Решение по делу № 2-2308/2015 от 25.06.2015

                                                                                                                                   Дело №2-2308/2015г. Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07июля2015года           г.Арзамас

Арзамасский городской суд Нижегородской области в составе:

председательствующего судьи Фиминой Т.А.

при секретаре Г.Т.В.

с участием прокурора Р.П.Н.

представителей заявителя ООО «РайводоканалСервис» генерального директора Б.А.А.и по доверенности М.О.Е.

представителя заинтересованного лица администрации Чернухинского сельсовета Арзамасского района по доверенности Б.М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по заявлению ООО «РайводоканалСервис» о признании представления Арзамасской городской прокуратуры незаконным в части

у с т а н о в и л:

ООО «Райводоканал» обратился в суд с заявлением о признании незаконным представления Арзамасского городского прокурора .<дата>.об устранении выявленных нарушений в части устранения нарушений на территории первого пояса зон санитарной охраны артезианских скважин,расположенных по адресам:<адрес> ( 2скважины),<адрес> отмене представления в указанной части указывая,что представление в указанной части является незаконным и необоснованным в соответствии с п.2.2.1.1СанПиН2.1.4.1110-02,ст.6,ст.10ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»,ст.14ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».Согласно договору аренды <дата>. №*** объектов,используемых в сфере водоснабжения,находящихся в собственности муниципального образования Чернухинский с/совет Арзамасского района Нижегородской области в аренду ООО «РайводоканалСервис» были переданы только обькты,используемые в сфере водоснабжения без передачи прилегающих земельных участков.В случае исполнения всех требований,содержащихся в представлении,может возникнуть ситуация,когда появится собственник земельного участка и потребует устранить построенные на его участке сооружения (ограду,дорожку) и эта обязанность ляжет на лицо,построившее данные сооружения.Земельные участки,которые не были переданы по договору аренды,надлежит обслуживать лицу,которому принадлежит обьект по праву собственности или аренды,а в случае отсутствия указанных лиц,обьекты надлежит обслуживать администрации Чернухинского с/совета.

В судебном заседании представитель заявителя ООО «РайводоканалСервис» генеральный директор Б.А.А.заявление поддержал.

В судебном заседании представитель заявителя ООО «РайводоканалСервис» по доверенности М.О.Е.заявление поддержал и пояснил,что артезианские скважины,расположенные по адресам:<адрес> (2скважины),<адрес> договора аренды переданы ООО «РайводоканалСервис».Поскольку земельные участки,на которых расположены скважины и рядом со скважинами,им не передавались,то у общества отсутствует обязанность по организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.Наличие выявленных в ходе проверки нарушений не оспаривается.

В судебном заседании прокурор Р.П.Н.с заявлением не согласилась и пояснила,что поскольку по договору аренды,указанные в представлении артезианские скважины были переданы ООО «РайводоканалСервис»,то ответственность по соблюдению обязанности по обеспечению санитарной охраны источников водоснабжения,а именно по соблюдению в том числе санитарных и гигиенических требований,лежит на ООО «РайводоканалСервис»,как на лице,являющемся владельцем артезианских скважин по договору аренды.

Представитель заинтересованного лица администрации Чернухинского сельсовета Арзамасского района по доверенности Б.М.В.в судебном заседании с заявлением не согласилась и пояснила,что юридическим лицом,владеющим и осуществляющим эксплуатацию указанных в представлении прокурора артезианских скважин,является ООО «РайводоканалСервис»,которое в рамках осуществления права аренды и должно нести ответственность за организацию и эксплуатацию зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

Выслушав представителей заявителя,заинтересованного лица,прокурора Р.П.Н.,изучив письменные материалы дела,суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.46Конституции РФ,каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии состатьей46Конституции Российской Федерации иглавой25Гражданского процессуального кодекса РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений,действий (бездействия) органов государственной власти,органов местного самоуправления,должностных лиц,государственных или муниципальных служащих,в результате которых,по мнению указанных лиц,были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Прокуратура Российской Федерации,являясь единой федеральной централизованной системой органов,осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдениемКонституции РФ и исполнением законов,действующих на территории Российской Федерации.

Для осуществления прокуратурой возложенной на нее функции,законодатель наделил органы прокуратуры полномочиями,определенными Федеральнымзаконом от17января1992года N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".

Так в соответствии счастью3статьи22названного Федерального закона прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами,указанными впункте1статьи21настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.

В соответствии со ст.24Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу,которые полномочны устранить допущенные нарушения,и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона,их причин и условий,им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

По смыслустатьи24Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" представление прокурора является актом прокурорского реагирования,имеющим целью устранение нарушений закона,их причин и способствующих им условий.Представление вносится в орган или должностному лицу,уполномоченному устранить допущенные нарушения,и подлежит безотлагательному рассмотрению.Представление готовится на основе материалов прокурорской проверки.Основанием для его внесения служат установленные факты нарушения закона.

В судебном заседании установлено следующее.

Администрация Чернухинского сельсовета Арзамасского района является собственникомартезианских скважин,расположенных по адресам:<адрес> (2скважины),<адрес>,что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права,кадастровыми и техническими паспортами на указанные артезианские скважины,назначение которых хозяйственно-питьевое водоснабжение.

<дата>.между администрацией Чернухинского с/совета Арзамасского района иООО «РайводоканалСервис» был заключен договор аренды обьектов,используемых в сфере водоснабжения.

Согласно указанного договора аренды и акта приема-передачи обьектов <дата>.,во временное владение и пользование ООО «РайводоканалСервис» были переданы,в том числе артезианские скважины,расположенные по адресам:<адрес> (2скважины),<адрес>

Из Приложения №2к договору усматривается,что у принимаемых обьектов отсутствует зона санитарной охраны (ЗСО),проект ЗСО.

В судебном заседании представители заявителя и представитель администрации Чернухинского с/совета пояснили,что указанный договор аренды является действующим.

<дата>.Арзамасскому городскому прокурору поступило сообщение о проведении проверки антиррористической защищенности инженерно-технической укрепленности опасных производственных обьектов,обьектовТЭК,жизнеобеспечения,а также требований соблюдения уполномоченными лицами по пожарной и антитеррористической безопасности обьектов.

<дата>.комиссией в присутствие представителя ООО «РайводоканалСервис» было проведено обследование инженерно-технического состояния,укрепленности,антитеррористической защищенности артезианских скважин,расположенных на территории администрации Чернухинского с/совета.

<дата>.был составлен акт из которого усматривается,что были выявлены нарушения п.1.4,п.1.5,п.3.3.1.2,п.3.2.1.3,п.3.2.1.1,п.3.2.1.4СанПиН2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

Из справки Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области <дата>.видно,что при обследовании указанных выше артазианских скважин были выявлены нарушения:

1) территория первого пояса ЗСО у всех артезианских скважин не огорожена,не ограничен доступ к скважинам.Отсутствуют дорожки с твердым покрытием к сооружениям,в нарушение п.3.2.1.1СанПиН2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»,

2)Водопроводные сооружения,расположенные в первом поясе зоны санитарной охраны,не оборудованы с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин,в нарушение п.3.2.1.4СанПиН2.1.4.1110-02,

3) не организована зона санитарной охраны водопроводов,а именно на территории первого пояса (строгого режима) водозаборов и водозаборных сооружений находятся источники загрязнения,которые способствуют ухудшению качества воды.

По результатам проверки Арзамасским городским прокурором15.06.2015г.в адрес ООО «РайводоканалСервис» было вынесено представление №7-286в-15об устранении выявленных нарушений,в соответствии с которым в ходе проверки были выявлены нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения,а именно1) территория первого пояса ЗСО у всех артезианских скважин не огорожена,не ограничен доступ к скважинам.Отсутствуют дорожки с твердым покрытием к сооружениям,в нарушение п.3.2.1.1СанПиН2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».2)Водопроводные сооружения,расположенные в первом поясе зоны санитарной охраны,не оборудованы с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин,в нарушение п.3.2.1.4СанПиН2.1.4.1110-02.В представлении Арзамасский городской прокурор требует незамедлительно рассмотреть представление,о времени и месте рассмотрения представления сообщить Арзамасскому городскому прокурору,принять меры к устранению нарушений закона,причин и условий,им способствующих,недопущению впредь подобных нарушений,решить вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности,о результатах рассмотрения сообщить в письменном виде в Арзамасскую городскую прокуратуру в месячный срок.

ООО «РайводоканалСервис» не согласен с вынесенным представлением в частиустранения нарушений на территории первого пояса зон санитарной охраны артезианских скважин,расположенных по адресам:<адрес> (2скважины),<адрес>,по тем основаниям,что земельные участки,на которых расположены артезианские скважины и рядом со скважинами,не были переданыООО «РайводоканалСервис»,в связи с чем у общества отсутствует обязанность по организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

Однако с данными утверждениями согласиться нельзя.

В силуст.42Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду,достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба,причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласноч.1ст.43Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты,пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Для водных объектов,используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения,устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (часть2статьи43приведенного Кодекса).

Санитарные правила согласност.1Федерального закона от30.03.1999г.N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"-это нормативные правовые акты,устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования,несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека,а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Согласнопункту1статьи18Федерального закона от30марта1999г.N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты,используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения,а также в лечебных,оздоровительных и рекреационных целях,в том числе водные объекты,расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее-водные объекты),не должны являться источниками биологических,химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Пунктом3данной статьи установлено,что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Вчасти2ст.19Федерального закона от30.03.1999г.N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" закреплена обязанность юридических лиц,осуществляющих эксплуатацию централизованных,нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения,а также иных систем,обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

Согласноп.1.3Постановления Главного санитарного врача РФ от14.03.2002г.N "О введении в действие Санитарных правил и норм Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" 2.1.4.1110-02,соблюдение санитарныхправил является обязательным для граждан,индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии сп1.4Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.СанПиН2.1.4.1110-02",утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от14.03.2002г.N10,зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах,вне зависимости от ведомственной принадлежности,подающих воду,как из поверхностных,так и из подземных источников.

В судебном заседании установлено,что согласно договору аренды N1от05.08.2014г.,заключенного между администрацией Чернухинского с/совета Арзамасского района иООО «РайводоканалСервис»,администрация Чернухинского сельсоветпредоставляетООО «РайводоканалСервис» во временное возмездное владение и пользование имущество муниципального образования,в том числе артезианские скважины,расположенные по адресам:<адрес> (2скважины),<адрес>,которые используются арендатором для обеспечения водоснабжения физических и юридических лиц питьевой водой в соответствии с требованиями СанПиН2.1.4.1074-01на территории Чернухинского сельсовета (п.1.1,п.1.3договора аренды).

Материалы дела не содержат сведений относительно признания в судебном порядке вышеуказанного договора аренды недействительным.Срок аренды по договору,согласно п.2.2договора- 2года11месяцев28дней.

Согласно п.4.2.2договора аренды арендатор обязуется обеспечивать сохранность,надежную работу обьектов,использование их по целевому назначению,установленному в п.1.3договора,обеспечить надежное,бесперебойное и качественное водоснабжение физических и юридических лиц на территории Чернухинского с/совета в соответствии с действующими нормами,в том числе с нормами СанПиН2.1.4.1074-01и приложением №3к договору.

Из п.4.2.15договора усматривается,что арендатор обязуется выполнять в установленный срок предписания органов государственного надзора,иных контролирующих органов о принятии мер к ликвидации ситуаций,возникших в результате деятельности арендатора,ставящих под угрозу сохранность обьектов,экологическую и санитарную обстановку на обьектах и прилегающей к нему территории,а согласно п.4.3.2договора арендодатель имеет право требовать от арендатора при эксплуатации последним обьектов соблюдения правил техники безопасности,пожарной безопасности и требования действующего законодательства РФ об охране окружающей среды,иных правил,норм,требований,предусмотренных действующим законодательством..

Из Приложения №3к договору аренды от05.08.2014г.усматривается,чтоООО «РайводоканалСервис» обязуется осуществлять деятельность по водоснабжению физических и юридических лиц на территории Чернухинского с/совета в соответствии со следующими показателями п.1.5.1уровень физической защищенности и соблюдения режима безопасности на обьектах водоснабжения,водоотведения:ограждение периметра зоны санитарной охраны,замки на павильонах над скважинами,охрана обьектов на очистных сооружениях.

Согласноподпункту "а" пункта1.15СанПиН2.1.4.1110-02санитарные мероприятия должны выполняться в пределах первого пояса зоны санитарной охраны-органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов.

Согласноподпункту "б" пункта1.15СанПиН2.1.4.1110-02санитарные мероприятия должны выполняться в пределах второго и третьего поясов ЗСО-владельцами объектов,оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.

На основаниип.1.17СанПиН2.1.4.1110-02отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода,владельцев объектов,расположенных в границах зоны санитарной охраны,организаций,индивидуальных предпринимателей,а также граждан от выполнения требований,предъявляемых настоящимиСанПиН.

В силу положений п.3.2.1.1СанПиН2.1.4.1110-023.2.1.1.территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы,озеленена,ограждена и обеспечена охраной.Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.

В соответствии сост.606ГК РФ аренда (имущественный наем) включает в себя владение и пользование имуществом.

Из указанных норм права следует,что возложение обязанности по обеспечению санитарной охраны источников водоснабжения,в том числе питьевого,а именно по соблюдению санитарных правил и гигиенических требований в целях защиты места водозабора и водозаборных сооружений от случайного и умышленного загрязнения и повреждения возможно не только на собственника,но и на других лиц,являющихся владельцами водопроводов и водозаборных участков.

Учитывая изложенное,суд полагает,что юридическим лицом,владеющим и осуществляющим эксплуатацию систем водоснабжения,является ООО «РайводоканалСервис»,которое в рамках осуществления права аренды несет ответственность за организацию и эксплуатацию зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

Поскольку в ходе проверки проведен осмотр территорий указанных артезианских скважин,и установлено,что территория ЗСО1пояса у всех артезианских скважин не огорожена,не ограничен доступ к скважинам,отсутствуют дорожки с твердым покрытием к сооружениям,суд приходит к выводу о том,чтоООО «РайводоканалСервис» нарушает действующее санитарное законодательство:требования ФЗ N52-ФЗ от30.03.1999г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и СанПиН2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения".

При этом ссылка представителей заявителяООО «РайводоканалСервис» о том,что бремя содержания скважин лежит на собственнике,коим является администрация Чернухинского сельсовета Арзамасского района,т.к.земельные участкиООО «РайводоканалСервис» не передавались,не является основанием для освобожденияООО «РайводоканалСервис»,как организации осуществляющей эксплуатацию источников водоснабжения,от обязанностей,предусмотренныхСанПиНом.

Кроме того,ООО «РайводоканалСервис» принимая указанные артезианские скважины по договору аренды,в соответствии с Приложением №2к договору знал о том,что принимает указанные обьекты без ЗСО,однако согласно Приложения №3к договору п.1.5.1обязался осуществлять деятельность по водоснабжению в соответствии со следующими показателями уровня физической защищенности и соблюдения режима безопасности на обьектах водоснабжения,водоотведения:путем ограждения периметра зоны санитарной охраны,замки на павильонах над скважинами,охрана обьектов на очистных сооружениях.

Доводы представителей заявителя изложенные в судебном заседании о том,что в течение месяца невозможно устранить оспариваемые нарушения,судом не могут быть приняты во внимание,поскольку в представлении прокурор указывает на сообщение в месячный срок о результатах рассмотрения представления.

При изложенных обстоятельствах судья приходит к выводу об отказе ООО «РайводоканалСервис» в удовлетворении заявления.

Срок обжалования представления от15.06.2015г.ООО «РайводоканалСервис» не пропущен.

Руководствуясь ст.ст.194,195,198ГПК РФ,

р е ш и л:

ООО «РайводоканалСервис» в удовлетворении заявления о признании незаконным представления Арзамасского городского прокурора .<дата>.об устранении выявленных нарушений в части устранения нарушений на территории первого пояса зон санитарной охраны артезианских скважин,расположенных по адресам:<адрес> (2скважины),<адрес> отмене представления в указанной части отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Арзамасский городской суд в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.

                                                                  Судья Т.А.Фимина

***

***

***

***.

2-2308/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ООО "Райводоканал Сервис"
Другие
Арзамасский городской прокурор
Администрация Чернухинского сельсовета Арзамасского района
Суд
Арзамасский городской суд Нижегородской области
Дело на сайте суда
arzamassky.nnov.sudrf.ru
25.06.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.06.2015Передача материалов судье
25.06.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.06.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.06.2015Подготовка дела (собеседование)
26.06.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
03.07.2015Предварительное судебное заседание
07.07.2015Судебное заседание
10.07.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.07.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.07.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее