Дело № 12-152/2018
Решение
г. Звенигово 17 декабря 2018 года
Судья Звениговского районного суда Республики Марий Эл Смирнов А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы администрации МО «Городское поселение Звенигово» Цыгановой Т.А. на постановление мирового судьи судебного участка № Звениговского судебного района Республики Марий Эл от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, в отношении администрации муниципального образования «Городское поселение Звенигово»,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № Звениговского судебного района Республики Марий Эл от <дата> администрация муниципального образования «Городское поселение Звенигово» (далее – администрация МО «Городское поселение Звенигово») привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с постановлением мирового судьи, глава администрации Цыганова Т.А. обратилась с жалобой в суд, в которой просит постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить, поскольку назначенный штраф администрацией не был уплачен в связи с отсутствием в бюджете поселения на данные цели денежных средств.
В судебном заседании защитник администрации Принцева А.В. доводы жалобы поддержала в полном объеме.
<адрес> отдела судебных приставов УФССП по <адрес> Эл, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, ходатайства об отложении рассмотрения жалобы не заявил.
Обсудив доводы жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Согласно требованиям ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного ч. 1.1 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 32.5 КоАП РФ.
Частью 5 ст. 32.2 КоАП РФ установлено, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, указанного в ч. 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение трех суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.
Из системного толкования ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ и ст. 32.2 КоАП РФ следует, что лицо, привлеченное к административной ответственности, обязано в добровольном порядке уплатить административный штраф не позднее 60 дней со дня вступления в силу постановления о наложении административного штрафа, после чего в случае неуплаты административного штрафа, усматривается событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что постановлением судьи Звениговского районного суда Республики Марий Эл от <дата> администрация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей, которое вступило в законную силу <дата>.
В соответствии с приведенными выше требованиями, последним днем для уплаты назначенного администрации МО «Городское поселении Звенигово» штрафа являлся <дата>, однако штраф в указанный срок уплачен не был без уважительных причин.
При изложенных обстоятельствах выводы мирового судьи о наличии в действиях администрации МО «Городское поселение Звенигово» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, являются правильными.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от <дата>, постановлением о назначении административного наказания от <дата>, постановлением о возбуждении исполнительного производства от <дата> и иными материалами дела, которым дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы жалобы о том, что администрация МО «Городское поселение Звенигово» не имела возможности исполнить постановление о назначении административного наказания и уплатить штраф ввиду отсутствия выделенных на данные цели в бюджете денежных средств, являются необоснованными.
Как следует из положений ч. 7 ст. 37, ч. 2 ст. 41 Федерального закона от <дата> № - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), обладающая правами юридического лица и являющаяся муниципальным казенным учреждением, выступает полноправным участником публичных правоотношений.
Законодательство об административных правонарушениях, основываясь на принципе равенства перед законом (ст. 1.4 КоАП РФ), не предусматривает каких-либо исключений, для органов местного самоуправления, которые могут быть привлечены к административной ответственности наряду с другими субъектами административных правонарушений в случае их совершения.
Сама по себе возможность привлечения к административной ответственности органов местного самоуправления не может рассматриваться как противоречащая Конституции Российской Федерации, которая предусматривает, что все равны перед законом и судом (ст. 19 ч.1)
Указанные в жалобе причины, препятствующие исполнению требований исполнительного документа, нельзя признать уважительными, поскольку под уважительными причинами необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от <дата> №-П).
Ссылки в жалобе на возможность применения положений ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ и прекращения производства по делу, основанием к отмене состоявшегося по делу решения также не являются, поскольку в данном случае администрацией муниципального образования условия, при которых производство по делу могло быть прекращено, не выполнены.
Обращения администрации в Собрание Депутатов городского поселения с просьбой предусмотреть в бюджете поселения на 2018 год бюджетные ассигнования на уплату штрафов, а также с просьбой о выделении 100000 рублей на уплату упомянутого штрафа, с учетом порядка и сроков составления проекта местного бюджета, не свидетельствуют о принятии администрацией городского поселения действенных и реальных мер для соблюдения юридическим лицом правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
При изложенных обстоятельствах выводы мирового судьи о наличии в действиях администрации состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, следует признать правильными.
Постановление о привлечении администрации к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
Наказание правонарушителю назначено в соответствии с санкцией ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Вместе с тем наложение административного штрафа в установленных санкцией ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ пределах, в размере 200 000 рублей, не отвечает целям административной ответственности и влечет избыточное ограничение прав юридического лица, в связи с чем, учитывая положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, в целях обеспечения баланса конституционно значимых ценностей и в интересах субъектов права, с учетом обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, назначенное наказание в виде административного штрафа подлежит снижению до 100 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление мирового судьи судебного участка № Звениговского судебного района Республики Марий Эл от <дата>, вынесенное в отношении администрации МО «Городское поселение Звенигово» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, изменить, размер назначенного штрафа снизить с 200000 рублей до 100000 рублей.
Судья А.В. Смирнов