Дело № 2-1-735/2024 года 40RS0008-01-2024-000690-31
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Жуковский районный суд Калужской области
в составе председательствующего судьи Сидоренковой Н.А.,
при помощнике судьи Парчумян К.Г.,
с участием истца Травиной Е.А., представитель ответчика Затолкиной Я.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Жуков в зале суда
<ДАТА> года
гражданское дело по иску Травиной Елены Александровны к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калужской области, клиентской службе в Жуковском районе отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калужской области о включении в страховой стаж периода работы, перерасчете страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
<ДАТА> Травина Е.А. обратилась в суд с иском к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калужской области, клиентской службе в Жуковском районе отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калужской области о включении в страховой стаж периода работы с <ДАТА> по <ДАТА>, перерасчете страховой пенсии по старости с <ДАТА>.
Заявленные требования мотивированы тем, что <ДАТА> ей назначена и выплачивается страховая пенсия по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту Федеральный закон № 400-ФЗ). При назначении страховой пенсии по старости в страховой стаж не был включен период работы в <АДРЕС> с <ДАТА> по <ДАТА> в связи с денонсацией Соглашение о гарантиях прав граждан государств- участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от <ДАТА> (далее по тексту Соглашение). Полагает, что поскольку спорный период работы приходился на период действия Соглашения, он подлежит включению в страховой стаж, а страховая пенсия по старости- перерасчету.
В судебном заседании истец Травина Е.А. заявленные исковые требования поддержала, суду дала объяснения аналогичные изложенным в заявлениях. Просила включить в страховой стаж период работы с <ДАТА> по <ДАТА>, произвести перерасчет страховой пенсии по старости с <ДАТА>.
Представитель ответчика ФИО3 иск не признала по основаниям и доводам, изложенным в письменных возражениях на иск. Просила в иске отказать.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Из дела видно, что <ДАТА> истец Травина Е.А. обратилась в отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калужской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона № 400-ФЗ.
Решением отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калужской области от <ДАТА> истцу с <ДАТА> назначена страховая пенсия по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона № 400-ФЗ бессрочно.
<ДАТА> истец обратилась к ответчику с письменным обращением, в котором просила разъяснить причины не включения в страховой стаж периода работы в <АДРЕС> с <ДАТА> по <ДАТА>.
Письмом отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калужской области от <ДАТА> истцу разъяснено, что указанный выше период не был включен в страховой стаж в связи с денонсацией Соглашения.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации создаются условия для взаимного доверия государства и общества.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом № 400-ФЗ, вступившим в силу с 01 января 2015 года.
До 01 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон № 173-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона № 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон № 167-ФЗ), Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом № 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона № 400-ФЗ).
Пенсионное обеспечение лиц, прибывших в Российскую Федерацию из <АДРЕС>, регламентируется Соглашением.
В соответствии со статьей 1 Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств- участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств- участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
В силу статьи 10 Соглашения государства- участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размер.
Согласно статье 11 Соглашения необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств- участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 01 декабря 1991 года, принимаются на территории государств- участников Содружества без легализации.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8), страховой стаж (часть 2 статьи 8), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8).
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ).
Из приведенных норм права следует, что право на страховую пенсию по старости имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом № 167-ФЗ, при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств- республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств- республик бывшего СССР (далее по тексту Рекомендации).
Согласно пункту 5 Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств- участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах- участниках Соглашения, приравнивается к страховому и специальному стажу. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой и специальный стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы по найму после 01 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства- участника Соглашения подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
С учетом изложенного при назначении пенсии периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств- участников Соглашения, имевшие место за пределами Российской Федерации до 01 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона № 173-ФЗ, в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
Одним из основных условий при обращении за установлением пенсии гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию из государств- участников Соглашения, является наличие Российского гражданства либо вида на жительство иностранного гражданина или лица без гражданства с отметкой о регистрации по месту жительства.
Из дела видно, что истец Травина Е.А. является гражданином Российской Федерации, имеет регистрацию по месту жительства на территории Жуковского района Калужской области, состоит на учете в отделении Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калужской области в качестве застрахованного лица.
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа, гражданам, прибывшим из стран Содружества Независимых Государств, устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 13 Соглашения каждый участник данного Соглашения может выйти из него, направив соответствующее письменное уведомление депозитарию.
При этом пенсионные права граждан государств- участников Содружества, возникшие в соответствии с положениями настоящего Соглашения, не теряют своей силы и в случае его выхода из Соглашения государства- участника, на территории которого они проживают.
Действие Соглашения в отношении этого участника прекращается по истечении шести месяцев со дня получения депозитарием такого уведомления.
В связи с принятием Федерального закона от 11 июня 2022 года № 175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств- участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», который вступил в силу с 30 июня 2022 года, Соглашение прекратило свое действие для Российской Федерации 31 декабря 2022 года, что подтверждается официальным сообщением Министерства иностранных дел Российской Федерации от 30 декабря 2022 года.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 37 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон № 101-ФЗ) прекращение (в том числе денонсация) международных договоров Российской Федерации осуществляется в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права органом, принявшим решение о согласии на обязательность международного договора для Российской Федерации.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона № 101-ФЗ, если договором не предусматривается иное или если не имеется иной договоренности с другими его участниками, прекращение международного договора освобождает Российскую Федерацию от всякого обязательства выполнять договор в дальнейшем и не влияет на права, обязательства или юридическое положение Российской Федерации, возникшие в результате выполнения договора до его прекращения.
Таким образом, основным последствием денонсации международного договора (одностороннего заявления государства об отказе от договора) является освобождение договаривающейся стороны, денонсировавшей договор, от исполнения обязательств по данному договору. Вместе с тем денонсация не освобождает сторону договора от выполнения обязательств, которые возникли в результате выполнения договора до его прекращения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 37 Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 года денонсация не освобождает договаривающуюся сторону, заявившую о денонсации настоящей Конвенции, от взятых по ней обязательств в отношении любого действия, которое могло явиться нарушением таких обязательств и могло быть совершено ею до вступления денонсации в силу.
Согласно пункту 2 статьи 13 Соглашения пенсионные права граждан государств- участников Содружества, возникшие в соответствии с положениями названного Соглашения, не теряют своей силы и в случае выхода государства- участника, на территории которого они проживают, из указанного Соглашения.
Из содержания указанных норм права, применительно к вопросу денонсации Соглашения, следует, что пенсионные правоотношения, которые возникли по нормам Соглашения до его денонсации, пересмотру не подлежат.
На основании изложенного, учитывая приведенные выше нормы, суд приходит к выводу, что истец Травина Е.А., как гражданин Российский Федерации, имеет право на социальное обеспечение, при назначении истцу страховой пенсии по старости период ее работы в <АДРЕС> с <ДАТА> по <ДАТА> подлежал включению в страховой стаж в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Доводы отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калужской области о денонсации Соглашения суд находит несостоятельными, поскольку спорный период работы истца приходился на период действия Соглашения, в соответствии с которым истец имела право на учет этого периода в страховой стаж при назначении страховой пенсии по старости. Иное бы приводило к нарушению прав истца на пенсионное обеспечение.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Травиной Елены Александровны удовлетворить.
Обязать отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калужской области (ИНН <НОМЕР ИЗЪЯТ>, ОГРН <НОМЕР ИЗЪЯТ>) включить Травиной Елене Александровне (паспорт <НОМЕР ИЗЪЯТ> в страховой стаж период работы с <ДАТА> по <ДАТА>.
Обязать отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калужской области (ИНН <НОМЕР ИЗЪЯТ>, ОГРН <НОМЕР ИЗЪЯТ>) произвести Травиной Елене Александровне (паспорт <НОМЕР ИЗЪЯТ>) перерасчет страховой пенсии по старости с учетом включенного периода работы с <ДАТА>.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Калужского областного суда через Жуковский районный суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено <ДАТА>.
Судья = подпись = Н.А. Сидоренкова
Копия верна. Судья Н.А. Сидоренкова