РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Егорьевск
Московской области 01 февраля 2013 года
Егорьевский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Полянской С.М., при секретаре Зайцевой Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Устинова Г.Б. к Администрации Егорьевского муниципального района Московской области, Отделу опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Егорьевскому муниципальному району о восстановлении статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, о восстановлении утраченного права однократного обеспечения жилым помещением
УСТАНОВИЛ:
истец обратился в суд с иском к Администрации Егорьевского муниципального района, Устиновой ФИО6, Отделу опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Егорьевскому муниципальному району о восстановлении статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, о восстановлении утраченного права однократного обеспечения жилым помещением, о предоставлении жилого помещения, указав, что он с шестилетнего возраста находится на полном государственном обеспечении и постоянно зарегистрирован в <данные изъяты> Его мать ФИО6 уклонялась от <данные изъяты>, <данные изъяты> <данные изъяты>, Она никогда не <данные изъяты>, <данные изъяты>, вследствие чего не был юридически оформлен отказ матери от ребенка. Просил с учетом уточненных требований восстановить ему статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, восстановить утраченное им право однократного обеспечения жилым помещением за счет средств бюджета Московской области, обязать Администрацию Егорьевского муниципального района Московской области предоставить ему жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
В судебном заседании истец Устинов Г.Б., его представитель по доверенности ФИО1. исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, указанным в иске.
Представитель Отдела опеки и попечительства Министерства образования Московской области ФИО2. в судебном заседании с исковыми требованиями истца не согласилась, просила в иске отказать.
Представитель ответчика-Администрации Егорьевского муниципального района Московской области ФИО3 в судебном заседании с исковыми требованиями истца не согласилась, просила в иске отказать.
Представитель третьего лица- <данные изъяты> в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования Устинова Г.Б. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что согласно справке о рождении № Устинов Г.Б. родился ДД.ММ.ГГГГ в городе <адрес>, сведения о родителях: <данные изъяты> -Устинова ФИО6, отец- ФИО4, запись акта о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ. Сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери. ( л.д. 90).
Из записи акта о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что мать проживает в <адрес>, сведения об отце отсутствуют ( л.д. 89 ). Справка о рождении выдана по заявлению юриста роддома. (л.д.89).
Согласно справке Егорьевской центральной районной больницы родильного отделения от ДД.ММ.ГГГГ история родов и другие документы Устиновой ФИО6 ( роды ДД.ММ.ГГГГ ) в архиве не сохранились, срок хранения данного документа <данные изъяты> лет. Стационар родовспоможения <данные изъяты> «<данные изъяты> подтверждает, что у Устиновой ФИО6, <данные изъяты> лет ( на момент родов) зарегистрированной по адресу :<адрес>, ДД.ММ.ГГГГ произошли преждевременные роды живым мальчиком, о чем существует запись в <данные изъяты> за <данные изъяты> г. за № ( л.д. 44).
Доводы ответчиков о том, что дополнительные гарантии по обеспечению жилой площади детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предусмотрены исключительно в возрасте от <данные изъяты> лет не могут быть приняты во внимание, так как социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью является реализованной только после предоставления жилого помещения.
В обоснование возражений по иску представитель Администрации Егорьевского муниципального района Московской области ФИО3 пояснила, что Устинов Г.Б. никогда не имел статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, что он по заявлению матери только ДД.ММ.ГГГГ поступил в <данные изъяты>». Мать у Устинова Г.Б. была, заботилась о ребенке, в связи с чем и написала заявление об устройстве <данные изъяты>, сведений об уклонении матери Устинова Г.Б. от выполнения своих родительских обязанностей нет.
Данные доводы опровергаются показаниями ответчика Устиновой Н.И. – матери Устинова Г.Б., которая в судебном заседании показала, что она отказалась от своего ребенка- Устинова Г.Б., ДД.ММ.ГГГГ рождения в возрасте <данные изъяты>, после выписки из <данные изъяты> роддома, в поликлинике № <адрес>, рождение сына в органах ЗАГСа не регистрировала, участие в воспитании сына не принимала, в учреждениях, где находился сын, она его не навещала, алименты на его содержание никогда не выплачивала, заявление о направлении Устинова Г.Б. в детские учреждения социальной защиты никогда не писала, по месту ее жительства она Устинова Г.Б. не регистрировала.
В связи с данным обстоятельством Устинов Г.Б. воспитывался в детских учреждениях. Согласно справке Министерства здравоохранения Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №мх «в соответствии с записями в «<данные изъяты> Устинов Г.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поступил в дом ребенка ДД.ММ.ГГГГ по путевке <данные изъяты> № ( порядковый номер записи -<данные изъяты>). Выбыл из дома <данные изъяты> в <данные изъяты> <данные изъяты> Год выбытия ребенка не указан, но, учитывая, что записи под номером <данные изъяты> и под номером <данные изъяты> г. можно предполагать, что год выбытия Устинова Г.Б. тоже <данные изъяты>. В графе «Примечание» Журнала имеется запись «Юридических документов нет. Свидетельства нет». В архиве Министерства здравоохранения Московской области документация по <данные изъяты> год отсутствует.
Согласно сведениям, предоставленным главным врачом Фрязинского специализированного дома ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики» ФИО5 Устинов Г.Б. ДД.ММ.ГГГГ года рождения поступил в <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ по путёвке № <данные изъяты>, выбыл ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> дом.
Согласно истории болезни № <данные изъяты>. После рождения мать отказалась от сына. В связи с чем он воспитывался в <данные изъяты>. О перенесенных болезнях сведениями не располагает».
Согласно выписке из истории болезни №<адрес> <данные изъяты> № «о раннем развитии и родителях Устинова Г.Б. сведений нет».
Данное обстоятельство опровергает утверждение представителей ответчиков о том, что Устинов Г.Б. поступал в детские учреждения по заявлению матери.
Согласно письму <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ Устинов Г.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения поступил в интернат ДД.ММ.ГГГГ из Егорьевска и ДД.ММ.ГГГГ был переведен в <данные изъяты> ( л.д. 11).
Согласно письму <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ № исх. «Устинов Г.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения выбыл в <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ со всеми документами, находящимися в его личном деле, в связи с чем копию заявления матери Устиновой ФИО6 о помещении несовершеннолетнего Устинова Г в наше учреждение представить не возможно».
Согласно справке <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Устинов Г.Б. ДД.ММ.ГГГГ года рождения действительно проживал в учреждении с <данные изъяты> по ДД.ММ.ГГГГ включительно Согласно записи в журнале движения проживающих учреждения Устинов Г.Б. ДД.ММ.ГГГГ был переведен в <данные изъяты> со всеми имеющимися документами. ( л.д. 76 ).
Согласно справке <данные изъяты> Устинов Г.Б. ДД.ММ.ГГГГ года рождения поступил в <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, выбыл ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, личное дело получено на руки при выбытии. (л.д.71).
Согласно справке <данные изъяты> Устинов Г.Б. <данные изъяты> года рождения ДД.ММ.ГГГГ выбыл из учреждения в <данные изъяты> <адрес>. На момент поступления в <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> Устинов Г.Б. достиг возраста 21 год. (л.д. 74).
Жилое помещение за Устиновым Г.Б. как за ребенком, оставшимся без попечения родителей не закреплялось, на первичный учет он органом опеки и попечительства не ставился, что было подтверждено в суде представителем органа опеки и попечительства.
Весь указанный период Устинов Г.Б. находится на полном государственном обеспечении.
В соответствии со ст. 121 Семейного кодекса Российской Федерации органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без полпечения родителей ( ст. 123 настоящего кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.
В соответствии со ст. 122 Семейного кодекса РФ орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, обеспечивает устройство ребенка ( статья 123 Семейного кодекса РФ ) и при невозможности передать ребенка на воспитание в семью направляет сведения о таком ребенке по истечении указанного срока в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Орган исполнительной власти субъекта Российской в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации, а при отсутствии такой возможности направляет указанные сведения в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, для учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Органами опеки и попечительства не были своевременно приняты меры по выявлению Устинова Г.Б. как ребенка, оставшегося без попечения родителей.
На момент рассмотрения дела Устинову Г.Б. исполнилось <данные изъяты> лет. Фактически Устинов Г.Б. проживает в Государственном бюджетном стационарном учреждении социального обслуживания Московской области <данные изъяты>», что подтверждается адресной справкой ОУФМС РФ по Московской области по Егорьевскому муниципальному району, согласно которой Устинов Г.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес> зарегистрирован по месту жительства ДД.ММ.ГГГГ по адресу : <адрес>.
Сведений о принадлежности Устинову Г.Б. жилого помещения по договору социального найма, либо на праве собственности, как на момент достижения им совершеннолетия, так и на момент рассмотрения настоящего дела не имеется.
Доводы представителя Отдела опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Егорьевскому муниципальному району о том, что истец о своем нарушенном праве узнал в <данные изъяты> лет, что истцом пропущен установленный законом <данные изъяты> летний срок исковой давности, в связи с чем истцу следует отказать в удовлетворении требований, судом не может быть принят, поскольку Устинов Г.Б. являлся <данные изъяты>, страдающим <данные изъяты> и в силу <данные изъяты>, своевременно не был поставлен на учет нуждающихся в предоставлении жилья как ребенок, оставшийся без <данные изъяты>.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
На момент достижения истцом совершеннолетия действовал ЖК РСФСР
В соответствии ст. 37 ЖК РСФСР было предусмотрено, что вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждений, учреждениях здравоохранения стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства) а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы,- если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
Позднее Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» подтвердил такое право указанной категории лиц.
Так, согласно абзацу 2 п.1 ст. 8 ФЗ РФ от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой ( попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими ( или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В действующем в настоящее время Жилищном кодексе Российской Федерации в пункте 2 части 2 статьи 57 также содержаться положения, аналогичные правилам ст. 37 ЖК РСФСР.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Абзац четвертый статьи 1 названного Федерального закона определяет лиц из числа <данные изъяты>, как лиц в возрасте от <данные изъяты> лет, у которых, когда они находились в возрасте до <данные изъяты> лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без <данные изъяты>.
Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18-летнео возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан.
Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Законом Московской области от 29.12.2007 № 248/2007-03 «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, в том числе дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, в детских домах семейного типа, в воинских частях, расположенных на территории Московской области, в качестве воспитанников, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно вне очереди обеспечиваются жилым помещением в виде квартиры по месту жительства за счет средств бюджета Московской области.
В целях реализации Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Московской области №248/2007-03 «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» Правительство Московской области приняло Постановление от 16 июня 2010 года №451/24 «Об утверждении Порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Московской области».
Настоящий порядок определяет механизм предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В частности, предоставление жилого помещения производится за счет средств бюджета Московской области и осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области.
Во взаимосвязи с п.1 ст.11, п.1 ст. 12 Закона Московской области от 29.12.2007 г. № 248/2007-03 государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанных категорий лиц, наделены на неограниченный срок органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области, Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления передаваемых государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в бюджете Московской области на соответствующий финансовый год в виде субвенций муниципальным образованиям Московской области.
Иного порядка предоставления жилого помещения детям-сиротам и лицам из их числа, состоящим на учете в качестве нуждающихся, не имеется.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.02.2012 г. №15-ФЗ статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без полпечения родителей» от 21.12.1996 г. №159-ФЗ принята в новой редакции, вступающей в силу с 01.01.2013 г., в соответствии с которой детям –сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилым помещением до дня вступления в силу настоящего Федерального закона..
Не обращение Устинова Г.Б. с заявлением о постановке на учет в администрацию не может служить основанием для отказа в предоставлении ему жилого помещения, поскольку Федеральным законом РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закреплено гарантированное право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на обеспечение жилым помещением. Поэтому достижение Устиновым Г.Б., возраста <данные изъяты> лет не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое им не было получено, и не освобождает администрацию Егорьевского муниципального района предоставить ему такое жилое помещение, которое обязано было подать о нем сведения как о ребенке, оставшемся без попечения родителей, социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью является реализованной только после предоставления жилого помещения
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Иск Устинова Г.Б. удовлетворить.
Восстановить Устинову Г.Б. статус лица, оставшегося без попечения родителей, восстановить утраченное Устиновым Г.Б. право однократного обеспечения жилым помещением за счет средств бюджета Московской области.
Обязать Администрацию Егорьевского муниципального района Московской области предоставить Устинову Г.Б. жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Федеральный судья С.М.Полянская