Дело № 2-283/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 сентября 2020 года с. Карпогоры
Пинежский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Жук О.Ю., при секретаре судебного заседания Немировой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дорофеева В.А. к администрации муниципального образования «Пинежский район» о включении имущества в наследственную массу и признании права собственности на жилой дом,
у с т а н о в и л:
Дорофеев В.А. обратился в суд с указанным иском к ответчику.
Требование мотивирует тем, что 11 мая 2019 года умер его отец, ФИО1, после смерти которого осталось имущество в виде жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Других наследников не имеется. Право собственности ФИО1 на жилой дом в ЕГРН зарегистрировано не было. 11 мая 2019 года истец вступил во владение земельным участком, на котором стоит жилой дом. В установленный законом срок обратился к нотариусу и 12 ноября 2019 года получил свидетельство о праве на наследство на земельный участок, которое выдала нотариус ФИО2, однако в выдаче свидетельства о праве на наследство по завещанию на жилой дом было отказано, так как дом не стоит на кадастром учете. Просит включить жилой дом, по адресу: <адрес>, в наследственную массу умершего ФИО1, признать за истцом право собственности за собой на жилой дом по адресу: <адрес>.
Истец Дорофеев В.А.., представитель ответчика – администрации МО «Пинежский район», представители третьих лиц – администрации МО «...», Управления Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Истец просит дело рассмотреть в его отсутствие. Представитель администрации МО «Пинежский район» по доверенности Зубова Н.В., а также глава администрации МО «...» ФИО3 просят рассмотреть дело в их отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражают.
На основании ч.ч. 3, 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие сторон и третьих лиц, их представителей.
Исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о том, что исковые требования Дорофеева В.А. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации гарантирует право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, а также признание и защиту собственности, её охрану законом (ст.ст. 8 и 35, ч.ч. 1 и 2). Право собственности, как следует из ст.ст. 1, 2, 15 (ч. 4), 17 (ч.ч. 1 и 2), 19 (ч.ч. 1 и 2), 45 (ч. 1) и 46 Конституции Российской Федерации, наряду с другими важнейшими правами, гарантируется в качестве основных и неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина, и реализуется на основе принципов неприкосновенности собственности и её всемерной защиты.
В соответствии с п. 2 ст. 218, ст. 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в случае смерти гражданина, право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных ГК РФ.
Статьей 1154 ГК РФ установлено, что наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Положениями ст. 1153 ГК РФ определено, что принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Исходя из пункта 4 статьи 1152 ГК РФ, принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Согласно п. 1 ст. 1114 ГК РФ днём открытия наследства является день смерти гражданина.
В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (ст. 1112 ГК РФ).
Как следует из п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (ст. 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Как установлено в судебном заседании, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, умер ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается свидетельством о смерти II -ИГ №***, выданным Пинежским территориальным отделом Агентства ЗАГС Архангельской области ДД.ММ.ГГГГ года.
Являясь наследником по завещанию имущества, оставшегося после смерти ФИО1, истец Дорофеев В.А. в установленный законом срок обратилась к нотариусу Пинежского нотариального округа с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство, состоящее из жилого дома, земельных участков и денежных вкладов.
Как следует из материалов дела, иные лица, претендующие на наследство после смерти ФИО1, за оформлением наследства не обращались и фактически наследство не принимали.
12 ноября 2019 года нотариус ФИО2 выдала Дорофееву В.И. свидетельство о праве на наследство по завещанию на земельный участок с кадастровым номером №***, расположенный по адресу: <адрес>, и земельный участок с кадастровым номером №***, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного по адресу: <адрес>.
Постановлением нотариуса от 12 ноября 2019 года отказано в совершении нотариального действия – выдаче истцу свидетельства о праве на наследство по завещанию на жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>, на том основании, что права наследодателя на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости не подтверждены.
Согласно уведомлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии №*** от 20 августа 2019 года сведения об объекте недвижимого имущества – здании, расположенном по адресу: <адрес>, в ЕГРН отсутствуют.
Вместе с тем по утверждению истца, спорный жилой дом находился в собственности наследодателя ФИО1.
Юридически значимым для рассмотрения заявленного иска является принадлежность ФИО1 на праве собственности спорного объекта недвижимого имущества на дату смерти. Обстоятельство, подлежащее доказыванию, подтверждено в судебном заседании совокупностью следующих доказательств.
Согласно справке администрации МО «...» от 08 августа 2019 года №***, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерший ДД.ММ.ГГГГ года, до дня смерти постоянно проживал и был зарегистрирован по адресу: <адрес> со своей семьей- сыновьями ФИО4 и Дорофеевым В.А.
Земельный участок с кадастровым номером №***, расположенный под вышеуказанным жилым домом, принадлежал ФИО1 на праве собственности, что подтверждается справкой администрации МО «...» от 09 августа 2019 года №***, свидетельством на право собственности на землю серия <...> №***.
Как следует из сообщения Пинежского отделения Государственного бюджетного учреждения Архангельской области «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации», копии договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ года между ФИО1 и ФИО5, жилой дом по адресу: <адрес> принадлежит ФИО1 на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ года, зарегистрированного в реестре №*** <...> сельского совета.
В похозяйственных книгах <...> сельсовета за 1991-1996 г.г., 1998-2001 г.г. значится хозяйство ФИО1 по адресу: <адрес> (л.д.28-31)
В справке администрации МО «...» от 10 сентября 2019 года №*** указано, что на основании постановления главы муниципального образования «Пинежский район» от 30 июля 2003 года №*** произведена переадресация <адрес> на <адрес>. На основании постановления главы муниципального образования «...» от 12 июля 2012 года произведена переадресация в <адрес> на <адрес> (л.д.6).
Согласно выписке из похозяйственной книги за 1991-1996 года, выданной администрацией МО «...» для предъявления в нотариальную контору, действительно ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершему ДД.ММ.ГГГГ года, на праве собственности принадлежит жилой дом с хозяйственными постройками по адресу: <адрес>. Целый жилой дом представляет собой одноэтажное деревянное строение и расположен на землях МО «...». Жилой дом с хозяйственными постройками принадлежит ФИО1 на основании записи в похозяйственной книге №***, лицевой счет №*** <...> сельского Совета народных депутатов Пинежского района Архангельской области за 1991-1996 года (л.д.7).
Частью 3 статьи 6 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» от 24.12.1992 № 4218-1 было установлено, что частная собственность на недвижимость или ее часть в жилищной сфере подлежала регистрации в местной администрации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации) права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Федерального закона (до 01.02.2008), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной этим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Как следует из технического плана здания жилого дома №***, расположенного в <адрес>, дом введен в эксплуатацию в ГГГГ году, поступил в собственность ФИО1 до вступления в силу Закона о регистрации, в связи с чем регистрация права собственности ФИО1 на этот дом не требовалась.
В соответствии с пунктом 59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. № 10/22, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 данного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Похозяйственная и домовая книги являлась документами, содержащими данные учета расположенных в сельской местности жилых и нежилых строений, записи о собственнике строения, характеристике строения, об основании принадлежности строения правообладателю. Поскольку отсутствовали иные учетные системы, в определенные периоды времени федеральные органы исполнительной власти рассматривали похозяйственные и домовые книги как единственный источник получения данных не только о количественном и качественном составе жилищного фонда в сельской местности, данных о предоставленных гражданам земельных участках, но и о правообладателях строений и сооружений, расположенных в сельской местности, а также об обладателях вещных прав на земельные участки.
Так, выписки (справки) из похозяйственных книг в период действия Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» рассматривались Государственным комитетом по земельной реформе РСФСР в качестве правоустанавливающих документов при оформлении свидетельств о праве собственности на землю, о праве бессрочного (постоянного) пользования землей (письмо Роскомзема от 13.01.1992 № 3-14/60). Министерство строительства Российской Федерации при проведении оценки строений, помещений, сооружений для целей налогообложения непроинвентаризованные строения и сооружения, расположенные на территории сельских населенных пунктов, считало принадлежащими гражданам на праве собственности также на основании записей в похозяйственных книгах (письмо Минстроя РФ от 18.09.1994 № 151-Т/56).
При внесении в официальный перечень данных о принадлежности жилого дома ФИО1 на праве собственности, орган местного самоуправления не усмотрел несоответствия представленной заявителями документации разрешенному использованию земельного участка, а также строительным нормам и правилам. Объекту присвоен адрес: <адрес>. Тем самым право на строение признано органом местного самоуправления и не оспаривалось при разрешении настоящего иска.
Согласно отзыву на исковое заявление, представленному ответчиком администрацией МО «Пинежский район», жилой дом по адресу: <адрес>, не является муниципальной собственностью «Пинежский муниципальный район», в реестре муниципального имущества не значится. Изъятия земельного участка под жилым домом для муниципальных не производились. Администрация МО «Пинежский район» не возражает против удовлетворения иска.
Администрация МО «...», согласно отзыву на исковое заявление, не имеет возражений по иску Дорофеева В.А. о включении имущества в наследственную массу и признания права собственности на жилой дом. Информацией об арестах, обременениях, запрещениях, оспаривании права Дорофеева В.А. на жилой дом по адресу: <адрес> не располагают.
Анализируя письменные доказательства, суд приходит к выводу, что представленными доказательствами достоверно подтверждается право собственности ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ года, на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, на момент смерти. Право собственности ФИО1 на жилой дом возникло на законных основаниях, при жизни он добросовестно и открыто владел и пользовался данным домом: проживал в нем, пользовался хозяйственными постройками, земельным участком, обустраивал придомовую территорию. Возможность владения, распоряжения и пользования принадлежавшим ему домом никем не оспаривалась.
Следовательно, требование истца о включении этого имущества в наследственную массу ФИО1 подлежит удовлетворению.
На 28 сентября 2020 года (дата вынесения судом решения по настоящему делу) срок принятия наследства после смерти ФИО1 истек.
Таким образом, требование истца о признании права собственности на указанное имущество подлежит удовлетворению.
В соответствии с п. 1 ст. 58 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Дорофеева В.А. удовлетворить.
Включить в наследственную массу наследодателя ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ года, жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>.
Признать за Дорофеевым В.А. право собственности на жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>.
Право собственности Дорофеева В.А. на жилой дом подлежит регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Копию вступившего в законную силу решения суда в отношении прав на недвижимое имущество в трёхдневный срок направить в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Пинежский районный суд Архангельской области.
Судья Жук О.Ю.