дело № 12-1-166/2024
УИД№12RS0016-01-2024-000706-65
РЕШЕНИЕ
г. Козьмодемьянск 24 июля 2024 г.
Судья Горномарийского районного суда Республики Марий Эл Айплатов Н.М.
рассмотрев жалобу главного специалиста отдела архитектуры градостроительства и по ГО и ЧС администрации городского округа «Город Козьмодемьянск» Республики Марий Эл Наумовой О.А. на постановление заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Юринского и Горномарийского муниципальных районов и <адрес> «<адрес>» ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ,
установил:
Постановлением заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Юринского и Горномарийского муниципальных районов и <адрес> «<адрес>» ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ главный специалист отдела архитектуры градостроительства и по ГО и ЧС администрации городского округа «Город Козьмодемьянск» Республики Марий Эл Наумова О.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Наумова О.А., не согласившись с постановлением, обратилась в Горномарийский районный суд РМЭ с жалобой, указав, что с учетом взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ. Считает, что такие обстоятельства имеются. Административный материал не содержит сведений о том, что Наумова О.А. ранее привлекалась к административной ответственности. Аналогично отсутствует документально подтвержденная информация о возникновении причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов России, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при совершения рассматриваемого правонарушения, наличии материального ущерба. Учитывая то, что Наумова О.А. впервые привлекается к административной ответственности, отсутствует имущественный ущерб в результате правонарушения, а также вред или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, безопасности государства, считает, что имеется возможность заменить Наумовой О.А. наказание в виде административного штрафа на предупреждение. Просила изменить обжалуемое постановление от ДД.ММ.ГГГГ №, заменить назначенный штраф в размере 30000 рублей на предупреждение.
Заявитель Наумова О.А. и её защитник Большов А.Л. в суде поддержали изложенные доводы жалобы, просили ее удовлетворить. Наумова О.А. дополнительно пояснила, что она не является ответственным должностным лицом, на кого возложена обязанность по организации и проведении уборки территории земельного участка от сухой растительности и покос травы.
Представитель отдела надзорной деятельности и профилактической работы Юринского и Горномарийского муниципальных районов и городского округа «<адрес>» ФИО3 в судебном заседании с доводами жалобы не согласился.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, совершенные в условиях особого противопожарного режима.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее Федеральный закон №69-ФЗ) требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Особый противопожарный режим - дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.
Статьей 30 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определено, что в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим. На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для профилактики и локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а также иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).
В силу статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в 13 часов 43 минуты от диспетчера ПСЧ-37 поступило сообщение о горении сухой травянистой растительности на пустыре в 60 метрах по направлению на север от <адрес> Республики Марий Эл. Установлено, что горение сухой травянистой растительности прошло ДД.ММ.ГГГГ в 13 часов 43 минуты на земельном участке кадастрового квартала № расположенного на пустыре 60 метрах по направлению на север от <адрес> <адрес>, собственность на данный земельный участок не разграничена и правообладателем является администрация городского округа «Город Козьмодемьянск» Республики Марий Эл. Должностным лицом, ответственным за обеспечение пожарной безопасности, на территории городского округа «Город Козьмодемьянск» Республики Марий Эл – главным специалистом отдела архитектуры градостроительства и по ГО и ЧС городского округа «Город Козьмодемьянск» Республики Марий Эл Наумовой О.А., в условиях особого противопожарного режима установленного постановлением Правительства Республики Марий Эл № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении особого противопожарного режима на территории Республики Марий Эл», допущено нарушение требований пожарной безопасности в Российской Федерации, а именно:
- правообладателем (собственником) земельного участка расположенного в границах населенного пункта и на территориях общего пользования не проведена своевременная уборка территории земельного участка от сухой растительности и покос травы, в нарушение п. 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» и п.п. «в» п. 2 постановления Правительства Республики Марий Эл № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении особого противопожарного режима на территории Республики Марий Эл.
В результате выявленных нарушений к административной ответственности за нарушение изложенных требований пожарной безопасности привлечена главный специалист отдела архитектуры градостроительства и по ГО и ЧС городского округа «Город Козьмодемьянск» Республики Марий Эл Наумова О.А., действия которой квалифицированы по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения материалов дела об административном правонарушении нашел подтверждение факт совершения Наумовой О.А. нарушения, изложенного в протоколе об административном правонарушении, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, за которые заявитель подвергнута административному наказанию по постановлению заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Юринского, Горномарийского муниципальных районов и <адрес> «<адрес>» ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ
Так, материалами дела установлено, что правообладателем земельного участка расположенного в границах населенного пункта, на пустыре 60 метрах по направлению на север от <адрес> Республики Марий Эл, является администрация городского округа «<адрес>» Республики Марий Эл, т.к. собственность на данный земельный участок не разграничена. На указанном земельном участке, на территориях общего пользования не проведена своевременная уборка территории земельного участка от сухой растительности и покос травы.
Согласно п. 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 №1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы. Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.
В соответствии с п.1, п/п. «в» п. 2 постановления Правительства Республики Марий Эл №129 от 18 апреля 2024 года «Об установлении особого противопожарного режима на территории Республики Марий Эл» на территории Республики Марий Эл с 22 апреля по 13 мая 2024 г. установлен особый противопожарный режим, в период которого правообладатели земельных участков обязаны обеспечить своевременную очистку принадлежащих им земельных участков и придомовых территорий от сухой растительности, мусора, покос травы.
Вышеуказанные обстоятельства явились основанием для составления в отношении должностного лица – главного специалиста отдела архитектуры градостроительства и по ГО и ЧС городского округа «<адрес>» Республики Марий Эл Наумовой О.А. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого постановлением должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ она привлечена к административной ответственности.
Виновность должностного лица Наумовой О.А. обоснованна приобщенными к материалами дела доказательствами: рапортом старшего дознавателя ОНД и ПР Юринского и Горномарийского муниципальных районов и городского округа «<адрес>» ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, фотоиллюстрацией горения сухой травы, копией объяснения ФИО4, ответом и.о. первого заместителя мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об ответственных лицах за пожарную безопасность на территории городского округа.
Вместе с тем, представленные доказательства не являются достаточными для признания виновности Наумовой О.А..
В соответствии с ч. 3 ст. 26.1 КоАП РФ выяснению подлежит, в том числе, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей
Статьей 38 Федерального закона № 69-ФЗ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности как лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, так и собственников имущества.
Лица, указанные в части первой указанной статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Согласно ст.1 Федеральный закон №69-ФЗ под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
В соответствии со ст.19 Федерального закона №69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся:
- создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
- включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, муниципальных и городских округов;
- оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
- установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Признавая должностное лицо - главного специалиста отдела архитектуры градостроительства и по ГО и ЧС городского округа «Город Козьмодемьянск» Республики Марий Эл Наумову О.А. виновной, её должностная инструкция к материалам дела об административном правонарушени не приобщена, оценка её должностных обязанностей не производилась, какие конкретно должностные обязанности ею не выполнены, при вынесении обжалуемого постановления, не установлено, возложена ли на неё обязанность по организации работ по своевременной уборке сухой растительности и покоса травы на землях, находящихся в введении городского округа, не установлено. Также не установлено, разработаны ли и реализовывались ли меры пожарной безопасности на территории городского округа, является ли по ним ответственным Наумова О.А..
При этом, ответ и.о. первого заместителя мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об ответственных лицах за первичные меры пожарной безопасности на территории городского округа «<адрес>» не может являться подтверждением должностных обязанностей.
Установление указанных обстоятельств является обязательной в силу требований ст.38 Федерального закона №69-ФЗ, подлежит доказыванию применительно к ч.2 ст.20.4 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства в полном объеме не выяснялись, в связи с чем не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку допущенные нарушения повлияли на выводы, сделанные по делу об административном правонарушении, постановление заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Юринского, Горномарийского муниципальных районов и <адрес> «<адрес>» ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене.
С учетом требований ч.1 ст.4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения к административной ответственности не истек, дело в соответствии с требованиями п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ подлежит направлению на новое рассмотрение.
Иные доводы жалобы подлежат оценке при рассмотрении дела по существу.
При новом рассмотрении следует учесть изложенное, всесторонне, полно и объективно оценить имеющиеся в деле доказательства, дать надлежащую оценку всем доводам лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, правильно применив нормы КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановлением заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Юринского и Горномарийского муниципальных районов и городского округа «<адрес>» УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес> Эл ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении по ч.2 ст.20.4 КоАП РФ в отношении должностного лица Наумовой О.А. отменить.
Возвратить дело об административном правонарушении в отношении главного специалиста отдела архитектуры градостроительства и по ГО и ЧС городского округа «Город Козьмодемьянск» Республики Марий Эл Наумовой О.А. по ч.2 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях на новое рассмотрение в Отдел надзорной деятельности и профилактической работы Юринского и Горномарийского муниципальных районов и городского округа «<адрес>» УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес> Эл.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Н.М.Айплатов