66RS0007-01-2023-002070-31
гражданское дело № 2-3673/2023
решение в окончательной форме изготовлено 20 сентября 2023 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург 13 сентября 2023 года
Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Масловой О.В., с участием помощника прокурора Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга Игошиной Д.П., при секретаре Носыревой Я.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Купранова ФИО18, Купрановой ФИО17, ФИО6, ФИО7, в интересах которых действует Купранова ФИО16, к Администрации г. Екатеринбурга, Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга о возложении обязанности, признании права пользования,
встречное исковое заявление Администрации г. Екатеринбурга к Купранову ФИО19, Купрановой ФИО20, ФИО6, ФИО7, в интересах которых действует Купранова ФИО21, о признании утратившими право пользования, выселении,
установил:
истцы обратились с указанными требованиями, просили обязать ответчика – Администрацию Чкаловского района г. Екатеринбурга включить в п. 1 распоряжения главы Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ № о принятии семьи Купранова И.П. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма Купранову И.А.; признать за истцами право пользования квартирой по адресу: <адрес>; возложить обязанность на ответчика – Администрацию Чкаловского района г. Екатеринбурга заключить с истцами договор социального найма указанного жилого помещения.
В свою очередь, Администрация г. Екатеринбурга обратилась со встречными исковыми требованиями к Купранову И.П., Купрановой И.А., ФИО9, ФИО10, просила признать ответчиков по встречному иску утратившими право пользования жилым помещением: квартирой по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истец / ответчик Купранов И.П. на удовлетворении исковых требований настаивал, встречный иск не признал.
Истец / ответчик Купранова И.А. (она же – законный представитель ФИО6, ФИО7) в судебное заседание не явилась, извещена о дне слушания дела.
Представитель ответчика / истца по встречному иску – Администрации г. Екатеринбурга Кречко Л.В. исковые требования не признала, встречный иск поддержала.
Представитель ответчика по первоначальному иску – Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга Проскурина О.И. позицию Администрации г. Екатеринбурга поддержала.
Помощник прокурора Чкаловского района г. Екатеринбурга Игошина Д.П. в заключении полагала встречные исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информация о времени и месте рассмотрения дела была заблаговременно размещена на Интернет-сайте Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга.
С учетом мнения явившихся участников процесса, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав и оценив материалы дела, суд находит исковые требования и встречные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Установлено, что решением Чкаловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № отказано в удовлетворении исковых требований ФИО2, ФИО5, ФИО3, действующей в своих интересах и в защиту интересов несовершеннолетней ФИО4 к Администрации г. Екатеринбурга, Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга о признании права на приватизацию жилого помещения, возложении на Администрацию города Екатеринбурга обязанности заключить договор приватизации жилого помещения – квартиры по адресу: <адрес>.
При рассмотрении дела № 2-1128/2011 установлено, что ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ принят на работу в обособленное подразделение Свердловские тепловые сети «Свердловэнерго» электросварщиком ручной сварки пятого разряда; ДД.ММ.ГГГГ он уволен с предприятия по собственному желанию; 28.04 1992 принят в Автотранспортное хозяйство «Свердловэнерго» трактористом пятого разряда; ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию; ДД.ММ.ГГГГ принят на работу электрогазосварщиком пятого разряда; ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию.
Согласно списку граждан-работников Свердловских тепловых сетей «Свердловэнерго», которым предоставляется жилое помещение, ФИО2 <адрес> в <адрес> предоставлена взамен ранее занимаемого служебного жилого помещения - двухкомнатной <адрес> в <адрес>.
Суд пришел к выводу, что ФИО2 относился к числу работников, которому по роду трудовых обязанностей необходимо быть на рабочем месте в любое время суток и ему для проживания предоставлено помещение, находившееся в непосредственной близости от обслуживаемой им территории.
В соответствии с Постановлением главы города Екатеринбурга от 21.02.1997 № 115 «Об утверждении перечня объектов жилищного фонда, находящихся на балансе муниципальных предприятий», <адрес> в <адрес> утвержден в муниципальной собственности и внесен в реестр объектов муниципальной собственности, балансодержателем <адрес> в <адрес> являлось МУП «Ботанический».
Судом также были отклонены доводы стороны истца о том, что договор найма специализированного жилого помещения, заключенный ранее с истцом ФИО2, прекратил свое действия в силу положений ст. 102 ЖК РФ, предусматривающей, что при переходе права собственности на служебное жилое помещение договор специализированного найма такого помещения прекращается, так как спорная квартира всегда являлась муниципальной собственностью, находилась на балансе муниципального предприятия «Ботанический» и в 1997 была осуществлена только техническая процедура утверждения ее в муниципальной собственности.
ФИО14 умерла ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ.
В настоящее время в квартире зарегистрированы Купранов И.П., ФИО6, ФИО7 Купранова И.А. была зарегистрирована в спорном жилом помещении по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
На основании распоряжения Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ № семья Купранова И.П. (состоящая из заявителя, ФИО6, ФИО7) признана малоимущими и нуждающимися в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма и принята на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Купранова И.А. нуждающейся в жилом помещении не признана (не включена в состав семьи Купранова И.П.) по мотивам того, что зарегистрирована по месту жительства в другом районе г. Екатеринбурга.
Купранову И.П. письмом от ДД.ММ.ГГГГ № отказано в заключении договора социального найма жилого помещения по адресу: <адрес> связи с тем, что жилое помещение относится к специализированному жилищному фонду (служебное жилое помещение).
Статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу ст. 288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (ст. 304 ГК РФ).
Согласно ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим, в частности, жилищные права и обязанности возникают из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности (п. 3 ст. 10 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяются в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статьей 101 Жилищного кодекса РСФСР предусматривалось, что служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
На основании статьи 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан, в том числе, в связи с прохождением службы.
Согласно части 1 статьи 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 данного Кодекса.
К лицам, не подлежащим выселению из служебных жилых помещений относятся 1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей; 2) пенсионеры по старости; 3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер; 4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, инвалидов с детства.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункта 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.
В соответствии с частью 3 статьи 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда (ст. 35 ЖК РФ).
Судом установлено, что квартира относится к специализированному жилищному фонду (является служебной).
Доказательств исключения квартиры из служебного жилья материалы гражданского дела не содержат.
Доводы истца по первоначальному иску о том, что при передаче жилищного фонда в муниципальную собственность спорное жилое помещение утратило статус служебного, судом отклоняются.
Указанные доводы приводились стороной истца при рассмотрении гражданского дела №, и были отклонены, поскольку судом установлено, что спорная квартира всегда являлась муниципальной собственностью, находилась на балансе муниципального предприятия «Ботанический» и в 1997 была осуществлена только техническая процедура утверждения ее в муниципальной собственности.
Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР, 92 ЖК РФ).
Действительно, в материалах дела отсутствует распоряжение органа местного самоуправления об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду, однако данное обстоятельство установлено решением Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ, ордер на право занятия спорной квартиры имеет отметку «служебный», сторона ответчика по первоначальному иску указывала, что статус «служебное жилое помещение» со спорной квартиры до настоящего времени не снят.
Вместе с тем только отсутствие решения органа местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных (при наличии в материалах дела доказательств, подтверждающих, что жилое помещение относится к числу служебных), не дает оснований отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении право пользования ими на условиях договора социального найма.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований истца по первоначальному иску о признании права пользования квартирой на условиях социального найма, возложении обязанности заключить договор социального найма не имеется.
Не усматривает также суд оснований для удовлетворения требований истца о включении в п. 1 распоряжения главы Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ № о принятии семьи Купранова И.П. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма Купранову И.А.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет.
В соответствии со ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.
В соответствии с п. 22 Положения об администрации района города Екатеринбурга, утвержденного решением Екатеринбургского городской Думы от 09.06.2009 № 15/6 «Об утверждении Положения "Об администрации района города Екатеринбурга"» глава администрации района издает в пределах предоставленных полномочий распоряжения и приказы.
Вместе с тем, в настоящем споре истец просит возложить на ответчика обязанность включить в распоряжение, изданное главой Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга, определенные сведения.
Суд приходит к выводу, что предложенная истцом восстановительная мера не может быть принята, поскольку суд, рассматривая споры, не подменяет собой государственные органы, на которые законом возложена соответствующая обязанность; суд не осуществляет административные функции, свойственные органам государственной власти и местного самоуправления, не издает и не изменяет нормативные акты, он защищает нарушенное или оспариваемое право через реализацию полномочий судебной власти. Истцом неверно избран способ защиты нарушенного права, что является основанием для отказа в удовлетворении требований в этой части.
Разрешая встречные исковые требования, суд также не находит оснований для их удовлетворения и исходит из того, что ответчики по встречному иску относятся к категории лиц, которые не могут быть выселены их служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Указанные категории лиц поименованы в части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой, не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер (пункт 3).
Таким образом, условиями выселения из служебного жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения, является совокупность условий — это отнесение лица к установленной категории граждан, определенной законом, и факт состояния на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
После смерти нанимателя ФИО2 действие договора найма служебного жилого помещения автоматически не прекратилось (п. 13 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № (2017), утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ).
Ответчик Купранов И.П. был вселен в спорное жилое помещение в установленном законом порядке с согласия наймодателя в качестве члена семьи нанимателя ФИО2, фактически проживает после смерти ФИО2 в указанной квартире, несет бремя ее содержания, иного жилья не имеет, состоит на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с чем предусмотренных законом оснований для выселения из занимаемого жилого помещения не имеется.
В удовлетворении как исковых, так и встречных исковых требований отказано, оснований для распределения судебных расходов не имеется (ст. 98, 103 ГПК РФ).
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░22 (<░░░░░░ ░░░░░░>), ░░░░░░░░░░ ░░░23 (<░░░░░░ ░░░░░░>), ░░░6 (<░░░░░░ ░░░░░░>), ░░░7 (<░░░░░░ ░░░░░░>), ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░24, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ (░░░ 6661004661), ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░ 1036605186287), ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░25, ░░░░░░░░░░ ░░░26, ░░░6, ░░░7, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░27, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░