УИД: 78RS0011-01-2022-005539-57
Дело №2-872/2023 02 мая 2023 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Коваль Н.Ю.,
с участием прокурора Ковалевой Е.А.,
при помощнике Григорьевой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Невского района Санкт-Петербурга, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к Комитету по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга об обязании совершить определенные действия
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Невского района Санкт-Петербурга обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к ответчику, ссылаясь на следующие обстоятельства:
Прокуратурой Невского района Санкт-Петербурга по коллективному обращению граждан, проживающих на территории ЖК «Петр Великий и Екатерина Великая» и использующих дороги по ул. Заводская, ул. Лесная, проведена проверка соблюдения законодательства об организации безопасности дорожного движения на территории района.
В ходе проверки совместно с участием специалиста – государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по Невскому району Санкт-Петербурга Сабурова Н.Б. автомобильной дороги по вышеуказанному адресу на участке от Советского пр. до дома 17 по ул. Заводская установлено следующее:
Улица Заводская является дорогой регионального значения в г. Санкт-Петербурге, учтена в постановлении Правительства Санкт-Петербурга от 17.03.2011 № 300 "О критериях отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге, о Перечне автомобильных дорог общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге и Перечне автомобильных дорог необщего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге" под идентификационным номером 40 ОП РЗ- 0397, протяженность составляет 2165 м.
Улица Лесная также является дорогой регионального значения в г. Санкт-Петербурге, учтена в вышеуказанном Постановлении под идентификационным номером 40 ОП РЗ – 0710, протяженность составляет 815м.
В ходе проведенной проверки выявлено, что указанные дороги не соответствуют требованием ГОСТ Р 52766-2007, а именно:
- в нарушение п. 4.5 ГОСТ на дороге IV категории, проходящей через населенный пункт, отсутствуют тротуары;
-в нарушение п. 4.6.1 ГОСТ на дороге, проходящей по населенному пункту, отсутствует стационарное электрическое освещение. При этом, требование вышеуказанных стандартов являются обязательными.
Согласно п. 3.4. Положения о Комитете по развитию транспортной инфраструктуру Санкт-Петербурга (далее- Комитет), утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.06.2010 №836, Комитет обеспечивает осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения в Санкт-Петербурге, в том числе искусственных дорожных сооружений на них (далее - автомобильные дороги), в части, касающейся выполнения проектирования, строительства, реконструкции автомобильных дорог, если иное не предусмотрено правовыми актами Правительства Санкт-Петербурга, а также капитального ремонта автомобильных дорог.
Согласно п. 4.13 Положения Комитет для реализации полномочий и функций, предусмотренных в разделе 3 Положения, осуществляет в установленном порядке функции государственного заказчика Санкт-Петербурга, главного распорядителя средств бюджета Санкт-Петербурга, полномочия главного администратора доходов бюджета Санкт-Петербурга в случаях и порядке, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации.
По информации Комитета от 09.09.2022 автомобильная дорога по ул. Заводская до настоящего времени в Адресную программу капитального ремонта дорог на 2023 год не включена; первоначальный проект адресной программы капитального ремонта дорог на 2023-2025 годы выполнение проектно-изыскательских работ по ул. Заводская также на предусматривал. Аналогичным образом в Адресную программу капитального ремонта дорог на 2023 год не включена улица Лесная.
Из представленных СПб ГКУ «Дирекция по организации дорожного движения Санкт-Петербурга» сведений следует, что ул. Лесная представляет собой дорогу без обустроенных тротуаров. Движение пешеходов по ней является небезопасным.
Согласно сведениям УМВД России по Невскому району Санкт-Петербурга в целях обеспечения безопасности дорожного движения в исполнительные органы государственной власти неоднократно направлялись сведения о необходимости проведения мероприятий по обустройству дорог Невского района обязательными элементами благоустройства, в том числе по адресу: ул. Заводская (последнее письмо от 28.02.2022 №72/5573), поскольку на данной дороге отсутствуют тротуары и стационарное электрическое освещение.
Кроме того, согласно информации УМВД России по Невскому району Санкт-Петербурга на ул. Заводской и ул. Лесной на участке от Советского пр. до дома №17 по ул. Заводская за период с 2019 по настоящего время произошло девять ДТП, два из которых это наезд на пешеходов с наличием пострадавших, что указывает на небезопасный характер данных дорог, главным образом для жителей ЖК «Петр Великий и Екатерина Великая».
Исходя из данных обстоятельств, истец, уточнив в порядке ст. 39 ГПК РФ исковые требования, просит суд обязать Комитет по развитию транспортной инфраструктуры в Санкт-Петербурге:
- в срок, не позднее 90 дней со дня вступления решения суда в законную силу, включить в Адресную программу капитального ремонта дорог на 2023 год дорогу, расположенную по адресу: Санкт-Петербург, ул. Заводская (от Советского пр. до перекрестка у д.17 по Заводской ул.);
- в срок, не позднее 180 дней со дня вступления решения суда в законную силу выполнить проектно-изыскательские работы по капитальному ремонту дороги по ул. Заводская (от Светского пр. до перекрестка у д.17 по Заводской ул. в г. Санкт-Петербурге в части обустройства тротуаров стационарного электрического освещения;
- в срок не позднее 360 дней со дня вступления решения суда в законную силу выполнить работы по капитальному ремонту дороги по ул. Заволдская (от Советского пр. до перекрестка у д.17 по Заводской ул. в г. Санкт-Петербурге в части обустройства тротуаров и стационарного эклектического освещения (л.д. 86-87).
Помощник прокурора Центрального района Санкт-Петербурга Ковалева Е.А., действующая по поручению, в судебное заседание явилась, заявленные требования поддержала в полном объеме по изложенным выше основаниям с учетом представленных уточнений.
Представитель ответчика Клекоцюк А.В., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, пояснил, что в Адресную программу капитального ремонта дорог, дорога по вышеуказанному адресу включена, т.е. в данной части требования исполнены. В отношении оставшейся части требований возражал, в случае принятия решения в пользу истца, просил увеличить срок для их исполнения. Свою позицию по делу изложил в письменных возражениях (л.д 70-72).
Третье лицо Комитет финансов Санкт-Петербурга в судебное заседание не явились, извещен надлежащим образом, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело участия третьего лица в порядке ст. 113, ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав доводы прокурора и изучив позицию ответчика, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с данным иском в защиту неопределенного круга лиц, поскольку нарушение ответчиком закона создает угрозу здоровью неопределенного круга людей.
Статьями 20 и 41 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на жизнь и на охрану здоровья.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее – Закон о безопасности дорожного движения) (далее Закон №196-ФЗ), основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Положениями ст. 5 Закона № 196-ФЗ установлено, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе, установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий; регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, документов по стандартизации, принимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, технических норм и других нормативных документов; осуществления деятельности по организации дорожного движения; материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 22 Закона № 196-ФЗ Деятельность по организации дорожного движения на территории Российской Федерации должна осуществляться в соответствии с Федеральным законом "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Перечень документов по стандартизации (их частей), применение которых обязательно в целях обеспечения безопасности дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 1,4 ст. 16 Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ ("Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон № 257-ФЗ)-
проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и настоящим Федеральным законом.
Классификация работ по капитальному ремонту автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, согласно которой (раздел 2 ст.4) –
к комплексу работ капитального ремонта по доведению параметров ремонтируемых участков автомобильной дороги и (или) искусственных дорожных сооружений на них до значений, соответствующих ее фактической категории, включая увеличение количества полос движения, без изменения границ полосы отвода относятся следующие работы: по искусственным и защитным сооружениям, в том числе, в части устройства освещения; по элементам обустройства автомобильных дорог, в том числе устройство тротуаров.
Согласно ч.4 ст. 17 Закона № 257-ФЗ в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
Положениями ст. 3 Закона № 257-ФЗ определено, что автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
К элементам обустройства автомобильных дорог относятся: сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса (п.5).
Капитальным ремонтом автомобильной дороги является комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги (п.10).
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона № 196-ФЗ проектирование, строительство и реконструкция дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие построенных и реконструированных дорог требованиям технических регламентов и других нормативных документов устанавливается заключением уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти или уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2017 №270-ст утвержден ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильного пользования. Элементы обустройства. Общие требования.
Согласно п. 4.5.1.1. данного ГОСТ тротуары следует устанавливать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I-III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием.
В населенных пунктах тротуары устанавливают в соответствии с требованиями нормативах документов ан планировку и застройку городских и сельских поселений. Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке – с одной стороны.
В соответствии с п. 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах устанавливают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них менее 100 м, по СП 52.13330.2016. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Невского района Санкт-Петербурга по коллективному обращению граждан, проживающих на территории ЖК «Петр Великий и Екатерина Великая» и использующих дороги по ул. Заводская, ул. Лесная, проведена проверка соблюдения законодательства об организации безопасности дорожного движения на территории района.
В ходе проверки, проведенной совместно с участием специалиста – государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по Невскому району Санкт-Петербурга Сабурова Н.Б. автомобильной дорого по вышеуказанному адресу на участке от Советского пр. до дома 17 по ул. Заводская установлено следующее:
Улица Заводская является дорогой регионального значения в г. Санкт-Петербурге, учтена в постановлении Правительства Санкт-Петербурга от 17.03.2011 № 300 "О критериях отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге, о Перечне автомобильных дорог общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге и Перечне автомобильных дорог необщего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге" под идентификационным номером 40 ОП РЗ- 0397, протяженность составляет 2165 м.
Улица Лесная также является дорогой регионального значения в г. Санкт-Петербурге, учтена в вышеуказанном Постановлении под идентификационным номером 40 ОП РЗ – 0710, протяженность составляет 815м.
В ходе проведенной проверки выявлено, что указанные дороги не соответствуют требованием ГОСТ Р 52766-2007, а именно:
- в нарушение п. 4.5 ГОСТ на дороге IV категории, проходящей через населенный пункт, отсутствуют тротуары;
-в нарушение п. 4.6.1 ГОСТ на дороге, проходящей по населенному пункту, отсутствует стационарное электрическое освещение (л.д. 12, 15, 19-23).
Согласно статье 5 Закона о безопасности дорожного движения одним из основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения является осуществление деятельности по организации дорожного движения, а также материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения. При этом под обеспечением безопасности дорожного движения (ст. 2 указанного Закона) понимается деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий, а организация дорожного движения – комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.
Согласно п. 3.4. Положения о Комитете по развитию транспортной инфраструктуру Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.06.2010 №836, Комитет обеспечивает осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения в Санкт-Петербурге, в том числе искусственных дорожных сооружений на них (далее - автомобильные дороги), в части, касающейся выполнения проектирования, строительства, реконструкции автомобильных дорог, если иное не предусмотрено правовыми актами Правительства Санкт-Петербурга, а также капитального ремонта автомобильных дорог.
Согласно п. 4.13 Положения Комитет для реализации полномочий и функций, предусмотренных в разделе 3 Положения, осуществляет в установленном порядке функции государственного заказчика Санкт-Петербурга, главного распорядителя средств бюджета Санкт-Петербурга, полномочия главного администратора доходов бюджета Санкт-Петербурга в случаях и порядке, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации.
Из представленного в материалы дела письма СПб ГКУ «Дирекция по организации дорожного движения Санкт-Петербурга» от 12.09.2022 следует, что ул. Лесная представляет собой дорогу без обустроенных тротуаров. Движение пешеходов по ней является небезопасным (л.д. 14).
Согласно информации УМВД России по Невскому району Санкт-Петербурга на ул. Заводской и ул. Лесной на участке от Советского пр. до дома №17 по ул. Заводская за период с 2019 по настоящего время произошло девять ДТП, два из которых это наезд на пешеходов с наличием пострадавших ввиду отсутствия тротуаров и электрического освещения. (л.д.16-18).
Таким образом, в ходе рассмотрения установлено, что автомобильные дороги по ул. Заводская и ул. Лесная относятся к автомобильным дорогам регионального значения общего пользования, предназначены для движения транспортных средств неограниченного круга лиц, следовательно, ответчик в силу возложенных на него полномочий, обязан принять соответствующе меры для обеспечения безопасности дорожного движения и обеспечению прав и интересов неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения. В настоящее время данные участки автомобильных дорог требованиям безопасности не соответствуют.
При таком положении исковые требования прокурора суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Вместе с тем, при принятии решения, суд учитывает, что Распоряжением Комитета от 07.02.2023 №15-р утверждена адресная программа по целевой статье «Расходы на капитальный ремонт дороги» за счет бюджета на 2023-2025, в п. 2.2.5 которой содержится ул. Заводская (от Советского пр. до перекрестка у д. 17 по Заводской улице) (л.д. 73-77). Поскольку в указанной части требования прокурора Комитетом исполнены добровольно, то оснований для удовлетворения исковых требований в указанной части не имеется.
Таким образом, суд обязывает ответчика выполнить проектно-изыскательские работы по капитальному ремонту дороги по ул. Заводская (от Светского пр. до перекрестка у д.17 по Заводской ул.) в г. Санкт-Петербурге в части обустройства тротуаров стационарного электрического освещения, а также выполнить работы по капитальному ремонту дороги по ул. Заводская (от Советского пр. до перекрестка у д.17 по Заводской ул. в г. Санкт-Петербурге в части обустройства тротуаров и стационарного эклектического освещения
Однако, исходя из разумности сроков выполнения таких работ и принципу исполнимости судебного решения, суд полагает, что срок для выполнения проектно - изыскательских работ надлежит установить 360 дней, по работам капитального ремонта в части обустройства тротуаров и стационарного электрического освещения 720 дней, т.е. исковые требования прокурора удовлетворяются частично.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые заявление прокурора Невского района Санкт-Петербурга, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к Комитету по развитию транспортной инфраструктуры - удовлетворить частично.
Обязать Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга в срок не позднее 360 дней со дня вступления решения суда в законную силу выполнить проектно - изыскательские работы по капитальному ремонту дороги по ул. Заводская (от Советского пр. до перекрестка у д.17 по Заводской ул.) в Санкт-Петербурге в части обустройства тротуаров и стационарного электрического освещения.
Обязать Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга в срок не позднее 720 дней со дня вступления решения суда в законную силу выполнить работы по капитальному ремонту дороги ул. Заводская (от Советского пр. до перекрестка у д.17 по Заводской ул.) в Санкт-Петербурге в части обустройства тротуаров и стационарного электрического освещения.
В остальной части иска – отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца с даты его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья: