Судья Филиппова Е.Ю. Дело № 2-1277/2021
35RS0001-02-2021-000123-93
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 июня 2021 года № 33-2845/2021
г. Вологда
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Образцова О.В.,
судей Вахониной А.М., Белозеровой Л.В.,
при секретаре Рябининой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Торопова С. А. на решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 05 апреля 2021 года по иску Торопова С. А. к Отделу Министерства внутренних дел России по Череповецкому району о признании заключения по результатам служебной проверки незаконным.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Вахониной А.М., объяснения истца Торопова С.А., представителя ответчика - федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел России по Вологодской области» по доверенности Овчинниковой С.С., судебная коллегия
установила:
Торопов С.А. обратился в суд с иском к Отделу Министерства внутренних дел России по Череповецкому району (далее - ОМВД России по Череповецкому району) о признании незаконным и отмене приказа от 31 декабря 2020 года № 88 л/с об увольнении со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, признании незаконным и отмене приказа от 30 декабря 2020 года № 291 о наложении дисциплинарного взыскания, признании незаконными проведенной служебной проверки и вынесенного по её результатам заключения, изменении формулировки увольнения согласно поданного ранее рапорта.
В обоснование иска указал, что проходил службу в должности старшего инспектора дорожно-патрульной службы 2 взвода дорожно-патрульной службы отдельной роты дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее – ДПС 2 взвода ДПС ОР ДПС ГИБДД) ОМВД России по Череповецкому району в специальном звании старший лейтенант полиции. Приказом руководителя ОМВД России по Череповецкому району от 31 декабря 2020 года № 88 л/с с ним был расторгнут контракт, и он уволен со службы по основаниям пункта 6 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 342-ФЗ) в связи с грубым нарушением служебной дисциплины.
Считал увольнение из органов внутренних дел незаконным. Основанием для привлечения его к дисциплинарной ответственности в виде увольнения явилось заключение по результатам служебной проверки, утвержденное 29 декабря 2020 года начальником ОМВД России по Череповецкому району, в соответствии с которым дисциплинарный проступок выразился в отсутствии документов, подтверждающих законность его отсутствия на службе. При этом, им были предоставлены медицинские документы, выданные лицензированными лечебными учреждениями, об отсутствии у него трудоспособности в дни, вменяемые в качестве прогулов, а также даны объяснения, указывающие на его действия, направленные на соблюдение процедуры оформления листков нетрудоспособности в ведомственном лечебном учреждении, исключающие его вину. Кроме того, до назначения служебной проверки в связи с имеющимися у него семейными обстоятельствами, им на имя руководителя был подан рапорт на увольнение со службы в органах внутренних дел по личной инициативе, однако, данный рапорт не рассмотрен в установленном порядке и его конституционное право на выбор места работы, предусмотренное статьей 37 Конституции Российской Федерации, нарушено. Для восстановления нарушенных прав, им был осуществлен запрос на предоставление документов, послуживших основанием увольнения, в том числе заключения по результатам служебной проверки и приказа о наложении дисциплинарного взыскания, однако, ответчик в своем ответе в их предоставлении отказал.
Впоследствии Торопов С.А. исковые требования уточнил, дополнительно просил признать незаконным отказ федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел России по Вологодской области» (далее – ФКУЗ «МСЧ МВД России по Вологодской области») в выдаче листка освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности, соответствующего нормативно правовым актам МВД России.
Определением суда от 17 февраля 2021 года к участию в деле в качестве ответчика привлечено ФКУЗ «МСЧ МВД России по Вологодской области».
Решением Череповецкого городского суда Вологодской области от 05 апреля 2021 года в удовлетворении исковых требований Торопова С.А. к ОМВД России по Череповецкому району о признании заключения по результатам служебной проверки незаконным отказано.
В апелляционной жалобе Торопов С.А. просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований о признании заключения по результатам служебной проверки незаконным, о признании незаконным приказа о наложении дисциплинарного взыскания, об изменении формулировки увольнения. В обоснование доводов жалобы указывает, на незаконность выводов суда относительно нарушения им служебной дисциплины, выразившееся в отсутствии на рабочем месте без уважительных причин в периоды с 23 июня 2020 года по 13 ноября 2020 года и с 28 ноября 2020 года по 12 декабря 2020 года. Его доводы о наличии в указанные периоды заболевания и отсутствия трудоспособности в эти периоды судом не были должным образом рассмотрены и не получили необходимой правовой оценки. Судом должным образом не рассмотрены уточнения к исковому заявлению о признании незаконным отказа ФКУЗ «МСЧ МВД России по Вологодской области» в выдаче листка освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности, соответствующего нормативно правовым актам МВД России. Он обращался в ФКУЗ «МСЧ МВД России по Вологодской области» для регистрации больничных и выдачи листка нетрудоспособности установленного образца, но ему было отказано. Ссылается на то, что периоды с 23 июня 2020 года по 13 ноября 2020 года и с 28 ноября 2020 года по 12 декабря 2020 года у него были диагностированы в установленном порядке специализированными медицинскими учреждениями заболевания и нарушение порядка оформления больничного листка не может являться обоснованием вывода о нарушении служебной дисциплины, выразившемся в отсутствии на службе без уважительной причины.
В возражениях на апелляционную жалобу ОМВД России по Череповецкому району, ФКУЗ «МСЧ МВД России по Вологодской области» просят решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, исходя из доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы возражений на неё, приходит к следующему.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, её прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел, регулируются Законом № 342-ФЗ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с 19 июня 2009 года Торопов С.А. проходил службу в органах внутренних дел.
В период с 04 июня 2020 года по 12 декабря 2020 года старший инспектор ДПС 2 взвода ДПС ОР ДПС ГИБДД ОМВД России по Череповецкому району старший лейтенант полиции Торопов С.А. находился на больничном. При этом, за периоды с 04 июня 2020 года по 22 июня 2020 года, с 13 ноября 2020 года по 27 ноября 2020 года ему выдавались листки освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности ФКУЗ «МСЧ МВД России по Вологодской области», а за периоды с 23 июня 2020 года по 13 ноября 2020 года и с 28 ноября 2020 года по 12 декабря 2020 года листки нетрудоспособности выданы обществом с ограниченной ответственностью Медицинский центр «Надежда» (далее - ООО Медицинский центр «Надежда»), обществом с ограниченной ответственностью «Медицинский центр «Забота и здоровье» (далее - ООО «МЦ «Забота и здоровье»), обществом с ограниченной ответственностью «Медицинский центр «Надежда плюс» (далее - ООО «Медицинский центр «Надежда плюс»), обществом с ограниченной ответственностью «САЛЮТИС» (далее - ООО «САЛЮТИС»), обществом с ограниченной ответственностью «Лечебно-профилактический медицинский центр «ФЕНИКС» (далее ООО «ЛПМЦ «ФЕНИКС»).
На основании рапорта помощника начальника (по работе с личным составом) - руководителя группы по работе с личным составом (далее - ГРЛС) ОМВД России по Череповецкому району майора внутренней службы Парамонова А.Е. от 30 ноября 2020 года по факту нахождения на больничном старшего инспектора ДПС 2 взвода ДПС ОР ДПС ГИБДД ОМВД России по Череповецкому району старшего лейтенанта полиции Торопова С.А. в сторонних организациях, проведение которой было поручено Громыко Р.А, инициировано проведение служебной проверки.
07 декабря 2020 года Торопову С.А. вручено уведомление с предложением в течение 7 календарных дней с даты получения уведомления подтвердить факт временной нетрудоспособности медицинскими документами из амбулатории (дислокация г. Череповец) ФКУЗ «МСЧ МВД России по Вологодской области», либо из медицинской организации государственной и муниципальной системы здравоохранения.
14 декабря 2020 года Тороповым С.А. даны объяснения, согласно которым в государственное учреждение не обратился ввиду отсутствия полиса и не смог записаться на прием, а до ведомственного учреждения не доехал, так как плохо себя чувствовал и проживал в районе. Прогулов не совершал. О нетрудоспособности уведомлял командира взвода, руководство ОР ДПС ГИБДД и ГРЛС ОМВД России по Череповецкому району посредством мобильной связи, а также с использованием мессенджеров «Вотсап» и «Вайбер». В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ) медицинские учреждения частной системы здравоохранения, в которых проходил лечение, являются медицинскими организациями, юридическими лицами независимо от организационно – правовой формы осуществляющими в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности, имеют лицензии, выданные Министерством здравоохранения Российской Федерации. В силу Конституции Российской Федерации имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
28 декабря 2020 года Тороповым С.А. даны дополнительные объяснения, в соответствии с которыми, обращаясь за медицинской помощью в медицинские учреждения частной системы здравоохранения и выбор лечащего врача, реализовал свое право на медицинское обслуживание, предусмотренное пунктом 18 статьи 11 Закона № 342-ФЗ и право на выбор медицинской организации, закрепленное в пункте 1 части 5 статьи 19 Закона № 323-ФЗ. Медицинская помощь оказана лицензированными учреждениями. Оказание медицинской помощи производилось согласно соответствующему договору, до него доводилась информация о возможности и условиях предоставления бесплатных медицинских услуг в рамках программ получения бесплатной медицинской помощи, а также оказания платных медицинских услуг. В ФКУЗ «МСЧ МВД России по Вологодской области» имеются не все врачи, если направление к врачу в больницу не предоставлено, то терапевт может порекомендовать обратиться за получением медицинской помощи в организации, оказывающие медицинскую помощь на платной основе.
В соответствии со сведениями ФКУЗ «МСЧ МВД России по Вологодской области» от 05 декабря 2020 года, от 29 декабря 2020 года Торопову С.А. в 2020 году амбулаторией медсанчасти выдавались листки освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности: с 04 июня 2020 года по 22 июня 2020 года, к службе с 23 июня 2020 года, с 13 ноября 2020 года по 27 ноября 2020 года, к службе с 28 ноября 2020 года. Регистрация документов о временной нетрудоспособности, выданных медицинскими организациями частной системы здравоохранения («платными» медицинскими центрами), в амбулатории ФКУЗ «МСЧ МВД России по Вологодской области» (г. Череповец) не проводится.
По данным ООО Медицинский центр «Надежда» от 29 декабря 2020 года за период 2020 года Торопов С.А. обращался за оказанием платной медицинской услуги: 27 июня 2020 года, 03 июля 2020 года, 10 июля 2020 года к врачу неврологу (выдан лист № 2 об освобождении от служебных обязанностей на период с 27 июня 2020 года по 10 июля 2020 года), 20 октября 2020 года, 29 октября 2020 года к врачу неврологу (выдан лист № 5 об освобождении от служебных обязанностей на период с 20 октября 2020 года по 29 октября 2020 года).
Согласно информации ООО «Медицинский центр «Забота и здоровье» от 28 декабря 2020 года Торопов С.А. за текущий год дважды обращался в центр: с 10 июля 2020 года по 18 июля 2020 года находился на амбулаторном лечении у врача невролога, в связи с утратой работоспособности врачом терапевтом была выдана справка с 10 июля 2020 года по 18 июля 2020 года, к труду с 19 июля 2020 года; с 31 августа 2020 года по 14 сентября 2020 года находился на амбулаторном лечении у врача невролога, был выдан лист нетрудоспособности № 370629392861 с 31 августа 2020 года по 14 сентября 2020 года, к труду с 15 сентября 2020 года. Услуги пациенту оказывались на платной основе.
Из сведений ООО «Медицинский центр «Надежда плюс» от 29 декабря 2020 года следует, что за период 2020 года Торопов С.А. обращался за оказанием платной медицинской услуги: 19 июля 2020 года, 23 июля 2020 года, 27 июля 2020 года к врачу терапевту (выдан лист № 03 об освобождении от служебных обязанностей на период с 19 июля 2020 года по 27 июля 2020 года), 24 августа 2020 года к врачу терапевту (выдан лист № 04 об освобождении от служебных обязанностей на период с 25 августа 2020 года по 28 августа 2020 года), 28 ноября 2020 года, 05 декабря 2020 года, 12 декабря 2020 года к врачу неврологу (выдан лист нетрудоспособности № 370678192634 на период с 28 ноября 2020 года по 12 декабря 2020 года).
Согласно информации ООО «САЛЮТИС» от 28 декабря 2020 года Торопов С.А. действительно находился на амбулаторном лечении, листок нетрудоспособности № 354083446802 выдан 10 августа 2020 года, общий период нетрудоспособности 21 день с 11 августа 2020 года по 31 августа 2020 года.
В соответствии со сведениями ООО «ЛПМЦ «ФЕНИКС» от 28 декабря 2020 года Торопов С.А. обращался в центр за платной медицинской услугой 14 сентября 2020 года по поводу консультации врача-невролога. Ему был выдан лист нетрудоспособности № 362533823733 с 15 сентября 2020 года по 28 сентября 2020 года.
По результатам проверки составлено и утверждено заключение от 29 декабря 2020 года.
В ходе служебной проверки установлено грубое нарушение служебной дисциплины, выразившееся в отсутствии старшего инспектора ДПС 2 взвода ДПС ОР ДПС ГИБДД ОМВД России по Череповецкому району старшего лейтенанта Торопова С.А. на службе без уважительных причин в периоды с 23 июня 2020 года по 13 ноября 2020 года и с 28 ноября 2020 года по 12 декабря 2020 года, поскольку медицинские документы, полученные Тороповым С.А. в медицинских организациях частной системы здравоохранения, подтверждают факт обращения в медицинскую организацию, но не являются документами, на основании которых сотрудник освобождается от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью. Тем самым Торопов С.А. нарушил требования пункта 1 части 1 статьи 27, статьи 45 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (далее – Закон № 3-ФЗ), пункта 1 части 1 статьи 12, части 1 статьи 65 Закона № 342-ФЗ, пункта 21 приложения № 1 к приказу МВД России от 24 апреля 2019 года № 275 «Об отдельных вопросах медицинского обеспечения и санаторно-курортного лечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также членов их семей и лиц, находящихся на их иждивении, в медицинских организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации», пунктов 2, 3 приложения к приказу УМВД России по Вологодской области от 11 декабря 2019 года № 1269 «О порядке получения и организации учета документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность сотрудников».
На основании указанного заключения начальником ОМВД России по Череповецкому району издан приказ от 30 декабря 2020 года № 291 о наложении на истца дисциплинарного взыскания в виде увольнения со службы в органах внутренних дел.
Приказом от 31 декабря 2020 года № 88 л/с Торопов С.А. уволен из органов внутренних дел с должности старшего инспектора ДПС 2 взвода ДПС ОР ДПС ГИБДД ОМВД России по Череповецкому району по пункту 6 части 2 статьи 82 Закона № 342-ФЗ в связи с грубым нарушением служебной дисциплины.
Основанием для увольнения послужили заключение по материалам служебной проверки от 29 декабря 2020 года и приказ ОМВД России по Череповецкому району от 30 декабря 2020 года № 291 «О наложении дисциплинарного взыскания».
Разрешая настоящий спор и отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд, исследовав и оценив в совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства по делу и имеющиеся в деле доказательства, признал доказанным тот факт, что Торопов С.А. отсутствовал на службе без уважительных причин в периоды с 23 июня 2020 года по 13 ноября 2020 года и с 28 ноября 2020 года по 12 декабря 2020 года, чем грубо нарушил служебную дисциплину и пришёл к выводу о том, что у ответчика имелись основания для расторжения с истцом служебного контракта и увольнения его со службы в органах внутренних дел на основании пункта 6 части 2 статьи 82 Закона № 342-ФЗ.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 47 Закона № 342-ФЗ предусмотрено, что служебная дисциплина – соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.
Согласно части 1 статьи 49 Закона № 342-ФЗ нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.
Виды дисциплинарных взысканий, налагаемых на сотрудников органов внутренних дел в случае нарушения ими служебной дисциплины, перечислены в статье 50 Закона № 342-ФЗ. К ним относятся замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел, увольнение со службы в органах внутренних дел.
Пунктом 6 части 2 статьи 82 Закона № 342-ФЗ предусмотрено, что контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел в связи с грубым нарушением служебной дисциплины.
Из приведенных нормативных положений следует, что сотрудник органов внутренних дел при совершении им дисциплинарного проступка, выразившегося в отсутствии сотрудника по месту службы без уважительных может быть уволен со службы за совершение им грубого нарушения служебной дисциплины.
По результатам проведенной служебной проверки в действиях Торопова С.А. установлено грубое нарушение служебной дисциплины, выразившееся в отсутствии на службе без уважительных причин в периоды с 23 июня 2020 года по 13 ноября 2020 года и с 28 ноября 2020 года по 12 декабря 2020 года.
Как следует из искового заявления и объяснений истца в суде первой инстанции, истец, он не отрицал факт своего отсутствия на службе в указанные периоды, полагал, что он отсутствовал правомерно, поскольку сообщал непосредственному руководителю о своей временной нетрудоспособности и оформлял больничные листы в медицинских организациях частной системы здравоохранения.
Вместе с тем, Тороповым С.А. не было учтено следующее.
Сотрудник полиции имеет право на бесплатное получение медицинской помощи в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного органа в сфере войск национальной гвардии (часть 2 статьи 45 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции»).
Согласно статье 11 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 247-ФЗ) сотрудник имеет право на бесплатное получение медицинской помощи в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или федерального органа исполнительной власти в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны (далее - уполномоченный орган в сфере войск национальной гвардии) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При отсутствии по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника медицинских организаций федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел либо при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов либо специального медицинского оборудования сотрудник имеет право на получение медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Освобождение сотрудника органов внутренних дел от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью осуществляется на основании заключения (листка освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности) медицинской организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а при отсутствии такой медицинской организации по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника - иной медицинской организации государственной или муниципальной системы здравоохранения.
Форма и порядок выдачи листка освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности утверждаются совместным приказом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, и федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (статья 65 Закона № 342-ФЗ).
Приказом МВД России от 24 апреля 2019 года № 275 утверждена Инструкция об особенностях организации оказания медицинской помощи, в том числе при санаторно-курортном лечении, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, в медицинских организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Инструкция), согласно пунктам 3, 3.2 которой осуществляется прикрепление к поликлинике сотрудника (за исключением сотрудника, указанного в подпункте 3.1 настоящей Инструкции), проходящего службу в органе, организации, подразделении, – соответствующей медико-санитарной частью МВД России по субъекту Российской Федерации, на территории которого проходит службу сотрудник, в соответствии со схемой прикрепления указанных лиц на медицинское обеспечение, разрабатываемой руководителем (начальником) указанной МСЧ не реже одного раза в 3 года.
Пунктом 21 указанной Инструкции определено, что после закрытия документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность сотрудника, выданные медицинскими организациями государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в день, когда сотрудник приступает к выполнению служебных обязанностей, визируются у его непосредственного начальника и в течение трех рабочих дней представляются сотрудником в поликлинику по месту прикрепления сотрудника на медицинское обеспечение для регистрации в целях учета и анализа заболеваемости.
В отношении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации Порядок выдачи листка освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности утвержден приказом МВД России и Минздрава России от 05 октября 2016 года № 624/766н, в котором указано «... 2. Выдача сотруднику листка освобождения по временной нетрудоспособности (заключения) осуществляется медицинскими организациями системы МВД России (медицинскими организациями государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения), имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности... 7. Сотруднику листок освобождения по временной нетрудоспособности (заключение) выдает лечащий врач медицинской организации системы МВД России (государственной или муниципальной медицинской организации), а в случаях, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, – фельдшер либо зубной врач 8. Выдача и продление сотруднику листка освобождения по временной нетрудоспособности (заключения) осуществляется врачом после проведения экспертизы временной нетрудоспособности сотрудника и записи данных о состоянии его здоровья в медицинской карте пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях, обосновывающей необходимость временного освобождения сотрудника от выполнения служебных обязанностей, при предъявлении им служебного удостоверения.... 10. Листок освобождения по временной нетрудоспособности, выданный сотруднику медицинской организацией системы МВД России при направлении его на лечение (консультацию, обследование, долечивание, протезирование в стационарных условиях) в государственную или муниципальную медицинскую организацию, продлевается или закрывается медицинской организацией, в которую направлен сотрудник....».
Из приведенных положений следует, что отношения по медицинскому обслуживанию, по освобождению сотрудников органов внутренних дел от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью регулируются специальным законодательством. Особенностями правоохранительной службы и специальным правовым статусом сотрудников органов внутренних дел обусловлено установление им как социальных гарантий, обеспечивающих повышенную социальную защиту, так и дополнительных ограничений, обязанностей и запретов. При этом, механизм реализации сотрудником органов внутренних дел права на освобождение от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью установлен специальными правовыми нормами - статьей 65 Закона № 342-ФЗ, пунктами 3, 3.2, 21 Инструкции об особенностях организации оказания медицинской помощи, в том числе при санаторно-курортном лечении, утвержденной Приказом МВД России от 24 апреля 2019 года № 275, требования которых в силу пункта 1 части 1 статьи 12 Закона № 342-ФЗ сотрудник полиции обязан соблюдать.
С учетом изложенного, временная нетрудоспособность сотрудника органов внутренних дел должна быть подтверждена документами, выданными медицинскими учреждениями системы МВД России, к которым прикреплен сотрудник, либо документами, выданными иными медицинскими учреждениями государственной или муниципальной системы здравоохранения, но зарегистрированными в медицинском учреждении системы МВД России по месту прикрепления на медицинское обслуживание.
ООО Медицинский центр «Надежда», ООО «МЦ Забота и здоровье», ООО «Медицинский центр «Надежда плюс», ООО «САЛЮТИС», ООО «ЛПМЦ «ФЕНИКС» не являются медицинскими организациями системы МВД России, также общества не являются медицинскими организациями государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения.
Тороповым А.С. не представлены суду листки нетрудоспособности или листы освобождения от служебных обязанностей по временной нетрудоспособности, которые в силу положений статьи 65 Закона № 342-ФЗ являются основанием для освобождения сотрудника органов внутренних дел от выполнения служебных обязанностей, а представленные истцом медицинские документы, выданные ООО Медицинский центр «Надежда», ООО «МЦ Забота и здоровье», ООО «Медицинский центр «Надежда плюс», ООО «САЛЮТИС», ООО «ЛПМЦ «ФЕНИКС», не свидетельствуют об его отсутствии на службе по причине временной нетрудоспособности, так как не являются документами, подтверждающими его временную нетрудоспособность.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что истец не представил работодателю надлежащих документов, подтверждающих его временную нетрудоспособность, а также не воспользовался правом на обращение в медицинское учреждение, предусмотренное нормами действующего законодательства, за оказанием медицинской помощи в периоды с 23 июня 2020 года по 13 ноября 2020 года и с 28 ноября 2020 года по 12 декабря 2020 года, чем нарушил порядок обращения за медицинской помощью с оформлением листков нетрудоспособности надлежащим образом, представляется судебной коллегией обоснованным.
Ссылка апеллянта на то, что, обращаясь в данные медицинские учреждения, он реализовал свое право на медицинское обслуживание, предусмотренное пунктом 18 статьи 11 Закона № 342-ФЗ и право на выбор медицинской организации, закрепленное в пункте 1 части 5 статьи 19 Закона № 323-ФЗ, не влияет на правильность выводов суда, поскольку право работника органов внутренних дел на получение им медицинской помощи в медицинских организациях частной системы здравоохранения никем не оспаривается, иное означало бы нарушением конституционного права на получение медицинской помощи.
Однако, выдача документов, подтверждающих временную нетрудоспособность работника органа внутренних дел, согласно приведенным выше нормам действующего законодательства, должна осуществляться надлежащим органом, к которым ООО Медицинский центр «Надежда», ООО «МЦ Забота и здоровье», ООО «Медицинский центр «Надежда плюс», ООО «САЛЮТИС», ООО «ЛПМЦ «ФЕНИКС» не относятся.
Вопреки доводам жалобы, личный выбор истцом организаций, находящихся в частной собственности, для получения платных медицинских услуг по амбулаторному лечению заболеваний, возникших у него в периоды с 23 июня 2020 года по 13 ноября 2020 года и с 28 ноября 2020 года по 12 декабря 2020 года, при наличии ведомственной медицинской организации МВД России по месту его службы, уполномоченной на выдачу листка освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности сотруднику органов внутренних дел, не привел к возникновению у ответчика, являющегося такой ведомственной медицинской организацией МВД России, обязанности зарегистрировать листки нетрудоспособности, выданные истцу частными медицинскими организациями.
Требования о признании незаконным отказа ФКУЗ «МСЧ МВД России по Вологодской области» в выдаче листка освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности, соответствующего нормативно правовым актам МВД России не могут быть признаны правомерными, поскольку действующим законодательством не предусмотрена выдача сотруднику листка освобождения от служебных обязанностей врачами медицинских организаций системы МВД России на основании выданного листка освобождения от служебных обязанностей другим медицинским учреждением.
Так, совместным приказом МВД России № 624, Минздрава России № 766н от 05 октября 2016 года утверждены форма листка освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности, порядок выдачи сотруднику органов внутренних дел Российской Федерации листка освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности.
Согласно пунктам 7 - 9 приказа № 766н от 05 октября 2016 года сотруднику листок освобождения по временной нетрудоспособности (заключение) выдает лечащий врач медицинской организации системы МВД России (государственной или муниципальной медицинской организации), а в случаях, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, - фельдшер либо зубной врач. Выдача и продление сотруднику листка освобождения по временной нетрудоспособности (заключения) осуществляется врачом (фельдшером, зубным врачом) после проведения экспертизы временной нетрудоспособности сотрудника и записи данных о состоянии его здоровья в медицинской карте пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях (медицинской карте стационарного больного), обосновывающей необходимость временного освобождения сотрудника от выполнения служебных обязанностей, при предъявлении им служебного удостоверения.
Пункт 14 Порядка содержит запрет на выдачу сотруднику листка освобождения по временной нетрудоспособности (заключения) за прошедшие дни, когда ему не проводилась экспертиза временной нетрудоспособности (за исключением случаев, указанных в пункте 33 настоящего Порядка).
Доводы истца о наличии нарушений в ходе проведения служебной проверки ни судом первой инстанции, ни судом апелляционной инстанции не выявлены, служебная проверка проведена надлежащим образом в соответствии с требованиями Закона № 342-ФЗ, Порядком проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России от 26 марта 2013 года № 161.
Поскольку обстоятельств незаконного увольнения со службы не установлено, требования о признании незаконным заключения служебной проверки, о признании незаконным и отмене приказа от 30 декабря 2020 года № 291 о наложении дисциплинарного взыскания, о признании незаконным и отмене приказа от 31 декабря 2020 года № 88 л/с об увольнении со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, изменении формулировки увольнения удовлетворению не подлежат.
При этом судебная коллегия отмечает, что Тороповым С.А. действительно были заявлены исковые требования о признании незаконным отказа ФКУЗ «МСЧ МВД России по Вологодской области» в выдаче листка освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности, соответствующего нормативно правовым актам МВД России, однако резолютивная часть решения суда вопреки требованиям статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не содержит выводы суда об отказе в удовлетворении иска в указанной части.
При указанных обстоятельствах решение суда в данной части подлежит изменению.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 05 апреля 2021 года изменить.
Дополнить резолютивную часть решения суда абзацем следующего содержания: «исковые требования Торопова С. А. о признании незаконным отказа федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел России по Вологодской области» в выдаче листка освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности, соответствующего нормативно правовым актам МВД России оставить без удовлетворения».
В остальном решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 05 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Торопова С. А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи