ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело № 33-8486/2023 председательствующий судья суда первой инстанции Богданович Е.И.
(2-431/2023) УИД 91RS0012-01-2022-005097-35
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 сентября 2023 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего-судьи | Морозко О.Р. |
судей | Любобратцевой Н.И.Курской А.Г. |
при секретаре | ФИО8 |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным решения, понуждении осуществить определенные действия,
по апелляционной жалобе представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым на решение Керченского городского суда Республики Крым от 08 июня 2023 года.
УСТАНОВИЛА:
Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, в котором с учетом уточнения заявленных требований, просила признать незаконным решение Отдела установления пенсий с учетом специального стажа № Управления установления пенсий Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе истцу в установлении досрочной страховой пенсии по старости, понуждении ответчика включить в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учитель русского языка, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учитель начальных классов, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учитель, а также в общий страховой стаж и в специальный стаж – период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учитель; и назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», однако оспариваемым решением от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с недостаточностью специального стажа. При этом из подсчета стажа были исключены указанные периоды ввиду отсутствия документального подтверждения обстоятельств, необходимых для досрочного назначения пенсии на территории иностранного государства. Считая отказ в установлении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, истец обратилась с данным иском в суд.
Определением Керченского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ответчика - Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым - на его правопреемника - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО1 удовлетворены. Признано незаконным решение Отдела установления пенсий с учетом специального стажа № Управления установления пенсий Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО1 в установлении досрочной страховой пенсии по старости. На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым возложена обязанность включить в специальный стаж ФИО1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в общий трудовой стаж - период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и установить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента обращения с ДД.ММ.ГГГГ.
В апелляционной жалобе представитель ответчика указывает на не согласие с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе истцу в удовлетворении требований. Считает, что суд неверно определил обстоятельства, имеющие значение для данного дела, неправильно применил нормы материального права, не применил закон, подлежащий применению. Доводы жалобы аналогичны доводам оспариваемого решения и не содержат ссылок на иные обстоятельства. В частности, автор жалобы указывает на отсутствие оснований для включения в стаж истца спорных периодов работы на территории иностранного государства в связи с отсутствием подтверждения компетентными органами Республики Узбекистан сведений, отраженных в предоставленных документах, и отсутствия документального подтверждения обстоятельств, необходимых для досрочного назначения пенсии.
Представитель истца в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражала, указав на ее необоснованность.
Ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, от представителя ответчика поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации Республики Крым с заявление о назначении досрочной пенсии по старости как лицо, более 25 лет осуществлявшее педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Однако решением Отдела установления пенсий с учетом специального стажа № Управления установления пенсий Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости. В расчет стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии, не включены, в частности, периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием документального подтверждения обстоятельств, необходимых для досрочного назначения пенсии за период работы на территории иностранного государства (Узбекистан). В общий страховой и специальный стаж истца не включен периоды работы за пределами территории Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием подтверждения компетентным органом сведений, отраженных в предоставленных документах о стаже, а также отсутствия документального подтверждения обстоятельств, необходимых для досрочного назначения пенсии. Общий страховой стаж истца составил 37 лет 07 месяцев 20 дней, в том числе стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочную пенсию, – 20 лет 08 месяцев 28 дней (при необходимых 25 годах).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с частью второй этой же статьи Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения содержались в пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 01.01.2015.
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. №463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд по мнению судебной коллегии обоснованно пришел к выводу, что отказ Отдела установления пенсий с учетом специального стажа № Управления установления пенсий Государственного Учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным, исходя из следующего.
Согласно ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
В Правилах подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1015, также указано на то, что трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Только при отсутствии трудовой книжки, а также в случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные записи, либо не содержатся записи об отдельных периодах работы, в подтверждение трудового стажа принимаются справки, выписки из приказов, лицевые счета и другие документы, содержащие сведения о периодах работы.
Спорные периоды работы указаны в трудовой книжке серии ГТ № на имя ФИО1 (ФИО13) ФИО1, согласно которой ДД.ММ.ГГГГ истец назначена учительницей русского языка и литературы в среднюю школу № им. ФИО9 <адрес>о <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 освобождена от занимаемой должности по собственному желанию; ДД.ММ.ГГГГ истец принята на должность учителя начальных классов в СШ № им. Николаева, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 освобождена от занимаемой должности по собственному желанию; ДД.ММ.ГГГГ истец принята на должность учителя начальных классов средней школы № им. К. Маркса, ДД.ММ.ГГГГ – освобождена от занимаемой должности в связи со сменой места жительства.
Таким образом, суд верно пришел к выводу о том, что периоды работы истца подтверждаются записями в трудовой книжке, которые содержат сведения о приеме на работу и увольнении с указанием соответствующих приказов работодателя, послужившие основанием к их внесению, записи внесены последовательно с соблюдением нумерации и заверены подписями специально уполномоченных лиц и оттисками печатей работодателей.
Кроме того, в материалах пенсионного дела имеются ответ Государственного архива документов по личному составу <адрес> Республики Узбекистан от 21.02.2022 № на запрос пенсионного органа о невозможности предоставления справки, подтверждающей период работы ФИО1 в Зарбдорском РайОНО <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ввиду того, что документы по личному составу в архив не переданы, и справка Государственного архива документов по личному составу <адрес> регионального управления по архивному делу <адрес> Республики Узбекистан от ДД.ММ.ГГГГ №, из которого следует, что истец работала в Кургантепинском РайОНО школа № (41) и получала заработную плату с августа 1988 года по август 1989 года (л.д. 84-86). В свою очередь, ответ на запрос пенсионно-социального характера относительно периода работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ от архивного учреждения не поступил по настоящее время, на судебный запрос аналогичного содержания ответ также не поступил. Таким образом, меры по получению необходимых документов исчерпаны, однако получение иных документов помимо предоставленных компетентным органом Республики Узбекистан не представляется возможным.
Судебная коллегия также соглашается с выводом судом первой инстанции в части включения в общий и специальный стаж истца периода работы в средней школе № им. К. Маркса (Узбекистан) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку он отражен в трудовой книжке истца, с соблюдением требований Инструкции, а не подтверждение компетентным органом Республики Узбекистан данного периода работы не может нести для истца негативных последствий в виде исключения из подсчета стажа периода работы, отраженного надлежащим образом в трудовой книжке и не является основанием полагать, что истец в указанный период не работал.
Так, согласно ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Аналогичные положения изложены в пункте 2 статьи 10 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Законодательством Российской Федерации не предусмотрен иной порядок зачета периодов работы за пределами территории Российской Федерации в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (действовавшего на период обращения истца с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии), в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Республика Узбекистан и Российская Федерация являются участниками данного соглашения.
В силу пункта 2 статьи 6 вышеназванного Соглашения от 13.03.1992 для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта 1992 года.
Поскольку в соответствии с Соглашением от 08.12.1991 «О создании Содружества Независимых Государств», ратифицированным Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 №2014-1, Союз ССР прекратил свое существование 08.12.1991, то из буквального толкования п. 2 ст. 6 Соглашения от 13.03.1992 следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 08.12.1991, а после распада этих государств - до 13.03.1992.
Статья 11 данного Соглашения от 13.03.1992 г. предусматривает, что необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
Изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников этого Соглашения, за иной период, в указанное Соглашение от 13.03.1992 не вносилось.
В соответствии со ст. 10 Соглашения компетентные органы государств - участников Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
В соответствии с пунктом 1 Письма Министерства социальной защиты населения РФ от 31 января 1994 года N 1-369-18 при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 22.06.2004 г. N99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (далее - Рекомендации N 99р).
Согласно пункту 5 данных Рекомендаций N 99р по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР" (далее - Рекомендации от 22.06.2004 г. N 99р) для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах-участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29 января 2003 года N 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Таким образом, в силу приведенных выше норм международного договора и пенсионного законодательства РФ при новом установлении пенсий территориальным органом Пенсионного фонда РФ необходимо осуществлять подтверждение трудового (страхового), льготного стажа, приобретенного на территории государств-участников Соглашения, при этом периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами РФ за пределами территории РФ (в данном случае в <адрес>) и которые включаются в страховой стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Таким образом, из положений ст. ст. 1, 6 Соглашения от 13.03.1992 г. и разъясняющих их применение подзаконных актов (п. 5 Рекомендаций N99р) следует, что реализация истцом права на назначение досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности на территории Российской Федерации производится в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом в соответствии с приведенными выше Рекомендациями N99р (пункт 5) поскольку спорные периоды работы истицы имели место до 01.01.2002 г. отсутствует необходимость подтверждения страхового стажа на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 г. путем предоставления справки компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В силу ст. 55 Конституции Российской Федерации ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина допустимо только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственного здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Конституционное право на социальное обеспечение включает право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. Отказ в назначении пенсии в связи утратой документов или по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника, является ограничением конституционного права на социальное обеспечение, гарантированного частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с частями 2 - 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы, имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (специальный стаж), при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Так, в спорные периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учитель русского языка, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учитель начальных классов, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), а в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. №463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления, которыми была предусмотрена должность учителя начальных, семилетних, восьмилетних и средних школ, независимо от их наименования и учителя школ и школ – интернатов всех типов и наименований, соответственно.
Таким образом, должности, занимаемые истцом, и наименования учреждений в полной мере соответствовали указанным выше Спискам в юридически значимые периоды.
Согласно п. 60 Правил N 1015 записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Согласно пункту 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258и, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета (пункт 13 Порядка).
Аналогичные разъяснения даны и в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в котором также разъяснено, что периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона N173-ФЗ).
В пункте 16 указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Подтверждение полной занятости на работах с особыми условиями труда согласно действовавшему на тот период времени законодательству не требовалось, с учетом того, что до 1 января 1992 года деятельность предприятий носила стабильный характер, такая обязанность возникла у лиц, претендующих на досрочную пенсию за периоды работы, начиная с 1 января 1992 года.
Период работы подтвержден записями трудовой книжки.
Изложенное является основанием для безусловного включения в специальный стаж истца периодов работы до 1 января 1992 года, как подтвержденных трудовой книжкой и справками держателя трудового архива, частично подтверждающими периоды работы и начисление заработной платы, поскольку все необходимые сведения содержатся в трудовой книжке.
В свою очередь, невозможность получения истцом и пенсионным органом справки, уточняющей особый характер работ и занятость в течение полного рабочего дня на указанных работах, ввиду ликвидации учреждения работодателя и не передачи необходимых документов на архивное хранение в связи с ликвидацией, не может лишать гражданина права на пенсионное обеспечение, с учетом доказанности факта работы истца на соответствующих видах работ и отсутствия доказательств изменения ее трудовой функции либо работы с неполной занятостью.
Также, судебная коллегия учитывает, что спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ является составной частью периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Изложенное свидетельствует об обоснованности вывода суда первой инстанции относительно необходимости включения в специальный стаж истца спорных периодов работы, а также основанием для включения общий страховой стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона.
Согласно предоставленного по запросу суда первой инстанции предварительного расчета и ИПК истца, на дату обращения за назначением пенсии педагогический стаж истца с учетом спорных периодов составлял 26 лет 02 месяца 10 дней, необходимый стаж 25 лет выработан на ДД.ММ.ГГГГ, ввиду чего право на назначение пенсии с учетом повышения возраста, предусмотренного ч. 1.1. ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», возникает через 18 месяцев с указанной даты – ДД.ММ.ГГГГ и на дату подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ отсутствовало.
В пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 (ред. от 28.05.2019) "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" обращено внимание судов на то, что в резолютивной части решения, которым требования истца удовлетворены, должно быть, в частности, указано, с какого времени ответчик обязан назначить истцу пенсию, если суд придет к выводу, что орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, необоснованно отказал истцу в назначении пенсии.
Необходимо иметь в виду, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом N173-ФЗ (статьи 18 и 19 Федерального закона N 173-ФЗ).
В силу части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Анализируя изложенное и установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда в части возложения на пенсионный орган назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с даты возникновения права на ее назначение отвечает принципам справедливости и правовой определенности, поскольку в случае включения пенсионным органом необоснованно исключенных периодов в стаж на соответствующих видах работ и в общий стразовой стаж, истцу могло быть обоснованно отказано в назначении указанной пенсии на момент вынесения пенсионным органом оспариваемого решение, которое должно было быть мотивировано преждевременностью поданного заявления, что в свою очередь дало бы истцу возможность своевременно реализовать право на установление досрочной пенсии по старости. Отсутствие в оспариваемом решении указанных сведений свидетельствует о том, что право истца, в том числе на достоверное информирование о дате возникновения соответствующего право нарушено и обоснованно восстановлено судом путем возложения обязанности на пенсионный орган назначить истцу пенсию с даты возникновения права.
Иной подход лишил бы истца права на своевременное установление пенсии, право на которую истцом приобретено согласно закону.
Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Керченского городского суда Республики Крым от 08 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение трех месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий | Морозко О.Р. |
Судьи | Любобратцева Н.И.Курская А.Г. |