№ 2-1077/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 декабря 2017 года с. Бижбуляк
Бижбулякский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Шамратова Т.Х.,
при секретаре Григорьевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шугаипова Э.К. к Государственному Учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Бижбулякском районе Республики Башкортостан о признании незаконным и отмене решения об отказе в установлении пенсии, обязании включить в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии, периоды нахождения на курсах повышения квалификации и в отпусках по беременности и родам,
установил:
Шугаипова Э.К. обратилась в суд с иском к ГУ - УПФ в Бижбулякском районе РБ о признании незаконным и отмене решения № 11 от 08 апреля 2016 года об отказе в установлении пенсии в части не включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения (усовершенствования) квалификации, а также в льготном исчислении периодов нахождения в отпусках по беременности и родам, обязании включить в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии, в календарном порядке исчисления периоды: нахождения на курсах повышения квалификации с 29 марта по 09 апреля и с 13 по 26 мая 2004 года, с 22 апреля по 07 мая и с 03 по 17 июня 2009 года, с 24 марта по 04 апреля и с 12 по 23 мая 2014 года; в льготном порядке исчисления 1 год работы за 1 год и 3 месяца периоды: нахождения на курсах повышения квалификации с 22 февраля по 04 марта и с 31 марта по 14 апреля 1999 года; нахождения в отпусках по беременности и родам с 01 марта по 21 июня 1993 года и с 30 сентября 1996 года по 19 января 1997 года, мотивируя свои требования тем, что 30 марта 2016 года она обратилась в ГУ - УПФ РФ в Бижбулякском районе РБ с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», решением № 11 от 08 апреля 2016 года ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого 25-летнего специального трудового стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения при требуемом не менее 25 лет работы в сельской местности и поселках городского типа. Пенсионным фондом в специальный стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения засчитаны только 22 года 09 месяцев 11 дней. В указанный специальный трудовой стаж не были включены вышеуказанные периоды прохождения курсов повышения квалификации, при этом периоды нахождения в отпуске по беременности и родам зачтены в стаж в календарном исчислении (1 год за 1 год). Истец полагает, что указанные периоды работы ей не включены необоснованно.
Истец Шугаипова Э.К. в судебном заседании пояснила, что в просительной части иска допущена описка при указании периодов работы, исковые требования поддержала с учетом правильного указания периодов работы, не включенных Пенсионным фондом в специальный стаж в обжалуемом решении.
Представитель ГУ - УПФ в Бижбулякском районе РБ Чернова В.Ф. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без участия представителя ответчика, просила отказать в удовлетворения исковых требований Шугаиповой Э.К. по основаниям, изложенным в решении об отказе в назначении пенсии.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, проверив все юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закреплёнными в её ст. 7 (ч. 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту. В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из ст. 39 (ч. 2) Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Положения ст. 6 (ч. 2), ст. 15 (ч. 4), ст. 17 (ч. 1), ст. 18, 19 и ст. 55 (ч. 1) Конституции РФ предполагают правовую определённость и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Ранее, аналогичные положения содержались в пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 01 января 2015 года.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4).
Правительство РФ, во исполнение предоставленного ему полномочия Постановлением от 29 октября 2002 года № 781, утвердило Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила), которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия «лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения» и «учреждение здравоохранения», обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.
В данном Списке в числе наименований учреждений указаны больницы всех наименований, фельдшерско-акушерские пункты, а в числе наименований должностей - должности фельдшера, заведующего фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшера.
В соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 (далее - Постановление № 464), исчисление сроков выслуги для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года, включительно, производится по следующим правилам: работникам здравоохранения, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на досрочное установление трудовой пенсии по старости по нормам ФЗ № 173-ФЗ, периоды работы до 01 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые применяются к периодам работы после 01 ноября 1999 года.
Согласно п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464.
Учитывая, что пунктом 2 этого постановления один год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 01 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что Шугаипова Э.К. в период времени с 01 апреля 1991 года по 31 декабря 2002 года работала фельдшером <адрес> районной больницы, с 01 января 2003 года заведующей <адрес> центральной районной больницы (в настоящее время и далее по тексту - <адрес>), где и продолжает работать по настоящее время.
Сведений о том, что истец не вырабатывала положенные законодательством часы, ответчиком не представлено.
В период времени с 22 февраля по 04 марта и с 31 марта по 14 апреля 1999 года, с 29 марта по 09 апреля и с 13 по 26 мая 2004 года, с 22 апреля по 07 мая и с 03 по 17 июня 2009 года, с 24 марта по 04 апреля и с 12 по 23 мая 2014 года, работая в должности фельдшера <адрес>, Шугаипова Э.К. находилась на курсах повышения квалификации, в течение этих периодов за ней сохранялось место работы и заработная плата, с которой работодатель производил отчисление страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации.
В период времени с 01 марта по 21 июня 1993 года и с 30 сентября 1996 года по 19 января 1997 года Шугаипова Э.К. находилась в отпусках по беременности и родам.
30 марта 2016 года Шугаипова Э.К., полагая, что у нее имеется право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, обратилась в пенсионный фонд с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Решением ГУ - УПФ РФ по Бижбулякскому району РБ № 11 от 08 апреля 2016 года ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого 25-летнего специального трудового стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения при требуемом не менее 25 лет работы в сельской местности и поселках городского типа, который по решению ответчика составил 22 года 09 месяцев 11 дней.
В частности, в стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости Шугаипова Э.К., не включены указанные периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации, а периоды нахождения ее в отпусках по беременности и родам зачтены в стаж в календарном исчислении.
В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
В силу требований Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1, Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» повышение квалификации является обязательным условием осуществления лечебной деятельности.
Исходя из положений приведенных выше правовых норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в связи с чем, они подлежат включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости.
Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, следовательно, исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность в связи с чем, периоды нахождения Шугаиповой Э.К. на курсах повышения квалификации: 22 февраля по 04 марта и с 31 марта по 14 апреля 1999 года, с 29 марта по 09 апреля и с 13 по 26 мая 2004 года, с 22 апреля по 07 мая и с 03 по 17 июня 2009 года, с 24 марта по 04 апреля и с 12 по 23 мая 2014 года, подлежат зачету в специальный стаж работы.
Далее. Отпуска по беременности и родам в силу ст. 255 ТК РФ предоставляются женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.
Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов.
В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено данными правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. С учетом того, что в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, предусмотренном ст. 255 Трудового кодекса Российской Федерации, ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности, выданного по случаю временной нетрудоспособности, указанный период также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Исходя из приведенного выше правового регулирования в случае предоставления женщинам отпусков по беременности и родам в период работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и включаемой в специальный стаж на льготных условиях, периоды таких отпусков также подлежат включению в льготном исчислении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Учитывая положения указанных выше норм права и разъяснений, при исчислении стажа работы в сельской местности истец имеет право на исчисление трудового стажа в должности фельдшера Азнаевского фельдшерско-акушерского пункта Бижбулякской центральной районной больницы до 01 ноября 1999 года с применением льготы за работу в сельской местности (1 год за 1 год и 3 месяца).
При таком положении суд полагает, что исковые требования Шугаипова Э.К. подлежат удовлетворению.
В соответствии с положениями ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В соответствии с п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ при подаче в суд искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера, государственная пошлина уплачивается физическими лицами в размере 300 рублей.
При таком положении с ответчика в пользу истца подлежит взысканию уплаченная истцом при подаче иска государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление Шугаипова Э.К. к Государственному Учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Бижбулякском районе Республики Башкортостан о признании незаконным и отмене решения об отказе в установлении пенсии, обязании включить в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии, периоды нахождения на курсах повышения квалификации и в отпусках по беременности и родам, удовлетворить.
Решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бижбулякском районе Республики Башкортостан № 11 от 08 апреля 2016 года об отказе в установлении пенсии признать незаконным и отменить в части отказа во включении в стаж на соответствующих видах работ периодов нахождения на курсах повышения квалификации и в части зачета в стаж периодов нахождения в отпусках по беременности и родам в календарном исчислении.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бижбулякском районе Республики Башкортостан включить Шугаипова Э.К. в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии, в календарном порядке исчисления периоды: нахождения на курсах повышения квалификации с 29 марта по 09 апреля и с 13 по 26 мая 2004 года, с 22 апреля по 07 мая и с 03 по 17 июня 2009 года, с 24 марта по 04 апреля и с 12 по 23 мая 2014 года; в льготном порядке исчисления 1 год работы за 1 год и 3 месяца периоды: нахождения на курсах повышения квалификации с 22 февраля по 04 марта и с 31 марта по 14 апреля 1999 года; нахождения в отпусках по беременности и родам с 01 марта по 21 июня 1993 года и с 30 сентября 1996 года по 19 января 1997 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бижбулякском районе Республики Башкортостан в пользу Шугаипова Э.К. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Бижбулякский межрайонный суд Республики Башкортостан.
Председательствующий п/п Т.Х. Шамратов
копия верна:
судья Шамратов Т.Х.
Мотивированное решение изготовлено машинописным текстом в совещательной комнате 20 декабря 2017 года.