Решение по делу № 8Г-21149/2022 [88-20204/2022] от 17.08.2022

    I инстанция - Зорина Л.В.

II инстанция - Споршева С.В. (докладчик), Рогозина Н.И., Кондакова О.В.,

Дело №88-20204/2022

     2-2029/2020

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

    

11 октября 2022 года город Москва

Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Шамрай М.С.

судей: Кисловой Е.А., Анненковой К.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рязанского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, к ООО «Стилар» об обязании произвести действия,

по кассационной жалобе ООО «Стилар» и кассационной жалобе лица, не привлеченного к участию в деле, ООО «Бетон» на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 11 мая 2022 года.

Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Шамрай М.С., выслушав объяснения представителя ООО «Стилар», поддержавшего доводы кассационной жалобы, прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации, полагавшего об отсутствии оснований для удовлетворения кассационных жалоб, судебная коллегия

установила:

Рязанский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, обратился в суд с иском к ООО «Стилар» об обязании произвести действия, указав в обоснование заявленных требований, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что на территории бывшего завода «Химволокно» по адресу: г. Рязань, р-н Турлатово, д. 1 соор.1, расположено сооружение - шламонакопитель №1, общей площадью 176 000 кв.м, кадастровый номер 62:29:1120005:186, право собственности на который зарегистрировано за ООО «Стилар» 23 марта 2020 года на основании договора купли-продажи, заключенного с ЗАО «Экоресурс».

На территории шламонакопителя №1 расположены навалом твердые коммунальные отходы IV класса опасности и отходы производства III класса опасности. Площадь расположения отходов составляет 10 586 кв.м.

Шламонакопитель №1 как место накопления твердых коммунальных отходов с администрацией г. Рязани не согласовано, управлением Роспотребнадзора по Рязанской области решение о согласовании такой площадки не принято. Данный объект не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов. Расположенные в шламонакопителе № 1 отходы не защищены от воздействия атмосферных осадков и ветров.

Ранее Рязанской природоохранной прокуратурой в 2019 году были обнаружены отходы на территории шламонакопителя, в связи с чем предприняты меры пресечения незаконной деятельности. Так, 05 декабря 2019 года Московским районным судом г. Рязани рассмотрено и удовлетворено исковое заявление Рязанского межрайонного природоохранного прокурора о запрещении ООО «Экошлак» осуществлять деятельность по накоплению отходов на территории шламонакопителя № 1, не включенного в территориальную схему обращения с отходами, в том числе, с твердыми коммунальными отходами Рязанской области, утвержденную постановлением Минприроды Рязанской области от 15 ноября 2017 года № 31, и не согласованного в установленном законом порядке с территориальными органами Роспотребнадзора по Рязанской области, а также обязании ЗАО «Экоресурс» в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда освободить территорию шламонакопителя № 1, расположенного по адресу: г. Рязань, район Турлатово, 1, от отходов III и IV класса опасности, расположенных на общей площади 10 586 кв.м. 10 июня 2020 года данное решение оставлено без изменения судебной коллегией по гражданским делам Рязанского областного суда. Решение суда не исполнено.

Ссылаясь на то, что допущенные ответчиком нарушения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства оказывают негативное воздействие на экологическую обстановку, могут отразиться на здоровье населения, ограничивают право граждан на благоприятную окружающую среду, нарушают их право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, предусмотренные статьей 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды, статьи 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», истец просил суд обязать ООО «Стилар» освободить территорию шламонакопителя № 1 от расположенных на ней отходов производства и потребления.

Решением Железнодорожного районного суда г. Рязани от 14 декабря 2020 года исковые требования Рязанского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены. Суд обязал ООО «Стилар» в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда освободить территорию шламонакопителя №1, расположенного по адресу: г. Рязань, р-н Турлатово, д.1, сооружение 1, от отходов производства и потребления.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 23 марта 2022 года судебная коллегия перешла к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции, к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ООО «Алвар», ЗАО «Экоресурс», ООО «Экошлак».

Определением от 06 апреля 2022 года ООО «Алвар» привлечено к участию в деле в качестве соответчика.

Рязанской межрайонной природоохранной прокуратурой в порядке статьи 39 ГПК РФ уточнены исковые требования, истец просил суд возложить на ООО «Стилар» и ООО «Алвар» обязанность по освобождению территории шламонакопителя № 1 от расположенных на ней отходов производства и потребления в солидарном порядке, поскольку к настоящему времени разграничить отходы, размещенные на объекте до 01 октября 2020 года и после указанной даты не представляется возможным, в связи с чем, «Алвар» и ООО «Стилар» несут солидарную ответственность за то, что шламонакопитель № 1 в настоящее время является несанкционированной свалкой.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 11 мая 2022 года решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 14 декабря 2020 года отменено. По делу постановлено новое решение, которым исковые требования Рязанского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены частично. Суд возложил на ООО «Стилар» обязанность освободить территорию шламонакопителя № 1, расположенного по адресу: г. Рязань, р-н Турлатово. д. 1, сооружение 1, от отходов производства и потребления. В удовлетворении исковых требований к ООО «Алвар» отказано.

В кассационной жалобе ООО «Стилар» просит судебные постановления отменить, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, нарушение судами норм материального и процессуального права. Кассатор указывает на то, что ответчик не осуществляет накопление и не занимается хозяйственной деятельностью по обращению с отходами. Основным видом деятельности ответчика является обработка отходов и лома цветных металлов. Ответчик не ознакомлен с экспертным заключением, подтверждающим свежесть обнаруженных отходов, равно как и идентичность, с теми, которые были собраны за пределами границ сооружения. Судом не указано, каким образом надлежит разграничить отходы, размещенные до 01 октября 2020 года и после указанной даты. ООО «Стилар» не является собственником отходов, находящихся в Шламонакопителе № 1. Суд принял решение в отношении имущества, которое ответчику не принадлежит, собственник отходов не установлен, к участию в деле не привлечен, по договору купли-продажи отходов от 29 апреля 2022 года ООО «Бетон» купило у ЗАО «Экоресурс» все отходы производства и потребления, размещенные на территории ответчика. Суд принял решение о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле ООО «Бетон».

В кассационной жалобе ООО «Бетон» ссылается на то, что 29 апреля 2022 года ЗАО «Экоресурс» заключило с ООО «Бетон» договор купли-продажи отходов, размещенных в пределах сооружения Шламонакопителя № 1. Апелляционное определение Рязанского областного суда вынесено в отношении движимого имущества лица, не привлеченного к участию в деле, в связи с чем, апелляционное определение подлежит отмене.

Согласно части 5 статьи 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции явился представитель ООО «Стилар», прокурор, остальные лица не явились, направленное в адрес ООО «Бетон» судебное извещение возвращено с пометкой «истек срок хранения».

С учетом положений статьи 165.1 ГК РФ, статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, в том числе, принимая во внимание, что информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Второго кассационного суда общей юрисдикции.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебного постановления, принятого судом апелляционной инстанции, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ, для отмены либо изменения обжалуемого судебного постановления в кассационной порядке, не имеется.

В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такого характера нарушения судом апелляционной инстанции при разрешении настоящего дела не допущено.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, решением Московского районного суда г. Рязани от 05 декабря 2019 года, вступившим в законную силу, удовлетворены исковые требования Рязанского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, к ЗАО «Экоресурс», ООО «Экошлак» о запрете деятельности по обращению с отходами, наложен запрет на осуществление ООО «Экошлак» деятельности по накоплению отходов на территории расположенного по адресу: г. Рязань, район Турлатов, 1, шламонакопитель № 1, не включенного в территориальную схему обращения с отходами, в том числе, с твердыми коммунальными отходами, Рязанской области, утвержденную Минприроды Рязанской области от 15 ноября 2017 года № 31 и не согласованного в установленном законом порядке с территориальными органами Роспотребнадзора по Рязанской области; на ЗАО «Экоресурс» возложена обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда освободить территорию шламонакопителя № 1, расположенного по адресу: г. Рязань, район Турлатово, 1, от отходов III класса опасности, IV класса опасности, расположенных на общей площади 10856 кв.м.

Согласно копии постановления о возбуждении исполнительного производства судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения по особым исполнительным производствам УФССП по Рязанской области от 11 сентября 2020 года на основании исполнительного листа, выданного Московским районным судом г. Рязани, в отношении ЗАО «Экоресурс» возбуждено исполнительное производство, которое до настоящего времени не исполнено.

В соответствии с определением Московского районного суда г. Рязани от 01 марта 2022 года отказано в удовлетворении заявления ЗАО «Экоресурс» о прекращении исполнительного производства.

ООО «Стилар» на праве собственности с 23 марта 2020 года принадлежит сооружение гидротехническое шламонакопитель №1 площадью 176 000 кв.м, с кадастровым номером 62:29:0120005:186, расположенное по адресу: г. Рязань, р-н Турлатово. д.1. сооружение 1, что подтверждается сведениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области.

Согласно ответу заместителя руководителя Приокского межрегионального управления Росприроднадзора от 29 апреля 2022 года № ВС-08-05/4769 и.о. Рязанскому межрайонному природоохранному прокурору, объект размещения отходов шламонакопитель № 1, расположенный по адресу: г. Рязань, район Турлатово, 1, в государственный реестр объектов размещения отходов, а также в Территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденную постановлением министерства природопользования Рязанской области от 15 ноября 2017 года № 31 (в редакции постановлений министерства природопользования Рязанской области от 15 июля 2019 года № 14, от 19 октября 2020 года № 26 от 06 октября 2021 года № 20) не внесен.

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 05 апреля 2021 года по делу №А54- 1392/2021 по иску ООО «Стилар» к ООО «Алвар» об обязании устранить препятствия в пользовании имуществом - шламонакопителем № 1, вступившим в законную силу, на ООО «Алвар» возложена обязанность устранить препятствия в пользовании ООО «Стилар» имуществом: шламонакопителем №1, расположенным по адресу: г.Рязань, ул.Турлатово, д.1, сооружение 1, путем освобождения в течении трех месяцев со дня вступления решения суда указанного шламонакопителя от принадлежащего ООО «Алвар» имущества.

Из ответа заместителя руководителя УФССП России по Рязанской области от 26 апреля 2022 года № 62901/22/11847-011 следует, что согласно базе данных АИС ФССП России по состоянию на 26 апреля 2022 года исполнительный документ о возложении на ООО «Алвар» обязанности по устранению препятствий в пользовании ООО «Стилар» имуществом на исполнении в структурных подразделениях Управления отсутствует и не поступал.

Как следует из копии ходатайства, представленного представителем ООО «Стилар», указанное общество 05 мая 2022 года обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о выдаче исполнительного листа по делу № А54-1392/2021 об обязании ООО «Алвар» устранить препятствия в пользовании имуществом - шламонакопителем № 1 путем освобождения его от движимого имущества - отходов производства и потребления, принадлежащего ООО «Алвар» и направлении его для принудительного исполнения.

Согласно соглашению о расторжении договора купли-продажи отходов от 28 апреля 2022 года ЗАО «Экоресурс» и ООО «Алвар», являющиеся сторонами договора купли-продажи отходов от 01 октября 2020 года, в соответствии с которым ЗАО «Экоресурс» продало ООО «Алвар» отходы производства и потребления, размещенные в пределах сооружения шламонакопитель № 1, расположенного по адресу: г. Рязань, район Турлатово, сооружение 1, в том числе все содержащиеся в составе этих отходов минералы, металлы, предметы и иное имущество, имеющее ценность, пришли к соглашению на основании пункта 1 статьи 450 ГК РФ о расторжении договора купли-продажи от 01 октября 2020 года с 28 апреля 2022 года, определив в срок не позднее 29 апреля 2022 года произвести двухстороннюю реституцию: покупатель возвращает продавцу полученные отходы производства и потребления, а продавец - полученные за товар денежные средства - 310 000 руб.

29 апреля 2022 года стороны составили акт приема-передачи отходов к соглашению о расторжении договора купли-продажи отходов от 28 апреля 2022 года.

Согласно платежному поручению № 13 от 29 апреля 2022 года ООО «Трейд» произвел оплату ЗАО «Экоресурс» за ООО «Алвар» в связи с расторжением договора купли-продажи отходов б/н от 01 октября 2020 года между ЗАО «Экоресурс» и ООО «Алвар» на основании письма № 7 от 28 апреля 2022 года на сумму 310 000 руб.

Согласно договору купли-продажи отходов от 29 апреля 2022 года ЗАО «Экоресурс» продал ООО «Бетон» все отходы производства и потребления, размещенные в пределах сооружения шламонакопитель № 1, расположенного по адресу: г. Рязань, район Турлатово, сооружение 1, в том числе, содержащиеся в составе этих отходов минералы, металлы, предметы и иное имущество, имеющее ценность, право собственности на которые переходит к покупателю с момента подписания договора, стоимость товара определена сторонами в 330 000 руб.

В тот же день сторонами вышеназванного договора составлен акт приема-передачи. Согласно платежному поручению № 11 от 05 мая 2022 года ООО «Бетон» произвел оплату ЗАО «Экоресурс» 330 000 руб. по договору купли-продажи б/н от 29 апреля 2022 года.

Как усматривается из сообщения от 18 февраля 2022 года № 22030/22/7829 Межрайонного отделения по особым исполнительным производствам УФССП России по Рязанской области по исполнительному производству в отношении ЗАО «Экоресурс», в ходе выезда 27 января 2021 года по адресу: г. Рязань, район Турлатово, 1, для осуществления проверки исполнения решения суда ни выгрузки отходов, ни вывоз отходов с территории шламонакопителя не осуществлялись, в то же время обнаружены следы работы тяжелой техники, а также складирование отходов (визуальный осмотр позволяет сделать вывод, что завезены недавно). 06 апреля 2021 года в ходе проверки установлено, что ни выгрузки отходов, ни вывоз отходов не осуществлялись, в то же время, имеются следы тяжелой техники, а также выявлено складирование отходов; 20 июня 2021 года в ходе выезда установлено, что на территории шламонакопителя расположены кучи мусора, визуальный осмотр позволяет сделать вывод, что отходы завезены недавно, в период осуществления проверки установлен факт возгорания на территории шламонакопителя 1, в связи с чем, на территории находилось ГУ МЧС России (две единицы техники), со слов сотрудников ГУ МЧС площадь возгорания составляет примерно 1000 кв.м.

Указанные обстоятельства отражены в акте совершения исполнительных действий от 27 января 2021 года с приложенными фотоматериалами, в акте от 06 апреля 2021 года с фотоматериалами.

Согласно сообщению руководителя УФССП России по Рязанской области от 22 июля 2021 года № 62901 /21 /30629-СЧ, 20 июля 2021 года осуществлен выезд по адресу: г. Рязань, район Турлатово, 1 для осуществления проверки решения суда, в период осуществления проверки ни выгрузки отходов, ни вывоз отходов с территории шламонакопителя 1 не осуществлялись, в то же время на территории шламонакопителя 1 имеются следы завоза отходов (бытовой мусор), установлен факт возгорания на территории шламонакопителя 1, в связи с чем, на территории находились от ГУ МЧС России по Рязанской области для ликвидации возгорания в связи с поступлением в 5 ч. 04 мин. вызова по номеру «01», со слов сотрудников ГУ МЧС площадь возгорания составила примерно 1000 кв.м.

Указанные обстоятельства зафиксированы в акте от 20 июля 2021 года.

Согласно акту совершения исполнительных действий от 27 января 2022 года установлено, что на территории шламонакопителя 1 располагаются кучи отходов, завезены только что, так как с территории шламонакопителя выезжали два грузовых транспортных средства, отходы представляют собой бытовой мусор, на территории находится бульдозер, но не в рабочем состоянии, работы по освобождению от отходов не производились (приложены фотоматериалы).

Из сообщения Приокского межрегионального управления Росприроднадзора от 16 июня 2021 года № ВБ-04-05/6628 усматривается, что в отношении ООО «Стилар» была проведена выездная проверка в целях исполнения требования заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора на основании сообщения ГУ МЧС России по Рязанской области и администрации Турлатовского сельского поселения Рязанского района Рязанской области о возгорании отходов на территории, расположенной по адресу: г.Рязань, Турлатово, 1, в рамках проведения проверки было выявлено нарушение природоохранного законодательства в области обращения с отходами, предприятию направлено предписание об устранении выявленных нарушений, а также уведомления о времени и месте составления протоколов об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ.

В приложенном к сообщению акте проверки от 08 июня 2021 года указано на обнаружение свежих отходов на территории шламонакопителя, которые не могут принадлежать ООО «Алвар», соответствующие 4 классу опасности для окружающей среды. Такие же обстоятельства отражены в протоколе об административном правонарушении № 62- СМ-186/2021.

Разрешая спор, суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело по правилам производства в суде первой инстанции, руководствовался положениями Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156, Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года №1039, Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года №322, Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 года №1130 «О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем», Постановления Правительства Рязанской области от 05 октября 2010 года №240 «Об утверждении Положения о министерстве природопользования Рязанской области», Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 04 мая 1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», принял во внимание вышеприведенные обстоятельства, установил значимые для дела обстоятельства, исходя из заявленных требований с учетом доводов и возражений сторон, их объяснений, и исходил из того, что ООО «Стилар», являясь собственником шламонакопителя 1, расположенного по адресу: г. Рязань, район Турлатово, сооружение 1, допускает нарушения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, незаконно осуществляет накопление на указанном объекте недвижимости отходы производства и потребления, после 01 октября 2020 года, что нарушает права неограниченного круга лиц на благоприятную среду обитания и здоровье, в связи с чем, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора к указанному ответчику.

Отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора к ответчику ООО «Алвар» суд апелляционной инстанции указал, что на момент рассмотрения дела указанное лицо расторгло договор купли-продажи отходов от 01 октября 2020 года, заключенный с ЗАО «Экоресурс», и стороны договора исполнили данное соглашение, возвратив друг другу полученное по сделке, в свою очередь ЗАО «Экоресурс» передало право собственности на отходы производства и потребления ООО «Бетон», договор купли-продажи отходов от 29 апреля 2022 года также исполнен обеими сторонами.

Суд апелляционной инстанции признал необоснованными доводы прокурора о ничтожности расторжения договора от 01 октября 2020 года, заключенного между ЗАО «Экоресурс» и ООО «Алвар», поскольку он заключен после наложенных судом мер обеспечения в виде запрета ООО «Алвар» и ООО «Стилар» заключать какие-либо сделки с находящимися на территории шламонакопителя № 1 отходами производства и потребления по их отчуждению любым третьим лицам, указав, что соглашение о расторжении договора купли продажи отходов от 28 апреля 2022 года заключено ООО «Алвар» с ЗАО «Экоресурс» в нарушение действующего запрета суда на заключение любых сделок с предметом спора, наложенного 27 апреля 2022 года, о чем представитель ООО «Алвар» узнал в тот же день, в связи с чем в силу положений пункта статьи 168 ГК РФ оно является ничтожным. Вместе с тем, ничтожный договор исполнен сторонами договора, а требований о применении последствий недействительности сделки истцом не заявлено. Кроме того, предмет договора купли-продажи от 01 октября 2020 года перешел в собственность другого лица - ООО «Бетон», которое не привлечено к участию в настоящем деле, к нему не заявлены истцом никаких требований. Запрета на совершение сделок ООО «Экоресурс» и ООО «Бетон» судом не выносилось.

Действующим федеральным законодательством не предусмотрено право суда по своей инициативе признавать сделки недействительными и применять последствия их недействительности, если заинтересованной стороной не заявлено таких требований.

Поскольку предмет спора в настоящее время не находится в собственности ООО «Алвар», на ответчика ООО «Алвар» не может быть возложена в настоящее время обязанность в отношении отходов производства и потребления, которые принадлежат третьему лицу.

Отклоняя доводы представителей ответчиков о том, что соглашение о расторжении договора купли - продажи отходов от 28 апреля 2022 года не является ничтожной сделкой, так как является не сделкой, а соглашением, заключать которые суд не запрещал, суд признал несостоятельными. Сославшись на положения статьи 153 ГК РФ, в соответствии с которой сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что заключенное ООО «Алвар» соглашение подпадает под запрет на совершение сделок, наложенный судом 27 апреля 2022 года.

При этом представленные представителями ответчиков копии судебных документов об отмене постановлений судебных приставов о привлечении к административной ответственности суд не принял во внимание, указав, что указанные документы не содержат выводов об отсутствии нарушений природоохранного и санитарно - эпидемиологического законодательства ООО «Стилар», в связи с чем не подтверждают данные факты.

Суд кассационной инстанции соглашается с приведенными выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, сделаны на основании полного и всестороннего исследования представленных в материалы дела доказательств. Судом апелляционной инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, с которыми судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции соглашается.

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными правовыми актами.

Неисполнение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что одним из принципов осуществления хозяйственной деятельности юридических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, является презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

На основании статьи 34 указанного Федерального закона эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Прекращение в полном объеме эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов при нарушении требований в области охраны окружающей среды осуществляется на основании решения суда и (или) арбитражного суда.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Обращением с отходами признается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Под накоплением отходов понимается складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения. Твердыми коммунальными отходами являются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

В соответствии с пунктом 1    статьи 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» запрещается ввод в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, которые связаны с обращением с отходами и не оснащены техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов.

Согласно пункту 2 той же статьи юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, а также внедрять наилучшие доступные технологии; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом соответствующие федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

В силу пункта статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 4 статьи 12 Федерального закона № 89-ФЗ).

Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (пункт 5 статьи 12 Федерального закона № 89-ФЗ).

Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 6 статьи 12 Федерального закона № 89-ФЗ).

Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (пункт 7 статьи 12).

Захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 8 статьи 12).

Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона № 89-ФЗ организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

На основании статьи 13.3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами и федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами. Территориальная схема обращения с отходами разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования. Территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя, в том числе, данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016     года № 1156, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

В соответствии со статьей 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно - эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).

Места (площадки накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Органы местных самоуправлений определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Пунктом 1 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года №1039, предусмотрено, что настоящие Правила определяют порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра.

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно - эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилами благоустройства муниципальных образований. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка). В целях оценки заявки на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов уполномоченный орган запрашивает позицию соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее - запрос). По запросу уполномоченного органа территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, подготавливает заключение и направляет его в уполномоченный орган в срок не позднее 5 календарных дней со дня поступления запроса. По результатам рассмотрения заявки уполномоченный орган принимает решение о согласовании или отказе в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (п.п.2-7 указанных Правил).

Пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 322, предусмотрено, что указанная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

В целях реализации положений Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 года №1130 «О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем», на основании Постановления Правительства Рязанской области от 05 октября 2010 года №240 «Об утверждении Положения о министерстве природопользования Рязанской области», министерством природопользования Рязанской области утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Рязанской области.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Частью 1 статьи 22 указанного Федерального закона предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в, соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 04 мая 1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается.

Проанализировав приведенные нормы права, а также исследовав представленные в дело доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу, что ООО «Стилар», как собственник шламонакопителя 1, допускает нарушения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, незаконно осуществляет накопление на указанном объекте недвижимости отходы производства и потребления, что нарушает права неограниченного круга лиц на благоприятную среду обитания и здоровье, в связи с чем, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора.

Доводы кассационной жалобы ООО «Стилар» о том, что ответчик не осуществляет накопление и не занимается хозяйственной деятельностью по обращению с отходами, а основным видом деятельности ответчика является обработка отходов и лома цветных металлов, как и доводы о невозможности разграничения отходов, размещенных до 01 октября 2020 года и после указанной даты, судебная коллегия отклоняет, поскольку указанное не исключает исполнения ответчиком положений действующего законодательства в сфере размещения отходов, в том числе Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в силу осуществления ООО «Стилар» прав и обязанностей собственника.

Доводы кассатора о том, что суд принял решение в отношении имущества, которое ответчику не принадлежит, собственник отходов к участию в деле не привлечен, по договору купли-продажи отходов от 29 апреля 2022 года ООО «Бетон» купило у ЗАО «Экоресурс» все отходы производства и потребления, размещенные на территории ответчика, в связи с чем, суд принял решение о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле ООО «Бетон», не могут быть приняты во внимание, поскольку само по себе заключение договора купли-продажи с ООО «Бетон» на отходы не относит его к лицам на чьи права или обязанности по отношению к одной из сторон может повлиять принятое судом решение.

В целом, приведенные ответчиком ООО «Стилар» в жалобе доводы по существу сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции, изложенными в обжалуемом судебном постановлении и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебного акта являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебных актов, допущено не было.

При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 390 ГПК РФ по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационный суд общей юрисдикции вправе оставить кассационные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 379.1 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 2 части 1 ст. 379.1 ГПК РФ кассационные жалоба, представление возвращаются без рассмотрения по существу, если кассационные жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд кассационной инстанции.

В силу части 1 статьи 376 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, указанные в части второй статьи 377 настоящего Кодекса, могут быть обжалованы в порядке установленном настоящим параграфом, в кассационный суд общей юрисдикции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями.

Правом кассационного обжалования обладают как лица, участвующие в деле, и их правопреемники, так и иные лица в случаях, предусмотренных Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.

К иным лицам относятся лица, не привлеченные к участию в деле при предыдущем рассмотрении дела в судебных инстанциях, если судебным постановлением разрешен вопрос об их правах или обязанностях. При этом такие лица не обязательно должны быть указаны в мотивировочной и (или) резолютивной частях судебного постановления (п. 4 ч. 4 ст. 330, ч. 1 ст. 376 ГПК РФ, п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 июня 2021 года N 17 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции»).

Пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 17 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции» установлено, что если жалоба подается лицом, не привлеченным к участию в деле, судье кассационного суда общей юрисдикции надлежит проверить, содержится ли в жалобе указание на то, какие права или законные интересы заявителя нарушены обжалуемым судебным постановлением (часть 4 статья 378 ГПК РФ). При отсутствии такого указания судья в соответствии с частью 1 статьи 378.2 ГПК РФ оставляет кассационную жалобу без движения. В случае не устранения недостатка кассационная жалоба подлежит возвращению в силу пункта 2 части 1 статьи 379.1 ГПК РФ.

Если по результатам рассмотрения дела кассационным судом общей юрисдикции будет установлено, что обжалуемым судебным постановлением не нарушены права и (или) законные интересы лица, не привлеченного к участию в деле, кассационный суд общей юрисдикции оставляет его кассационную жалобу без рассмотрения по существу применительно к пункту 6 части 1 статьи 390 ГПК РФ.

По смыслу приведенных правовых норм гражданского процессуального законодательства, лицам, не привлеченным к участию в деле, принадлежит право подачи кассационной жалобы лишь при условии, что обжалуемым судебным постановлением разрешен вопрос об их правах и обязанностях. При этом судебный акт может быть признан вынесенным о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, лишь в том случае, если им устанавливаются права этого лица относительно предмета спора либо возлагаются обязанности на это лицо.

ООО «Бетон» обращаясь с кассационной жалобой, ошибочно полагает, что обжалуемыми судебными актами нарушены его права. Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии достаточных оснований полагать, что апелляционным определением затрагиваются права и обязанности кассатора. Обжалуемые судебные акты не разрешают вопрос о правах и обязанностях ООО «Бетон», не ограничивают данное лицо в правах, не обуславливают возникновение каких-либо обязательств у ООО «Бетон».

Из текста обжалуемого судебного постановления не усматривается, что судом принято решение о каких-либо правах или об обязанностях заявителя. Права и законные интересы заявителя судебными постановлениями не затронуты, в связи с чем, кассационная жалоба лица, не привлеченного к участию в деле, подлежит оставлению без рассмотрения по существу.

Заключение 29 апреля 2022 года ЗАО «Экоресурс» с ООО «Бетон» договора купли-продажи отходов, размещенных в пределах сооружения Шламонакопителя № 1, само по себе, вопреки доводам кассатора, не свидетельствует о нарушении прав данного лица судебным постановлением суда апелляционной инстанции.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.1, 379.6, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 11 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ООО «Стилар» – без удовлетворения.

Кассационную жалобу лица, не привлеченного к участию в деле, ООО «Бетон» в лице директора Сафонова А.А. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 11 мая 2022 года оставить без рассмотрения по существу.

Председательствующий

Судьи

8Г-21149/2022 [88-20204/2022]

Категория:
Гражданские
Истцы
Рязанский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
ООО Стилар
Другие
Приокское межрегиональной управление Росприроднадзора
Управление Роспотребнадзора по РО
ЗАО «ЭКОРЕСУРС»
ООО "Экошлак"
ООО Бетон
Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской облостях
Суд
Второй кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Шамрай Марина Семеновна
Дело на странице суда
2kas.sudrf.ru
13.09.2022Судебное заседание
11.10.2022Судебное заседание
11.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее