Судья Елистархова Е.Н. Дело № 33- 5259/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 19 мая 2021 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе
председательствующего: Станковой Е.А.,
судей: Ждановой С.В., Шиповской Т.А.,
при секретаре Объедковой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-789/2020 по иску Костылевой Елены Борисовны к государственному учреждению - Центру предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области № 2 об оспаривании решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы,
по апелляционной жалобе государственного учреждения - Центра предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области № 2
на решение Городищенского районного суда Волгоградской области от 20 августа 2020 г., которым, с учетом дополнительного решения того же суда от 10 февраля 2021 г., определения того же суда от 25 августа 2020 г. об исправлении описки, вышеуказанные исковые требования Костылевой Елены Борисовны удовлетворены частично;
признано незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Городищенском районе Волгоградской области № <...> от 15 апреля 2020 г. в части отказа Костылевой Елене Борисовне во включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периодов ее работы:
- со 2 августа 1993 г. по 7 февраля 1994 г. в должности врача-педиатра в <адрес>;
- с 19 мая 1994 г. по 30 июня 1994 г. учебный отпуск в период работы в должности врача-педиатра <адрес>
- с 17 октября 2000 г. по 17 ноября 2000 г. учебный отпуск в период работы в должности врача-педиатра <адрес>;
- с 8 апреля 2002 г. по 23 мая 2002 г. учебный отпуск в период работы в должности врача-педиатра <адрес>;
- с 1 ноября 2004 г. по 25 декабря 2004 г. учебный отпуск в период работы в должности заведующей детским отделением <адрес>
- с 4 февраля 2007 г. по 10 февраля 2007 г. командировка в период работы в должности заведующей детским отделением <адрес>
- с 4 сентября 2007 г. по 29 октября 2007 г. учебный отпуск в период работы в должности заведующей детским отделением <адрес>
- с 14 сентября 2008 г. по 16 октября 2008 г. командировка в период работы в должности заведующей детским отделением <адрес>;
- с 11 мая 2009 г. по 23 мая 2009 г. учебный отпуск в период работы в должности заведующей детским отделением <адрес>;
- с 11 мая 2010 г. по 6 июня 2010 г. учебный отпуск в период работы в должности заведующей детским отделением <адрес>;
- с 9 февраля 2015 г. по 9 марта 2015 г. учебный отпуск в период работы в должности заведующей детским отделением <адрес>
на государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области № 2 возложена обязанность включить в специальный стаж Костылевой Елены Борисовны, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по подпункту 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, следующие периоды ее работы:
- с 2 августа 1993 г. по 7 февраля 1994 г. в должности врача-педиатра в <адрес>
- с 19 мая 1994 г. по 30 июня 1994 г. учебный отпуск в период работы в должности врача-педиатра <адрес>
- с 17 октября 2000 г. по 17 ноября 2000 г. учебный отпуск в период работы в должности врача-педиатра <адрес>
- с 8 апреля 2002 г. по 23 мая 2002 г. учебный отпуск в период работы в должности врача-педиатра <адрес>;
- с 1 ноября 2004 г. по 25 декабря 2004 г. учебный отпуск в период работы в должности заведующей детским отделением <адрес>
- с 4 февраля 2007 г. по 10 февраля 2007 г. командировка в период работы в должности заведующей детским отделением <адрес>
- с 4 сентября 2007 г. по 29 октября 2007 г. учебный отпуск в период работы в должности заведующей детским отделением <адрес>;
- с 14 сентября 2008 г. по 16 октября 2008 г. командировка в период работы в должности заведующей детским отделением <адрес>;
- с 11 мая 2009 г. по 23 мая 2009 г. учебный отпуск в период работы в должности заведующей детским отделением <адрес>;
- с 11 мая 2010 г. по 6 июня 2010 г. учебный отпуск в период работы в должности заведующей детским отделением <адрес>
- с 9 февраля 2015 г. по 9 марта 2015 г. учебный отпуск в период работы в должности заведующей детским отделением <адрес>
на государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области № 2 возложена обязанность назначить Костылевой Елене Борисовне досрочную страховую пенсию по старости с учетом положений части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», части 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», с 9 июня 2020 г.;
в удовлетворении исковых требований Костылевой Елены Борисовны к государственному учреждению - Центру предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области № 2 о возложении обязанности назначить Костылевой Елене Борисовне досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения за ее назначением, то есть с 17 ноября 2019 г., отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Станковой Е.А, выслушав объяснение представителя ответчика – Ивановой О.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Костылева Е.Б. обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Центру предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области № 2 (далее - Центр ПФР № 2 по установлению пенсий в Волгоградской области) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, об обязании включить в специальный стаж периоды работы, о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование исковых требований Костылева Е.Б. указала, что 17 ноября 2019 г. обратилась в государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения).
Решением УПФР в Городищенском районе Волгоградской области от 15 апреля 2020 г. № <...> Костылевой Е.Б. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по указанному основанию ввиду отсутствия необходимой продолжительности специального стажа (25 лет лечебной и иной деятельности по охране здоровья в учреждениях здравоохранения). Учтенный пенсионным органом специальный медицинский стаж Костылевой Е.Б. составил <.......> дня.
Вышеуказанным решением из специального стажа истца исключены периоды трудовой деятельности в должности врача-педиатра в <адрес> с 2 августа 1993 г. по 7 февраля 1994 г. в связи с отсутствием документального подтверждения льготной работы, необходимой для назначения досрочной страховой пенсии по старости и подтверждения постоянной занятости в течение полного рабочего дня; а также периоды учебных отпусков с 19 мая 1994 г. по 30 июня 1994 г., с 17 октября 2000 г. по 17 ноября 2000 г., с 8 апреля 2002 г. по 23 мая 2002 г. в период работы врачом-педиатром <адрес>; с 1 ноября 2004 г. по 25 декабря 2004 г. и с 4 сентября 2007 г. по 29 октября 2007 г. в период работы в должности заведующей детским отделением <адрес>; командировки в период работы в должности заведующей детским отделением <адрес> с 4 февраля 2007 г. по 10 февраля 2007 г. и с 14 сентября 2008 г. по 16 октября 2008 г.; учебные отпуска с 11 мая 2009 г. по 23 мая 2009 г., с 11 мая 2010 г. по 6 июня 2010 г., с 9 февраля 2015 г. по 9 марта 2015 г. в период работы в должности заведующей детским отделением <адрес>.
Отказ пенсионного органа нарушает право истца на получение досрочной страховой пенсии по старости, в связи с чем Костылева Е.Б. просила признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Городищенском районе Волгоградской области № <...> от 15 апреля 2020 г. в части отказа во включении спорных периодов ее работы в специальный страховой стаж, обязать ответчика включить спорные периоды в специальный стаж, назначить досрочную страховую пенсию по старости с даты возникновения данного права, с даты обращения в пенсионный орган, с 17 ноября 2019 г.
Судом постановлено указанное выше решение, дополнительное решение.
В апелляционной жалобе государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области № 2 просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, обсудив указанные доводы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 того же закона, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, лицам, осуществлявшим лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с п. 1 указанной статьи закона, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 и постановлению Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 утверждены Списки профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет. Указанными списками предусмотрены должности среднего медицинского персонала лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 17 ноября 2019 г. Костылева Е.Б. обратилась в государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ответчика от 15 апреля 2020 г. № <...> в назначении досрочной страховой пенсии по старости истцу отказано, ввиду отсутствия необходимой продолжительности стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. При этом из специального стажа истца ответчиком исключены учебные отпуска, командировки с 19 мая 1994 г. по 30 июня 1994 г., с 17 октября 2000 г. по 17 ноября 2000 г., с 8 апреля 2002 г. по 23 мая 2002 г., с 1 ноября 2004 г. по 25 декабря 2004 г., с 4 февраля 2007 г. по 10 февраля 2007 г., с 4 сентября 2007 г. по 29 октября 2007 г., с 14 сентября 2008 г. по 16 октября 2008 г., с 11 мая 2009 г. по 23 мая 2009 г., с 11 мая 2010 г. по 6 июня 2010 г., с 9 февраля 2015 г. по 9 марта 2015 г., а также период ее работы с 2 августа 1993 г. по 7 февраля 1994 г. в должности врача-педиатра в <адрес> в связи с отсутствием документального подтверждения факта льготной работы, необходимого для назначения досрочной страховой пенсии по старости и подтверждения постоянной занятости в течение полного рабочего дня.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии спорных периодов работы, суд первой инстанции исходил из подтвержденного в предусмотренном законом порядке страхового стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с осуществлением медицинской деятельности в спорные периоды.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции в данной части правильными.
Из материалов дела следует, что Костылева Е.Б. с 2 августа 1993 г. по 7 февраля 1994 г. работала в должности врача-педиатра в <адрес>. Данное лечебное учреждение с 20 августа 1997 г. было переименовано в <адрес>, которая, в свою очередь, с 1 октября 1997 г. реорганизована в <адрес>», а с 6 апреля 2012 г. - в <адрес>».
С 1 марта 1994 г. по настоящее время Костылева Е.Б. работает в государственном бюджетном учреждении здравоохранения «<адрес>»: с 1 марта 1994 г. по 1 апреля 1996 г. - в должности врача - педиатра поликлиники, с 1 апреля 1996 г. по 1 октября 2002 г. - в должности врача - педиатра детского отделения, а с 1 октября 2002 г. по настоящее время - в должности заведующей детского отделения, врача - педиатра.
Удовлетворяя исковые требования Костылевой Е.Б. о включении в специальный стаж лечебной деятельности, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период трудовой деятельности с 2 августа 1993 г. по 7 февраля 1994 г. в должности врача-педиатра в <адрес>, суд первой инстанции сослался на Соглашение государств - участников Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" и счел установленным факт работы истца в указанный период в лечебном учреждении в течение полного рабочего дня, на полную ставку, в должности, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
13 марта 1992 г. государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 г.).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Соглашение от 13 марта 1992 г. распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения (статья 5 Соглашения).
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.
Частью 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установлено, что периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Согласно пункту 5 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике <адрес>) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в специальный стаж лечебной деятельности), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В частности, согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 9 апреля 2008 г. № <...> в <адрес> органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), является Республиканское Государственное Казенное Предприятие "Государственный центр по выплате пенсий".
Согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 14 марта 2017 г. № <...> «О подтверждении трудового (страхового) стажа и заработка, приобретенного на территории государств-участников международных соглашений» при новом назначении пенсии в рамках Соглашений с бывшими республиками СССР территориальным органам ПФР необходимо осуществлять подтверждение трудового (страхового) стажа, приобретенного на территории государств-участников соглашений, путем направления запросов в адрес компетентных учреждений (органов) этих государств за период после распада СССР на территории одной из республик - начиная с 1 декабря 1991 г.
При этом не имеет значения, когда и кем выдан документ, на основании которого учитывается стаж, приобретенный на территории государств-участников СНГ, если этот документ соответствует законодательству Российской Федерации. Если начало работы и (или) иной деятельности гражданина приходится на период СССР, а окончание работы - на период в одном из государств СНГ, то следует уточнять информацию о работе только за период после распада СССР (после 1 декабря 1991 г.).
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.
Согласно пункту 5 названных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Положения норм материального права, регулирующих порядок и условия назначения страховых пенсий, в том числе досрочных, гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., то есть за пределами Российской Федерации, и прибывшим в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., в данном случае из Республики <адрес>, судом первой инстанции были учтены.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, а именно, наличие у истца подтвержденного в предусмотренном законом порядке страхового стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с осуществлением медицинской деятельности в период с 2 августа 1993 г. по 7 февраля 1994 г. в должности врача-педиатра в <адрес>, судом установлены на основании исследованных доказательств, в частности, трудовой книжки истца, справки <адрес>» Управления здравоохранения <адрес> от 14 января 2020 г. № <...>, подтверждающей занятость Костылевой Е.Б. в должности врача-педиатра в медицинском учреждении полный рабочий день, в режиме полной рабочей недели в должности, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с медицинской деятельностью, сообщения Республиканского государственного учреждения <адрес>» от 6 августа 2020 г. за № <...> согласно которому, по действовавшему в Республике <адрес> до 27 июля 1996 г. пенсионному законодательству, работа в качестве врача, непосредственно занятого на лечебной работе, входила в перечень учреждений, организаций и должностей отдельной категорий работников здравоохранения, народного образования и социального обеспечения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Казахской ССР от 26 сентября 1991 г. № <...> и предусматривала право выхода на пенсию по выслуге лет при стаже работы по специальности не менее 25 лет у женщин и 30 лет у мужчин.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы об отсутствии правовых оснований для включения в специальный стаж истца периодов работы, осуществляемой на территории Республики <адрес> до 1 января 2002 г. по мотиву не предоставления доказательств, подтверждающих уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации повторяют правовую позицию пенсионного органа, изложенную им в суде первой инстанции, были подробно проанализированы при разрешении настоящего спора судом первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для иной оценки установленных судом фактических обстоятельств дела судебная коллегия не усматривает.
Удовлетворяя исковые требования об обязании ответчика включить специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с осуществлением лечебной деятельности, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, командировках и учебных отпусках, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 187 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающей в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы сохранение за ним места работы (должность) и средней заработной платы.
Суд также указал, что Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, не содержат каких-либо ограничений в части включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации. Следовательно, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы, в которые сохраняется средняя заработная плата, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 69 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", повышение квалификации для медицинского работника является обязательным требованием и имеет целью выявить соответствие профессиональных знаний и их профессиональных навыков занимаемой должности.
В силу пункта 2 части 1 статьи 72 указанного Федерального закона медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. Медицинская организация обязана обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации (подпункт 8 пункта 1 статьи 79 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работником определенных видов деятельности (часть 4 статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 112 КЗоТ РСФСР, действовавшей ранее, статьей 187 действующего Трудового кодекса Российской Федерации, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Как следует из материалов дела, с 19 мая 1994 г. по 30 июня 1994 г., с 17 октября 2000 г. по 17 ноября 2000 г., с 8 апреля 2002 г. по 23 мая 2002 г., с 1 ноября 2004 г. по 25 декабря 2004 г., с 4 февраля 2007 г. по 10 февраля 2007 г., с 4 сентября 2007 г. по 29 октября 2007 г., с 14 сентября 2008 г. по 16 октября 2008 г., с 11 мая 2009 г. по 23 мая 2009 г., с 11 мая 2010 г. по 6 июня 2010 г., с 9 февраля 2015 г. по 9 марта 2015 г. истец работала в должности врача-педиатра и заведующей детским отделением Городищенской ЦРБ Волгоградской области, указанные периоды ответчиком включены в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в бесспорном порядке.
В связи с работой на указанных должностях, истец направлялась работодателями на курсы повышения квалификации в спорные периоды, при этом, за ней сохранялась средняя заработная плата на период ее обучения, с которой работодатель осуществлял отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Прохождение специализации, курсов повышения квалификации, усовершенствование являются неотъемлемой и необходимой частью исполнения истцом как медицинским работником, своей профессиональной деятельности.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции обоснованно включены периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации и в служебных командировках в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Доводы апелляционной жалобы в этой части направлены на неправильное толкование норм материального права, поэтому подлежат отклонению как необоснованные.
Ссылаясь на нормы права, регулирующие условия и порядок назначения страховой пенсии, суд первой инстанции в оспариваемой части решения и дополнительном решении, исходил из того, что на дату обращения в УПФ 17 ноября 2019 г. специальный стаж истца составлял менее требуемого, согласно подпункта 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", при этом пришел к выводу о возложении обязанности на ответчика назначить истцу досрочную трудовую пенсию с момента возникновения на неё такого права, с 9 июня 2020 г.
Судебная коллегия считает, что доводы, приведенные в апелляционной жалобе о неправильном определении судом даты назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости, заслуживают внимания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
С учетом включенных судом первой инстанции в специальный стаж периодов трудовой деятельности, на момент обращения истца с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии к ответчику 17 ноября 2020 г. специальный страховой стаж истца составлял - <.......>.
Таким образом, поскольку на момент обращенияистца в управление Пенсионного фонда с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости (17 ноября 2019 г.) у нее имелась требуемая продолжительность стажа лечебной деятельности (с учетом спорных периодов работы), у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении исковых требований Костылевой Е.Б. о назначении досрочной страховой пенсии по старости с даты обращения в пенсионный орган (с 17 ноября 2019 г.). В связи с допущенными нарушениями решение суда в данной части подлежит отмене по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и изменению в части даты назначения Костылевой Е.Б.досрочной страховой пенсии.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
о п р е д е л и л а:
решение Городищенского районного суда Волгоградской области от 20 августа 2020 г. отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований Костылевой Елены Борисовны к государственному учреждению - Центру предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области № 2 о возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения за ее назначением, то есть с 17 ноября 2019 г.
Решение Городищенского районного суда Волгоградской области от 20 августа 2020 г., с учетом дополнительного решения того же суда от 10 февраля 2021 г. изменить в части назначения Костылевой Елене Борисовне досрочной страховой пенсии:
возложить на государственное учреждение – Центр по предоставлению государственных услуг и установлению пенсий Пенсионного фонда РФ в Волгоградской области № 2 обязанность назначить Костылевой Елене Борисовне досрочную страховую пенсию по старости с 17 ноября 2019 г.
В остальной части решение Городищенского районного суда Волгоградской области от 20 августа 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Центра предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области № 2 оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>