Решение по делу № 33-2501/2022 от 05.07.2022

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Филатова М.В. Дело №2-154/2022

Докладчик Мясникова Н.В. Дело №33-2501/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

3 августа 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:

председательствующего Нагайцевой Л.А.,

судей Мясниковой Н.В., Степановой Н.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дудкиной И.Л.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по апелляционной жалобе истца Колесниковой Елены Юрьевны на решение Правобережного районного суда г. Липецка от 24 февраля 2022 года, с учетом дополнительного решения от 11 мая 2022 года, с учетом определения от 19 мая 2022 года об исправлении описки в дополнительном решении, которым постановлено:

«в удовлетворении исковых требований Колесниковой Елены Юрьевны к Управлению социальной политики Липецкой области, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании права на получение мер социальной поддержки для граждан, подвергшихся радиационному воздействию, - отказать».

Отказать Колесниковой Елене Юрьевне в удовлетворении исковых требований, предъявленных к Управлению социальной политики Липецкой области, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:

- об обязании включить в реестр учета граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний,

- о выдаче удостоверения единого образца по категории «пострадавший от радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивший суммарную эффективную дозу облучения боле 5 сЗв (бэр)».

Заслушав доклад судьи Мясниковой Н.В., судебная коллегия

установила:

Колесникова Е.Ю. обратилась с иском к ответчику Управлению социальной политики Липецкой области, министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании права на получение мер социальной поддержки для граждан, подвергшихся радиационному воздействию.

В обоснование заявленных требований ссылалась на то, что с 14 декабря 1961 года по июль 1968 года она проживала на территории города Семипалатинск, Семипалатинской области Республики Казахстан. Согласно удостоверению серии СП Республики Казахстан от 29 июня 2005 года, справки Семипалатинской городской администрации от 29 июня 2005 года, истец признана пострадавшей вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне, а территория проживания относится к зоне повышенного риска с дозой воздействия на население от 7 до 35 сЗв (бэр). Удостоверение истцу выдано в соответствии с Законом Республики Казахстан от 18 декабря 1992 1787-XII «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне».

21 сентября 2021 года Колесникова Е.Ю. обратилась с заявлением к начальнику Управления социальной политики Липецкой области о включении её в реестр учета граждан, подвергшихся радиации на Семипалатинском полигоне, выдаче удостоверения Российского образца. Письмом от 20 октября 2021 года ответчиком в удовлетворении заявления отказано, в связи с тем, что г. Семипалатинск не значится в Перечне населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 15 марта 1995 №356-р.

В судебное заседание истец Колесникова Е.Ю., её представитель адвокат Комольцев А.Г., представитель ответчика Управления социальной политики Липецкой области не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Представитель ответчика МЧС России по Липецкой области по доверенности Попова Н.М. исковые требования не признала, указала, что статьёй 1 Федерального закона от 10 января 2022 года №2-ФЗ определены условия предоставления гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, мер социальной поддержки, а именно, проживание в 1949-1963 годах в определенных населенных пунктах и получение ими суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр). В соответствии с экспертным заключением №2/2022 от 26 января 2022 года Колесникова Е.Ю. могла получить суммарную (накопленную) эффективную дозу не более 5 сЗв. - 0.20 сЗв., в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Данный вывод подтверждается отсутствием радиоактивных выпадений в г. Семипалатинск, Семипалатинской области, Республики Казахстан, которые могли бы сформировать эффективную дозу для населения более 5 сЗв., при проведении ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Просила отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе истец Колесникова Е.Ю. просит решение суда отменить, постановить новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объёме, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика МЧС России по Липецкой области по доверенности Попова Н.М. просила обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

В суд апелляционной инстанции истец Колесникова Е.Ю., представитель ответчика Управления социальной политики Липецкой области, представитель ответчика МЧС России по Липецкой области не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке. Исходя из положений части 3 статьи 167, статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав объяснения представителя истца по ордеру адвоката Комольцева А.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия находит решение суда правильным.

Обеспечение мер социальной поддержки гражданам Российской Федерации, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, регулируется Федеральным законом от 10 января 2002 года №2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

Так, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 года №2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом.

Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.

Статьей 5 Федерального закона от 10 января 2002 года №2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» установлено, что гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что законодателем определены следующие обязательные условия предоставления гражданам мер социальной поддержки: проживание в 1949 - 1963 г.г. в определенных населенных пунктах и получение гражданами суммарной (накопительной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр). Отсутствие одного из условий является основанием для отказа в выдаче удостоверения установленного образца.

В соответствии с пунктом 2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2004 года №634, отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке, и заключения о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения вследствие указанных ядерных испытаний, форма которого утверждается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке. Подтверждением отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, являются удостоверения единого образца, выдаваемые Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пункты 3 и 5 указанных Правил).

Как установлено судом и следует из материалов дела, Колесникова Е.Ю. родилась ДД.ММ.ГГГГ в г. Семипалатинск Семипалатинской области Республики Казахстан, где проживала по июль 1968 года.

Согласно удостоверению серии СП от 29 июня 1995 года, Колесникова Е.Ю. имеет право на льготы как лицо, пострадавшее вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (л.д. 63).

Согласно справке от 29 июня 1995 года, выданной Семипалатинской городской администрацией Семипалатинской области Республики Казахстан, на имя Колесниковой Е.Ю., граждане, выехавшие из зон радиационного риска, попадающие под действие Закона Республики Казахстан от 18 декабря 1992 года «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне» и ныне проживающие за пределами Республики Казахстан, пользуются льготами, согласно Указа Президента РФ №2228 от 20 декабря 1993 года (л.д. 66).

Управления социальной политики Липецкой области Колесниковой Е.Ю. отказано во включении её в реестр учёта граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в связи с тем, что г. Семипалатинск не значится в Перечне утвержденном Распоряжением Правительства РФ от 15 марта 1995 года №356-р.

Из анализа указанных выше норм следует, что необходимым условием предоставления гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом от 10 января 2002 года №2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» является проживание в 1949 - 1963 годах в определенных Перечнем населенных пунктах и получение суммарной (накопленной) дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр).

Для проверки доводов истца судом была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено экспертам КГБУ «Научно-исследовательский институт региональных медико-экологических проблем» г. Барнаула.

Как следует из экспертного заключения КГБУ «Научно-исследовательский институт Региональных медико-экологических проблем» от ДД.ММ.ГГГГ Колесникова Е.Ю. проживая с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года в г. Семипалатинск Семипалатинской области бывшей Казахской ССР, могла получить суммарную (накопленную) эффективную дозу не более 5 сЗв. – 0.20 сЗв., в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Этот вывод подтверждается отсутствием радиоактивных выпадений в г. Семипалатинск Семипалатинской области бывшей Казахской ССР, в период проживания там истца, которые могли бы сформировать эффективную дозу, для населения более 5 сЗв., при проведении ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (л.д. 109 - 112).

Пунктом 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года №23 «О судебном решении» предусмотрено, что заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами (статья 67, часть 3 статьи 86 ГПК РФ). Оценка судом заключения должна быть полно отражена в решении. При этом суду следует указывать, на чем основаны выводы эксперта, приняты ли им во внимание все материалы, представленные на экспертизу, и сделан ли им соответствующий анализ.

Оценка заключения судебной экспертизы судом первой инстанции проведена в соответствии с требованиями закона и с разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года №23. Экспертиза проведена специализированной медицинской организацией, имеющей лицензию на проведение экспертизы по вопросам признания граждан пострадавшими от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

У судебной коллегии также как и у суда первой инстанции, отсутствуют основания сомневаться в заключении судебной экспертизы, поскольку выводы сделаны экспертами на основании представленных материалов, методических указаний, произведенных расчетов на основании Методических указаний «Определение суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерным испытаний на Семипалатинском полигоне», научно обоснованы и не опровергаются иными доказательствами по делу. Эксперты были предупреждены об уголовной ответственности.

Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, суд исходил из указанных положений закона, выводов судебной экспертизы, а также того, что, из анализа собранных и исследованных по делу доказательств следует, что получение истцом суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр) вследствие проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне не подтверждено объективными доказательствами, вследствие чего истица не приобрела статус лица, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, который имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 10 января 2002 года №2-ФЗ.

Учитывая изложенное следует признать правильным вывод суда первой инстанции об обоснованности отказа Управления социальной политики Липецкой области Колесниковой Е.Ю., в признании права на получение мер социальной поддержки для граждан, подвергшихся радиационному воздействию, а, следовательно, об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Соглашается судебная коллегия и с выводом суда об отказе в удовлетворении производного требования, о возложении на ответчиков обязанности по включению Колесниковой Е.Ю. в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, выдаче удостоверения российского образца.

Вывод суда первой инстанций о недоказанности получения истцом дозы радиационного облучения свыше 5 сЗв является законным и обоснованным, соответствующим Федеральному закону от 10 января 2002 г. №2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» и не противоречащим нормам международного права.

Анализируя фактические обстоятельства дела, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой в полной мере отвечает указанным выше требованиям, а потому отмене или изменению не подлежит.

Таким образом, апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции, подлежит оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Правобережного районного суда г. Липецка от 24 февраля 2022 года, дополнительное решение от 11 мая 2022 года, с учетом определения от 19 мая 2022 года об исправлении описки в дополнительном решении оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Колесниковой Елены Юрьевны - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий: (подпись)

Судьи: (подписи)

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10 августа 2022 года.

Копия верна:

Судья:

Секретарь:

7

33-2501/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Колесникова Елена Юрьевна
Ответчики
Министерство РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий
Управление социальной политики населения ЛО
Суд
Липецкий областной суд
Судья
Мясникова Н.В.
Дело на странице суда
oblsud.lpk.sudrf.ru
03.08.2022Судебное заседание
19.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.08.2022Передано в экспедицию
03.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее