Дело №а-205/2021
УИД-05RS0№-70
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 августа 2021 г. <адрес>
Судья Шамильского районного суда РД Хайбулаев М.Р., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> РД в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие МКОУ "Митлиурибская ООШ" и администрации МО "<адрес>", выразившееся в неисполнении требований законодательства об образовании в части соблюдения прав, обучающихся на охрану жизни и здоровья, в том числе на создание в образовательных организациях безопасных условий обучения,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> РД обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие МКОУ "Митлиурибская ООШ" и администрации МО "<адрес>", выразившееся в неисполнении требований законодательства об образовании в части соблюдения прав, обучающихся на охрану жизни и здоровья, в том числе на создание в образовательных организациях безопасных условий обучения.
Административным истцом заявлено ходатайство о рассмотрении данного административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства. Административный ответчик свои возражения против рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства суду не представил, в связи, с чем административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав представленные письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему:
<адрес> во исполнение организационно - распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации проведен анализ исполнения законодательства об образовании в части соблюдения прав обучающихся на охрану жизни и здоровья, в том числе на создание в образовательных организациях безопасных условий.
Проверка показала, что в деятельности МКОУ "Митлиурибская ООШ" имеются существенные нарушения указанного законодательства.
Так, конвенция о правах ребенка обязывает ее участников-государств обеспечивать соответствие учреждений, служб и органов, ответственных за работу с детьми или их защиту, нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Российская Федерация как участник Конвенции приняла на себя международно-правовые обязательства по обеспечению безопасности в детских учреждениях.
В силу статьи 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.
В соответствии с пунктами 1, 3, 7 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О противодействии терроризму» одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер его предупреждения.
Согласно п. «д» ст. 11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, одной из основных задач противодействия терроризм)' является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
На основании п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в зданиях образовательных учреждений должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» также содержит требование об охране здоровья обучающихся, включающее в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении (п. 8 ч. 1 ст. 41 ФЗ № 273-ФЗ).
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их- содержания в соответствии с установленными нормами. обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Поскольку деятельность образовательной организации предполагает массовое пребывание граждан в ней, в указанном учреждении должны быть приняты меры по обеспечению безопасности образовательного учреждения от любых противоправных посягательств, в том числе террористических актов.
При этом, установка металлоискателя (металлодетектора) при входе в образовательное учреждение является требуемой мерой упреждающего характера пресечения преступлений террористической направленности и направлено на обеспечение безопасности обучающихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
Между тем, в данном образовательном учреждении не приняты исчерпывающие меры, направленные на обеспечение защиты жизни и здоровья детей, педагогического и технического персонала образовательной организации, и иных лиц, посещающих указанное учреждение, в части их безопасного пребывания в нем, поскольку учреждение не оснащено металлоискателем (металлодетектором).
Кроме того, согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н утвержден Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях. Указанный порядок устанавливает стандарты оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях.
Результаты анализа свидетельствуют о том, что медицинский кабинет данной образовательной организации не соответствует требованиям указанного приказа. В нарушение требований действующего законодательства в медицинском кабинете отсутствует оборудование, необходимое для организации медицинских осмотров и оказания доврачебной помощи учащимся образовательной организации.
Осуществление деятельности образовательного учреждения в отсутствие металлоискателя (металлодетектора) и с другими нарушениями названного законодательства не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних. нарушает их права и законные интересы.
Отсутствие при входе в образовательное учреждение металлоискателя способствует беспрепятственному проносу в общеобразовательное учреждение холодного и огнестрельного оружия и других запрещенных предметов.
Отсутствие оборудованного в соответствие с требованиями законодательства медицинского кабинета - создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, включая несовершеннолетних учеников, педагогов и других лиц, находящихся на территории школы.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Таким образом, исполнение требований нормативно- правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательного учреждения, но и органов местного самоуправления.
При таких обстоятельствах неисполнение и ненадлежащее исполнение названных требований федерального законодательства влечет нарушение прав и охраняемых интересов обучающихся, в том числе прав на соблюдение безопасных условий обучения.
Согласно п. 3 ст. 35 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если того требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Интересы неопределенного круга лиц заключаются в нарушении их прав на обеспечение и защиту основных прав и свобод человека и гражданина.
Данное административное исковое заявление направляется прокурором в суд в рамках полномочий, предоставленных федеральным законом, для предупреждения причинения вреда, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно статьи 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Указанные нарушения законов могут быть устранены, в том числе путем использования прокурором своих полномочий по судебной защите нарушенных прав, поскольку допущенными нарушениями закона затрагиваются не только интересы неопределенного круга лиц, но и интересы муниципального образования.
Другие доказательства, опровергающие доводы прокурора, суду не представлены.
Таким образом, суд находит требования административного истца – прокурора <адрес> РД законными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 218, 292-294 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Удовлетворить административное исковое заявление прокурора <адрес> РД в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Признать незаконным бездействие МКОУ "Митлиурибская ООШ" и администрации МО «<адрес>», выразившееся в неисполнении требований законодательства об образовании в части соблюдения прав обучающихся на охрану жизни и здоровья, в том числе на создание в образовательных организациях безопасных условий обучения.
Обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Митлиурибская ООШ" <адрес> оборудовать медицинский кабинет в МКОУ "Митлиурибская ООШ" в соответствии со стандартами оснащения медицинского блока, предусмотренными соответствующим законодательством.
Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» Республики Дагестан при недостаточности средств, выделенных на финансирование деятельности образовательного учреждения профинансировать работы по оборудованию медицинского кабинета в МКОУ "Митлиурибская ООШ" в соответствии со стандартами оснащения медицинского блока.
Обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Митлиурибская ООШ" <адрес> оборудовать вход в здание муниципального казенного общеобразовательного учреждения МКОУ "Митлиурибская ООШ" - металлоискателем (металлодетектором).
Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» при недостаточности средств, выделенных на финансирование деятельности образовательного учреждения, профинансировать работы по оборудованию входа в здание муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Митлиурибская ООШ" - металлоискателем (металлодетектором).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан через Шамильский районный суд в пятнадцатидневный срок со дня получения копии решения суда.
Судья -