Дело №а-925/2021
УИД 21RS0№-32
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
21 июня 2021 года <адрес>
Канашский районный суд ФИО1 Республики в составе председательствующего судьи Орлова Б.З.
при секретаре судебного заседания ФИО2,
с участием представителя административного истца - помощника Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики Васильева А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Канашского районного суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению заместителя Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики, поданного в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Кошноруйского сельского поселения <адрес> ФИО1 Республики о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по организации работы по отлову безнадзорных животных, об обязании заключить муниципальный контракт по отлову и содержанию безнадзорных животных,
у с т а н о в и л :
Заместитель Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики обратился в суд с административным иском к администрации Кошноруйского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики о признании незаконным бездействие администрации Кошноруйского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики в части непринятия мер по организации работы по отлову безнадзорных животных на территории Кошноруйского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики; возложении на административного ответчика обязанности в трехмесячный срок после вступления в законную силу решения суда заключить муниципальный контракт по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории Кошноруйского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики.
Требования мотивированы тем, что Канашской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики проведена проверка соблюдения законодательства в сфере охраны жизни и здоровья граждан.
Проверкой установлено, что вопреки требованиям законодательства в части организации и осуществления отлова безнадзорных животных администрацией сельского поселения контракт (договор) с исполнителем мероприятий, указанных в пункте 1.4 Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем не заключен, что представляет опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
В судебном заседании помощник Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики Васильев А.А. административные исковые требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель административного ответчика - администрации Кошноруйского сельского поселения <адрес> ФИО1 Республики, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, отзыв (возражение) на иск не представил.
Суд, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, заслушав объяснения явившегося в судебное заседание представителя административного истца, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
Согласно статье 17 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан.
В силу части 1 статьи 39 КАС РФ и в соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с частью 4 статьи 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных названным Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статьям 2, 7 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека
Как следует из части 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что наряду с организационными, административными, инженерно-техническими, медико-санитарными, ветеринарными мерами к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям относятся также меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
Согласно статье 2 этого же Федерального закона органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В силу части 2 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с этим законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органами местного самоуправления.
В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым данным органом самостоятельно за счет средств бюджета Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Как следует из пункта 14 части 1 статьи 14.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к правам органов местного самоуправления городского, сельского поселения на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений, относится осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории поселения.
Согласно статье 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся:
принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, контроль за их исполнением;
право разработки, утверждения и реализации региональных программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, согласованных с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей;
право осуществления мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения, пропаганде здорового образа жизни;
обеспечение своевременного информирования населения субъекта Российской Федерации о возникновении или об угрозе возникновения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), о состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях;
право участия в проведении социально-гигиенического мониторинга субъекта Российской Федерации.
На основании статьи 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О ветеринарии» к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относятся:
участие в реализации федеральных мероприятий на территории субъекта Российской Федерации;
организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению;
защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации;
регистрация специалистов в области ветеринарии, не являющихся уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, занимающихся предпринимательской деятельностью в области ветеринарии;
контроль деятельности специалистов в области ветеринарии, не являющихся уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, занимающихся предпринимательской деятельностью в области ветеринарии;
решение иных вопросов в области ветеринарии, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
Как следует из пунктов 4.8, 4.9 Санитарных правил СП ДД.ММ.ГГГГ-96, Ветеринарных правил ВП ДД.ММ.ГГГГ-96 «Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. Бешенство», утвержденных Департаментом ветеринарии Минсельхозпрода РФ ДД.ММ.ГГГГ № и Госкомсанэпиднадзором РФ ДД.ММ.ГГГГ №, собаки, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица, и безнадзорные кошки подлежат отлову.
Пунктом 9.5. СП 3.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Профилактика бешенства среди людей. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, предусмотрено, что регулирование численности безнадзорных животных проводится путем их отлова и содержания в специальных питомниках. Все животные должны быть привиты против бешенства. При реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения организация и проведение указанных мероприятий относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Так, пунктом 6 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2 названной статьи, с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.
Согласно части 5 статьи 19 Закона №-Ф3 финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
В силу пункта 5 части 4 статьи 1 Закона ФИО1 Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления в ФИО1 Республике отдельными государственными полномочиями» органы местного самоуправления поселений и городских округов наделяются на неограниченный срок следующими государственными полномочиями ФИО1 Республики по организации на территории поселений и городских округов мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
Порядок осуществления органами местного самоуправления поселений и городских округов государственных полномочий ФИО1 Республики по организации на территории поселений и городских округов мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев определяется Кабинетом Министров Чувашской Республики.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 марта 2020 года № 102 «Об утверждении Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в Чувашской Республике» утвержден указанный порядок.
В соответствии с Законом Чувашской Республики «О Кабинете Министров Чувашской Республики» Кабинет Министров Чувашской Республики осуществляет полномочия в области обращения с животными, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики в области обращения с животными, в том числе организует мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
Организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев осуществляют органы местного самоуправления поселений и городских округов, наделенные Законом Чувашской Республики «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями» государственными полномочиями Чувашской Республики по организации на территории поселений и городских округов мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (далее - уполномоченный орган) (пункт 1.3 Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в Чувашской Республике).
Исполнителями мероприятий, указанных в пункте 1.4 настоящего Порядка, являются юридические лица, индивидуальные предприниматели (далее - исполнители мероприятий), заключившие контракты (договоры) с уполномоченными органами в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1.5 Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в ФИО1 Республике).
С учетом приведенных выше норм, закона № и Закона № 184-ФЗ требования проведения организационных мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных и осуществления соответствующих материально-финансовых затрат может быть обращено к органам местного самоуправления при условии передачи им в установленном порядке отдельных государственных полномочий в этой области, что в силу части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации должно сопровождаться предоставлением необходимых для реализации этих полномочий материально-финансовых средств. При этом следует учитывать, что органы местного самоуправления согласно части 3 статьи 20 Закона №-Ф3 несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Как следует из материалов дела, возложенные указанными нормативными правовыми актами обязанности по выполнению переданного государственного полномочия ФИО1 Республики по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, ответчиком не исполняются.
Из справки старшего помощника Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики Константинова А.В. от 31 мая 2021 года следует, что в нарушение законодательства в части организации и осуществления отлова безнадзорных животных администрацией Кошноруйского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики контракт с исполнителем мероприятий, указанных в пункте 1.4 Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в Чувашской Республике, с юридическим или индивидуальным предпринимателем не заключен, что представляет опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц (л.д№).
Из сообщения МКУ «Централизованная бухгалтерия <адрес> ФИО1 Республики» усматривается, что был заключен один договор между администрацией Шихазанского сельского поселения <адрес> ФИО1 Республики и ИП ФИО5 по вопросу осуществления мероприятий по урегулированию численности безнадзорных животных (л.д.№).
Иных доказательств надлежащего исполнения административным ответчиком возложенных на него обязанностей в материалы дела не представлены.
Непринятие действенных мер администрацией муниципального района по организации мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, нарушает законные права населения муниципального района, связанные с устранением или уменьшением вредного воздействия на человека факторов среды обитания, а также создает угрозу нападения животного на человека, проявление агрессии животных по отношению к человеку и другим животным, возникновения опасности для дорожного движения, проявления агрессии животных на территории детских садов, школ, организаций здравоохранения и в иных общественных местах.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что невыполнение администрацией Кошноруйского сельского поселения Канашского района ФИО1 Республики требований законодательства в сфере организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных нарушает права неопределенного круга лиц на создание благоприятной окружающей среды, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, а также указывает на ненадлежащее исполнение администрацией сельского поселения требований действующего санитарно-эпидемиологического законодательства.
При таких установленных обстоятельствах административное исковое заявление заместителя Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики является и обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о возложении на административного ответчика обязанностей по исполнению требований законодательства в трехмесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда.
В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 177-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Административное исковое заявление заместителя Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики, поданного в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Кошноруйского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по организации работы по отлову безнадзорных животных, об обязании заключить муниципальный контракт по отлову и содержанию безнадзорных животных удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Кошноруйского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики, выразившегося в непринятии мер по организации работы по отлову безнадзорных животных.
Обязать администрацию Кошноруйского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда заключить муниципальный контракт по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории Кошноруйского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Канашский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Б.З. Орлов
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.