ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 2а-5674/32-2020
88а-28749/2021
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Саратов 23 ноября 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А.,
судей Васляева В.С., Гайдарова М.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФГАУ «Росжилкомплекс» (ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации по г. Курску) на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 6 апреля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Агеевой А.А. к ФГАУ «Росжилкомплекс» (ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации по г. Курску), ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании бездействия незаконным.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Гайдарова М.Б., объяснения представителя административного истца – Абакумова С.А., возражавшего против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
у с т а н о в и л а:
Агеева А.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, в лице территориального отделения в г. Курске, в котором просила признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в нерассмотрении по существу ее заявления о принятии ее на учет граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, обязать административного ответчика включить ее в список граждан - участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», обязать принять на учет граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, в соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации № 239 от 23.05.2019 года «Об особенностях жилищного обеспечения граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков» и предоставить государственный жилищный сертификат.
Требования мотивированы тем, что административный истец проживает на территории закрытого военного городка Белгород-22 в служебном жилом помещении по адресу: <адрес> <адрес> 11 сентября 1987 года, является пенсионером. Жилое помещение принадлежит Министерству обороны Российской Федерации, приватизации не подлежит. Административный истец считает, что в связи с прекращением служебных и трудовых обязанностей утратила связь с военным ведомством и подпадает под категорию граждан, подлежащих переселению из закрытого военного городка в соответствии с подп. «6» п. 5 «Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
Решением Ленинского районного суда г. Курска от 9 декабря 2020 года отказано в удовлетворении административного искового заявления.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 6 апреля 2021 года решение Ленинского районного суда г. Курска от 9 декабря 2020 года отменено, принято по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований.
Решение ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 30 июля 2020 года № об отказе в удовлетворении заявления Агеевой А.А. о принятии её на учет граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации в целях предоставления в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 239 от 23 мая 2019 года «Об особенностях жилищного обеспечения граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков» жилого помещения по договору социального найма или в собственность бесплатно, признано незаконным.
Суд обязал ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, в лице территориального отделения в г. Курске, включить Агееву А.А. в список граждан-участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальным услугами граждан Российской Федерации».
В кассационной жалобе, поданной 07 октября 2021 года ФГАУ «Росжилкомплекс» (ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации по г. Курску), через суд первой инстанции, оспаривается законность и обоснованность судебного акта апелляционной инстанции, ставится вопрос о его отмене, оставлении без изменения решения суда первой инстанции.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию стороны в судах, указывая на отсутствие оснований для выдачи заявителю жилищного сертификата.
Иные стороны в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, что, в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не препятствует рассмотрению кассационных жалобы, представления. Явка сторон не признавалась обязательной.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения представителя административного истца, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает, что такие нарушения судом апелляционной инстанции не допущены.
Как следует из материалов дела, прапорщику Агееву О.А. с женой Агеевой А.А. 11 сентября 1987 года был выдан ордер на <адрес> по адресу: <адрес> <адрес>.
Агееву О.А. проходил военную службу по контракту в войсковой части № с 13 ноября 1986 года по 11 сентября 1994 года. Был уволен в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями с 11 сентября 1994 года. На момент увольнения Агеев имел выслугу 8 лет.
Брак Агееву О.А. с Агеевой А.А. расторгнут 14 мая 1993 года.
Агееву О.А. 4 июля 1993 года выписался из квартиры <адрес> по адресу: <адрес>, <адрес>, в настоящее время в ней зарегистрированы Агеева А.А. и ее дочь Богданова М.О.
02 июля 2020 года Агеева А.А. обратилась в ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о включении ее на учет граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации в целях предоставления в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 2019 года № 239 «Об особенностях жилищного обеспечения граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков» жилого помещения по договору социального найма или в собственность бесплатно.
Решением ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 30 июля 2020 года № 46-85/17 ей было отказано в связи с несоответствием требованиям пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 2019 года №239 «Об особенностях жилищного обеспечения граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков».
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении административного иска, исходил из того, что Агеева А.А. не связана, трудовыми и служебными отношениями с ФКУ «Войсковая часть 25624, на период 1 марта 2005 года Агеева А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, пенсионером не являлась, и не являлась супругой военнослужащего Агееву О.А.; договор найма служебного жилого помещения с Агеевой А.А. не заключался, последняя проживала в спорном жилом помещении на основании ордера, выданного бывшему супругу Агееву О.А., в связи с чем пришел к выводу, что административный истец не подпадает под категорию граждан, подлежащих переселению из закрытого военного городка в соответствии с подпунктом «б» пункта 5 «Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
Суд апелляционной инстанции не согласился с таким выводом суда первой инстанции, полагая, что судом не учтен факт постоянного проживания административного истца в закрытом военном городке.
Исходя из положений постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и Порядка и сроков формирования списков граждан - участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно- коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» состоящих на учете в Министерстве обороны Российской Федерации и подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, а также Порядок оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в Министерстве обороны Российской Федерации», утвержденные приказом Министра обороны Российской Федерации от 12 сентября 2019 года № 515, который действовал на момент принятия обжалуемого административным истцом решения, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что самостоятельным и достаточным основанием для признания права административного истца на получение государственного жилищного сертификата является факт ее постоянного проживания в закрытом военном городке.
На основании изложенного, суд второй инстанции признал незаконным решение начальника отделения (территориальное, г. Курск) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Будаевой Т.В.. об отказе в принятии Агеевой А.А. на учет граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации в целях предоставления в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 2019 года №239 «Об особенностях жилищного обеспечения граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков» жилого помещения по договору социального найма или в собственность бесплатно является незаконным.
Учитывая, что имеются правовые основания для включения Агеевой А.А. в список граждан-участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным к комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», в целях устранения: допущенных нарушений прав административного истца на ФКГУ «Западрегионжилье» Министерства обороны Российской Федерации суд апелляционной инстанции возложил на административного ответчика обязанность принять решение о включении Агеевой А.А. в. списки участников названного мероприятия.
Судебная коллегия кассационной инстанции в пределах полномочий, предоставленных статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом всей совокупности обстоятельств и исследованных доказательств соглашается с такими выводами суда апелляционной инстанции.
Согласно абзацу 9 пункта 1, пункту 6 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов, перечни которых утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба). Служебные жилые помещения и жилые помещения в закрытых военных городках не могут быть переданы безвозмездно в собственность занимаемым им лицам.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года № 752-р <адрес> включен в перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России.
Исходя из положений законодательства в сфере жилищных правоотношений, включая Государственную целевую программу «Жилище», одобренную постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 года № 595, Основные направления нового этапа реализации Государственной целевой программы «Жилище», одобренные Указом Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 года № 431, Федеральную целевую программу «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675, Государственную программу Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710, проблема обеспечения жильем категорий граждан Российской Федерации, одной из форм бюджетного финансирования расходов по обеспечению их жильем для постоянного проживания является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.
К таким гражданам в названных нормативных правовых актах наряду с военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел, подлежащих увольнению с военной службы, и приравненным к ним лицам, отнесены граждане, подлежащие отселению из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйствования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы», установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом (пункт 1), а также утверждены Правила, которые в пункте 5 устанавливают категории граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы.
Так, подпункт «б» пункта 5 Правил устанавливает три самостоятельные группы имеющих такое право граждан: в том числе граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков.
Из буквального содержания приведенной федеральной нормы следует, что факт проживания гражданина в закрытом военном городке, выразившего волю на переезд, является достаточным условием для признания за ним права на получение жилищного сертификата.
Конституционный Суд Российской Федерации, отказывая в принятии жалоб об оспаривании подпункта «б» пункта 5 Правил, неоднократно обращал внимание, что эта норма предусматривает в качестве основания для получения социальной выплаты факт проживания граждан на территории закрытого военного городка. Такое правовое регулирование направлено на реализацию социальных гарантий в жилищной сфере с учетом предназначения закрытых военных городков, особый правовой режим которых связан с определенными ограничениями для проживания граждан (определения от 25 мая 2017 года № 1137-О, от 27 июня 2017 года № 1297-О, от 28 сентября 2017 года № 1922-О, от 19 декабря 2017 года № 2995-О).
Согласно обстоятельствам административного дела, заявитель законно проживая в жилом помещении специализированного жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации в закрытом военном городке, выразила волю на переезд, что является достаточным условием для признания за ней права на получение жилищного сертификата.
При таких данных, вопреки доводам кассационной жалобы, выводы суда апелляционной инстанции соответствуют обстоятельствам административного дела и требованиям закона.
С учетом указанных обстоятельств доводы кассационной жалобы, фактически повторяющие позицию стороны в судах, которой в оспариваемом судебном акте дана правильная правовая оценка, не содержат оснований к отмене судебного акта судом кассационной инстанции.
При таких данных, оспариваемый судебный акт апелляционной инстанции полностью отвечает требованиям законности и обоснованности, у кассационной инстанции общей юрисдикции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к отмене и (или) изменению судебного акта, в связи с чем, кассационная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 6 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФГАУ «Росжилкомплекс» (ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации по г. Курску) – без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 26 ноября 2021 года.
Председательствующий
Судьи