Решение по делу № 2-536/2015 от 04.08.2015

Дело № 2 – 536

МОТИВИРОВАННОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Шумихинский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Махмутова М.Х.

секретаря судебного заседания Звягинцевой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании 01 октября 2015 года в г. Шумиха Курганской области гражданское дело по искам Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области к Администрации Березовского сельсовета Шумихинского района Курганской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушение,

У С Т А Н О В И Л:

Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области обратился в суд с вышеуказанными исками, указав, что согласно распоряжению Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от <Дата>*** «О проведении рейдовых мероприятий по надзору за соблюдением законодательства в сфере охраны окружающей среды на территории *** в <Дата>» государственными инспекторами Департамента проведены рейдовые мероприятия по надзору за соблюдением законодательства в сфере обращения с отходами на территории ***. <Дата> проведен плановый (рейдовый) осмотр территории Березовского сельсовета Шумихинского района. В ходе обследования установлены факты размещения 6-ти несанкционированных свалок в ***:

-1-я свалка площадью ***, объемом *** расположена в 300 м на север от ***;

-2-я свалка площадью *** объемом *** расположена в 250 м на северо-запад от ***;

-3-я свалка площадью ***, объемом *** расположена в 250 м на запад от ***;

-4-я свалка площадью ***, объемом *** расположена в 250 м на юг от *** (вблизи озера ***);

-5-я свалка площадью ***, объемом *** расположена в 60 м. на юг от ***;

-6-я свалка площадью ***, объемом *** расположена в 300 м на восток от ***.

Свалки представлены твердыми коммунальными отходами и отходами животноводства, размещены в границах муниципального образования Березовский сельсовет. Обследуемые свалки не являются официальными объектами размещения отходов и не внесены в государственный реестр объектов размещения отходов. Правовым актом, определяющим основные положения организации и осуществления местного самоуправления является Устав муниципального образования, в котором организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения. Орган местного самоуправления - Администрация Березовского сельсовета в силу своих полномочий в соответствии со своей компетенцией обязана организовать деятельность по сбору, вывозу отходов. Однако, сложившаяся ситуация свидетельствует о том, что указанные полномочия ответчиком не реализуются.     Таким образом, бездействие Администрации Березовского сельсовета, выразившееся в непринятии мер по организации вывоза отходов с территории несанкционированных свалок, является незаконным. Право на благоприятную окружающую среды относится к личным неимущественным правам и подлежит защите в порядке, установленным гражданским законодательством. Просит признать незаконным бездействие Администрации Березовского сельсовета Шумихинского района Курганской области, выразившееся в непринятии мер по организации сбора и вывоза несанкционированных свалок с территории ***, расположенных:

- в 300 м на север от ***;

- в 250 м на северо-запад от ***;

- в 250 м на запад от ***;

- в 250 м на юг от *** (вблизи озера ***) ***;

- в 60 м на юг от ***;

- в 300 м на восток от ***.

Обязать Администрацию Березовского сельсовета Шумихинского района Курганской области устранить нарушения требований экологического законодательства и санитарных норм путем организации мероприятий по сбору и вывозу отходов с территории указанных земельных участков.

Определением суда от <Дата> дела объединены в одно производство.

В судебном заседании представитель истца Фазылов Э.Р. исковые требования поддержал по основаниям изложенным в исковых заявлениях.

Представитель ответчика Семаков В.Н. исковые требования признал, пояснив, что в настоящее время планируется проведение работ по ликвидации несанкционированных свалок.

Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Курганской области Терентьева М.Л. исковые требования поддержала.

Представитель третьего лица Администрации Шумихинского района Курганской области в судебном заседании отсутствует, просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд установил следующее.

В судебном заседании установлено, что согласно проведенных рейдовых мероприятий государственными инспекторами Департамента природных ресурсов охраны окружающей среды Курганской области на территории Березовского сельсовета Шумихинского района Курганской области выявлены земельные участки на которых расположены несанкционированные свалки, представленные твердыми коммунальными отходами и отходами животноводства. Свалки размещены в границах муниципального образования Березовский сельсовет, являются несанкционированными, бесхозными, функционируют без разрешения федерального органа исполнительной власти в области обращения с отходами на размещение отходов.

Невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий при решении вопросов по организации деятельности в области обращения с отходами, привело к захламлению земельных участков в границах населенного пункта *** и невозможности их использования по назначению без дополнительных мероприятий по их очистке. Проверкой установлено, что ответчиком не исполняются обязанности по охране окружающей среды.

Разрешение специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области обращения с отходами на размещение ТБО на участках, где располагаются несанкционированные свалки, ответчику не выдавалось.

Указанные обстоятельства подтверждены распоряжением Департамента природных ресурсов охраны окружающей среды Курганской области от <Дата>, приложением № *** к распоряжению, плановым (рейдовым) заданием от <Дата>***, протоколами осмотра территорий от <Дата>, фототаблицей от <Дата>, планом-схемой размещения несанкционированных свалок от <Дата>, картой градостроительного зонирования территории *** и сторонами не оспариваются.

В судебном заседании установлено, что ТБО складируются и хранятся на земельных участках в черте населенного пункта ***, что не соответствует п. 3.1., 3.2. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания населенных мест» утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 № 4690-88.

Таким образом, выявленная свалка является несанкционированной, функционирует в отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения и без разрешения уполномоченного органа, чем нарушаются права жителей *** на благоприятную окружающую среду, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Статьёй. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», с учетом положений ч. 1 ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 21 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В соответствии с п. 1 ст. 8, ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза мусора и бытовых отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами.

Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 44 ФЗ «Об охране окружающей среды» при планировании и застройке городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в об-ласти охраны окружающей среды, приниматься меры по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления, соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий и иные меры по обеспечению охраны окружающей среды и экологической безопасности.

В силу требований СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях (п. 3.1.).

Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации.

Промышленные, не утилизируемые на производстве отходы вывозят транспортом предприятий на специальные полигоны или сооружения для промышленных отходов. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается (п. 3.2.).

Согласно Уставу Березовского сельсовета Шумихинского района Курганской области, утвержденного решением *** сельской Думы от <Дата>***

в состав территории Березовского сельсовета входят территории населенных пунктов: ***, *** и ***, прилегающие к ним земли общего пользования и другие земли в соответствии с федеральным законодательством независимо от форм собственности и целевого назначения (п. 2 ст. 4);

К вопросам местного значения Березовского сельсовета относятся: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (пп. 19, п. 1, ст. 6).

Администрация Березовского сельсовета – исполнительно-распорядительный орган, наделенный Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Березовского сельсовета федеральными законами и законами *** (п. 1 ст. 30).

К полномочиям Администрации Березовского сельсовета относятся: обеспечение исполнительно-распорядительных и контрольных функций по решению вопросов местного значения в интересах населения Березовского сельсовета; формирование и исполнение бюджета; осуществление отдельных государственных полномочий, переданных Администрации Березовского сельсовета органами государственной власти в соответствии с федеральными законами и законами области; осуществление иных полномочий, отнесенных к ведению органов местного самоуправления Березовского сельсовета (п. 1, 2, 10, 11 ст. 31).

С учетом изложенного суд находит обоснованными исковые требования о признании бездействия Администрации Березовского сельсовета незаконным и о возложении обязанности по ликвидации несанкционированных свалок на ответчика, поскольку именно в результате его бездействия нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Выявленные нарушения в виде нахождения несанкционированных свалок на территории *** свидетельствуют о невыполнении требований вышеуказанных положений законодательства, поскольку в обязанности ответчика входит организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории села, обеспечение соблюдения требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения путем принятия соответствующих мер по ликвидации свалок.

На администрацию сельсовета возложена обязанность по обеспечению исполнительно-распорядительных функций по решению вопросов местного значения на территории поселения.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений наделены рядом полномочий, в том числе полномочиями составлять и рассматривать проект бюджета поселения, утверждать и исполнять бюджет поселения, осуществлять контроль за его исполнением, составлять и утверждать отчет об исполнении бюджета поселения. Указанные полномочия закреплены п. 1 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставом Березовского сельсовета.

Вопросы местного значения в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора Администрацией Березовского сельсовета не решаются. Несанкционированные свалки существует с ведома органов местного самоуправления поселения. Ответчик не исполняет надлежащим образом своих обязанностей по организации сбора и вывоза отходов и мусора с территории всего поселения, а принятые меры по организации сбора и вывоза мусора от населения, не обеспечивают выполнение требований законодательства.

При этом несанкционированный вывоз отходов на территорию, не предназначенную для размещения ТБО, свидетельствует о ненадлежащей организации и ненадлежащем контроле Администрацией Березовского сельсовета за процессом сбора, вывоза бытовых и иных отходов.

Отходы, образовавшиеся в результате жизнедеятельности населения, являются собственностью муниципального образования, что создает последующую обязанность у органа публичной власти по их сбору и вывозу.

Выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют о том, что ответчик, обладая соответствующими властными полномочиями, не предпринял всех необходимых мер по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований на территории муниципального образования.

Обязанность по ликвидации несанкционированной свалки должна быть возложена на ответчика, поскольку свалка находится на его территории и образовалась в результате длительного вывоза отходов населения сельского поселения.

При таких обстоятельствах неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.

Учитывая требования действующего законодательства в области охраны окружающей среды и установленные по делу обстоятельства, а также тот факт, что представителем ответчика не оспаривался факт наличия несанкционированных свалок на территории муниципального образования, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Березовского сельсовета Шумихинского района Курганской области, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированных свалок с территории *** расположенных:

- в 300 м на север от ***;

- в 250 м на северо-запад от ***;

- в 250 м на запад от ***;

- в 250 м на юг от *** (вблизи озера ***) ***;

- в 60 м на юг от ***;

- в 300 м на восток от ***.

Обязать Администрацию Березовского сельсовета Шумихинского района Курганской области устранить нарушения требований экологического законодательства и санитарных норм путем организации мероприятий по сбору и вывозу отходов с территории земельных участков расположенных:

- в 300 м на север от ***;

- в 250 м на северо-запад от ***;

- в 250 м на запад от ***;

- в 250 м на юг от *** (вблизи озера ***) ***;

- в 60 м на юг от ***;

- в 300 м на восток от ***.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Шумихинский районный суд.

Судья Махмутов М.Х.

Мотивированное решение

изготовлено 06 октября 2015 года

Судья Махмутов М.Х.

2-536/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Департамент природных ресурсов и охраны окрудающей среды
Ответчики
Администрация Березовского сельсовета
Суд
Шумихинский районный суд Курганской области
Дело на странице суда
shumihinsky.krg.sudrf.ru
04.08.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.08.2015Передача материалов судье
07.08.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.08.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.08.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.09.2015Судебное заседание
01.10.2015Судебное заседание
01.10.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.10.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.11.2015Дело оформлено
12.11.2015Дело передано в архив
01.10.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее