Дело № 2а-76(2)/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 мая 2018 года с. Частоозерье
Петуховский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего - судьи Илюшиной А.А.,
при секретаре судебного заседания Овчинниковой А.А.
с участием представителя Администрации Частоозерского района Курганской области Гаспарян К.Н., действующей на основании доверенности от 22 мая 2018 года, представителя Управления Федеральной службы судебных приставов России по Курганской области Чурина Д.Ю., действующего на основании доверенности от 5 апреля 2018 года, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Администрации Частоозерского района Курганской области к Частоозерскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Курганской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Частоозерского района Курганской области обратилась в суд с заявлением к Частоозерскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Курганской области о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора.
В обоснование заявления указано, что на основании решения Петуховского районного суда Курганской области от 08.11.2012 о возложении на Администрацию Частоозерского района обязанности профинансировать выполнение работ по устранению нарушений в МКОУ «Восточная средняя общеобразовательная школа» в течение 2013-2014 годов 04.08.2014 возбуждено исполнительное производство в отношении должника - Администрации Частоозерского района.
Для исполнения судебного акта в 2014 году Частоозерским районным отделом образования заключен договор с ООО «АСТ проект» для выполнения проектных работ по объекту «Реконструкция пищеблока МКОУ Восточная СОШ», составлена и утверждена проектно-сметная документация», расчет сметной стоимости составил 4 206 647 рублей. Вышеуказанная сметная документация была проверена и одобрена Департаментом строительства, госэкспертизы и жилищно- коммунального хозяйства Курганской области, в 2015 году поступило финансирование из областного бюджета, Администрацией Частоозерского района проведен аукцион, по результатам которого был заключен муниципальный контракт с ООО «21 век» № 1 от 05.05.2015 на проведение капитального ремонта пищеблока МКОУ «Восточная СОШ» в срок до 01.09.2015. В связи с нарушением подрядчиком сроков проведения работ 26.01.2016 заключено соглашение о расторжении договора № 1 от 05.05.2015, денежные средства, поступившие из областного бюджета, были отозваны. В бюджете Частоозерского района денежные средства на реконструкцию пищеблока МКОУ Восточная СОШ не были предусмотрены. В 2017 году подана в Департамент Образования и науки Курганской области заявка на выделение денежных средств в сумме 3 000 000 рублей, в апреле 2017 г. проведен аукцион на заключение контракта по проведению капитального ремонта, по результатам которого был заключен договор № от 11.08.2017 с ИП ДАР, проведены строительные работы.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Частоозерского районного отдела судебных приставов УФССП России по Курганской области от 07.05.2018 г. с администрации взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей за неисполнение в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, которое поступило в Администрацию Частоозерского района 16.05.2018 вместе с постановлением судебного пристава - исполнителя об окончании исполнительного производства.
Между тем вина должника в неисполнении требований исполнительного документа в срок отсутствовала, так как администрацией Частоозерского района были приняты все зависящие от нее меры для исполнения решения суда.
С учетом указанных обстоятельств административный истец просил признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
В дальнейшем исковые требования Администрация Частоозерского района Курганской области изменила, просила суд освободить от уплаты исполнительского сбора, ссылаясь на принятые меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа. Обоснование исковых требований оставила прежним.
В судебном заседании представитель Администрации Частоозерского района Курганской области Гаспарян К.Н. измененные требования поддержала. Дополнительно пояснила, что фактически ремонтные работы в школе завершены в конце 2017 года.
Представитель Управления Федеральной службы судебных приставов России по Курганской области Чурин Д.Ю., действующий на основании доверенности, разрешение требований об освобождении административного истца от уплаты исполнительского сбора оставил на усмотрение суда. Пояснил, что постановление судебного пристава - исполнителя о взыскании с Администрации Частоозерского района исполнительского сбора вынесено в соответствии с требованиями ФЗ «Об исполнительном производстве».
Представитель Частоозерского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Заслушав объяснения участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Решением Петуховского районного суда Курганской области от 08.11.2012 на МКОУ «Восточная средняя общеобразовательная школа» возложена обязанность в срок до 01.08.2014 с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения: обеспечить набор помещений для организации питания обучающихся в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, с их оборудованием.
На Администрацию Частоозерского района возложена обязанность профинансировать выполнение работ по устранению нарушений в МКОУ «Восточная средняя общеобразовательная школа» в течение 2013-2014 годов.
Решение вступило в законную силу 09.12.2012.
04.08.2014 г. судебным приставом-исполнителем Частоозрского районного отдела судебных приставов УФССП России по Курганской области на основании исполнительного листа № от 08.11.2012 возбуждено исполнительное производство № 2635/14/45054 -ИП в отношении должника - Администрации Частоозерского района, по которому администрация муниципального района обязана профинансировать работы МКОУ «Восточная средняя общеобразовательная школа» по устранению нарушений в течение 2013- 2014 годов. Для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, был установлен 5-дневный срок.
Постановление о возбуждении исполнительного производства поступило в адрес должника 13.08.2014.
16.12.2016, 27.02.2017 Глава Администрации Частоозерского района Курганской области ШВН предупреждался об уголовной ответственности в случае злостного неисполнения вступившего в законную силу решения суда.
Из материалов дела усматривается, что во исполнение судебного решения Администрацией Частоозерского района были предприняты следующие меры:
10.02.2014 г. МКУ «Частоозерский районный отдел образования» заключен договор № 02/14 с ООО «АСТ проект» для выполнения проектных работ по объекту «Реконструкция пищеблока МКОУ Восточная СОШ», составлена и утверждена проектно-сметная документация».
В конце 2014 года вышеуказанная сметная документация была проверена и одобрена Департаментом строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области, в 2015 Администрацией Частоозерского района проведен аукцион, по результатам которого был заключен муниципальный контракт с ООО «21 век» № 1 от 05.05.2015 на проведение капитального ремонта пищеблока МКОУ «Восточная СОШ» в срок до 01.09.2015.
В связи с нарушением подрядчиком сроков проведения работ 26.01.2016 заключено соглашение о расторжении договора № 1 от 05.05.2015.
В 2016 году в Департамент Образования и науки Курганской области подана заявка на выделение денежных средств на ремонт школы, 27.02.2017 Департаментом подписано соглашение о направлении в 2017 году субсидий из бюджета Курганской области на осуществление строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов образования, находящихся в собственности МКУ «Частоозерский район».
В июле 2017 года проведен аукцион на заключение контракта по проведению капитального ремонта, по результатам которого был заключен договор № от 11.08.2017 с ИП ДАР, проведены строительные работы, которые завершены в декабре 2017 года. Информация о фактическом исполнении требований исполнительного документа была направлена в Частоозерский районный отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Курганской области в апреле 2018 года.
07.05.2018 г. в рамках исполнительного производства судебным приставом - исполнителем Частоозерского районного отдела судебных приставов УФССП России по Курганской области вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 рублей за неисполнение в срок, установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
В соответствии с частью 2 и 3 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Согласно статье 112 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника- организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из
принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, данным в пунктах 74, 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О некоторых вопросах, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
При применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
При указанных выше обстоятельствах, учитывая, что второму должнику в рамках спорного взаимоотношения - МКОУ «Восточная средняя общеобразовательная школа» дважды на основании судебного решения предоставлялась отсрочка исполнения судебного акта, а также то, что исполнительное производство окончено в связи с исполнением требований исполнительного документа в полном объеме на основании постановления судебного пристава-исполнителя от 16.05.2018, суд считает, что имеются основания для освобождения Администрации Частоозерского района от уплаты исполнительского сбора.
Административное исковое заявление подано в установленный срок (с учетом не опровергнутых стороной ответчика пояснений представителя административного истца о том, что оспариваемое постановление было получено им по почте 18.08.2017), с соблюдением правил подсудности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 176, 178 КАС РФ
РЕШИЛ:
Освободить Администрацию Частоозерского района Курганской области от
взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по постановлению судебного пристава - исполнителя Частоозерского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Курганской области от 07.05.2018 по исполнительному производству № 2635/14/45054-ИП.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд через Петуховский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.А.Илюшина