Дело № 2а-4932/2019
88а-1184/2019
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Владивосток 25 декабря 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.,
судей Римского Я.А., Тымченко А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного истца Бубякина А.В. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 30 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 10 июля 2019 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Игнатьева О.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) об оспаривании решения о приостановлении государственной регистрации права.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К., выслушав путем использования системы видеоконференц-связи объяснения представителя административного истца Бубякина А.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
Игнатьев О.А. обратился в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с административным исковым заявлением о признании незаконным уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) (далее – Управление Росреестра по Республике Саха (Якутия)) от 25 марта 2019 года № КУВД-001/2019-2995288/1 о приостановлении государственной регистрации права собственности на гараж и возложении обязанности произвести государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости.
В обоснование своих требований административный истец указал, что 14 марта 2019 года он обратился к административному ответчику с заявлением о государственной регистрации права собственности на гараж № 1, кадастровый №, расположенный в ГСПК «54 квартал» г. Якутска Республики Саха (Якутия). Уведомлением от 25 марта 2019 года ему сообщили о приостановлении государственной регистрации права в связи не представлением документов, необходимых для осуществления государственной регистрации, не поступлением документов (сведений), запрошенных органом регистрации прав по межведомственным запросам, наличием противоречий между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных документах, и сведениями ЕГРН о таком объекте недвижимости.
Он не согласен с принятым решении о приостановлении государственной регистрации права, поскольку его членство и выплата паевого взноса за гараж № 1 в ГСПК «54 квартал» г. Якутска подтверждены справкой председателя кооператива от 1 марта 2019 года, выданной в соответствии с уставом кооператива и являющейся правоустанавливающим документом, что в свою очередь влечет возникновение права собственности на гараж на основании пункта 4 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации. Ссылка государственного регистратора на необходимость представления акта приемки в эксплуатацию объекта недвижимости является необоснованной. До 1 января 2015 года единственным документом, подтверждающим факт создания объекта на земельном участке и содержащим его описание, являлся технический паспорт такого объекта. В данном случае гараж состоит на кадастровом учете, ему присвоен кадастровый №. Правоустанавливающим документом на земельный участок, на котором находится спорный гараж, по его мнению, является решение Якутского городского Совета народных депутатов № 23/5 от 14 декабря 1988 года. Он полагает, что с учетом выплаты паевого взноса в полном объеме за гараж приобрел право собственности на данный объект недвижимости, и у Управления Росреестра по Республике Саха (Якутия) отсутствовали законные основания для приостановления государственной регистрации данного права.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 30 апреля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 10 июля 2019 года, административное исковое заявление Игнатьева О.А. оставлено без удовлетворения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды нижестоящих инстанций исходили из того, что у государственного регистратора имелись основания для приостановления государственной регистрации права в связи с тем, что представленные заявителем документы содержат противоречия со сведениями в ЕГРН об объекте недвижимости, отсутствует решение о предоставлении земельного участка под строительство гаражей, в ЕГРН сведения о земельном участке, на котором расположены гаражи, отсутствуют, невозможно установить переход прав и обязанностей от образованного 14 декабря 1988 года ГСК к ГСПК «54 квартал», созданному 1 апреля 2016 года, оспариваемое решение принято административным ответчиком в пределах предоставленных ему полномочий и в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В кассационной жалобе представителя административного истца Бубякина А.В. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов ввиду нарушения судами норм материального и процессуального права и возвращении административного дела на новое рассмотрение.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами не применены положения пункта 4 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, которые не связывают возникновение права собственности на гараж с выделением земельного участка под строительство гаражей. В данном случае юридически значимым обстоятельством является факт выплаты паевого взноса в полном объеме, о чем свидетельствует выданная ГСПК «54 квартал» справка от 1 марта 2019 года. С указанного момента право собственности члена кооператива на объект недвижимости, предоставленный ему таким кооперативом, возникает в силу закона независимо от государственной регистрации. Факт создания ГСПК «54 квартал» с 14 декабря 1988 года подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ. Также настаивает на том, что правоустанавливающим документом на земельный участок, на котором расположен гаражный кооператив, является решение Якутского городского Совета народных депутатов № 23/5 от 14 декабря 1988 года. Кроме того, указывает на нарушение норм процессуального права, допущенное при рассмотрении дела апелляционной инстанцией, считает, что апелляционное определение подписано не председательствующим судьей ФИО1, входящей в состав судебной коллегии, а иным судьей.
Административный истец Игнатьев О.А. и административный ответчик Управление Росреестра по Республике Саха (Якутия) о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций таких нарушений допущено не было, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену вынесенных по делу законных и обоснованных судебных актов.
Из материалов дела следует, что 13 марта 2019 года Игнатьев О.А. обратился в Управление Росреестра по Республике Саха (Якутия) с заявлением о государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости – здания, площадью 99 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №.
При проведении правовой экспертизы регистрирующий орган выявил основания для приостановления государственной регистрации прав, а именно наличие противоречий между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и представленных заявителем документах, отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, в пределах которого расположен заявленный объект, отсутствие сведений о правопреемстве созданного 14 декабря 1988 года гаражного кооператива и созданного 1 апреля 2016 года ГСПК «54 квартал», а также сведений о наличии права паенакопления у Игнатьева О.А. на дату создания кооператива и перемене адреса нахождения объекта недвижимости.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ) основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона № 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона № 218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
Из положений пунктов 5, 9 и 49 части 1 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ следует, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав, в том числе, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам; имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости (за исключением случаев, если вносятся изменения в указанные сведения Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости).
Согласно представленной заявителем в регистрирующий орган справке председателя ГСПК «54 квартал» от 1 марта 2019 года № 2 Игнатьев О.А. является членом данного кооператива, им полностью уплачен паевой взнос и приобретено право собственности на гараж №, кадастровый (условный) №, инвентарный №, расположенный по адресу: <адрес>
Таким образом, указанная справка дана в отношении части объекта недвижимости – гаражный бокс № 1, тогда как регистрирующим органом установлено наличие в ЕГРН сведений об объекте недвижимости с кадастровым номером №, как отдельно стоящем здании с нежилыми помещениями.
В связи с этим регистрирующий орган обоснованно указал на наличие противоречий между сведениями, содержащимися в представленных к заявлению о государственной регистрации права документах об объекте недвижимости, и уже зарегистрированными в отношении данного объекта сведениями.
В соответствии с пунктом 4 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
При рассмотрении вопроса о возможности регистрации права собственности на объект недвижимости, в данном случае на гаражный бокс, расположенный в составе гаражного кооператива, помимо членства заявителя в кооперативе и наличия у него права на паенакопления, необходимо также выяснять с целью исключения признаков самовольности постройки следующие обстоятельства: выделялся ли земельный участок под строительство гаражно-строительному кооперативу и осуществлялось ли введение в эксплуатацию гаражного комплекса после завершения строительства.
В силу пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил является самовольной постройкой.
Документы, необходимые для государственной регистрации права собственности на заявленный административным истцом гараж - правоустанавливающий документ на земельный участок и акт ввода в эксплуатацию, исключающие самовольность постройки, Игнатьевым О.А. в регистрирующий орган не были представлены.
Вопреки доводам кассационной жалобы решение Якутского городского Совета народных депутатов № 23/5 от 14 декабря 1988 года не является правоустанавливающим документом на земельный участок, в пределах которого расположен спорный объект недвижимости. Данным решением разрешено жильцам дома по адресу <адрес> организовать гаражно-строительный кооператив на 16 боксов в 54 квартале и предоставлено ГСК право на проведение проектных работ на строительство гаражей с размещением на 2-м этаже каменных кладовых. Других сведений, в том числе об отводе земельного участка под строительство гаражных боксов, его описание, границы, площадь указанное решение не содержит.
Несмотря на то, что спорный гараж с кадастровым номером № состоит на кадастровом учете, сведений о земельном участке, в пределах которого расположен указанный объект недвижимости, ЕГРН не содержит.
Правило об отсутствии нарушений законодательства при создании новой вещи является универсальным и действует также в случае исключения из общего правила о возникновении права собственности на объект недвижимости с момента государственной регистрации (пункт 2 статьи 8 и статья 219 Гражданского кодекса Российской Федерации), когда право собственности на объекты, перечисленные в пункте 4 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, возникает с момента полной выплаты паевого взноса соответствующему кооперативу.
В связи с тем, что правоустанавливающие документы на земельный участок, в пределах которого расположен спорный гараж, заявителем в регистрирующий орган не были представлены, выплата Игнатьевым О.А. паевого взноса за гараж не является безусловным основанием для регистрации за ним права собственности на объект недвижимости, поскольку положения пункта 4 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются при отсутствии обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 222 данного Кодекса.
Таким образом, доводы кассационной жалобы правильность выводов нижестоящих судебных инстанций не опровергают, утверждение заявителя о том, что справка о выплате пая за гараж является основанием для регистрации права собственности на него, основано на неверном толковании норм права.
При таких обстоятельствах у Управления Росреестра по Республике Саха (Якутия) имелись законные основания для приостановления регистрационных действий в отношении прав Игнатьева О.А. на спорный гараж.
Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, совокупности условий для признания незаконным решения административного ответчика в рассматриваемом случае судебная коллегия кассационного суда не усматривает, оспариваемое решение отвечает требованиям закона, следовательно, заявленные требования административного истца не подлежали удовлетворению и обоснованно отклонены нижестоящими судами.
Доводы заявителя о нарушении норм процессуального права при вынесении апелляционного определения отмену указанного судебного акта не влекут.
Как следует из материалов дела, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 10 июля 2019 года подписано всеми судьями, входящими в состав суда при рассмотрении апелляционной жалобы. Приведенные в кассационной жалобе доводы не являются достаточными для вывода о том, что апелляционное определение подписано не председательствующим судебной коллегии, а иным лицом.
При рассмотрении данного дела судами первой и апелляционной инстанций правильно определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора по существу, им дана надлежащая правовая оценка с учетом требований действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не установлено, в связи с чем принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными, оснований для их отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 30 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 10 июля 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административного истца Бубякина А.В. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи