 пеню за просрочку исполнения обязательства в размере 52139 (пятьдесят две тысячи сто тридцать девять) рублей 36 копеек.
Взыскать с администрации <адрес> в пользу ФИО1 государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции - судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда в месячный срок с даты изготовления судом решения в окончательной форме с подачей жалобы через Клинцовский городской суд <адрес>.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Е.Н. Кобызь