г. Сыктывкар Дело № 2-1651/2020 (№ 33-986/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.
судей Пунегова П.Ф., Щелканова М.В.
при секретаре Микушевой А.И.
рассмотрела в судебном заседании 25 февраля 2021 года дело по апелляционной жалобе Управления городского хозяйства и благоустройства Администрации МО ГО «Воркута» на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 16 ноября 2020 года, которым
удовлетворено заявление прокурора города Воркуты в защиту интересов неопределенного круга лиц к Управлению городского хозяйства и благоустройства Администрации МОГО «Воркута», МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута» об устранении недостатков улично-дорожной сети.
Заслушав доклад судьи Пунегова П.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор обратился в суд с требованиями к ответчикам об устранении недостатков улично-дорожной сети в предлагаемые сроки.
Судом принято указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Управление городского хозяйства и благоустройства Администрации МО ГО «Воркута» с решением суда не согласно, просит его отменить в связи с незаконностью и необоснованностью.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Заявленные требования рассмотрены судом первой инстанции по нормам Гражданского процессуального кодекса РФ.
Вместе с тем правильное определение вида судопроизводства, в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (подача заявления в порядке административного судопроизводства или искового заявления).
Положения части 1 статьи 40 Кодекса административного судопроизводства РФ позволяют государственным органам (органам государственной власти) обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц, неопределенного круга лиц, публичных интересов.
Общие положения об участии прокурора в административном деле закреплены в статье 39 КАС РФ, которая предусматривает обращение прокурора в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов других лиц, а также вступление прокурора в процесс и дачу им заключения по административным делам, указанным в Кодексе и других федеральных законах (часть 1 статьи 2, части 1, 7 статьи 39 КАС РФ).
В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном этим кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в абзаце 4 пункта 1 постановления от 27 сентября 2016 г. № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснил, что к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Согласно ст.11 Устава муниципального образования городского округа "Воркута" к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Согласно ч.3 ст.34 Закона № 131-ФЗ порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
В силу п.3 ст.17 Закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов вправе создавать муниципальные учреждения, осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
Решением Совета МО городского округа «Воркута» от 03.03.2016 N 78 утверждена структура администрации муниципального образования городского округа «Воркута», в состав которой входит Управление городского хозяйства и благоустройства.
В силу ч.2 ст.41 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.
Решением Совета МО ГО «Воркута» от 06.03.2018 № 469 утверждено Положение об управлении городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа «Воркута».
Управление городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (далее по тексту — Управление) является отраслевым органом администрации муниципального образования городского округа «Воркута».
Согласно Положению Управление является юридическим лицом в форме муниципального казенного учреждения, от имени городского округа «Воркута» в пределах своей компетенции может своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, представлять интересы городского округа в судах. Управление осуществляет функции получателя средств бюджета городского округа «Воркута» в части средств, предусмотренных на содержание Управления и реализацию возложенных на него функций.
Поскольку Управление городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа «Воркута» реализует публично-властные полномочия по решению перечисленных выше задач, то заявленные требования, основанные на доводах о ненадлежащем исполнении им своих публичных полномочий, вытекают из публичных правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон.
Следовательно, требования прокурора об устранении недостатков улично-дорожной сети, подлежат рассмотрению по нормам Кодекса административного судопроизводства РФ.
В силу части 3 статьи 33.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, установив в ходе подготовки гражданского дела к судебному разбирательству или судебного разбирательства по гражданскому делу, что оно подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
Руководствуясь ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
дело по апелляционной жалобе Управления городского хозяйства и благоустройства Администрации МОГО «Воркута» на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 16 ноября 2020 года передать в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Коми для рассмотрения в порядке административного судопроизводства.
Председательствующий
Судьи