РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сухиничи 20 октября 2015 года
Сухиничский районный суд Калужской области в составе председательствующего судьи Гуровой Т.В., при секретаре Лемзиной Л.И., с участием старшего помощника прокурора Сухиничского района Калужской области Карапетова О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Сухиничского района Калужской области в интересах неопределенного круга лиц к МКОУ «Глазовская основная общеобразовательная школа» об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов,
у с т а н о в и л :
Прокурор обратился в суд с иском к МКОУ «Глазовская основная общеобразовательная школа» об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов. В обоснование требований указано, что прокуратурой проведена проверка обеспечения доступа инвалидов к информации о деятельности образовательных учреждений. В ходе проведения проверки прокуратурой района установлено, что МКОУ имеет официальный интернет-сайт указанного учреждения. На момент проверки интернет-сайт данной школы не доступен для инвалидов по зрению, что подтверждается актом проверки. Таким образом, право инвалидов по зрению участвовать наравне с другими гражданами, в жизни общества, путем получения информации на официальном сайте образовательного учреждения нарушено. Просит ответчика обязать разработать и ввести в действие версию сайта http://www.glazovo.edusite.ru.. в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению» путем создания версии сайта для слабовидящих.
В судебном заседании прокурор Карапетов О.А. исковые требования поддержал, в обоснование сославшись на обстоятельства, отраженные в иске. Просит обязать ответчика разработать и ввести в действие версию для слабовидящих сайта образовательного учреждения, http://www.glazovo.edusite.ru.
Представитель ответчика МКОУ «Глазовская основная общеобразовательная школа» по Уставу - директор ФИО6 с заявленными требованиями не согласилась, полагая, что данный ГОСТ утвержден для добровольного применения, не является обязательным для исполнения.
Суд, выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации), в котором обеспечивается в том числе государственная поддержка инвалидов (часть 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации).
Частью 1 статьи 9 Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов"), предусмотрено, что для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места; на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.
К числу таких гарантий относятся положения статьи 14 Федерального закона от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право указанной категории граждан на обеспечение беспрепятственного доступа к информации.
В целях реализации положений Конвенции Постановлением Правительства РФ 15 апреля 2014 N 279 была утверждена Государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы.
Программа содержит перечень мероприятий, направленных на обеспечение доступа инвалидов и маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности.
К числу таких мероприятий относятся: формирование нормативной правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения и реализация системных мер, направленных на создание безбарьерной среды; формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере образования, транспорта, информации и связи, физической культуры и спорта.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
При этом гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
В силу ст. 29 названного Закона образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет.
Требования к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также формату предоставления на нем обязательной к размещению информации утверждены Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29.05.2014 N 785. Указанный нормативно-правовой акт не учитывает особых потребностей инвалидов по зрению.
Национальный стандарт Российской Федерации "Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению. ГОСТ Р 52872-2012" предусматривает необходимые требования. Под доступностью Интернет-ресурсов для инвалидов по зрению понимается возможность полноценного доступа инвалидов по зрению ко всем компонентам электронных ресурсов сети Интернет. Установлено, что в соответствии с основными принципами разработки и уровнями доступности интернет-ресурсов, доступных для инвалидов по зрению, сформулированы следующие основные требования к компонентам интернет-ресурсов : воспринимаемость- текстовая версия. Интернет-ресурс должен содержать текстовую версию всего нетекстового контента для отображения этого контента в альтернативных формах, удобных для инвалидов по зрению ( увеличенный шрифт, шрифт Брайля, возможность доступа с использованием синтезаторов речи ), управляемость, понятность, надежность.
В соответствии со ст.29 ч.4 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
В судебном заседании бесспорно установлено, что официальный сайт образовательного учреждения http://www.glazovo.edusite.ru. не содержит всех предусмотренных Национальным стандартом альтернативных версий в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению».
Указанное представителем ответчика обстоятельство о возможности добровольного применения ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению» не является основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку требования закона о необходимости обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к информации являются императивными, подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации и не связаны с фактическим использованием в тот или иной момент конкретного сайта обозначенной категорией лиц.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что отсутствие доступа инвалидов по зрению к интернет-сайту образовательного учреждения является нарушением прав граждан, гарантированных Конституцией РФ, а также Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", суд приходит к выводу, что несоблюдение и невыполнение требований по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к информации затрагивает интересы не только неопределенного круга инвалидов, но и иных маломобильных групп населения, а также нарушает их право на достойную жизнь и свободное развитие. При этом указание более конкретных мер, не требуется, поскольку ответчик вправе руководствоваться не только положениями вышеуказанного ГОСТ Р 52872-2012, но и иными актами, принятыми в области стандартизации, в частности международным стандартом доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG), применяемым в соответствии с п. 23 Приказа Минобрнауки России от 30 августа 2013 N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" в целях создания специальных условий для получения образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Доказательств соответствия интернет-сайта МКОУ «Глазовская основная общеобразовательная школа» требованиям доступности для инвалидов по зрению, ответчиком, в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора, которые подлежат удовлетворению.
В силу положений ст.206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
Доказательства того, что исполнение судебного решения требует длительных затрат времени суду не представлено, в связи с чем, суд полагает об установлении 10-дневного срока для исполнения.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ http://www.glazovo.edusite.ru. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ 52872-2012 «░░░░░░░░-░░░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░» ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░░░░░░░
<░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░ ░.░.░░░░░░