№2А-4455/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 июня 2018 года г. Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Кузьминой А.В.
при секретаре Новиковой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Безгина Сергея Юрьевича к МУ МВД России «Одинцовское» о признании незаконным и отмене отказа в регистрации по месту жительства, обязании зарегистрировать по месту жительства,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением и просил о признании незаконным и отмене отказа № от 05.04.2018г. МУ МВД России «Одинцовское» в регистрации, обязании отдел по вопросам миграции отдела полиции МУ МВД России «Одинцовское» произвести регистрацию Безгина С.Ю. по месту жительства по адресу: АДРЕС
В обоснование заявленных требований указал, что решением суда от 17.01.2018г. Безгин С.Ю. признан не приобретшим право пользования жилым помещением по адресу: АДРЕС. На основании данного решения он с членами семьи был снят с регистрационного учета по указанному адресу.
Безгину С.Ю. на праве собственности принадлежит ? доля на квартиру по адресу: АДРЕС
Истец обратился в МУ МВД России «Одинцовское» с заявлением о регистрации по месту жительства, в ответ на которое был дан отказ, мотивированный отсутствием согласия второго собственника.
Считает, что данное решение (ответ) является незаконным и нарушающим его права и законные интересы.
Административный истец в судебное заседание не явился, извещен, в заявлении просил о рассмотрении в отсутствие, на иске настаивал. Представитель административного истца по доверенности в судебное заседание явилась, просила требования истца удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о рассмотрении извещены, в заявлении просили о рассмотрении в отсутствие, также представили суду письменные возражения на административный иск, в которых указали на то, что административный иск не признает, просит в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме(л.д.15-16).
Заинтересованное лицо Безгина В.Л. в судебное заседание не явилась, о рассмотрении судом извещалась надлежаще, о причинах неявки суду не сообщила.
Суд в силу ст.ст.14, 150 КАС РФ счел возможным с учетом мнения представителя административного истца рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав пояснения представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
При регистрации по месту жительства, в соответствии со ст. 6 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 года № 5242-1 (ред. от 02.06.2016) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон №5242-1) и ст. 16 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утв. постановлением Правительства РФ № 713 от 17.07.1995 г. (далее - Постановление), в перечень обязательных документов для регистрации по месту жительства включен документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в «жилое помещение», либо сведения о нем, - это правоустанавливающий документ: свидетельство о регистрации права либо выписка из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, удостоверяющее проведенную государственную регистрацию прав, свидетельство о регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним - это итоговый документ, согласие сособственника (при долевой собственности).
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в частности, Законом №5242-1 определены понятия регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания, регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства. Дано понятие места жительства: жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Постановлением, а также Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - Регламент), также определено, что местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение.
В соответствии со ст. ст. 15-17 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Статья 16 ЖК РФ устанавливает виды жилых помещений, а именно: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Жилое помещение предназначено для проживания граждан.
В соответствии со ст. 6 Закона №5242-1, при регистрации гражданин Российской Федерации предъявляет, в том числе, документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
Задачами административного судопроизводства, в силу ст. 3 КАС РФ, являются: обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений; защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел; укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Статьей 4 КАС РФ установлено, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Как установлено в судебном заседании, Безгину С.Ю. на праве собственности принадлежит ? доля в праве на квартиру по адресу: АДРЕС
В тоже время в спорной квартире уже зарегистрированы несколько граждан, в том числе несовершеннолетние.
Истец обратился в МУ МВД России «Одинцовское» с заявлением о регистрации по месту жительства, в ответ на которое был дан отказ, мотивированный отсутствием согласия второго собственника(л.д.5).
Соглашения между собственниками квартиры о порядке пользования общим имуществом не заключалось.
Согласно п.1 ст.246 ГК РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" к понятию "место жительства" относятся: жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
По смыслу ст.247 ГК РФ учитывая правовой режим совместной собственности при наличии согласия всех сособственников, участник общей долевой собственности на жилое помещение не обладает безусловным правом на вселение в такое жилое помещение, с учетом того, что истец членом семьи совладельца квартиры не является.
При таки обстоятельствах суд полагает, что отказ ответчика в регистрации истца по месту жительства является правомерным, а потому требования истца удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 14, 175-177 КАС РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении административного иска Безгина Сергея Юрьевича к МУ МВД России «Одинцовское» о признании незаконным и отмене отказа № от 05.04.2018г. в регистрации Безгина Сергея Юрьевича по месту жительства по адресу: АДРЕС обязании зарегистрировать Безгина Сергея Юрьевича по месту жительства по адресу: АДРЕС - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Одинцовский городской суд течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 08 июня 2018 года