Решение по делу № 2а-925/2021 от 02.06.2021

Дело а-925/2021

УИД 21RS0-32

                                                             

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

21 июня 2021 года                                              <адрес>                                                                                                              

Канашский районный суд ФИО1 Республики в составе председательствующего судьи Орлова Б.З.

при секретаре судебного заседания ФИО2,

с участием представителя административного истца - помощника Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики Васильева А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Канашского районного суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению заместителя Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики, поданного в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Кошноруйского сельского поселения <адрес> ФИО1 Республики о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по организации работы по отлову безнадзорных животных, об обязании заключить муниципальный контракт по отлову и содержанию безнадзорных животных,

у с т а н о в и л :

Заместитель Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики обратился в суд с административным иском к администрации Кошноруйского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики о признании незаконным бездействие администрации Кошноруйского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики в части непринятия мер по организации работы по отлову безнадзорных животных на территории Кошноруйского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики; возложении на административного ответчика обязанности в трехмесячный срок после вступления в законную силу решения суда заключить муниципальный контракт по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории Кошноруйского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики.

Требования мотивированы тем, что Канашской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики проведена проверка соблюдения законодательства в сфере охраны жизни и здоровья граждан.

Проверкой установлено, что вопреки требованиям законодательства в части организации и осуществления отлова безнадзорных животных администрацией сельского поселения контракт (договор) с исполнителем мероприятий, указанных в пункте 1.4 Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем не заключен, что представляет опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

В судебном заседании помощник Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики Васильев А.А. административные исковые требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям.

Представитель административного ответчика - администрации Кошноруйского сельского поселения <адрес> ФИО1 Республики, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, отзыв (возражение) на иск не представил.

Суд, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, заслушав объяснения явившегося в судебное заседание представителя административного истца, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

Согласно статье 17 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан.

В силу части 1 статьи 39 КАС РФ и в соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с частью 4 статьи 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных названным Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статьям 2, 7 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека

Как следует из части 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что наряду с организационными, административными, инженерно-техническими, медико-санитарными, ветеринарными мерами к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям относятся также меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.

Согласно статье 2 этого же Федерального закона органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В силу части 2 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с этим законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органами местного самоуправления.

В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым данным органом самостоятельно за счет средств бюджета Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Как следует из пункта 14 части 1 статьи 14.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к правам органов местного самоуправления городского, сельского поселения на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений, относится осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории поселения.

Согласно статье 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся:

принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, контроль за их исполнением;

право разработки, утверждения и реализации региональных программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, согласованных с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей;

право осуществления мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения, пропаганде здорового образа жизни;

обеспечение своевременного информирования населения субъекта Российской Федерации о возникновении или об угрозе возникновения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), о состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях;

право участия в проведении социально-гигиенического мониторинга субъекта Российской Федерации.

На основании статьи 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О ветеринарии» к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относятся:

участие в реализации федеральных мероприятий на территории субъекта Российской Федерации;

организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению;

защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации;

регистрация специалистов в области ветеринарии, не являющихся уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, занимающихся предпринимательской деятельностью в области ветеринарии;

контроль деятельности специалистов в области ветеринарии, не являющихся уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, занимающихся предпринимательской деятельностью в области ветеринарии;

решение иных вопросов в области ветеринарии, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

Как следует из пунктов 4.8, 4.9 Санитарных правил СП ДД.ММ.ГГГГ-96, Ветеринарных правил ВП ДД.ММ.ГГГГ-96 «Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. Бешенство», утвержденных Департаментом ветеринарии Минсельхозпрода РФ ДД.ММ.ГГГГ и Госкомсанэпиднадзором РФ ДД.ММ.ГГГГ , собаки, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица, и безнадзорные кошки подлежат отлову.

Пунктом 9.5. СП 3.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Профилактика бешенства среди людей. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ , предусмотрено, что регулирование численности безнадзорных животных проводится путем их отлова и содержания в специальных питомниках. Все животные должны быть привиты против бешенства. При реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения организация и проведение указанных мероприятий относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Так, пунктом 6 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2 названной статьи, с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.

Согласно части 5 статьи 19 Закона -Ф3 финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

В силу пункта 5 части 4 статьи 1 Закона ФИО1 Республики от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления в ФИО1 Республике отдельными государственными полномочиями» органы местного самоуправления поселений и городских округов наделяются на неограниченный срок следующими государственными полномочиями ФИО1 Республики по организации на территории поселений и городских округов мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

Порядок осуществления органами местного самоуправления поселений и городских округов государственных полномочий ФИО1 Республики по организации на территории поселений и городских округов мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев определяется Кабинетом Министров Чувашской Республики.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 марта 2020 года № 102 «Об утверждении Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в Чувашской Республике» утвержден указанный порядок.

В соответствии с Законом Чувашской Республики «О Кабинете Министров Чувашской Республики» Кабинет Министров Чувашской Республики осуществляет полномочия в области обращения с животными, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики в области обращения с животными, в том числе организует мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

Организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев осуществляют органы местного самоуправления поселений и городских округов, наделенные Законом Чувашской Республики «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями» государственными полномочиями Чувашской Республики по организации на территории поселений и городских округов мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (далее - уполномоченный орган) (пункт 1.3 Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в Чувашской Республике).

Исполнителями мероприятий, указанных в пункте 1.4 настоящего Порядка, являются юридические лица, индивидуальные предприниматели (далее - исполнители мероприятий), заключившие контракты (договоры) с уполномоченными органами в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1.5 Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в ФИО1 Республике).

С учетом приведенных выше норм, закона и Закона № 184-ФЗ требования проведения организационных мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных и осуществления соответствующих материально-финансовых затрат может быть обращено к органам местного самоуправления при условии передачи им в установленном порядке отдельных государственных полномочий в этой области, что в силу части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации должно сопровождаться предоставлением необходимых для реализации этих полномочий материально-финансовых средств. При этом следует учитывать, что органы местного самоуправления согласно части 3 статьи 20 Закона -Ф3 несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Как следует из материалов дела, возложенные указанными нормативными правовыми актами обязанности по выполнению переданного государственного полномочия ФИО1 Республики по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, ответчиком не исполняются.

Из справки старшего помощника Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики Константинова А.В. от 31 мая 2021 года следует, что в нарушение законодательства в части организации и осуществления отлова безнадзорных животных администрацией Кошноруйского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики контракт с исполнителем мероприятий, указанных в пункте 1.4 Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в Чувашской Республике, с юридическим или индивидуальным предпринимателем не заключен, что представляет опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц (л.д).

Из сообщения МКУ «Централизованная бухгалтерия <адрес> ФИО1 Республики» усматривается, что был заключен один договор между администрацией Шихазанского сельского поселения <адрес> ФИО1 Республики и ИП ФИО5 по вопросу осуществления мероприятий по урегулированию численности безнадзорных животных (л.д.).

Иных доказательств надлежащего исполнения административным ответчиком возложенных на него обязанностей в материалы дела не представлены.

Непринятие действенных мер администрацией муниципального района по организации мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, нарушает законные права населения муниципального района, связанные с устранением или уменьшением вредного воздействия на человека факторов среды обитания, а также создает угрозу нападения животного на человека, проявление агрессии животных по отношению к человеку и другим животным, возникновения опасности для дорожного движения, проявления агрессии животных на территории детских садов, школ, организаций здравоохранения и в иных общественных местах.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что невыполнение администрацией Кошноруйского сельского поселения Канашского района ФИО1 Республики требований законодательства в сфере организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных нарушает права неопределенного круга лиц на создание благоприятной окружающей среды, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, а также указывает на ненадлежащее исполнение администрацией сельского поселения требований действующего санитарно-эпидемиологического законодательства.

При таких установленных обстоятельствах административное исковое заявление заместителя Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики является и обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о возложении на административного ответчика обязанностей по исполнению требований законодательства в трехмесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда.

В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 177-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Административное исковое заявление заместителя Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики, поданного в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Кошноруйского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по организации работы по отлову безнадзорных животных, об обязании заключить муниципальный контракт по отлову и содержанию безнадзорных животных удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Кошноруйского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики, выразившегося в непринятии мер по организации работы по отлову безнадзорных животных.

Обязать администрацию Кошноруйского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда заключить муниципальный контракт по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории Кошноруйского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Канашский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий                                                                  Б.З. Орлов

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

2а-925/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Канашская межрайонная прокуратура ЧР
Ответчики
Администрация Кошноруйского сельского поселения Канашского района
Суд
Канашский районный суд Чувашии
Судья
Орлов Борис Зинонович
Дело на странице суда
kanashsky.chv.sudrf.ru
02.06.2021Регистрация административного искового заявления
02.06.2021Передача материалов судье
03.06.2021Решение вопроса о принятии к производству
03.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.06.2021Судебное заседание
30.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее