Дело № 2а-4829/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 сентября 2016 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Архиповой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Герасимовой М.В.,
с участием представителя административного истца ФГУП «Почта России» в лице УФПС Чувашской Республики - Ефимовой Е.Ю., действующей на основании доверенности от дата,
представителя административного ответчика ГУ МЧС России по Чувашской Республике Ильина В.Г., действующего на основании доверенности от дата,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» в лице УФПС Чувашской Республики к Главному Управлению МЧС России по Чувашской Республике о признании незаконным и отмене предписания,
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» в лице УФПС Чувашской Республики (далее ФГУП «Почта России») обратилось в суд с административным исковым заявлением к Главному Управлению МЧС России по Чувашской Республике о признании незаконным и отмене предписания ----- от дата, выданного Государственным инспектором по пожарному надзору по городу Чебоксары ГУ МЧС России по Чувашской Республике,.
В обоснование заявления указало следующее. В период с дата по дата ОНД по городу Чебоксары УНД и ПР ГУ МЧСРоссии по Чувашской Республике проведена внеплановая проверка на объектах почтовой связи, расположенных в городе Чебоксары по адресам: (------) адрес; (------) адрес; (------) адрес; (------) адрес; (------) адрес; (------) адрес: (------) адрес (------) адрес; (------) адрес; (------) адрес; (------) адрес По итогам проведенной проверки были составлены: акт проверки ----- и предписание ----- от дата об устранении нарушений требований пожарной безопасности на проверяемых объектах почтовой связи. дата года ФГУП «Почта России» в лице УФПС Чувашской Республики - филиал ФГУП «Почта России» было подано заявление о признании незаконным и отмене акта проверки ----- и предписания ----- от дата, выданное ФГУП «Почта России». Решением от дата заявление ФГУП «Почта России» оставлено без удовлетворения, постановление без изменения. Административный истец считает, что требования Предписания ----- от дата не соответствуют действующим требованиям законодательства в сфере пожарной безопасности, нарушают права ФГУП «Почта России» по следующим основаниям. Согласно Акту и Предписанию на проверяемых объектах приборы приёмно-контрольных установок автоматической пожарной сигнализации установлены в помещениях без круглосуточного пребывания дежурного персонала, ведущего круглосуточное дежурство, при обеспечении раздельной передачи извещений о пожаре, неисправности, состоянии технических средств, в помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, и обеспечении контроля каналов передачи извещений. В указанном случае помещение, где установлены приборы, должно быть оборудовано охранной и пожарной сигнализацией и защищено от несанкционированного доступа. Указано основание этих требований п. 12.48 НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования» (введены в действие в 2001 году). В Решении заместителя главного государственного инспектора Чувашской Республики по пожарному надзору дополнительно сделана ссылка на п. 13.14.5 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования». При этом СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», принят и введен в действие дата и в соответствии с п. 1.1 (СП 5.13130.2009) является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного примененияи устанавливает нормы и правила проектирования автоматических установок пожаротушения и сигнализации. Согласно ст. 4, 6, ч. 2 ст. 54, ч. 1 ст. 91 ФЗ РФ от дата ----- «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусматривают техническое регулирование в области пожарной безопасности, общие условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установки на объектах системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудовании помещений, зданий и сооружений, в которых предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения. В соответствии с п.7 ст.83 Федерального закона от дата № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения,и только для зданий (социальнозначимых) классов функциональной пожарной опасности Ф1.1 (детские дошкольные учреждения, спальные корпуса школ интернатов и детских учреждений, больницы) Ф1.2 (гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов), Ф4.1 (школы, внешкольные учебные заведения, средние специальные учебные заведения, профессионально-технические училища), Ф4.2(высшие учебные заведения, учреждения повышения квалификации) предусмотрено дублирование этих сигналов на пульт дежурных подразделений пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации. В документе, утвержденном Главным Государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору генерал-лейтенантом внутренней службы ФИО3 от дата ----- «Методические рекомендации по организации проведения проверок в области пожарной безопасности на объектах защиты» в разделе 9 «Условия соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности» дается разъяснение: В случае, если положениями 123-Ф3 (за исключением положений ст.64. ч.1 ст.82, ч.7 ст.83,ч.12 ст.84, ч.1.1 и 1.2 ст.97 123-Ф3) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений 123-ФЗ, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию, либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений № 123-ФЗ, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования 123-ФЗ применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению. Из этого разъяснения в отношении ч.7 ст.83 указанного закона сделано исключение и ее требования остаются в приоритете, как для объектов, введенных в эксплуатацию до дата, так и для объектов, введенных в эксплуатацию после этой даты. В соответствии со ст.32 123-ФЗ объекты почтовой связи относятся к классу пожарной опасности Ф 3.5 и для этих объектов требование о дублировании и трансляции сигналов тревоги на пульт дежурных подразделений пожарной охраны не распространяется. Для объектов Ф 3.5 в ч.7 ст.83 123-ФЗ предусмотрена альтернатива - вывод сигнала тревоги на специальные выносные устройства оповещения. Инженерно-техническое исполнение этих устройств описано в п.3.3.5 РД 78.145-93 «Системы и комплексы охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Правила производства и приемки работ». В соответствии с этим документом выносные устройства светового и звукового оповещения автоматических охранно-пожарных систем сигнализации проверенных объектов почтовой связи установлены в удобных для визуального и звукового контроля местах (межоконные и межвитринные пространства, тамбуры выходных дверей, фасады зданий). Все проверенные объекты почтовой связи оборудованы автоматическими комбинированными системами охранно-пожарной сигнализации с блокировкой несанкционированного доступа в их помещения.
Представитель административного истца ФГУП «Почта России» Ефимова Е.Ю. в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, вновь привела их суду, просила удовлетворить иск.
Представитель административного ответчика ГУ МЧС России по Чувашской Республике Ильин В.Г. просил отказать в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям. В данном случае помещения, где установлены приборы, должны быть оборудованы охранной или пожарной сигнализацией и защищены от несанкционированного доступа.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее Закон № 69-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Закона № 69-ФЗ требования пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности заключается в невыполнении или ненадлежащем выполнении требований пожарной безопасности.
В силу ст.38 Закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, том числе руководители организаций.
Согласно ст.6 Закона № 69-ФЗ должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в числе прочего, выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, а также по предотвращению угрозы возникновения пожара.
Из ст.37 Закона № 69-ФЗ следует, что руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного пожарного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.
Условиями для вынесения предписания являются нарушения законодательства Российской Федерации, которые к моменту выдачи такого предписания не устранены нарушителем закона самостоятельно.
Под предписанием следует понимать меру реагирования на нарушение закона. Требования, включенные в предписание государственного органа, должны быть законодательно обоснованы. В предписании должно быть указано, какое положение закона нарушено, в чем заключается нарушение. Предписание об устранении нарушений требований законодательства является документом, содержащим в себе обязательное для исполнения требование юридическому лицу провести мероприятия по устранению выявленных нарушений.
В соответствии с Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденным приказом МЧС России от 28.06.2012 N 375, в предписании должны быть указаны требования, подлежащие выполнению в целях устранения допущенного нарушения законодательства.
Таким образом, основанием для выдачи проверяемому лицу предписания являются установленные должностными лицами органов пожарного надзора в ходе проведенной проверки факты нарушений требований пожарной безопасности.
Статьей 20 Закона № 69-ФЗ предусмотрено, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Из материалов дела следует, что в соответствии с распоряжением главного государственного инспектора г.Чебоксары по пожарному надзору ФИО5 от дата -----, в период с дата государственным инспектором г.Чебоксары по пожарному надзору ФИО1 В.Г. проведена внеплановая выездная проверка в отношении объектов филиала ФГУП «Почта России».
В ходе проверки был выявлен ряд нарушений требований пожарной безопасности: на объектах почтовой связи, расположенных в городе Чебоксары по адресам: (------) адрес; (------) адрес; (------) адрес; (------) адрес, адрес; (------) адрес; (------) адрес, (------) адрес (------) адрес; (------) адрес; (------) адрес; (------) адрес, приборы приемно-контрольные, установки автоматической пожарной сигнализации, установлены в помещении без круглосуточного пребывания дежурного персонала, что является нарушением п.61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от дата -----, п.12.48 НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования».
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от дата -----.
дата ФГУП «Почта России» выдано предписание об устранении вышеуказанных нарушений требований пожарной безопасности ----- со сроком устранения нарушений до дата.
Решением заместителя главного государственного инспектора Чувашской Республики по пожарному надзору ФИО6 от дата обращение УФПС Чувашской Республики - Филиала ФГУП «Почта России» о признании незаконным и отмене указанного предписания - оставлено без удовлетворения, предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности ----- от дата - без изменения.
Административный истец мотивирует требования тем, что все объекты почтовой связи оборудованы автоматическими комбинированными системами охранно-пожарной сигнализации с блокировкой несанкционированного доступа в их помещения; на объектах почтовой связи, где была проведена проверка, выносные устройства светового и звукового оповещения автоматических охранно-пожарных систем сигнализации установлены в удобных для визуального и звукового контроля местах (межоконные и межвитринные пространства, тамбуры выходных дверей, фасады зданий).
В соответствии с частью 7 статьи 83 Федерального закона от дата № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
Таким образом, законом предусмотрена альтернатива - обеспечение подачи светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения.
При этом в соответствии с п.12.48 НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования» (утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от дата -----) приборы приемно-контрольные и приборы управления, как правило, следует устанавливать в помещении с круглосуточным пребыванием дежурного персонала. В обоснованных случаях допускается установка этих приборов в помещениях без персонала, ведущего круглосуточное дежурство, при обеспечении раздельной передачи извещений о пожаре и о неисправности в помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, и обеспечении контроля каналов передачи извещений. В указанном случае помещение, где установлены приборы, должно быть оборудовано охранной и пожарной сигнализацией и защищено от несанкционированного доступа (в ред. Приказа ГУГПС МЧС РФ от дата -----).
В соответствии с п.61 Правил Противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ ----- от дата, руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки.
Учреждение, как юридическое лицо, должно осуществлять эксплуатацию принадлежащих ему объектов с соблюдением требований и правил пожарной безопасности, установленных всеми нормативными и подзаконными актами Российской Федерации в их совокупности и не допускать их нарушения, что установлено статьей 37 Закона № 69-ФЗ.
В судебном заседании установлено, что объекты почтовой связи, где была проведена проверка, оборудованы системами пожарной сигнализации, однако эти системы не обеспечивают подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала; раздельную передачу извещений о пожаре и о неисправности в помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, а также контроль каналов передачи извещений.
Доказательств обратного административным истцом не представлено.
Следовательно, требования уполномоченного органа об устранении нарушений действующего законодательства являются обоснованными, в связи с чем, оспариваемое Предписание законно и подлежит исполнению.
Ссылка представителя административного истца на то, что объекты почтовой связи относятся к классу пожарной опасности Ф3.5 и для этих объектов требование о дублировании и трансляции сигналов тревоги на пульт дежурных подразделений пожарной охраны не распространяется, несостоятельна, поскольку оспариваемым предписанием на административного истца не возлагается такая обязанность.
Иные доводы административного истца направлены на иное толкование норм права и не могут быть признаны основанием для признания предписания незаконным.
Исходя из содержания пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата ----- "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", а также положений п.1 ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решения могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения закону и нарушения таким решением прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, обращающееся с требованием, должно доказать нарушение его субъективного права или законного интереса и возможность восстановления этого права избранным способом защиты. При этом целью обращения лица, право которого нарушено, в суд является восстановление нарушенного права этого лица.
Однако, проверив оспариваемое предписание, суд наличия совокупности этих правовых условий не установил.
Учитывая вышеизложенное, исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, учитывая требования действующего законодательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» в лице УФПС Чувашской Республики к ГУ МЧС России по Чувашской Республике о признании незаконным и отмене предписания ----- от дата, выданного Государственным инспектором по пожарному надзору по городу Чебоксары ГУ МЧС России по Чувашской Республике, - отказать.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и обязанностях которых был разрешен, в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики.
Судья Н.В. Архипова
Мотивированное решение составлено 26 сентября 2016 года.