Решение по делу № 2-788/2023 от 09.08.2023

Дело №2-788/2023

УИД: 18RS0024-01-2023-000751-19

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

27 октября 2023 года                    г. Сарапул

Сарапульский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Шарова Р.М.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Хазиевой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Богатырева Ярослава Сергеевича к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области, Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Сарапульский район Удмуртской Республики» об установлении границ земельного участка,

установил:

Истец Богатырев Я.С. обратился в суд с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области, Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Сарапульский район Удмуртской Республики» об установлении границ земельного участка. Требования мотивированы тем, что истцу на праве собственности принадлежит объект капитального строительства с <данные изъяты>. Право собственности на объект признано на основании решения Сарапульского районного суда УР от ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок под домом не оформлен на праве аренды за собственником дома, в связи с чем истцом были предприняты меры по оформлению документов, связанных с процедурой раздела земельного участка с кадастровым номером , в пределах которого находится объект капитального строительства, с сохранением исходного земельного участка в измененных границах. В частности, в период с июля 2022 года по май 2023 года велась активная переписка с соответствующими федеральными, региональными и муниципальными ведомствами с целью прохождения первого этапа раздела земельного участка на кадастровом плане территории площадью 171 кв.м. и согласования актов местоположения границ с собственником подлежащего разделу земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером были подготовлены схема и акты, а затем, ДД.ММ.ГГГГ исправлены с учетом высказанных Росимуществом замечаний. По истечении более 12 месяцев первый этап раздела так и не пройден ввиду несогласования актов местоположения границ земельных участков, что препятствует формированию в полном объеме кадастровым инженером межевого плана и направления заявления в Управление Росреестра по Удмуртской Республике с целью постановки разделенного участка под домом рекреации на государственный кадастровый учет. При этом Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Земельный участок с кадастровым номером является собственностью Российской Федерации и относится к категории земель лесного фонда. Ответчиками при рассмотрении схем и актов не выражен отказ в утверждении схемы и согласования акта в связи с неверным составлением схем и актов кадастровым инженером, поэтому, истец считает, что местоположение границ образовываемого участка, площадью 171 кв.м, в результате раздела исходного участка никем не оспаривается.

С учетом уточнения исковых требований, просит установить границы земельного участка площадью 171 кв.м, образовываемого в результате раздела земельного участка с кадастровым номером под объектом капитального строительства с кадастровым номером , принадлежащего Богатыреву Я.С. на праве собственности, в соответствии с данными межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ по следующим координатам в системе МСК-18:

Обозначение характерных точек границ Координаты, м
X Y
1 2 3
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>

В судебное заседание истец Богатырев Я.С., надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ответчик Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, представителя не направило.

Ответчик Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание представителя не направило, представлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Судом учтен отзыв на исковое заявление от ДД.ММ.ГГГГ, из содержания которого следует, что кадастровый номер земельного участка, из которого предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка площадью 171 кв.м – . Категория земель исходного земельного участка – земли лесного фонда (Сарапульское лесничество, Керкмасское участковое лесничество, квартал 73, часть выдела 4). Категория земель образуемого земельного участка: земли населенных пунктов. В этой связи истцу необходимом осуществить кадастровый учет лесного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером , с сохранением исходного земельного участка в измененных границах. Земли лесного фонда находятся в федеральной собственности, при этом Министерству полномочия по владению и распоряжению лесными участками, находящимися в федеральной собственности не переданы. Поэтому у министерства отсутствуют полномочия по подписанию акта согласования границ местоположения земельного участка. Для согласования границ местоположения земельного участка истцу рекомендовано обратиться в Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области. Приказом Министерства от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образованного путем раздела с сохранением в измененных границах земельного участка Сарапульского лесничества с кадастровым номером . Срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с момента подписания приказа составляет 2 года. Считает, что Министерство не может быть ответчиком по делу поскольку в соответствии с письмом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> предварительное согласование предоставления застроенного лесного участка, в том числе утверждение соответствующей схемы расположения, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в рамках переданных ему полномочий в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ, Предоставление застроенного лесного участка с учетом положений п.1 ст. 11.8 ЗК РФ осуществляется Росимуществом. В связи с чем, Министерством в адрес истца направлено решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в границах земель лесного фонда, а также разъяснения в части обращения для согласования границ местоположения земельного участка в МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области. Просит исключить ответчика – Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики из числа соответчиков.

Ответчик Администрация муниципального образования «Муниципальный округ Сарапульский район Удмуртской Республики», надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание представителя не направила, представлено заявление о рассмотрении дела без его участия.

Информация о времени и месте судебного разбирательства своевременно размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Исследовав представленные письменные доказательства, материалы гражданского дела и в совокупности, суд приходит к следующему.

Решением Сарапульского районного суда УР от ДД.ММ.ГГГГ за Богатыревым Я.С. признано право собственности на недвижимое имущество – объект капитального строительства <данные изъяты>.

Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ за Богатыревым Я.С. ДД.ММ.ГГГГ на основании вышеуказанного решения суда зарегистрировано право собственности на вышеуказанный объект недвижимости с кадастровым номером .

Объект недвижимости, принадлежащий Богатыреву Я.С. расположен на земельном участке с кадастровым номером .

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок <данные изъяты>.

Правообладателем земельного участка является Российская Федерация.

В отношении земельного участка остановлены следующие ограничения прав и обременения объекта недвижимости: <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды УР с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в границах земель лесного фонда, образовываемого в результате раздела исходного земельного участка с кадастровым номером , согласовании акта местоположения границ земельного участка, не занятого лесом.

Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды УР ДД.ММ.ГГГГ принято решение о предварительном согласовании Богатыреву Я.С. предоставления земельного участка в границах земель лесного фонда с целью обеспечения использования объекта недвижимого имущества, права на которые возникли до ДД.ММ.ГГГГ, и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов. Богатыреву Я.С. указано на необходимость осуществить кадастровый учет лесного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером , с сохранением исходного земельного участка в измененных границах. Кроме того, в части согласования местоположения границ земельного участка отмечено, что согласно ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда находятся в федеральной собственности, при этом Министерству полномочия по владению и распоряжению лесными участками, находящимися в федеральной собственности не переданы, в связи с чем у Министерства отсутствуют полномочия по подписанию Акта согласования границ местоположения земельного участка. Для согласования границ местоположения земельного участка рекомендовано обратиться в МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды УР с заявлением о согласовании акта местоположения границ земельного участка на местности, не занятого лесом, образовываемого в результате раздела земельного участка с кадастровым номером , с сохранением исходного земельного участка в измененных границах.

Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка с условным обозначением ) на кадастровом плане территории. Площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка – 171 кв.м. Земельный участок образован путем раздела с сохранением в измененных границах земельного участка с кадастровым номером . Категория земель, к которой отнесен образуемый земельный участок – земли населенных пунктов. Вид разрешенного использования – отдых (рекреация). Земельному участку присвоен адрес местоположения: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области с заявлениями о согласовании акта местоположения границ земельного участка площадью 171 кв.м на местности, не занятого лесом, образовываемого в результате раздела земельного участка с кадастровым номером , с сохранением исходного земельного участка в измененных границах.

Из ответа МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ на вышеуказанное заявление следует, что земельный участок согласно сведениям ЕГРН не относится к федеральной собственности. Предложено обратиться в Администрацию муниципального образования «Муниципальный округ Сарапульский район Удмуртской Республики» для согласования актов местоположения границ земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Администрацию муниципального образования «Муниципальный округ Сарапульский район Удмуртской Республики» с заявлением согласовать акт местоположения границ земельного участка, образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером .

Из ответа Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Сарапульский район Удмуртской Республики» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что администрация не вправе распоряжаться имуществом, находящимся в собственности других лиц в силу отсутствия таких полномочий в рамках ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Рекомендовано обратиться в Межрегиональное территориальное Управление Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области с заявлением о согласовании актов местоположения границ земельных участков.

Истец обратился в Межрегиональное территориальное Управление Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области с заявлением о согласовании актов местоположения границ земельного участка.

По сообщению МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в согласовании межевых планов, рекомендовано доработать предоставленные межевые планы в соответствии с выявленными замечаниями.

ДД.ММ.ГГГГ истец повторно обратился с заявлением о согласовании актов местоположения границ земельного участка в МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области.

По сообщению МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в согласовании межевых планов, рекомендовано исправить ошибку в местоположении земельного участка и обратиться в Муниципальное образование «Муниципальный округ Сарапульский район Удмуртской Республики».

ДД.ММ.ГГГГ истец с учетом рекомендаций МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области вновь обратилась в Администрацию муниципального образования «Муниципальный округ Сарапульский район Удмуртской Республики» с заявлением о согласовании местоположения границ земельного участка, площадью 171 кв.м на местности, не занятого лесом, образовываемого в результате раздела земельного участка с кадастровым номером , с сохранением исходного земельного участка в измененных границах.

По сообщению Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Сарапульский район Удмуртской Республики» от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером относится к землям лесного фонда, находится в федеральной собственности согласно ст. 8 Лесного кодекса РФ. Администрация не вправе распоряжаться имуществом, находящимся в собственности других лиц в силу отсутствия таких полномочий. Согласно сведениям Публичной кадастровой карты испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Сарапульского лесничества Удмуртской Республики (реестровый ). Заявление истца перенаправлено в МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области.

По сообщению МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью 0,25 га под образуемым земельным участком изъят в пользу Сарапульского горисполкома для строительства базы отдыха. МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области осуществляет функции по управлению федеральным имуществом. Изъятые земельные участки не относятся к федеральной собственности.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области, Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Сарапульский район Удмуртской Республики» об установлении границ земельного участка.

Анализируя вышеизложенное, довод ответчика Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу подлежит отклонению, поскольку границы истребуемого истцом земельного участка не установлены по причине отказов каждого из ответчиков, обоснованных отсутствием полномочий по распоряжению земельным участком, неопределенностью в принадлежности земель к определенной категории. Неопределенность ответчиков в вопросе распоряжения земельным участком нарушает права истца, следовательно, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики является надлежащим ответчиком по делу.

В соответствии со ст. ст. 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется судом путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также иными способами, предусмотренными законом.

Согласно ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

В силу ст. ст. 9, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению выбирают способ защиты гражданских прав. Одним из таких способов является требование о признании права.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципом земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости.

В соответствии со ст.11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Согласно п.7 ст. 36 Земельного кодекса РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом его фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Согласно ч. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих права или создающих угрозу его нарушения (статья 12 Гражданского кодекса РФ, пункт 4 части 2 статьи 60 Земельного кодекса РФ).

В соответствии с частью 8 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (пункт 7 части 2 статьи 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости").

В силу положений статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных Кодексом.

В абзаце третьем пункта 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что под судебным постановлением, указанным в части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, понимается любое судебное постановление, которое согласно части 1 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принимает суд (судебный приказ, решение суда, определение суда).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 21 декабря 2011 г. N 30-П, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения и исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.

Принимая во внимание состоявшееся судебное решение, на основании которого за Богатыревым Я.С. признано право собственности на объект капитального строительства <данные изъяты>, находящийся в границах земельного участка с кадастровым номером , решением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР ДД.ММ.ГГГГ истцу предварительно согласовано предоставление земельного участка в границах земель лесного фонда с целью обеспечения использования объекта недвижимого имущества, а также исходя из того, что у истца отсутствует возможность в ином порядке реализовать права на указанный объект, спора по границам не имеется, возражения со стороны ответчиков не поступили, суд считает возможным исковые требования Богатырева Я.С. удовлетворить.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Богатырева Ярослава Сергеевича к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области, Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Сарапульский район Удмуртской Республики» об установлении границ земельного участка удовлетворить полностью.

Установить границы земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, образовываемого в результате раздела земельного участка с кадастровым номером под объектом капитального строительства с кадастровым номером , принадлежащим Богатыреву Ярославу Сергеевичу, <данные изъяты>, на праве собственности, в соответствии с данными межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ по следующим координатам в системе МСК-18:

Обозначение характерных точек границ Координаты, м
X Y
1 2 3
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики, в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Апелляционная жалоба подается через Сарапульский районный суд УР.

В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ

Судья Р.М.Шаров

2-788/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Богатырев Ярослав Сергеевич
Ответчики
Межрегиональное территориальное управление Фед. агентства по упралению гос.имуществом в УР по Кировской обл
АМО " Муниц .округ Сарапульский район УР"
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды УР
Суд
Сарапульский районный суд Удмуртской Республики
Дело на странице суда
sarapulskiy.udm.sudrf.ru
09.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.08.2023Передача материалов судье
10.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.08.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
26.09.2023Предварительное судебное заседание
27.10.2023Судебное заседание
11.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.01.2024Дело оформлено
27.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее