Дело № 2-1306/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 мая 2022 года г. Новосибирск
Ленинский районный суд города Новосибирска в составе судьи Ветошкиной Л.В.,
при секретаре судебного заседания Елисеевой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Аксёнова ФИО2 к ООО "Служба заказчика по ЖКХ <адрес>" о признании об отстранении от работы незаконным, взыскание компенсации за время вынужденного прогула, компенсацию морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась с вышеуказанным иском, в котором просил признать Приказ от 22.11.2021г. № об отстранении Аксёнова ФИО2 от работы незаконным; выплатить заработную плату за период незаконного отстранения от работы и компенсацию за задержку выплаты в общем размере 23 156,45 рублей, компенсацию морального вреда в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
В обосновании своих требований указал, что состоит в трудовых отношениях с ООО «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству <адрес>».
Работодателем 15.10.2021г. издан Приказ № об обеспечении вакцинации работников от новой коронавирусной инфекции. В приказе указан период прохождения профилактической прививки (первым компонентом или однокомпонентной вакциной в срок до ДД.ММ.ГГГГ). С указанным приказом истца ознакомили 18.10.2021г.
18.10.2021г. года от истца работодателю представлено заявление о несогласии передачи сведений, составляющих врачебную тайну.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ.21 г № работодатель отстранил истца от работы без сохранения заработной платы в связи с тем, что не предоставлены документы подтверждающие вакцинацию от новой коронавирусной инфекции. Аксёнова А.М. ознакомили с данным приказом в день отстранения.
Однако считает, что работодатель не имеет полномочий обязать своих работников пройти профилактические прививки, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 11 Закона об иммунопрофилактике профилактические прививки проводятся при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство гражданина, кроме того, вакцина не вызывает доверия и еще не достаточно изучена.
Истец ФИО1 в судебном заседании доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал, просил требования удовлетворить, после перерыва в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в своё отсутствие.
Представитель ответчика: ООО «СЗ по ЖКХ <адрес>», в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица: Управление Роспотребнадзора по НСО, в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, направил в суд возражение.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника: появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда; не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; при выявлении в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором; в случае приостановления действия на срок до двух месяцев специального права работника (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору и если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором; по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" отсутствие профилактических прививок влечет, в частности, отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются следующими полномочиями: при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
Согласно статьям 10, 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", граждане, а также индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, являющимся приложением N 2 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2014 N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям", установлены категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, в том числе, против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, в соответствие с уровнями приоритета.
Во исполнение пункта 6 части 1 статьи 51 Федерального закона N 52-ФЗ, статьи 10 Федерального закона N 157-ФЗ, принято Постановление № 001 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан в Новосибирской области по эпидемическим показаниям» главного государственного санитарного врача по Новосибирской области которым предусмотрена обязанность обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) лицам, работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере: торговли; салонов красоты, косметических, СПА-салонов, массажных салонов, соляриев, бань, саун, физкультурно-оздоровительных комплексов, фитнес-клубов, бассейнов; бытовых услуг, в том числе прачечных, химчисток и иных подобных услуг; общественного питания; клиентских подразделений финансовых организаций, организаций, оказывающих услуги почтовой связи; многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг; транспорта общего пользования, такси; образования, здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания; жилищно-коммунального хозяйства и энергетики; культурных, выставочных, просветительских мероприятий (в том числе музеев, выставочных залов, библиотек, лекций, тренингов), за исключением официальных мероприятий, организуемых органами исполнительной власти; досуговых, развлекательных, зрелищных мероприятий (в том числе игровых мероприятий, мастер-классов); детских игровых комнат, детских развлекательных центров, детских лагерей дневного пребывания, иных мест проведения подобных мероприятий для несовершеннолетних в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), в том числе в парках культуры и отдыха, торгово-развлекательных центрах; театров, кинотеатров, концертных залов; массовых физкультурных, спортивных мероприятий; доставки товаров и продуктов питания
В Постановлении №001 определены категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации по эпидемиологическим показаниям, в том числе граждане выполняющие работы и (или) оказывающие услуги населению в сфере жилищно-коммунального хозяйства и энергетики (пп. 1 п. 1).
Работа в Перечисленных сферах деятельности связана с высоким риском инфицирования, как самих работников и сотрудников, так и обслуживаемого населения.
Постановление №001 издано компетентным лицом, в пределах предоставленных полномочий в связи с продолжающейся угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав, свобод и законных интересов граждан, юридических лиц.
Данная профилактическая и противоэпидемическая мера в рамках предотвращения распространений COVID-19 вызвана особыми обстоятельствами, имеет временный характер и направлена исключительно во благо сохранения здоровья граждан.
Постановление, в частности п. 1, принято с учетом предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения.
Письмом Министерства труда и социальной защиты РФ и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 23 июля 2021 г. N 14-4/10/П-5532 доведены "Совместные разъяснения Минтруда России и Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных", согласно которым в постановлениях главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации определены категории (группы) граждан, так называемых "групп риска", которые по роду своей профессиональной деятельности сталкиваются с большим количеством людей, и должны пройти вакцинацию. При вынесении подобных постановлений граждане, подлежащие вакцинации, вправе отказаться от прививок, но в этом случае они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпидемиологического неблагополучия. Вакцинация не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против COVID-19. Противопоказания должны быть подтверждены медицинским заключением.
В соответствии с пунктом 6 Приложения к Разъяснениям, в случае отсутствия у работодателя документального подтверждения прохождения работником вакцинации работодатель обязан издать приказ об отстранении работника без сохранения заработной платы (при отсутствии сведений о противопоказаниях к вакцинации).
Как установлено судом и следует из материалов дела Аксёнов А.М. состоит в трудовых отношениях с ООО «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района».
Работодателем 15.10.2021г. издан Приказ №18 об обеспечении вакцинации работников от новой коронавирусной инфекции. В приказе указан период прохождения профилактической прививки (первым компонентом или однокомпонентной вакциной в срок до 21.11.2021 г.). С указанным приказом истца ознакомили 18.10.2021г.
18.10.2021г. года от истца работодателю представлено заявление о несогласии передачи сведений, составляющих врачебную тайну.
Приказом от 22.11.20.21 г №1 работодатель отстранил истца от работы без сохранения заработной платы в связи с тем, что не предоставлены документы подтверждающие вакцинацию от новой коронавирусной инфекции. Аксёнова А.М. ознакомили с данным приказом в день отстранения.
16.12.2021 года ответчик приказом № 2 в связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для отстранения от работы ведущего юрисконсульта Аксёнова А.М., допустил истца к исполнению трудовых обязанностей.
Из пояснений истца и представителя ответчика Аксёнов А.М. представил справку о противопоказаниях к вакцинации.
Вместе с тем, доказательств того, что противопоказания к вакцинации были на дату отстранения или была предоставлена справка на дату отстранения, суду не представлено.
Суд, исходит из того, что истец был уведомлен о необходимости прохождения вакцинации против новой коронавирусной инфекции, о вариантах прохождения вакцинации, последствий в случае отказа от вакцинации, вместе с тем истец отказалась от прохождения вакцинации, документов, подтверждающих наличие медицинских противопоказаний для прохождения вакцинации не представил, и приходит к выводу о том, действия работодателя по отстранению работника от работы являются обоснованными и соответствующими вышеизложенному законодательству.
Статьей 10 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на граждан возложена обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Между тем, ФИО1 указанную обязанность по выполнению требований санитарного законодательства не исполнил.
В связи с чем, требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░ "░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░ <░░░░░>" ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 03 ░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░/░░░░░░░/ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2-1306/2022 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░. 54RS0006-01-2021-014817-38