Решение по делу № 2-1975/2021 от 23.04.2021

Дело № 92RS0002-01-2021-002187-39

Производство № 2-1975/2021

    РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 августа 2021 года                                                  город Севастополь

Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего - судьи Котешко Л.Л.,

при секретаре судебного заседания – Петрушечкиной Е.А.

с участием прокурора Денисовой Е.А.,

истца – Ермаковой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Балаклавского района города Севастополя в интересах Ермаковой Александры Алексеевны к Департаменту капитального строительства города Севастополя с участием Департамента образования и науки города Севастополя о понуждении к действию,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Балаклавского района города Севастополя обратился в суд в интересах Ермаковой А.А. с исковым заявлением к ответчику, в котором просит суд обязать Департамент капитального строительства города Севастополя предоставить Ермаковой Александре Алексеевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное применительно к условиям города Севастополя по нормам предоставления площади жилое помещение по договору социального найма и включенного в список, установленный законодательством города Севастополя для договоров социального найма.

Исковые требования мотивированы тем, что Ермакова А.А. подлежит обеспечению жилым помещением как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, однако до настоящего времени специализированным жильем не обеспечена.

Прокурор и материальный истец исковые требования поддержали, просили их удовлетворить, сославшись на обстоятельства, указанные в исковом заявлении.

Ответчик явку своего представителя не обеспечил, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщил.

Департамент образования и науки города Севастополя просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя, указав, что Ермакова А.А. состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями под номером №541.

Суд с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, мнения сторон, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.

Исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, определив, какие обстоятельства, имеющие значение для дела установлены, определив характер правоотношений сторон, какой закон должен быть применен, суд пришел к следующим выводам.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права                     и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В силу п. «ж» ч.1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение; координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.

Из положений ст.39, 40 Конституции Российской Федерации следует, что каждому гарантируется социальное обеспечение, установленное законом. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что в соответствии со ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Ермакова А.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без родительского попечения, поскольку отец Ермаковой А.А. – ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ, а мать ФИО6 на основании решения Балаклавского районного суда города Севастополя от 16 марта 2011 года лишена родительских прав в отношении дочери Ермаковой А.А.

Распоряжением Департамента образования и науки города Севастополя от 14 февраля 2020 года № 101-РО Ермакова Александра Алексеевна включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Из уведомлений из Единого государственного реестра недвижимости от 23 января 2017 года и 08 мая 2019 года усматривается, что у Ермаковой А.А. за период с 01 января 1998 года по 05 мая 2019 года отсутствуют сведения об объектах недвижимости на праве собственности, зарегистрированных за последней.

Положениями ст. 27 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года и вступившей в силу для СССР 15 сентября 1990 года закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 92, ст. 98.1, ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 1, 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Частями ч. 3, 4 ст. 8 Закона города Севастополя от 09 февраля 2015 года                    № 112-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот                        и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Севастополе» предусмотрено, что жилые помещения из специализированного жилищного фонда города Севастополя по договорам найма специализированных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям города Севастополя, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и включенным в список, установленный законодательством города Севастополя для договоров социального найма.

Из ст. 5 Закона города Севастополя от 05 мая 2015 года № 134-ЗС                       «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в городе Севастополе» следует, что при предоставлении жилых помещений по договору социального найма минимальный размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (далее - норма предоставления площади жилого помещения), составляет: восемнадцать квадратных метров на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек; тридцать три квадратных метра для одиноко проживающего гражданина. Превышение нормы предоставления площади жилого помещения допускается    в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации. В иных случаях, с учетом конструктивных особенностей жилого помещения, допускается превышение указанной нормы на всю семью не более чем на половину нормы предоставления площади жилого помещения, полагающейся на одного человека.

Как усматривается из определения Верховного Суда Российской Федерации от 16 июня 2009 года № 85-В09-11, обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26 декабря 2018 года, требования законодательства не ставят право внеочередного предоставления жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более – от времени включения в список внеочередников. В законодательстве отсутствует указание на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

В соответствии с правовой позицией, выраженной в Определении Верховного Суда РФ от 22 апреля 2014 года № 7-КГ14-2, отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Согласно п.п. 3.1.2.1, 3.1.2.6 Положения о Департаменте капитального строительства города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 08 сентября 2016 года № 840-ПП, Департамент капитального строительства города Севастополя в сфере жилищной политики: участвует в формировании жилищного фонда города Севастополя, принимает решение о распоряжении жилищным фондом города Севастополя; заключает договоры найма жилых помещений жилищного фонда города Севастополя, в том числе специализированного жилищного фонда города Севастополя.

Однако, в нарушение указанных требований законодательства в предоставлении Ермаковой А.А. жилого помещения Департаментом капитального строительства города Севастополя было отказано, в ответе от 12 июля 2021 года указано, что Ермакова А.А. в списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц их числа, значится под № 541 и будет обеспечена жилым помещением в порядке очередности.

На основании изложенного, учитывая, что Ермакова А.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, обязанность обеспечения жилым помещением последней возложена на Департамент капитального строительства г. Севастополя без какой-либо очередности, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд, -

РЕШИЛ:

Исковое заявление заместителя прокурора Балаклавского района города Севастополя в интересах Ермаковой Александры Алексеевны к Департаменту капитального строительства города Севастополя с участием Департамента образования и науки города Севастополя о понуждении к действию удовлетворить.

Обязать Департамент капитального строительства города Севастополя предоставить Ермаковой Александре Алексеевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относящейся к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, применительно к условиям города Севастополя благоустроенное жилое помещение по нормам представления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Севастополе из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Указанное решение является основанием для заключения Департаментом капитального строительства города Севастополя с Ермаковой Александрой Алексеевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, договора найма специализированного жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Гагаринский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 16.08.2021.

Председательствующий –

2-1975/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Балаклавского района г. Севастополя
Ермакова Александра Алексеевна
Ответчики
Департамент капитального строительства г. Севастополя
Другие
Департамент образования и науки города Севастополя
Суд
Гагаринский районный суд Севастополя
Судья
Котешко Людмила Леонидовна
Дело на странице суда
gagarinskiy.sev.sudrf.ru
23.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.04.2021Передача материалов судье
27.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.06.2021Судебное заседание
15.06.2021Судебное заседание
09.08.2021Судебное заседание
16.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее