Дело № 2-1545/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 мая 2015 года город Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего - судьи Степановой Ю.С.,
секретарь судебного заседания – Водотыка З.Ш.,
с участием прокурора – Попова М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Военного прокурора – войсковая часть № к войсковой части №, Федеральному казенному учреждению «Управление Черноморского флота» о возложении обязанности по проведению специальной оценки условий труда,
установил:
Военный прокурор – войсковая часть №, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к войсковой части №, Федеральному казенному учреждению «Управление Черноморского флота» о возложении обязанности по проведению специальной оценки условий труда в отношении рабочего места техника – 1 единица.
Исковые требования мотивированы тем, что военной прокуратурой – войсковая часть № проведена проверка исполнения должностными лицами войсковой части № требований трудового законодательства в части организации и проведения специальной оценки условий труда. Установлено, что войсковая часть № входит в состав Черноморского флота. Командир войсковой части № является работодателем, который осуществляет прием на работу лиц гражданского персонала (работников) на основании заключенных с ними трудовых договоров. Войсковая часть № сформирована с ДД.ММ.ГГГГ, с этого времени введены в эксплуатацию вновь организованные рабочие места лиц гражданского персонала (работников) части, в отношении которых не проведена специальная оценка условий труда, а именно: рабочего места техника – 1 ед. Учитывая, что в данном случае нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, которым Конституцией Российской Федерации гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, прокурор обратился в суд с иском. Просит обязать войсковую часть № в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда в отношении рабочего места техника – 1 ед.; обязать Федеральное казенное учреждение «Управление Черноморского флота» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить финансирование мероприятий по проведению в войсковой части № специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда в отношении рабочего места техника – 1 ед.
Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» ФИО4 в судебном заседании против удовлетворения иска возражал, предоставил письменный отзыв, в котором ссылается на безосновательность заявленных требований, поскольку отсутствует факт нарушения законодательства, а также какие-либо нарушения охраняемых законом прав и интересов неопределенного круга лиц. Так же отсутствуют доказательства обращения к прокурору заинтересованных лиц за защитой их прав и законных интересов.
Представитель войсковой части № в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрение дела в его отсутствие.
Суд, с учетом мнения явившихся сторон полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя войсковой части №.
Заслушав пояснения прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска, исходя из следующего.
Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
Судом установлено, что военной прокуратурой – войсковая часть № проведена проверка исполнения должностными лицами войсковой части № требований трудового законодательства в части организации и проведения специальной оценки условий труда. Войсковая часть № входит в состав Черноморского флота, сформирована с ДД.ММ.ГГГГ на основании распорядительных документов Министерства обороны Российской Федерации.
Войсковой частью № была сформирована бюджетная заявка на ДД.ММ.ГГГГ. от ДД.ММ.ГГГГ г., в соответствии с которой просили выделить денежные средства в связи с необходимостью проведения комплекса специальной оценке условий труда 20 рабочих мест.
Из ответа начальника Центра финансово-экономического обеспечения ЧФ от ДД.ММ.ГГГГ г., направленного в адрес командира войсковой части № следует, что бюджетная заявка рассмотрена; Черноморскому флоту денежные средства на проведение комплекса работ по специальной оценке условий труда на ДД.ММ.ГГГГ. не выделялись; Центром финансово-экономического обеспечения ЧФ РФ проводятся мероприятия по истребованию от Департамента финансового планирования Министерства Обороны РФ лимитов бюджетных обязательств на эти цели; при поступлении лимитов бюджетных обязательств на Черноморский флот, они будут распределены и доведены в установленном порядке.
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Согласно абз. 10 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ) работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее по тексту - Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2014 г.
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).
Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями.
В силу ч. ч. 1 и 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено названным Федеральным законом.
Отсутствие специальной оценки условий труда может повлечь за собой неблагоприятные последствия в связи с отсутствием у работников достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов. Кроме того, непроведение специальной оценки условий труда может лишить работников, работающих в войсковой части, уволенных, либо вновь принятых, на получение дополнительных льгот, связанных с работой, возможно с вредными и опасными условиями труда.
Судом установлено, что с момента создания войсковой части № ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени специальная оценка условий труда в отношении принятого работника – техника не проведена, в результате чего были нарушены трудовые права сотрудников указанной войсковой части.
Отсутствие специальной оценки условий труда может повлечь за собой неблагоприятные последствия в связи с отсутствием у работников достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов. Кроме того, непроведение специальной оценки условий труда может лишить работников, работающих в войсковой части, уволенных, либо вновь принятых, на получение дополнительных льгот, связанных с работой, возможно с вредными и опасными условиями труда.
При этом доводы ФКУ «Управление Черноморского флота» о том, что указанная оценка может проводиться поэтапно и может быть произведена до ДД.ММ.ГГГГ не основан на нормах действующего законодательства, поскольку положение ч. 4 ст. 27 ФЗ "О специальной оценке условий труда" распространяется только на тех работодателей, которые до дня вступления в силу указанного Федерального закона, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, провели аттестацию рабочих мест по условиям труда, тогда как указанные должности были введены после вступления в силу данного Федерального закона и аттестация данных рабочих мест не проводилась.
В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации. Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации является работодателем в отношении работников воинских частей.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29.12.2012 N 3910 "О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации" установлено, что представителями Министерства обороны Российской Федерации в отношении работников воинских частей в соответствии со ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации являются, в том числе, командиры воинских частей в отношении работников подчиненных воинских частей.
Вместе с тем, Министерство обороны Российской Федерации для исполнения некоторых своих функций, в частности для реализации обеспечения поддержания постоянной боевой и мобилизационной готовности формирований военного округа и подразделяй, не входящих в его состав, но состоящих при нем на обеспечении, и осуществления управленческих, обеспечивающих и иных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, создало ФКУ «Управление Черноморского флота» и делегировало созданному учреждению часть своих полномочий.
Указанные действия произведены в соответствии с перечисленными нормами закона с учетом специфики правоотношений в сфере военного управления.
В соответствии с Общим Положением о ФКУ "Управление Черноморского флота", утвержденным Министром обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, исходя из целей, задач и видов деятельности, в полномочия ФКУ "Управление Черноморского флота" входят заключение в соответствии с законодательством Российской Федерации от своего имени договоров (контрактов) с юридическими и физическим лицами в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, утвержденных бюджетной сметой с учетом их целевого назначения, размещение заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг в соответствии с законодательством Российской Федерациями и в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации (п. 30).
Из вышеуказанного следует, что решение вопроса финансового обеспечения предупредительных мер по охране труда возможно осуществить путем заключения государственного контракта на оплату указанных услуг юридическим лицом - ФКУ "Управление Черноморского флота" на территории и в составе которого находятся воинские части (учреждения, организации).
Таким образом, обязанность по проведению специальной оценки условий труда в войсковой части №, путем заключения государственного контракта и оплата указанных услуг лежит на ФКУ "Управление Черноморского флота", как на юридическом лице, на которого такая обязанность прямо возложена Министром обороны Российской Федерации в соответствии с Общим Положением о ФКУ "Управление Черноморского флота".
Вместе с тем, военным прокурором предъявлены требования о возложении обязанности по проведению специальной оценки условий труда на войсковую часть №, а на ФКУ "Управление Черноморского флота" – обязанность профинансировать войсковую часть №.
Судом в ходе судебного заседания неоднократно предлагалось военному прокурору уточнить требования в части возложения обязанности по проведению специальной оценки условий труда за счет надлежащего ответчика, однако истец отказался от каких-либо уточнений.
Поэтому суд отказывает в иске военного прокурора о возложении обязанности по проведению специальной оценки условий труда за счет ответчика - войсковой части №, как заявленный к ненадлежащему ответчику. С учетом вышеизложенного требования к ФКУ «Управление Черноморского флота» в части обеспечения финансирования войсковой части № на проведение мероприятий по оценки также не подлежат удовлетворению, поскольку оснований для возложения обязанности на войсковую часть по проведению специальной оценки условий труда на последних не имеется, требования в этой части судом оставлены без удовлетворения, как заявленные к ненадлежащему ответчику.
При этом процессуальный истец не лишен возможности обратится в суд с вышеуказанными требования к надлежащему ответчику.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования военного прокурора – войсковая часть № оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ г.
Судья Ю.С. Степанова