Дело № 2а-4819/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ)
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи С.В. Ланшакова,
при секретаре В.А. Рейш,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 24 мая 2017 года дело по административному иску ИФНС России по г. Сыктывкару к Попову Р.В. о взыскании недоимки по страховым взносам и пени,
у с т а н о в и л:
ИФНС России по г. Сыктывкару обратилось в суд с иском к Р.В. Попову о взыскании недоимки по страховым взносам в размере .... и пени в сумме ...
В обоснование иска указало, что Р.В. Попов до ** ** ** г. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Ответчиком допущена неуплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за ** ** ** г., что повлекло не поступление страховых взносов в фонд пенсионного страхования.
Истец своего представителя не направил, надлежащим образом извещен, письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Р.В. Попов в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, каких-либо письменных возражений относительно иска и ходатайств об отложении рассмотрения дела не представил в суд.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии сторон.
Исследовав письменные материалы дела, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 ст.6 ФЗ РФ № 167-ФЗ от 15.12.2001г «Об обязательном пенсионном страховании» страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются, в том числе, индивидуальные предприниматели.
В силу п. 2 ст. 14 вышеуказанного Федерального закона страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд.
Как следует из правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 года N 211-О, предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей. При этом данное лицо не утрачивает право впоследствии вновь зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, если придет к выводу, что более нет препятствий для занятия предпринимательской деятельностью.
Вместе с тем в случаях, когда при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, он не лишается возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам за соответствующий период защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства. Взыскание недоимки по страховым взносам осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации в судебном порядке (пункт 2 статьи 25 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"). Суд, рассматривая требования о взыскании с индивидуального предпринимателя недоимки по страховым взносам, не может - исходя из принципов состязательности и равноправия сторон - ограничиться формальной констатацией лишь факта нарушения обязательства, не принимая во внимание иные связанные с ним обстоятельства, в том числе представленные гражданином доказательства существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности. При этом предписания статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не препятствуют суду при наличии доказательств, подтверждающих такие обстоятельства, принять решение об отсутствии оснований для взыскания с индивидуального предпринимателя сумм страховых взносов за соответствующий период.
Предприниматели могут быть в силу закона освобождены в судебном порядке от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа за периоды, когда они не осуществляли предпринимательскую деятельность по основаниям, указанным в статье 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в том числе, согласно данной норме, за период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных и период отбывания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке. Аналогичные нормы содержатся в статье 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 15.12.2001г. № 167-ФЗ страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, уплачивают страховые взносы в фиксированном размере в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Фиксированный размер страхового взноса определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и настоящим Федеральным законом с 01 января 2017 года.
Пунктами 1 и 2 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (действовавшего до 01.01.2017 года) установлено, что плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы; в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 14 Закона о страховых взносах установлено, что плательщики страховых взносов, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 5, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
Исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями.
Согласно ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" пенями признается денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно.
Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов.
Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Р.В. Попов по ** ** ** был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
** ** ** УПФР в г. Сыктывкаре в адрес ответчика направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам за ** ** **, срок для уплаты определен до ** ** **.
Законом предусмотрен только судебный порядок взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.
На день обращения ИФНС по г. Сыктывкару в суд с административным иском о взыскании пени за недоимку по страховым взносам статус индивидуального предпринимателя ответчика прекращен.
С 01.01.2017г. в связи с вступлением в силу положений Федерального закона от 03.07.2016г. № 243-ФЗ администрирование страховых взносов, в том числе взыскание недоимки отнесено к компетенции налоговых органов.
Порядок взыскания с физических лиц обязательных платежей и санкций подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.
Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Из материалов дела видно, что у административного ответчика имеется задолженность по уплате страховых взносов в сумме .... и пени в сумме ...., что подтверждается таблицами расчета пени по страховым взносам. Требование было выставлено ** ** **. со сроком исполнения до ** ** **., следовательно, исковое заявление подано с пропуском установленного ** ** ** срока после истечения срока исполнения требования об уплате недоимки и пени.
Административный иск содержит указание на то, что ранее в установленные законом сроки указанная недоимка по страховым взносам и пени была взыскана Управлением Пенсионного фонда РФ в г. Сыктывкаре Республики Коми (судебный приказ мирового судьи ... судебного участка от ** ** ** г. № ...). Однако, определением мирового судьи ... судебного участка от ** ** ** г. указанный судебный приказ был отменен по причине поступивших от должника возражений. С ** ** ** г., в связи с вступлением в силу положений Федерального закона от 03.07.2016 г. № 243-ФЗ администрирование страховых взносов, в том числе взыскивание недоимок отнесено к компетенции налоговых органов.
Согласно ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
Исковое заявление в Сыктывкарский городской суд ИФНС в г. Сыктывкаре подано ** ** **. Учитывая, что продолжительность рассмотрения дела мировым судьей не зависит от лица, которое обращается в суд, суд считает, что время рассмотрения дела мировым судьей не должно учитываться при исчислении шестимесячного срока, в течении которого необходимо предъявить в суд требования об уплате недоимки и пени.
На основании изложенного, с административного ответчика в пользу ИФНС по г. Сыктывкару подлежат взысканию недоимка по страховым взносам за ** ** ** в сумме .... и пени в сумме ...
В силу ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход бюджета МО ГО «Сыктывкар» в сумме ...
Руководствуясь ст.ст.179-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Попова Р.В., ..., в пользу ИФНС России по г.Сыктывкару Республики Коми недоимку по страховым взносам в размере ..., пени в размере ..., а всего ...
Взыскать с Попова Р.В. государственную пошлину в доход бюджета МО ГО «Сыктывкар» в сумме ...
На решение может быть подана жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий С.В. Ланшаков