Решение по делу № 2-891/2018 от 10.10.2018

Дело №2-891/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 декабря 2018 года                                 с. Аргаяш

    Аргаяшский районный суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи    С.М. Хайрутдиновой

при секретаре                Э.Г. Файзуллиной

с участием прокурора            А.Х. Шаймардановой

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Аргаяшского района Челябинской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Аязгуловского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области, администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области о признании бездействия по обустройству нерегулируемого пешеходного перехода незаконным и возложении обязанности по обустройству пешеходного перехода, установлении светофора и искусственных неровностей,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Аргаяшского района Челябинской области обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Аязгуловского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области, администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области о признании бездействия по обустройству нерегулируемого пешеходного перехода незаконным и возложении обязанности по обустройству пешеходного перехода, установлении светофора и искусственных неровностей. В обоснование заявленных требований указав, что прокуратурой Аргаяшского района проведена проверка исполнения требований безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлены нарушения закона. Вблизи Муниципального образовательного учреждения Курмановская средняя общеобразовательная школа на ул.Школьная д.Курманова пешеходный переход не обустроен искусственными неровностями и светофорами типа Т.7, вблизи муниципального образовательного учреждения Аязгуловская основная общеобразовательная школа и Муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад №8 на ул.Школьная д.Аязгулова пешеходный переход не обустроен светофорами типа Т.7. Указанные нарушения выявлены прокуратурой района в ходе проверки в феврале 2018 года, по результатам которой главе Аргаяшского муниципального района, главе Аязгуловского сельского поселения внесены представления, однако до настоящего времени нарушения закона не устранены. В результате бездействия органов местного самоуправления по обеспечению безопасности дорожного движения ущемляются права и законные интересы неопределенного круга лиц и ставятся под угрозу жизнь и здоровье граждан, в том числе несовершеннолетних, обучающихся в указанных образовательных организациях. Просил признать незаконным бездействие администрации Аязгуловского сельского поселения, администрации Аргаяшского муниципального района по обустройству нерегулируемого пешеходного перехода вблизи МОУ Курмановская СОШ на ул.Школьная д.Курманова, МОУ Аязгуловская ООШ и МДОУ «Детский сад №8» на ул.Школьная д.Аязгулова в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 52605-2006; обязать администрацию Аязгуловского сельского поселения обустроить пешеходный переход вблизи МОУ Курмановская СОШ на ул.Школьная д.Курманова: в соответствии с требованиями п.7.2.18 ГОСТ Р 52289-2004 - установить светофоры Т.7, в соответствии с требованиями ГОСТ п.6.2 Р 52605-2006 - установить искусственные неровности, обустроить пешеходный переход вблизи МОУ Аязгуловская ООШ и МДОУ «Детский сад №8» на ул.Школьная д.Аязгулова в соответствии с требованиями п.7.2.18 ГОСТ Р 52289-2004 - установить светофоры Т.7; обязать администрацию Аргаяшского муниципального района профинансировать мероприятия по обустройству нерегулируемого пешеходного перехода вблизи МОУ Курмановская СОШ на ул.Школьная д.Курманова, МОУ Аязгуловская ООШ и МДОУ «Детский сад №8» на ул.Школьная д.Аязгулова в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 52605-2006 в срок не позднее шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Прокурор Шаймарданова А.Х. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации Аязгуловского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Представитель ответчика администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрении дела извещены надлежащим образом, в материалах дела имеется отзыв на иск, в котором просили в удовлетворении исковых требований отказать и рассмотреть дело в отсутствие представителя (л.д.34-35).

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков.

Исследовав материалы дела, выслушав прокурора Шаймарданову А.Х., суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно статьи 15 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196 «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения: программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Такими правовыми актами являются ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 № 120-ст и ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения», утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 11.12.2006 № 295-ст.

В соответствии с п. 7.2.10, 7.2.18 ГОСТ Р 52289-2004 светофоры Т.7 применяют для обозначения нерегулируемых перекрестков и пешеходных переходов. Пешеходный переход, расположенный на дороге, проходящей вдоль территории детских учреждений, должен быть обустроен светофором Т.7.

Согласно пункту 6.1 ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения», утвержденного приказом Ростехрегулирования N 295-ст от 11.12.2006, на дорогах с асфальтобетонными и цементобетонными покрытиями на участках с искусственным освещением устраивают искусственные неровности.

В силу пункта 6.2 ГОСТ Р 52605-2006 искусственные неровности устраивают за 10 - 15 м до наземных нерегулируемых пешеходных переходов у детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений.

В соответствии с требованиями ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, в защиту прав и свобод интересов граждан.

В судебном заседании установлено, что в ходе проведенной прокуратурой Аргаяшского района Челябинской проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения были выявлены нарушения требований о безопасности дорожного движения на участке автомобильной дороги вблизи Муниципального образовательного учреждения Курмановская средняя общеобразовательная школа на ул.Школьная д.Курманова, пешеходный переход не обустроен искусственными неровностями и светофорами типа Т.7, вблизи муниципального образовательного учреждения Аязгуловская основная общеобразовательная школа и Муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад №8 на ул. Школьная д. Аязгулова пешеходный переход не обустроен светофорами типа Т.7.

Из акта выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 23.01.2018, составленного государственным инспектором ДН ОГИБДД ОМВД России по Аргаяшскому району Гизатуллиным И.Р., следует, что на ул.Школьной д.Курманова вблизи МОУ Курмановская СОШ отсутствует светофор типа т.7, искусственная неровность, на ул.Школьной д.Аязгулова вблизи МОУ Аязгуловская ООШ и МДОУ № 8 д.Аязгулова отсутствует светофор типа т.7 (л.д.8,9).

Несоответствие дорожной инфраструктуры прилегающей к общеобразовательным учреждениям, расположенным около МОУ Курмановская СОШ д.Курманова и вблизи МОУ Аязгуловская ООШ и МДОУ № 8 д.Аязгулова указанным требованиям национальных стандартов подтверждается представлениями, направленными в адрес главы Аргаяшского муниципального района и главы Аязгуловского сельского поселения Аргаяшского муниципального района.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля государственный инспектор ДН ОГИБДД ОМВД России по Аргаяшскому району ФИО6 пояснил, что 23.01.2018г. по требованию заместителя прокурора Аргаяшского района им была проведена проверка дорожной сети Аргаяшского района в частности в д. Курманова и д.Аязгулова, возле МОУ Курмановская СОШ, МОУ Аязгуловская ООШ и МДОУ №8 д.Аязгулова. По выявленным недостаткам, отсутствуют светофоры формы Т.7 вблизи школьных учреждений д.Аязгулова, в д.Курманова еще и искусственная неровность, составил Акт. Данный акт был предоставлен прокурору, так как должностным лицом были нарушены требования Федерального закона « О безопасности дорожного движения», Федерального закона № 257 от 08 ноября 2007г. « Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ», п.6.2.2, п.7.2.18, п.6.2.27 ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», п.6.2 ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения». ГОСТ №52289 предусматривает светофоры типа Т.7 -желтый моргающий вблизи образовательных учреждений, нерегулируемых перекрестках и местах концентрации дорожно-транспортных происшествий. До настоящего времени администрацией ничего не обустроено.

Несоблюдение норм действующего законодательства создает угрозу безопасности движения, способно повлечь дорожно-транспортные происшествия, связанные с травмами и гибелью людей, в том числе и несовершеннолетних детей, увеличивает риск аварийной ситуации в селе на дорожной инфраструктуре прилегающей к образовательному учреждению, не отвечает, требованиям по сохранению жизни, здоровья населения.

К вопросам местного значения Аязгуловского сельского поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Прокурором Аргаяшского района Челябинской области 07 февраля 2018 года на имя главы Аргаяшского муниципального района Челябинской области и главы Аязгуловского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области внесены представления об устранении нарушений законодательства в области безопасности дорожного движения, в которых содержится требование о принятии незамедлительных мер по обустройству нерегулируемого пешеходного перехода вблизи МОУ Курманская СОШ, МОУ Аязгуловская ООШ и МДОУ Детский сад №8 д.Аязгулова, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 52605-2006 (л.д.10-13,16-20).

Согласно информационному письму администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области от 20.09.2018 на имя прокурора Аргаяшского района Челябинской области мероприятия по обустройству пешеходных переходов, в том числе обустройству искусственными неровностями и светофорами типа Т.7, запланированы на 2019-2020 г.г.(л.д.15).

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд полагает, что со стороны как администрации Аргаяшского муниципального района, так и администрации Аязгуловского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области имеет место незаконное бездействие, которое нарушает права неопределенного круга лиц (в том числе детей), в связи с чем подлежат удовлетворению требования прокурора о признании незаконным бездействия ответчиков, выразившееся в непринятии мер по обустройству нерегулируемого пешеходного перехода вблизи МОУ Курмановская СОШ на ул.Школьная д.Курманова, МОУ Аязгуловская ООШ и МДОУ «Детский сад №8» на ул.Школьная д.Аязгулова Аргаяшского района, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 52605-2006.

Исходя из положений пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 6 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В соответствии с пунктом 6 части 3 Федерального закона №257-ФЗ дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Содержание автомобильных дорог – это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 приведенного закона).

Таким образом, обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе по их ремонту и содержанию, и обеспечению безопасности дорожного движения, в силу закона возложена на соответствующий орган местного самоуправления.

Согласно статье 12 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Из анализа приведенных норм права следует, что обязанность по обустройству нерегулируемого пешеходного перехода на автомобильных дорогах местного значения является обязанностью администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области, предусмотренной действующим законодательством.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального района вправе заключить соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Согласно Соглашению № 36, заключенному 11 апреля 2016 года между администрацией Аргаяшского муниципального района Челябинской области и администрацией Аязгуловского сельского поселения Аргаяшского муниципального района, полномочия по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ делегированы администрации Аязгуловского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области (л.д.50).

Таким образом, в спорном случае обязанность по обустройству пешеходного перехода лежит на администрации Аязгуловского сельского поселения Аргаяшского муниципального района, а обязанность по финансированию указанных работ на администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области.

В силу прямого указания закона полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований, что следует из ч. 4 ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения», согласно которой полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Как следует из представленного соглашения, заключенного 11 апреля 2016 года между МО «Аргаяшский муниципальный район» и МО «Аязгуловское сельское поселение Аргаяшского муниципального района Челябинской области», в перечень переданных последнему полномочий вошла дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.

Вместе с тем, в соответствии с разделом 3 указанного соглашения, финансирование переданных полномочий производится администрацией муниципального района, что также согласуется с положениями ч. 4 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 6 ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ч. 4 ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения», содержание которых приведено выше.

При этом, в судебном заседании ответчиками не представлено доказательств, позволяющих достоверно установить, что указанное соглашение исполняется администрацией Аязгуловского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области, произведены работы по обустройству пешеходного перехода вблизи МОУ Курмановская СОШ на ул.Школьная д.Курманова, МОУ Аязгуловская ООШ и МДОУ «Детский сад №8» на ул.Школьная д.Аязгулова Аргаяшского района, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 52605-2006, а администрацией Аргаяшского муниципального района Челябинской области указанные работы профинансированы.

Обязанность по финансированию указанных мероприятий в силу прямого указания закона возложена на Аргаяшский муниципальный район Челябинской области, более того, такая обязанность возложена на МО «Аргаяшский муниципальный района Челябинской области» вышеуказанным соглашением.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд полагает исковые требования прокурора Аргаяшского района обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

    Принимая во внимание, что для исполнения решения суда требуется значительное время, суд полагает необходимым установить срок для устранения перечисленных в иске недостатков не позднее шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие администрации Аязгуловского сельского поселения, администрации Аргаяшского муниципального района по обустройству нерегулируемого пешеходного перехода вблизи МОУ Курмановская СОШ на ул.Школьная д.Курманова, МОУ Аязгуловская ООШ и МДОУ «Детский сад №8» на ул.Школьная д.Аязгулова в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 52605-2006.

Обязать администрацию Аязгуловского сельского поселения обустроить пешеходный переход вблизи МОУ Курмановская СОШ на ул.Школьная д.Курманова: в соответствии с требованиями п.7.2.18 ГОСТ Р 52289-2004 - установить светофоры Т.7, в соответствии с требованиями ГОСТ п.6.2 Р 52605-2006 - установить искусственные неровности; обустроить пешеходный переход вблизи МОУ Аязгуловская ООШ и МДОУ «Детский сад №8» на ул.Школьная д.Аязгулова в соответствии с требованиями п.7.2.18 ГОСТ Р 52289-2004 - установить светофоры Т.7.

Обязать администрацию Аргаяшского муниципального района профинансировать мероприятия по обустройству нерегулируемого пешеходного перехода вблизи МОУ Курмановская СОШ на ул.Школьная д.Курманова, МОУ Аязгуловская ООШ и МДОУ «Детский сад №8» на ул.Школьная д.Аязгулова в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 52605-2006 в срок не позднее шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Аргаяшский районный суд.

Председательствующий:                 С.М. Хайрутдинова

2-891/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Аргаяшского района Челябинской области
Ответчики
Администрация Аязгуловского сельского поселения
Администрация Аргаяшского муниципального района Челябинской области
Суд
Аргаяшский районный суд Челябинской области
Дело на странице суда
arg.chel.sudrf.ru
10.10.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.10.2018Передача материалов судье
12.10.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.10.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.10.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.11.2018Судебное заседание
06.12.2018Судебное заседание
06.12.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.12.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.01.2019Дело оформлено
28.01.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее