Решение по делу № 2-246/2024 от 02.05.2024

Дело №2-246/2024

10RS0014-01-2024-000342-52

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

6 августа 2024 года посёлок Пряжа

Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Прохорова А.Ю., с участием истца Сторчак Л.А., представителей ответчиков: Администрации Эссойльского сельского поселения – Ореханова А.И., Администрации Пряжинского национального муниципального района – Тарасова А.А., при секретаре Борововой И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сторчак Л. А. к Администрации Эссойльского сельского поселения, Администрации Пряжинского национального муниципального района о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Сторчак Л.А. обратилась в суд с иском к Администрации Эссойльского сельского поселения по тем основаниям, что в результате пожара, произошедшего 09.02.2018 в жилом доме по адресу: <адрес>, истец лишилась единственного жилища. Не смотря на неоднократные обращения в различные инстанции, в том числе к ответчику, вопрос о предоставлении жилого помещения до настоящего времени не решен. На основании изложенных в исковом заявлении обстоятельств, Сторчак Л.А. просит обязать Администрацию Эссойльского сельского поселения предоставить в собственность истцу во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное, пригодное для постоянного проживания жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

На основании определения суда от 15.05.2024 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Администрация Пряжинского национального муниципального района, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия.

Определением суда от 07.06.2024 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Пряжинского национального муниципального района.

В судебном заседании истец Сторчак Л.А. заявленные исковые требования поддержала.

Представитель ответчика – Администрации Эссойльского сельского поселения Ореханов А.И. в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление. При этом указал, что муниципальная услуга по предоставлению жилого помещения по договору социального найма относится к полномочиям Администрации Пряжинского национального муниципального района.

Представитель указанного ответчика – Тарасов А.А. иск в судебном заседании полагал необоснованным.

Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, изучив письменные материалы, приходит к следующему.

ДД.ММ.ГГГГ произошел пожар в четырех квартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>. В результате пожара дом сгорел. Из материалов дела усматривается, что квартира №1 в указанном жилом доме на момент пожара находилась в собственности истца. Истец же являлась единственным зарегистрированным лицом в указанной квартире.

Иного жилья истец ни в собственности, ни на условиях социального найма не имеет, проживает в съемном жилье.

Постановлением Администрации Эссойльского сельского поселения от 6 марта 2018 года Сторчак Л.А. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в составе семьи из 1 человека.

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Пунктом 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или собственниками жилых помещений, единственные жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Указанным в настоящем пункте собственникам жилых помещений жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди в случае, если в установленном федеральным законодательством порядке не принято решение об изъятии земельного участка, на котором расположено принадлежащее им на праве собственности жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд в целях последующего изъятия такого жилого помещения.

Действующая редакция данной нормы ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 14 февраля 2024 года №14-ФЗ), как следует из пояснительной записки к его проекту (№441537-8), направлена на реализацию Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 2023 года №20-П.

Указанная норма закона и ранее исключала возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, как лишившимся своих жилых помещений в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2009 года №376-О-П).

Данная норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ).

С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен частями 3, 4 статьи 57 ЖК РФ, согласно которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.

В силу пункта 5 части 1 статьи 14 ЖК РФ предоставление малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Перечень вопросов местного значения сельского поселения установлен частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Федеральный закон №131-ФЗ), а в Республике Карелия – дополнен Законом Республики Карелия от 22 декабря 2014 года №1852-ЗРК «О закреплении за сельскими поселениями в Республике Карелия вопросов местного значения», вступившим в силу с 1 января 2015 года.

К их числу не относится вопрос, предусмотренный пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона №131-ФЗ – обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно части 4 указанной статьи вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

С учетом указанных положений закона, надлежащим ответчиком по делу является Администрация Пряжинского национального муниципального района. Исковые требования к первоначально заявленному ответчику – Администрации Эссойльского сельского поселения – подлежат, таким образом, отклонению.

Согласно части 5 статьи 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. При наличии согласия в письменной форме граждан по решению органа местного самоуправления муниципального образования по месту их жительства жилое помещение может быть предоставлено в другом населенном пункте на территории того же муниципального образования.

В силу статьи 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

На основании части 1 статьи 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Позиция о равнозначности площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма и ранее занимаемого сгоревшего, находившегося в собственности, высказана Третьим кассационным судом общей юрисдикции в определении от 13.03.2023 №88-4874/2023. Аналогичной позиции придерживаются и суды иных кассационных округов (определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 22.12.2022 №8г-31734/2022).

Согласно позиции, изложенной в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).

Ранее истец проживала в квартире, имеющей общую площадь 27,6 кв., что следует из сведений, содержащихся Едином государственном реестре недвижимости.

На основании второго предложения части 1 статьи 89 ЖК РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить частично.

Обязать Администрацию Пряжинского национального муниципального района (ИНН 1021180042) предоставить Сторчак Л. А. (СНИЛС <данные изъяты>) во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение применительно к условиям соответствующего населенного пункта на условиях социального найма, отвечающее установленным требованиям, равнозначное ранее занимаемому помещению (не менее 27,6 кв.м.), находящееся в границах <адрес>.

В удовлетворении иска к Администрации Эссойльского сельского поселения (ИНН 1021504138) отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.Ю. Прохоров

мотивированное решение по делу составлено 24 августа 2024 года, последний день для подачи апелляционной жалобы – 26 сентября 2024 года

Дело №2-246/2024

10RS0014-01-2024-000342-52

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

6 августа 2024 года посёлок Пряжа

Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Прохорова А.Ю., с участием истца Сторчак Л.А., представителей ответчиков: Администрации Эссойльского сельского поселения – Ореханова А.И., Администрации Пряжинского национального муниципального района – Тарасова А.А., при секретаре Борововой И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сторчак Л. А. к Администрации Эссойльского сельского поселения, Администрации Пряжинского национального муниципального района о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Сторчак Л.А. обратилась в суд с иском к Администрации Эссойльского сельского поселения по тем основаниям, что в результате пожара, произошедшего 09.02.2018 в жилом доме по адресу: <адрес>, истец лишилась единственного жилища. Не смотря на неоднократные обращения в различные инстанции, в том числе к ответчику, вопрос о предоставлении жилого помещения до настоящего времени не решен. На основании изложенных в исковом заявлении обстоятельств, Сторчак Л.А. просит обязать Администрацию Эссойльского сельского поселения предоставить в собственность истцу во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное, пригодное для постоянного проживания жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

На основании определения суда от 15.05.2024 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Администрация Пряжинского национального муниципального района, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия.

Определением суда от 07.06.2024 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Пряжинского национального муниципального района.

В судебном заседании истец Сторчак Л.А. заявленные исковые требования поддержала.

Представитель ответчика – Администрации Эссойльского сельского поселения Ореханов А.И. в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление. При этом указал, что муниципальная услуга по предоставлению жилого помещения по договору социального найма относится к полномочиям Администрации Пряжинского национального муниципального района.

Представитель указанного ответчика – Тарасов А.А. иск в судебном заседании полагал необоснованным.

Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, изучив письменные материалы, приходит к следующему.

ДД.ММ.ГГГГ произошел пожар в четырех квартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>. В результате пожара дом сгорел. Из материалов дела усматривается, что квартира №1 в указанном жилом доме на момент пожара находилась в собственности истца. Истец же являлась единственным зарегистрированным лицом в указанной квартире.

Иного жилья истец ни в собственности, ни на условиях социального найма не имеет, проживает в съемном жилье.

Постановлением Администрации Эссойльского сельского поселения от 6 марта 2018 года Сторчак Л.А. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в составе семьи из 1 человека.

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Пунктом 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или собственниками жилых помещений, единственные жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Указанным в настоящем пункте собственникам жилых помещений жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди в случае, если в установленном федеральным законодательством порядке не принято решение об изъятии земельного участка, на котором расположено принадлежащее им на праве собственности жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд в целях последующего изъятия такого жилого помещения.

Действующая редакция данной нормы ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 14 февраля 2024 года №14-ФЗ), как следует из пояснительной записки к его проекту (№441537-8), направлена на реализацию Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 2023 года №20-П.

Указанная норма закона и ранее исключала возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, как лишившимся своих жилых помещений в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2009 года №376-О-П).

Данная норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ).

С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен частями 3, 4 статьи 57 ЖК РФ, согласно которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.

В силу пункта 5 части 1 статьи 14 ЖК РФ предоставление малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Перечень вопросов местного значения сельского поселения установлен частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Федеральный закон №131-ФЗ), а в Республике Карелия – дополнен Законом Республики Карелия от 22 декабря 2014 года №1852-ЗРК «О закреплении за сельскими поселениями в Республике Карелия вопросов местного значения», вступившим в силу с 1 января 2015 года.

К их числу не относится вопрос, предусмотренный пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона №131-ФЗ – обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно части 4 указанной статьи вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

С учетом указанных положений закона, надлежащим ответчиком по делу является Администрация Пряжинского национального муниципального района. Исковые требования к первоначально заявленному ответчику – Администрации Эссойльского сельского поселения – подлежат, таким образом, отклонению.

Согласно части 5 статьи 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. При наличии согласия в письменной форме граждан по решению органа местного самоуправления муниципального образования по месту их жительства жилое помещение может быть предоставлено в другом населенном пункте на территории того же муниципального образования.

В силу статьи 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

На основании части 1 статьи 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Позиция о равнозначности площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма и ранее занимаемого сгоревшего, находившегося в собственности, высказана Третьим кассационным судом общей юрисдикции в определении от 13.03.2023 №88-4874/2023. Аналогичной позиции придерживаются и суды иных кассационных округов (определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 22.12.2022 №8г-31734/2022).

Согласно позиции, изложенной в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).

Ранее истец проживала в квартире, имеющей общую площадь 27,6 кв., что следует из сведений, содержащихся Едином государственном реестре недвижимости.

На основании второго предложения части 1 статьи 89 ЖК РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить частично.

Обязать Администрацию Пряжинского национального муниципального района (ИНН 1021180042) предоставить Сторчак Л. А. (СНИЛС <данные изъяты>) во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение применительно к условиям соответствующего населенного пункта на условиях социального найма, отвечающее установленным требованиям, равнозначное ранее занимаемому помещению (не менее 27,6 кв.м.), находящееся в границах <адрес>.

В удовлетворении иска к Администрации Эссойльского сельского поселения (ИНН 1021504138) отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.Ю. Прохоров

мотивированное решение по делу составлено 24 августа 2024 года, последний день для подачи апелляционной жалобы – 26 сентября 2024 года

2-246/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Сторчак Лилия Анатольевна
Ответчики
Администрация Эссойльского сельского поселения
администрация Пряжинского национального муниципального района
Другие
Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики
Суд
Пряжинский районный суд Республики Карелия
Дело на странице суда
priazhsky.kar.sudrf.ru
02.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.05.2024Передача материалов судье
06.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.05.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
15.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.06.2024Судебное заседание
06.08.2024Судебное заседание
24.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее