Гражданское дело№ 2-1017/2021
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 33-13113/2021
03 августа 2021 года г. Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего | Вахитовой Г.Д. |
судей | Абдрахмановой Э.Я. |
Ибрагимовой И.Р. |
при секретаре Нафикове А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Уфа Республики Башкортостан гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Октябрьский Республики Башкортостан, действующего в интересах Горюхиной ФИО11 к администрации городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного помещения по апелляционной жалобе администрации городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан на решение Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 28 апреля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Ибрагимовой И.Р., судебная коллегия
установила:
прокурор города Октябрьский Республики Башкортостан, действуя в интересах Горюхиной В.О. обратился в суд с иском к администрации городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного помещения.
В обоснование своих требований указал, что в связи с поступившим в прокуратуру г. Октябрьский РБ обращением Горюхиной В.О. проведена проверка исполнения законодательства о несовершеннолетних в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, которой выявлено нарушение ответчиком установленных норм федерального и республиканского законодательства. Горюхина В.О. 04 июня 2001 года рождения, относиться к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченных в соответствие с законом жилым помещением, включённых в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете в качестве нуждающихся в администрации ГО г. Октябрьский РБ, до настоящего времени, жилым помещением по договору специализированного найма в соответствие с нормами Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», не обеспечена. Просит суд обязать администрацию ГО г. Октябрьский РБ предоставить Горюхиной В.О. жилое помещение по договору найма специализированного помещения сроком на 5 лет на территории города Октябрьский РБ, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья.
Решением Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 28 апреля 2021 года исковые требования прокурора города Октябрьский Республики Башкортостан, действующего в интересах Горюхиной В.О. к администрации городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного помещения, удовлетворены.
В поданной апелляционной жалобе администрация города просит решение суда отменить по мотиву незаконности и необоснованности, указывая, что решение вопросов обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями с передачей этим органам необходимых материальных и финансовых средств. Финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления Республики Башкортостан для осуществления указанных государственных полномочий, передаются местным бюджетам муниципальных образований Республики Башкортостан в виде субвенций в общем объеме, устанавливаемом законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год и на плановый период. Соответственно, администрацией реализуются переданные государственные полномочия в пределах ежегодно выделяемых денежных средств. Для полного обеспечения всех лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями администрации необходимы дополнительные денежные средства. Таким образом, государственные полномочия по предоставлению жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей могут быть исполнены администрацией за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия руководствуясь статьями 167, 327 ГПК Российской Федерации рассмотрела дело без участия указанных лиц.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Прокуратуры РБ Галиева Р.Р. полагавшего, что решение суда является законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями частей 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует материалов дела матерью Горюхиной В.О., 04 июня 2021 года рождения, является Горюхина Н.Г., отцом Горюхин О.А.
Решением Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 18 мая 2010 года мать Горюхина Н.Г., 30января 1968 года рождения, была признана недееспособной.
Горюхина В.О. воспитывалась в семье опекуна - попечителя Горюхиной И.Г.
Постановлением администрации ГО г. Октябрьский от 18 февраля 2019 года №... Горюхина В.О. поставлена на учет в льготный список детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
21 июня 2019 года Горюхина В.О. окончила обучение в МБОУ Средняя общеобразовательная школа№ 13 г. Октябрьский.
27 января 2021 года Горюхина В.О. обратилась в администрацию ГО г. Октябрьский с заявлением об обеспечении жильем, однако, в предоставлении жилого помещения отказано в связи с отсутствием бюджетных средств на данные цели.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Горюхиной О.В., суд первой инстанции исходил из того, что отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения; администрация ГО г. Октябрьский РБ обязана предоставить Горюхиной В.О. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения вне очереди на территории г. Октябрьского Республики Башкортостан, которое должно отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, верном применении норм материального права.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 годла № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими (пункт 2 статьи 8 указанного Закона).
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируются Законом Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 г. № 260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан».
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 6 сентября 2013 г. № 407 утвержден Порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Башкортостан.
В «Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
Оценив собранные по делу доказательства, суд первой инстанции верно пришел к выводу об удовлетворении требований Горюхиной В.О., обязанность по предоставлению жилых помещений указанной категории лиц должна осуществляться администрацией города за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан, так как государственные полномочия Республики Башкортостан по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, были переданы в установленном порядке администрации города.
Указание в апелляционной жалобе на то обстоятельство, что для полного обеспечения всех лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями администрации необходимы дополнительные денежные средства, не может являться основанием к отмене обжалуемого решения суда.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном понимании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 28 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан – без удовлетворения.
Председательствующий Г.Д. Вахитова
Судьи Э.Я. Абдрахманова
И.Р. Ибрагимова