Докладчик Юркина И.В. Апел. дело № 33-4710/2015
Судья Павлова Е.В.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е26 октября 2015 года г.Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики всоставе:
председательствующего Блиновой М.А.,
судей Юркиной И.В., Нестеровой А.А.,
при секретаре Сапожниковой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению Конова Ю.Г. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике – Чувашии о признании отказа во включении в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой подпрограммы «Жилище» на 2011 – 2015 годы» незаконным, признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности включить в список участников подпрограммы,
поступившее по апелляционной жалобе представителя истца Конова Ю.Г. – Софронова В.В. на решение Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 19 августа 2015 года, которым постановлено:
«Конову Ю.Г. в удовлетворении предъявленных исковых требований к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике о признании незаконным отказа во включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой подпрограммы «Жилище» на 2011-2015 годы, признании за Коновым Ю.Г. права на получение государственного жилищного сертификата в соответствии с подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой подпрограммы «Жилище» на 2011-2015 годы, обязании Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике включить Конова Ю.Г. в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой подпрограммы «Жилище» на 2011-2015 годы, взыскании расходов на представителя и расходов по госпошлине отказать в полном объеме.».
Заслушав доклад судьи Юркиной И.В., выслушав объяснения истца Конова Ю.Г. и его представителя Софронова В.В., третьего лица Коновой Н.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике – Чувашии Башкировой Е.С., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Конов Ю.Г. обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Чувашской Республике – Чувашии (далее – УФСИН России по Чувашской Республике – Чувашии) о признании незаконным отказа во включении в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, признании права на получение государственного жилищного сертификата и возложении обязанности включить в список участников подпрограммы, указав в обоснование заявленных требований следующее.
В период с ... года по ... года Конов Ю.Г. являлся сотрудником уголовно-исполнительной системы, приказом ... от 1 ноября 2012 года № ... уволен из органов уголовно-исполнительной системы на основании ... Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (...). На день увольнения выслуга лет истца в календарном исчислении составила ..., в льготном – .... Супруга истца Конова Н.А. с 3 декабря 2002 года состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи из 4 человек в администрации Калининского района г.Чебоксары по списку «общий», по состоянию на 1 февраля 2014 года под № .... Решением комиссии по жилищным вопросам при администрации Калининского района г.Чебоксары от 20 марта 2014 года № 11 семья истца включена в список кандидатов на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 год. Между тем, из письма главы администрации Калининского района г.Чебоксары от 19 февраля 2015 года следует, что истцу как сотруднику органов уголовно-исполнительной системы и участнику подпрограммы выдачу сертификатов осуществляют органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а не органы местного самоуправления, в связи с чем администрация Калининского района г.Чебоксары не имеет возможности предоставить истцу социальные выплаты на приобретение жилья. 4 июня 2015 года истец Конов Ю.Г.обратился к начальнику УФСИН России по Чувашской Республике – Чувашии с заявлением (рапортом) о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, с приложением всех необходимых документов. Но письмом от 22 июня 2015 года истцу было отказано в удовлетворении заявления со ссылкой на то, что за период службы он как сотрудник уголовно-исполнительной системы не был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, с заявлением о постановке на жилищный учет не обращался, в связи с чем оснований для включения его в состав участников подпрограммы не имеется.
В судебном заседании истец Конов Ю.Г. и его представитель Софронов В.В. исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям. При этом истец Конов Ю.Г. суду дополнил, что до 2005 года не состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, брак между ним и супругой был
зарегистрирован в ... году.
В судебном заседании представитель ответчика УФСИН России по Чувашской Республике – Чувашии Башкирова Е.С. исковые требования не признала и суду пояснила, что в период прохождения службы и на момент увольнения истец не обращался с рапортом о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, нуждающимся в улучшении жилищных условий не признавался, в настоящее время истец сотрудником уголовно-исполнительной системы не является, следовательно, право на получение социальной выплаты в рамках реализации вышеуказанной подпрограммы не имеет и не может быть включен в список ее участников.
В судебном заседании третье лицо Конова Н.А. просила удовлетворить исковые требования и суду пояснила, что состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2002 года, брак с истцом Коновым Ю.Г. зарегистрирован в ... году.
Представитель третьего лица администрации Калининского района г.Чебоксары в судебное заседание не явился, представлено заявление о рассмотрении дела без участия представителя, вопрос об удовлетворении исковых требований оставлен на усмотрение суда.
Представитель третьего лица администрации г.Чебоксары в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение, обжалованное представителем истца Конова Ю.Г. – Софроновым В.В. на предмет отмены по мотиву незаконности и необоснованности.
Проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Конов Ю.Г. состоял на службе в органах уголовно-исполнительной системы с ... года по ... года.
Приказом ... от 1 ноября 2012 года № ... Конов Ю.Г. уволен из органов уголовно-исполнительной системы 2 ноября 2012 года ... Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1. По состоянию на 2 ноября 2012 года выслуга лет Конова Ю.Г. в органах уголовно-исполнительной системы составила: в календарном исчислении ..., в льготном исчислении ....
Из материалов дела следует, что первоначально на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Калининского района г.Чебоксары с 3 декабря 2002 года состояла ... (в настоящее время Конова) Н.А.
Согласно свидетельству о заключении брака Конов Ю.Г. и ... Н.А. ... заключили брак, от брака у них родились ..., ... рождения, и ..., ... года рождения.
Согласно справке администрации Калининского района г.Чебоксары от 6 февраля 2014 года в настоящее время Конова Н.А., ее муж Конов Ю.Г. и их дети состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решением комиссии по жилищным вопросам при администрации Калининского района г.Чебоксары от 20 марта 2014 года № 11 Конов Ю.Г. с составом семьи из четырех человек, включая супругу Конову Н.А. и двоих несовершеннолетних детей, включен в список желающих участвовать в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 год.
В последующем письмом от 19 февраля 2015 года, ссылаясь на Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, администрация Калининского района г.Чебоксары отказала Конову Ю.Г. в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья, указав, что выдачу сертификатов данным категориям граждан осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба), а не органы местного самоуправления.
4 июня 2015 года Конов Ю.Г. через своего представителя Софронова В.В. обратился к начальнику УФСИН России по Чувашской Республике – Чувашии с заявлением о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в соответствии с абзацем 6 подпункта «а» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Письмом от 22 июня 2015 года УФСИН России по Чувашской Республике – Чувашии отказало Конову Ю.Г. во включении в состав участников вышеназванной подпрограммы в связи с тем, что за период прохождения службы истец не обращался в федеральный орган власти по месту службы с заявлением о постановке на жилищный учет как сотрудник уголовно-исполнительной системы и не был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Разрешая заявленный спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Конова Ю.Г., суд первой инстанции исходил из того, что истец до 1 марта 2005 года не состоял в органе местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку он сделан с учетом положений статей 55, 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подтвержден материалами дела и основан на правильном толковании и применении норм материального права к отношениям сторон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», распространяются на обеспечиваемую жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета категорию граждан независимо от даты их увольнения со службы, которые до 1 января 2005 года в установленном Правительством Российской Федерации порядке были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а именно на граждан, уволенных со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Согласно пункту 2.1 статьи 15 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011
- 2015 годы, включающая в себя подпрограмму «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
В разделе II названной подпрограммы указано, что одной из задач подпрограммы является обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, за счет субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации. При этом участниками подпрограммы являются граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями за счет субвенций.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «жилище» на 2011 – 2015 годы» установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Указанным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «жилище» на 2011 – 2015 годы».
Подпунктом «а» пункта 5 названных Правил (в редакции, действовавшей на момент обращения истца) предусмотрено, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют в том числе сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Согласно пункту 18 названных Правил (в редакции, действовавшей на момент обращения истца) выдачу сертификатов гражданам - участникам Подпрограммы, указанным в подпунктах «а» и «б» пункта 5 Правил, осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба).
Для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 названных Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение
социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме с приложением необходимых документов (пункт 19 Правил (в редакции, действовавшей на момент обращения истца).
Порядок формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов сотрудников уголовно-исполнительной системы регламентирован также Приказом ФСИН России от 16 мая 2012 года № 267 «Об утверждении Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов гражданам - участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы в уголовно-исполнительной системе».
В соответствии с пунктом 6 Инструкции организация работы по формированию списков граждан – участников подпрограммы осуществляется учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, в которых эти граждане состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). Должностными лицами совместно с органом по учету и распределению жилья и оперативным подразделением учреждения или органа уголовно-исполнительной системы рассматриваются представленные заявления, организуется работа по проверке документов, подтверждающих право граждан на их участие в подпрограмме.
Согласно пункту 12 Инструкции сотрудники включаются в список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат, только после признания их участниками подпрограммы.
При этом признание сотрудников уголовно-исполнительной системы нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществлялось учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы как федеральными органами исполнительной власти лишь до 1 марта 2005 года, то есть до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку после указанной даты постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления (статьи 14 и 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Кроме того, согласно статье 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Проанализировав приведенные правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что необходимым условием реализации указанного права на обеспечение жилым помещением в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы являются не только нуждаемость в улучшении жилищных условий и основания увольнения сотрудника органов уголовно-исполнительной системы при выслуге службы свыше 10 лет, но и время постановки в очереди на
улучшение жилищных условий. Из этого следует, что право состоять на учете до решения вопроса о получении жилья в рамках названной подпрограммы сохраняют лишь те сотрудники уголовно-исполнительной системы, которые были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года.
Установив, что сам истец с семьей был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Калининского района г.Чебоксары лишь после регистрации брака, имевшего место ... года, а с 3 декабря 2002 года на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Калининского района г.Чебоксары состояла лишь супруга истца Конова (...) Н.А., не являвшаяся на тот момент членом семьи истца, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что поскольку истец до 1 марта 2005 года не состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, что не оспаривалось и самим истцом, то он не может являться участником вышеназванной подпрограммы федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию истца и его представителя, выраженную в исковом заявлении и в судебном заседании при рассмотрении дела судом первой инстанции, в связи с чем эти доводы не могут быть приняты во внимание, поскольку по существу сводятся к переоценке выводов суда о фактических обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, и не содержат каких-либо подтверждений, которые могли бы послужить основаниями принятия судом иного решения, а потому не могут быть положены в основу отмены решения суда. В своем решении суд оценил достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Оснований для другой оценки доказательств, представленных при разрешении спора, судебная коллегия не усматривает. Доводы апелляционной жалобы, направленные на иную оценку доказательств, не свидетельствуют о неправильности принятого судом первой инстанции решения.
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено или изменено, ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется, в связи с чем апелляционная жалоба подлежит отклонению.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
апелляционную жалобу представителя Конова Ю.Г. – Софронова В.В. на решение Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 19 августа 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий М.А. Блинова
Судьи И.В. Юркина
А.А. Нестерова