56RS0042-01-2024-001844-90
дело № 2-2051/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 мая 2024 года г. Оренбург
Центральный районный суд г. Оренбурга в составе председательствующего судьи Ухоловой М.А.
при секретаре Гуреевой Л.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Департамента имущественных и жилищных отношений администрации города Оренбурга о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
заявитель 29.03.2024 года обратился в суд с указанным заявлением, просит признать за муниципальным образованием «город Оренбург» право муниципальной собственности на объект недвижимого имущества: гидротехническое сооружение – защитную дамбу, расположенную <адрес> кадастровый №. В обоснование своих требований заявитель указал, что по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Решением Ленинского районного суда от 04.10.2023 признано незаконным бездействие администрации МО «город Оренбург», Департамента имущественных и жилищных отношений администрации г. Оренбурга, выразившееся в непринятии мер по оформлению в муниципальную собственность бесхозяйное спорное имущество; обязать администрацию МО «город Оренбург», Департамента имущественных и жилищных отношений администрации г. Оренбурга принять меры по оформлению в муниципальную собственность спорное недвижимое имущество. В течение более года с момента постановки спорного объекта на учет как бесхозяйного никто своих прав на данный объект не заявил.
В судебное заседание заявитель, заинтересованное лицо Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Представитель заявителя в заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Заинтересованное лицо ТУ Росимущества в Оренбургской области представил отзыв, согласно которому, по данным реестра федерального имущества, объект недвижимости: гидротехническое сооружение – защитная дамба, кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес> не проходил процедуру учета в качестве государственного (федерального) имущества, и не включен в реестр федерального имущества, находящегося на территории Оренбургской области. ТУ Росимущества в Оренбургской области осуществляет полномочия собственника в отношении имущества ФГУП, ФГУ, зарегистрированных на территории Оренбургской области, и иного федерального имущества, расположенного на территории Оренбургской области, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации. По существу заявленных требований ТУ Росимущества в Оренбургской области не имеет прямой заинтересованности в исходе настоящего дела и просит суд принять решение, исходя из представленных заявителем доказательств, в соответствии с нормами действующего законодательства. Просит рассмотреть дело без участия своего представителя.
Представитель заинтересованного лица Западно-Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Предоставил отзыв, в котором поддержал требования изложенные заявителем в связи с тем, что спорное недвижимое имущество является бесхозяйным, а заявитель – органом уполномоченным управлять муниципальным имуществом. Кроме того указал, что при сложившейся на территории Оренбургской области остановке, в результате весеннего паводка в апреле 2024 года, информация о том, что данный объект пострадал в Управление не поступала.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке статьи 167 ГПК РФ.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Статьей 262 ГПК РФ предусмотрено, что суд в порядке особого производства рассматривает дела о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
Согласно п. 1 ст. 130 ГПК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В качестве объектов гражданского права гидротехнические сооружения являются объектами недвижимого имущества и подчиняются правовому режиму недвижимости.
В соответствии со статьями 264, 265 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Согласно пункта 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В силу пункта 3 статьи 225 ГК РФ по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с пунктом 3 статьи 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющего собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Таким образом, в силу вышеприведенных норм права решение о признании недвижимой вещи бесхозяйной и о передаче ее в собственность лица, вступившего во владение по правилам главы 33 ГПК РФ, статьи 225 ГК РФ допускается только в отношении брошенных вещей. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого оно находится. Для признания недвижимых вещей бесхозяйными, необходимо представить доказательства того, что бесхозяйная вещь не имеет собственника или собственник ее не известен, или собственник отказался от права собственности на данную вещь.
Установлено, что на основании выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости спорный вышеуказанный объект недвижимого имущества принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости 30.08.2013 года.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 04.10.2023 года признано незаконным бездействие администрации МО город Оренбург, Департамента имущественных и жилищных отношений администрации г. Оренбурга в непринятии мер по оформлению в муниципальную собственность бесхозяйного гидротехнического сооружения – защитной дамбы, расположенной <адрес>, кадастровый №. Обязать администрацию г. Оренбурга, Департамента имущественных и жилищных отношений администрации г. Оренбурга принять меры по оформлению в муниципальную собственность вышеуказанного объекта имущества в срок до 31.12.2023 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 25.01.2024 года был изменен срок принятия мер по оформлению в муниципальную собственность спорного объекта - до 01.03.2024 года.
Согласно пункту 2.18 Положения о Департаменте имущественных и жилищных отношений администрации города Оренбурга, утвержденного решением Оренбургского городского совета от 28.06.2011г.№, департамент является уполномоченным органом на обращение в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйные недвижимые вещи.
Согласно ст. 293 ГПК РФ, суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В судебном заседании установлено, что спорный объект недвижимого имущества является бесхозяйным, не имеет собственника, отсутствуют сведения о том, что имеются какие-либо притязания к указанному объекту, имеется судебное решение, согласно которому заявитель обязан принять меры по оформлению в муниципальную собственность спорного объекта имущества.
Учитывая изложенное, суд полагает, что объект недвижимого имущества: гидротехническое сооружение – защитная дамба, расположенная <адрес> кадастровый № является бесхозяйным имуществом, что в свою очередь свидетельствует о том, что данная вещь брошена, никем не востребована, доказательств обратного суду не представлено, в связи с чем, суд считает возможным удовлетворить требования Департамента имущественных и жилищных отношений администрации города Оренбурга о признании за муниципальным образованием «город Оренбург» право муниципальной собственности.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░ №.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░