Решение по делу № 33-11148/2023 от 09.11.2023

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

13 декабря 2023 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего – судьи Синани А.М.,
судей: Заболотной Н.Н.,

Кирюхиной М.А.,

при секретаре Елькиной А.С.,

с участием: прокурора Шалевой М.В.,

истца Буевой Н.А.,

представителя Администрации

города Симферополя

Республики Крым Абдуллаевой Э.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску заместителя прокурора города Симферополя Корж Сергея Сергеевича в интересах Буевой Нины Анатольевны к Администрации города Симферополя Республики Крым, Муниципальному казенному учреждению Департамент жилищной политики администрации города Симферополя о признании решения незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия, третье лицо Министерство жилищной политики и государственного строительства Республики Крым, по апелляционной жалобе Администрации города Симферополя Республики Крым на решение Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 31 июля 2023 года,

у с т а н о в и л а:

в июне 2023 года заместитель прокурора города Симферополя в интересах Буевой Н.А. обратился суд с иском к Администрации города Симферополя Республики Крым, Муниципальному казенному учреждению Департамент жилищной политики администрации г. Симферополя о признании решения незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия, мотивируя свои требования тем, что Буева (Баштовая) Н.А., ДД.ММ.ГГГГ р., является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые достигли 23-летнего возраста, инвалидом с детства. 19.03.1982 Баштовая В.С. (одинокая мать) письменно отказалась от своего новорожденного ребенка Баштовой Н.А. Впоследствии Буева Н.А. определена в Николаевский дом ребенка, расположенный по адресу: г. <адрес>, где она пробыла до марта 1988 г. В марте 1988 г. Буева Н.А., в соответствии с путевкой от ДД.ММ.ГГГГ и приказом по Цюрупинскому детскому дому-интернату № от ДД.ММ.ГГГГ направлена в Цюрупинский детский дом-интернат, расположенный по адресу: <адрес>. Путевка содержит отметку об отказе обоих родителей от ребенка. Согласно информации ГБУ «Алешкинский детский дом-интернат» Министерства труда и социальной политики Херсонской области на требование прокуратуры г. Симферополя подтвержден факт нахождения Буевой (Баштовой) Н.А., ДД.ММ.ГГГГ р., на полном государственном обеспечении в Цюрупинском доме-интернате в <адрес> в связи с отказом матери. Согласно свидетельству об окончании внутренней школы Цюрупинского детского дома-интерната от ДД.ММ.ГГГГ № 1, Буева (Баштовая) Н.А. окончила 9 классов внутренней школы Цюрупинского детского дома-интерната. В связи с наступлением совершеннолетия, Буева Н.А. 29.07.2000 поступила в Симферопольский гериатрический пансионат, расположенный по адресу: <адрес>. В указанном пансионате пребывала до отчисления на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно свидетельству о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ серии <данные изъяты>, Киевским отделом регистрации актов гражданского состояния Симферопольского городского управления юстиции Автономной Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован брак между Буевым О.Ю., ДД.ММ.ГГГГ р., и Баштовой Н.А., ДД.ММ.ГГГГ р. В настоящее время семья Буевой (Баштовой) Н.А. проживает по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение, общей площадью <данные изъяты> кв.м, на праве собственности принадлежит Буевой Е.И. Помимо Буевой Н.А. и осуществляющим уход за ней супругом в указанном жилом помещении также проживают Васильченко В.В. (инвалид 1 группы), Семеген С.П. (инвалид 1 группы), Везименко О.В., отчим Буева О.Ю. Гарибян Э.В. (лица, осуществляющие уход за Семеген С.П. и Васильченко В.В.). В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, в собственности Буевой Н.А. находится земельный участок площадью <данные изъяты> (+/- 7) кв.м., зарегистрированный ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. Виды разрешенного использования: ведение садоводства. Таким образом, Буева Н.А. не обеспечена жильем. ДД.ММ.ГГГГ Буева Н.А. обратилась в Администрацию г. Симферополя с заявлением о включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. По результатам рассмотрения заявления постановлением Администрации г. Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ Буевой Н.А. отказано во включении в Список. Основанием для принятия указанного решения послужил факт не обращения истца с заявлением о включении в Список до достижения 23-летнего возраста. На основании изложенного просил признать незаконным постановление Администрации г. Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Буевой Н.А. во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также возложить обязанность на Администрацию города Симферополя включить Буеву Н.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.

Решением Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 31 июля 2023 года признано незаконным постановление Администрации города Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Буевой Н.А. во включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. На Администрацию города Симферополя Республики Крым возложена обязанность включить Буеву Н.А. в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.

В обоснование апелляционной жалобы Администрация города Симферополя Республики Крым, ссылаясь на неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое, которым отказать в удовлетворении исковых требований,. Указывает, что Буева Н.А. не обратилась в орган местного самоуправления с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, ею без уважительных причин пропущен срок обращения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя ответчика, поддержавшую апелляционную жалобу, пояснения прокурора, истца возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Судом установлено, что Буева (Баштовая) Н.А., ДД.ММ.ГГГГ р., является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Буева Н.А. страдает ДЦП спастический нижний парапарез легкая умственная отсталость, является инвалидом с детства, нуждается в постоянном постороннем уходе (л.д. 18-19).

В марте 1988 г. Буева Н.А., в соответствии с путевкой от ДД.ММ.ГГГГ и приказом по Цюрупинскому детскому дому-интернату № от ДД.ММ.ГГГГ, направлена в Цюрупинский детский дом-интернат, расположенный по адресу: <адрес>. Указанная путевка содержит отметку об отказе обоих родителей от ребенка.

Информацией ГБУ «Алешкинский детский дом-интернат» Министерства труда и социальной политики Херсонской области на требование прокуратуры г. Симферополя подтвержден факт нахождения Буевой (Баштовой) Н.А., ДД.ММ.ГГГГ р., на полном государственном обеспечении в Цюрупинском доме-интернате в г. Николаев в связи с отказом матери.

Согласно свидетельству об окончании внутренней школы Цюрупинского детского дома-интерната от ДД.ММ.ГГГГ № 1, Буева (Баштовая) Н.А. окончила 9 классов внутренней школы Цюрупинского детского дома-интерната.

В связи с наступлением совершеннолетия, Буева Н.А. ДД.ММ.ГГГГ поступила в Симферопольский гериатрический пансионат, расположенный по адресу: <адрес>. В указанном пансионате она пребывала до отчисления на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно свидетельству о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ серии <данные изъяты>, Киевским отделом регистрации актов гражданского состояния Симферопольского городского управления юстиции Автономной Республики Крым 06.05.2006 зарегистрирован брак между Буевым О.Ю., ДД.ММ.ГГГГ р., и Баштовой Н.А., ДД.ММ.ГГГГ р.

В настоящее время Буева (Баштовая) Н.А. проживает по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение, общей площадью <данные изъяты> кв.м, на праве собственности принадлежит Буевой Е.И.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, в собственности Буевой Н.А. находится земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., зарегистрированный 24.10.2017 на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. Виды разрешенного использования: ведение садоводства. Таким образом, Буева Н.А. не обеспечена жильем.

ДД.ММ.ГГГГ Буева Н.А. обратилась в Администрацию г. Симферополя с заявлением о включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

По результатам рассмотрения заявления, постановлением Администрации г. Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ Буевой Н.А. отказано во включении в Список со ссылками на Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», постановление Правительства РФ от 04.04.2019 № 397 «О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации». Основанием для принятия указанного решения послужил факт не обращения истца с заявлением о включении в Список до достижения 23- летнего возраста.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Буева Н.А. относилась к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имела право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, но в установленном порядке не постановлена на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий или нуждающегося в жилых помещениях и не реализовала это право по состоянию на 1 января 2013 года или после 1 января 2013 года имела право на обеспечение жилым помещением из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, но не включена в список.

С такими выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия и считает, что они соответствуют обстоятельствам дела и сделаны с соблюдением норм материального и процессуального права.

В соответствии со статьей 25 Всеобщей Декларации прав человека, каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая жилище, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.

Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

С учетом положений международно-правовых актов, в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства, как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение детей-сирот закреплены в ст. 8 названного Федерального закона, положения которой в силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ применяются к правоотношениям, возникшим до 01 января 2013 г., в случае, если до указанной даты дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2013 года), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абз. 1). Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абз. 2).

Контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений, как и формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ законодатель возложил на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пп. 2 и 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ). При этом лица, указанные в абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

В пункте 7 ст. 8 указанного Федерального закона закреплено положение о том, что по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

По смыслу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, положения данного закона распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Вместе с тем, в силу п. 9 ст. 8 того же Федерального закона, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Из приведенных норм права в их совокупности усматривается, что правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в понятиях, предусмотренных Федеральным законом № 159-ФЗ, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23-х лет.

В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013, указано, что отсутствие названных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. Наиболее распространенными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, являлись: - ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы; - незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет; состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении; установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.

Таким образом, правило, предполагающее включение указанной категории граждан в список нуждающихся, не может зависеть только от действий самих льготников, и органы государственной власти в области защиты прав детей-сирот, в частности органы опеки и попечительства, обязаны предпринимать все меры по выявлению и включению ребенка в соответствующий региональный список.

Кроме того, Буева Н.А. является инвалидом с детства 1 группы, нуждается в постоянном постороннем уходе (л.д. 19), что является уважительной причиной не обращения ее в установленный законом срок в орган местного самоуправления с заявлением о включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Обязанность и ответственность по включению детей в список лиц, имеющих льготы при предоставлении им жилых помещений, следует преимущественно относить к функциям органов опеки и попечительства, поскольку именно на эти органы Федеральным законом от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» возложены обязанности по выявлению и защите прав детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно положениям ст. 123 Семейного кодекса Российской Федерации, органами опеки и попечительства должен осуществляться и контроль за обеспечением социальных гарантий указанной категории лиц.

Кроме того, в силу пп. 3 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», одной из основных задач органов опеки и попечительства является и контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона Республики Крым № 46-ЗРК/2014 от 18.12.2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым», в Республике Крым обеспечиваются гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся гражданами Российской Федерации и проживающих на территории Республики Крым, на имущество и жилое помещение, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», путем предоставления жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения с последующим предоставлением данного жилого помещения по договору социального найма.

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 8 Закона Республики Крым № 46-ЗРК/2014, жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, имеющим право на предоставление жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим Законом, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме предоставления 25 м2 общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 9 Закона Республики Крым № 46-ЗРК/2014, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе: по формированию специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по приобретению жилых помещений, предназначенных для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Сведения о нуждаемости Буевой Н.А. в предоставлении жилья находились в распоряжении органов опеки и попечительства.

При надлежащем исполнении органами опеки и попечительства возложенных обязанностей по контролю за реализацией прав истца, как лица, оставшегося без родительского попечения, органы опеки и попечительства могли и должны были включить Буеву Н.А. в список на получение жилого помещения.

Какие-либо доказательства исполнения органами опеки и попечительства возложенных на них законом обязанностей принятия мер по включению истца в соответствующий список для обеспечения жильем, ответчиком не представлены.

Буева Н.А. до настоящего времени жилым помещением на каком-либо правовом основании не обеспечена, благоустроенное жилое помещение по договору найма помещения специализированного жилищного фонда не предоставлено.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона Республики Крым № 46-ЗРК/2014, контроль за реализацией органами местного самоуправления переданных полномочий осуществляет исполнительный орган государственной власти Республики Крым в сфере образования, науки и молодежи.

Руководствуясь приведенными нормами права, с учетом установленных по делу обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу о нарушении жилищных прав и законных интересов Буевой Н.А. в связи с тем, что в нарушение положений ст.ст. 92, 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Республики Крым № 46-ЗРК/2014 от 18.12.2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым», Буева Н.А. не включена в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, жилой площадью Администрацией г. Симферополя Республики Крым не обеспечена.

Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований, поданных заместителем прокурора г. Симферополя в защиту прав, свобод и законных интересов Буевой Н.А., законно и обоснованно, подлежит оставлению без изменений.

Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.

Учитывая изложенное, судебная коллегия пришла к выводу, что суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал им надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и постановил законное и обоснованное решение.

Руководствуясь ст.ст. 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 31 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Симферополя Республики Крым без удовлетворения.

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 14 декабря 2023 года.

Судьи:

33-11148/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Другие
Информация скрыта
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Синани Александр Михайлович
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
09.11.2023Передача дела судье
13.12.2023Судебное заседание
21.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.12.2023Передано в экспедицию
13.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее