ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
УИД 91RS0018-01-2022-000210-22
дело №2-951/2022 судья первой инстанции – Собещанская Н.В.
дело №33-6046/2023 докладчик – судья апелляционной инстанции Онищенко Т.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 июня 2023 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи | Онищенко Т.С., |
судей | Аврамиди Т.С., Рошка М.В., |
при секретаре | Турич Э.М., |
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Онищенко Т.С. гражданское дело по иску Лобачева Виктора Владимировича к Главе крестьянского фермерского хозяйства Зубок Максиму Анатольевичу (Главе КФХ Зубок Максиму Анатольевичу), Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (Госкомрегистру), Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым (Минимуществу Крыма) об установлении факта наложения границ земельных участков, внесении сведений о границах земельного участка в реестр недвижимости, исключении сведений об описании местоположения границ земельного участка из реестра недвижимости, третьи лица – Администрация Виноградовского сельского поселения Сакского района Республики Крым (Администрация Виноградовского сельского поселения), по апелляционной жалобе Минимущества Крыма на решение Сакского районного суда Республики Крым от 12 октября 2022 года,
УСТАНОВИЛА:
Лобачев В.В. 21 января 2022 года обратился в суд с указанным иском и, с учётом поданных уточнений, просил:
установить факт наличия наложения, допущенного при осуществлении государственного кадастрового учёта земельного участка с кадастровым номером №, в части границ земельного участка и внести в сведения ЕГРН о принадлежащем Лобачеву В.В. земельном участке площадью 60 000 кв.м с кадастровым номером №, расположенном по адресу: Республика <адрес>, образованном согласно государственному акту на право частной собственности на землю от 16 июля 2002 года №05625, по следующим характерным точкам:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
исключить из ЕГРН сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Республика <адрес>.
Заявленные требования истец обосновывал тем, что истец является собственником земельного участка площадью 60 000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель-земли сельскохозяйственного назначения, кадастровый номер №.
В связи с уточнением местоположения земельного участка истец обратился к кадастровому инженер для изготовления межевого плана, и в ходе проведения работ последним было установлено, что в сведениях ЕГРН на месте фактического расположения границ земельного участка с кадастровым номером № находится земельный участок с кадастровым номером №, границы которого уточнены и накладываются на земельный участок с кадастровым номером №, что подтверждается уведомлением об отказе в государственном кадастровом учёте.
Считает, что границы земельного участка с кадастровым номером № сформированы неверно, т.к. не были учтены границы ранее учтённого земельного участка истца принадлежащего на основании государственного акта серии П-КМ №055625 от 16 июля 2002 года, при этом Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым 29 марта 2021 года был сформирован земельный участок с кадастровым номером № площадью 433 074 кв.м, куда вошёл полностью земельный участок принадлежащий на праве собственности истцу, оформлена государственная собственность, и на основании приказа №754 от 12 февраля 2021 года утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории главе крестьянского (фермерского) хозяйства Зубок М.А., земельный участок был предоставлен в аренду.
Действующим законодательством установлен исчерпывающий перечень случаев, предусматривающий снятие земельного участка с государственного кадастрового учёта, если внесённые сведения не носят временный характер, земельный участок истца является ранее учтённым, действия по его преобразованию не осуществлялись. В настоящее время истец лишён возможности произвести действия по уточнению границ земельного участка, также не представляется возможным произвести действия по исключению сведений о местоположения границ земельного участка, принадлежащего на праве собственности Республике Крым, в связи с чем, истец вынужден обратиться в суд с данным иском.
Решением Сакского районного суда Республики Крым от 12 октября 2022 года исковые требования Лобачева В.В. удовлетворены.
Установлен факт наличия наложения, допущенного при осуществлении государственного кадастрового учёта земельного участка площадью 433 074 кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> на расстоянии 3,8 км, северо-восточнее с. Виноградово, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования – сельскохозяйственное назначение.
В ЕГРН внесены сведения о характерных точках границы принадлежащего Лобачеву В.В. земельного участка площадью 60 000 кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Республика Крым, Сакский район, на территории Виноградовского сельского совета, северо-восточнее с. Виноградово, образованного согласно государственному акту на право частной собственности на землю от 16 июля 2002 года №05625, по следующим характерным точкам:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Исключены из ЕГРН сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Республика <адрес> /т.3, л.д. 31-40/.
Не согласившись с данным решением суда, представитель ответчика Минимущества Крыма – Хистов В.Ю. подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права /т.3, л.д. 66-71/.
В частности, основные доводы жалобы заключаются в том, что площадь земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего Лобачеву В.В., составляет 60 000 кв.м, в то время как площадь принадлежащего Республике Крым земельного участка с кадастровым номером № составляет 433 074 кв.м, однако суд первой инстанции решил исключить из ЕГРН весь земельный участок с кадастровым номером № площадью 433 074 кв.м, что несоразмерно нарушенному праву истца.
Определением Сакского районного суда Республики Крым от 20 марта 2023 года ответчику – Минимуществу Крыма восстановлен пропущенный процессуальный срок на подачу апелляционной жалобы /т.3, л.д. 119-121/.
Истцом – Лобачевым В.В. предоставлены письменные возражения, в которых он просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы /т.3, л.д. 92-94/.
Информация о движении дела (в т.ч. о времени и месте рассмотрения дела) размещена 08 июня 2023 года на официальном сайте Верховного Суда Республики Крым в сети Интернет по адресу: vs.krm@sudrf.ru /т.3, л.д. 152/.
Представитель истца Лобачева В.В. – Мищенко С.И. просил оставить решение суда первой инстанции без изменения по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
Истец – Лобачев В.В., ответчик – глава КФХ Зубок М.А., представители ответчиков – Минимущества Крыма и Госкомрегистра а также третьего лица – Администрации Виноградовского сельского поселения, будучи надлежащим образом извещёнными о времени и месте рассмотрения дела, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, от третьего лица – Администрации Виноградовского сельского поселения поступило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие /т.3, л.д. 162/, остальные о причинах неявки не сообщили, что с учётом положений части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционное производство как один из процессуальных способов пересмотра, не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку законности и обоснованности решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства, если признает, что они не могли быть представлены стороной в суд первой инстанции; подтверждает указанные в обжалованном решении суда факты и правоотношения или устанавливает новые факты и правоотношения.
Заслушав доклад судьи Онищенко Т.С., выслушав представителя истца, проверив материалы дела, законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебном решении» №23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемое решение суда первой инстанции соответствует изложенным требованиям.
Согласно статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции при принятии решения таких нарушений не допустил.
Удовлетворяя исковые требования Лобачева В.В., суд первой инстанции исходил из их доказанности и обоснованности.
Судебная коллегия соглашается с таким разрешением спора, поскольку выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона, а доводы апелляционной жалобы их не опровергают и подлежат отклонению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 29 апреля 2022 года распоряжением Сакской районной государственной администрации АР Крым №303-р дано разрешение на разработку проекта отвода земельного участка, расположенного на землях запаса государственной собственности на расстоянии 4,50 км северо-восточнее села Виноградово на территории Виноградовского сельского совета бесплатно в собственность Лобачеву Виктору Васильевичу (так в документе) площадью 6,0 га для ведения фермерского хозяйства /т.2, л.д. 8, 9/.
16 июля 2002 года Лобачеву В.В. выдан Государственный акт на право частной собственности на землю серии П-КМ № 55625, зарегистрированный в Книге записей государственных актов на право частной собственности на землю за №10, подтверждающий право собственности на земельный участок площадью 6,0 га кадастровый номер №, для ведения фермерского хозяйства, на <адрес> /т.1, л.д. 33; т.2. л.д. 16, 17/.
19 июля 2002 года распоряжением Сакской районной государственной администрации АР Крым №543-р внесено изменение в пункт 1.2 распоряжения Сакской районной государственной администрации АР Крым от 29 апреля 2002 года №303-р, заменены слова: «Лобачеву Виктору Васильевичу» на слова: «Лобачеву Виктору Владимировичу» /т.2, л.д. 7/.
22 июля 2002 года составлен Акт об установлении в натуре границ земельного участка, переданного бесплатно в частную собственность Лобачеву В.В. для ведения фермерского хозяйства из земель запаса государственной собственности на территории Виноградовского сельского совета Сакского района Автономной Республики Крым, на основании распоряжений Сакской районной государственной администрации АР Крым от 29 апреля 2002 года №303-р и от 19 июля 2002 года №543-р. Передаваемый в собственность земельный участок площадью 6,0 га кадастровый номер №, расположен на расстоянии 4,5 км северо-восточнее села Виноградово /т.1, л.д. 32-33; т.2, л.д. 6, 10, 11/.
12 мая 2021 года в ЕГРН внесены сведения об основных характеристиках земельного участка площадью 60 000 кв.м, кадастровый номер №, расположенный по адресу : <адрес>, статус «ранее учтённый» /т.1, л.д. 20/.
29 сентября 2021 года в ЕГРН внесены сведения о правообладателе вышеуказанного земельного участка – Лобачеве В.В. /т.1, л.д. 19/.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются материалами регистрационного дела на вышеуказанный земельный участок /т.1, л.д. 49-58/.
12 февраля 2021 года приказом Минимущества Крыма №754, утверждена Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 433 074 кв.м по адресу: Республика <адрес>, на расстоянии 3,8 км северо-восточнее с. Виноградово, находящегося в собственности Республики Крым; вышеуказанный земельный участок, отнесён к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения и установлен вид разрешённого использования земельного участка – выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур; предварительно согласовано предоставление в аренду, вышеуказанного земельного участка, КФХ Зубок М.А., без права размещения объектов капитального строительства /т.1, л.д. 80-84/.
29 марта 2021 года в ЕГРН внесены сведения о земельном участке площадью 433 074 +/- 230 кв.м, кадастровый номер №, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования – выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, находящийся по адресу: Республика Крым, Сакский район, Виноградовское сельское поселение, на расстоянии 3,8 км. северо-восточнее с. Виноградово, и сведения записи реестра прав на недвижимость о вещных правах, на объект недвижимости, правообладатель: Республика Крым (собственность), за номером государственной регистрации права №-91/010/2021-1 /т.1, л.д. 211-224/.
11 мая 2021 года между Минимуществом Крыма и КФХ Зубок М.А. заключён Договор аренды земельного участка №633н/11-2021, сроком на 5 лет со дня подписания Акта приёма-передачи земельного участка от 11 мая 2021 года о передаче во временное пользование и владение земельного участка площадью 433 074 +/- 230 кв.м, кадастровый номер №, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования – выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, находящийся по адресу: <адрес>, на расстоянии 3,8 км. северо-восточнее с. Виноградово /т.1, л.д. 128-143/.
01 июля 2021 года в ЕГРН внесены сведения об ограничении прав и обременение объекта недвижимости – земельного участка площадью 433 074 +/- 230 кв.м, кадастровый номер №, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разреженного использования – выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, находящийся по адресу: Республика Крым, Сакский район, Виноградовское сельское поселение, на расстоянии 3,8 км. северо-восточнее с. Виноградово, вид – аренда; срок – 5 лет; лицо в пользу которого установлено ограничение прав и обременение объекта недвижимости – Зубок М.А. (номер государственной регистрации права – №- 91/020/2021-3) /т.1, л.д. 214/.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются материалами регистрационного дела /т.1, л.д. 60-154/, сообщением Минимущества Крыма от 25 февраля 2022 года /т.1, л.д. 210/, выпиской из ЕГРН от 17 февраля 2022 года /т.1, л.д. 211-225/.
Согласно разъяснениям, данным в пунктах 2, 52, 53, 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10/22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
Требование об установлении границ земельного участка направлено на устранение неопределённости в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части.
Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости.
По таким искам ответчиком является смежный землепользователь, поскольку в рамках заявленного требования подлежит установлению смежная граница между земельными участками в соответствии с установленными координатами поворотных точек.
В силу частей 3, 4, 9 статьи 61 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» воспроизведённая в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечёт за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
Споры, возникающие в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в части 7 настоящей статьи, рассматриваются в судебном порядке.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность устранения ошибок в сведениях, соответствующих государственных информационных ресурсов по решению суда.
Частью 4.2 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами определяются координаты характерных точек границ земельного участка.
Частями 1, 2 статьи 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков.
По смыслу части 3 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» реестровая ошибка – это воспроизведённая в государственном реестре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный реестр недвижимости. То есть ошибка признается реестровой, если неверные данные содержались в документах, которые были предоставлены в орган кадастрового учёта (например, ошибки, допущенные при определении координат характерных точек границ земельного участка и воспроизведённые в ЕГРН).
Целью исправления реестровой (кадастровой) ошибки является приведение данных о фактических границах земельного участка, содержащихся в ЕГРН, в соответствии с фактическими границами, установленными на местности, в соответствии с которыми земельный участок предоставлялся заявителю и существует на местности.
Предметом доказывания по иску об исправлении реестровой ошибки является возникшая в процессе осуществления кадастровых работ ошибка в документе, воспроизведённая в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), наличие которой нарушает права истца.
Юридически значимым обстоятельством при разрешении спора об исправлении реестровой ошибки является установление правильных сведений о местоположении характерных точек части границ исходного земельного участка. Такое исправление реестровой ошибки допускается только в случае отсутствия спора о границах земельных участков.
С целью установления юридически значимых обстоятельств по делу, определением суда 24 февраля 2022 года по делу назначено проведение судебной землеустроительной экспертизы, производство которой поручено экспертам ИП Новак Ю.А. /т.1, л.д. 206-208/.
По результатам проведения исследования экспертом сформулирован следующие выводы, отражённые в экспертном заключении №106 от 11 августа 2022 года.
Учитывая, что в сведениях записи ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером №, отсутствует описание местоположения земельного участка («граница земельного участка, не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства»), а также вид разрешённого использования земельного участка – для ведения сельскохозяйственного производства, фактические границы (существующие на местности), которого, отсутствуют, эксперт пришёл к выводу, что определить соответствие фактических границ, площади и конфигурации, земельного участка, принадлежащего Лобачеву В.В., межевым границам, не представляется возможным.
Сведения об уточняемом земельном участке площадью 60 000 +/- 86 кв.м, кадастровый номер № (ранее присвоенный государственный учётный номер №), содержащиеся в Межевом плане, подготовленном кадастровым инженером Юденич А.И., по состоянию на 10 ноября 2021 года, соответствуют сведениям, содержащимся в «Техническом отчёте по передаче в частную собственность земельных участков гражданам: Лобачеву В.В. и Белобаба Д.В. для ведения фермерского хозяйства из земель запаса государственной собственности на территории Виноградовского сельского совета Сакского района Автономной Республики Крым», выполненный ЗПП «Корван» в 2002 году, при его образовании и государственной регистрации.
Учитывая вид разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером №, выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, а также отсутствие фактических границ (существующие на местности), эксперт пришёл к выводу, что определить соответствие фактических границ, площади и конфигурации, земельного участка, находящегося в аренде у Зубок М.А., межевым границам, не представляется возможным.
Наложение части межевых границ земельного участка площадью 433 074 +/- 230 кв.м, кадастровый номер №, на уточняемые границы земельного участка площадью 60 000 кв.м, кадастровый номер № (ранее присвоенный государственный учётный номер №), имеется, площадь наложения составила 60 000 +/- 86 кв.м, (местоположение определено по характерным точкам, отражённым на рис. 12 стр. 26 экспертного заключения).
Наиболее вероятной причиной установленного наложения части межевых границ земельного участка с кадастровым номером №, на уточняемые границы земельного участка с кадастровым номером №, является образование земельного участка государственной собственности Республики Крым, на основании приказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым №754 от 12 февраля 2021 года, без учёта местоположения границ, ранее образованного (сформированного) земельного участка площадью 60 000 кв.м, кадастровый номер № (украинский кадастровый номер №), из земель запаса государственной собственности на территории Виноградовского сельского совета северо-восточнее села Виноградово, право собственности по которому подтверждается Государственным актом на право частной собственности на землю серия П-КМ №055625, зарегистрированный в Книге записей государственных актов на право частной собственности на землю за №10 от 16 июля 2002 года, выданный на имя Лобачева В.В..
Учитывая, что при образовании земельного участка с кадастровым номером №, в соответствии с утверждённой Схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, на основании приказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым №754 от 12 февраля 2021 года, послужившая основанием для подготовки межевого плана и осуществления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав, местоположение границ которого, пересекают границы ранее образованного (сформированного) земельного участка площадью 60 000 кв.м, кадастровый номер № (ранее присвоенный государственный учётный номер №), земель запаса государственной собственности на территории Виноградовского сельского совета Сакского района для ведения фермерского хозяйства, эксперт пришёл к выводу, что в ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером № и земельного участка с кадастровым номером №, отсутствуют реестровые ошибки.
Оценивая указанное заключение экспертизы, принимая его как доказательство, суд первой инстанции исходил из того, что оно отвечает требованиям статей 84-86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержит подробный анализ документации, ссылки на нормативные документы и специальную литературу. Судом учитывалась квалификация эксперта, наличие необходимого образования, а также то обстоятельство, что при даче заключения эксперт предупреждён об уголовной ответственности.
Никаких доказательств, дающих основание сомневаться в правильности и обоснованности экспертизы, положенной в основу решения суда, судебной коллегией не установлено. Не установлено и нарушений судом первой инстанции норм процессуального права при разрешении вопроса о назначении по делу судебной экспертизы.
Вышеуказанное экспертное заключение не содержит неясности или неполноты, у суда обоснованно отсутствовали основания сомневаться в правильности или обоснованности экспертного заключения.
Каких-либо нарушений требований статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации или Федерального закона, «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» №73-ФЗ от 31 мая 2001 года при проведении экспертизы не усматривается.
Для проведения дополнительной или повторной экспертизы судебная коллегия не находит оснований.
В соответствии со статьёй 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Основания не доверять выводам судебного эксперта отсутствуют, ввиду чего вышеуказанное заключение судом первой инстанции обосновано принято в качестве надлежащего и допустимого доказательства по данном делу.
На момент образования и регистрации права на земельный участок площадью 60 000 кв.м, кадастровый номер № (ранее присвоенный государственный учётный номер №), категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разреженного использования – сельскохозяйственное использование, находящийся по адресу: Республика <адрес>, вопросы о возникновении и прекращении права собственности на земельный участок регулировались законодательством Украины.
Согласно статье 6 Земельного кодекса Украины, граждане Украины могли иметь право на приобретение в собственности земельных участков, в т.ч. для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Подпунктами 1 и 2 статьи 9 Земельного кодекса Украины было установлено, что к ведению сельских, поселковых и городских районного подчинения Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений на их территории относится: передача земельных участков в собственность, предоставление их в пользования, в том числе на условиях аренды в порядке, установленном статьями 17 и 19 настоящего Кодекса (пункт 1); регистрация права собственности, права пользования землёй и договоров на аренду земли (пункт 2).
Статьёй 13 Земельного кодекса Украины была определена компетенция АР Крым в области регулирования земельных отношений, в т.ч. организация ведения земельно-кадастровой документации (пункт 3); организация землеустройства (пункт 6); решение других вопросов в области регулирования земельных отношений (пуант 8).
Согласно пункту 7 Положения о порядке ведения государственного земельного кадастра, утверждённому Постановлением Кабинета Министров Украины от 12 января 1993 года №15, к земельно-кадастровой документации относятся кадастровые карты и планы (графические и цифровые), схемы, графики, текстовые и другие материалы, содержащие сведения о границах административно-территориальных образований, границах земельных участков собственников земли и землепользователей, в т.ч. арендаторов, правовом режиме земель, находящихся в государственной, коллективной и частной собственности, их количестве, качестве, народнохозяйственной ценности и продуктивности по собственникам земли и землепользователям, населённым пунктам, территориям сельских, поселковых, городских, районных Советов народных депутатов, областям.
Земельно-кадастровая документация включала книги регистрации государственных актов на право коллективной, частной собственности на землю, право постоянного пользования землёй, договоров на временное пользование землёй, в т.ч. на условиях аренды. Земельно-кадастровая документация велась согласно инструкции ведения государственного земельного кадастра, утверждаемой Госкомземом.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Украины, предусмотрен порядок передачи земельных участков в собственность Советами народных депутатов, по месту расположения этого участка, в т.ч. для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в размере согласно статье 52 указанного Кодекса.
Согласно абзацу 1 статьи 22 Земельного кодекса Украины, право собственности на землю или право пользования предоставленной земельным участком возникало после установления землеустроительными организациями границ земельного участка в натуре (на местности) и получения документа, удостоверяющего это право.
Абзацем 1 статьи 23 Земельного кодекса Украины предусматривалось, что право собственности или право постоянного пользования землёй удостоверяется государственными актами, которые выдаются и регистрируются сельскими, поселковыми, городскими, районными Советами народных депутатов.
Статья 126 Земельного кодекса Украины предусматривала, что право собственности на земельный участок и право постоянного пользование земельным участком удостоверяется государственными актами. Формы государственных актов утверждаются Кабинетом министров Украины (до 01 января 2013 года).
С 01 января 2013 года право собственности, пользование земельным участком оформлялось в соответствии с Законом Украины «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их ограничений» №1952-IV от 01 июля 2004 года.
Согласно пункта 2 раздела VII Заключительных и переходных положений Закона Украины «О Государственном земельном кадастре», установлено, что земельные участки, право собственности (пользования) на которые возникло до 2004 года, считались сформированными, независимо от присвоения им кадастрового номера. В случае если сведения об указанных земельные участки не внесены в Государственный реестр земель, их государственная регистрация осуществляется на основании технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности) по заявлению их владельцев (пользователей земельного участка государственной или коммунальной собственности).
В случае если кадастровые номера земельных участков были определены (в том числе на основании технической документации с землеустройства по составлению документов, удостоверяющих право на земельный участок), но не присвоены до 1 января 2013 года, такие кадастровые номера считаются присвоенными, а земельные участки - зарегистрированными в Государственном земельном кадастре с момента письменного обращения заказчика документации по землеустройству, на основании которого был определен кадастровый номер земельного участка, без представления электронного документа и взимания платы за государственную регистрацию земельного участка, в случае если такая документация с землеустройство было утверждено до 1 января 2013 года в порядке, установленном законом.
Согласно положения статьи 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статье 12.2 этого федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Согласно части 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-3PK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, утверждённый постановлением Совета министров Республики Крым от 11 августа 2014 года №264 предусматривает, что документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, являются решения о передаче (предоставлении) земельного участка в собственность (пользование, в том числе аренду) (пункт 15 статьи 1 Перечня).
С учётом вышеизложенного, в ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером № и земельного участка с кадастровым номером № отсутствуют реестровые ошибки.
Согласно положений статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, права, предусмотренные статьями 301-304 Гражданского кодекса Российской Федерации, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления, либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
Статья 304 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Пункт 45 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» предусматривает, что применяя статью 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам необходимо учитывать, что в силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своём или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.
Истец во внесудебном порядке не может внести сведения о координатах земельного участка с кадастровым номером 90:11:0403010:84 в ЕГРН, а также сведения о границах земельного участка, в связи с регистрацией координат и границ земельного участка с кадастровым номером № площадью 433 074 кв.м, в связи с чем, имеются правовые основания для исключения сведения о границах и площади земельного участка с кадастровым номером № из ЕГРН.
С целью защиты нарушенных прав истца следует внести сведения о координатах земельного участка, принадлежащего на праве собственности истцу в ЕГРН.
Исключить часть земельного участка, образованного путём утверждения схемы из ЕГРН, не представляется возможным, поскольку положение Земельного кодекса Российской Федерации не предусматривают возможность и (или) основания внесения изменений в принятое решение об утверждении схемы и утверждённую схему. Также необходимо принимать во внимание, что в случае осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав (ограничения прав) на образованный в соответствии с решением об утверждении схемы и схемой земельный участок, указанное решение считается исполненным. Внесение изменений в исполненное решение также не допускается. Изменения возможны только путём принятия нового решения (с разработкой новой схемы с целью образования земельных участков из существующего земельного участка), в связи с чем судебная коллегия отклоняет доводы жалобы в данной части (письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 16 сентября 2022 года исх. №18-02756/22).
Доводы апеллянта о несогласии с произведённой судом оценкой доказательств, отклоняются судебной коллегией как необоснованные, поскольку представленные в материалы дела доказательства оценены судом в соответствии со статьями 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции Российской Федерации вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от 17 июля 2007 года №566-О-О, от 18 декабря 2007 года №888-О-О, от 15 июля 2008 года №465-О-О и др.). При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Из приведённых положений закона следует, что суд первой инстанции оценивает не только относимость, допустимость доказательств, но и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Из содержания обжалуемого решения следует, что правила оценки доказательств судом первой инстанции соблюдены.
Несовпадение результата оценки доказательств суда с мнением заявителя жалобы обстоятельством, влекущим отмену решения, не является.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного постановления, поскольку не содержат каких-либо сведений, опровергающих выводы суда первой инстанции и ставящих под сомнение законность судебного акта, постановленного по данному делу, основаны на неверном толковании норм права, фактически направлены на переоценку и иное толкование заявителем доказательств, собранных по делу, оспариванию обоснованности выводов суда об установленных им по делу обстоятельствах.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Учитывая обстоятельства, установленные судебной коллегией в ходе проверки законности и обоснованности обжалуемого судебного постановления, оснований к удовлетворению апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сакского районного суда Республики Крым от 12 октября 2022 года, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке путём подачи в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции кассационной жалобы в срок, не превышающий трёх месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено и подписано 28 июня 2023 года.
Председательствующий
Судьи