ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Дело № 33-3301/2017
Судья Бадмаева Д.Н.
Поступило 26 июля 2017 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 августа 2017г. г.Улан-Удэ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего Захарова Е.И.,
судей коллегии Мирзаевой И.И., Нимаевой О.З.,
при секретаре Черепановой О.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей по Республике Бурятия к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад №5"Хрусталик", Администрации муниципального образования городского округа "город Улан-Удэ" о понуждении к принятию мер по соблюдению требований санитарного законодательства,
по апелляционной жалобе представителя ответчика Администрации г. Улан-Удэ Баханова О.В. на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 31 мая 2017 года, которым постановлено:
Исковые требования Управления Федеральной службы, по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 5 «Хрусталик» в срок до 31.12.2018г. привести параметры температурного режима в соответствие с требованиями гигиенических нормативов: в приемных, игровых младшей, средней и старшей групп 21-23гр. С (приложение №3 СанПин 2.4.1.3049-13).
Обязать Администрацию Муниципального образования городского округа "город Улан-Удэ" в срок до 01.01.2018 г. обеспечить финансирование мероприятий по приведению параметров температурного режима в соответствие с требованиями гигиенических нормативов приемных, игровых младшей, средней и старшей групп 21-23гр. С МБДОУ детский сад №5«Хрусталик».
Заслушав доклад судьи Мирзаевой И.И., выслушав представителя истца Урбаеву А.Л., ознакомившись с материалами дела, доводами жалобы, возражений судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
обращаясь в суд, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия с иском к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад №5 "Хрусталик" (МБДОУ Детский сад №5 "Хрусталик"), Администрации муниципального образования городского округа "город Улан-Удэ" просит обязать МБДОУ Детский сад №5 "Хрусталик" в срок до 03.09.2018г. выполнить требования санитарного законодательства в указанном дошкольном учреждении, а именно: привести параметры температурного режима в соответствие с требованиями гигиенических нормативов: в приемных, игровых младшей, средней и старшей групп 21-23 гр. С (приложение №3 СанПин 2.4.1.3049.-13), обязать Администрацию МО городского округа "город Улан-Удэ" обеспечить финансирование мероприятий по приведению параметров температурного режима в соответствие с требованиями гигиенических нормативов: в приемных, игровых младшей, средней и старшей групп 21-23 гр. С МБДОУ Детский сад №5 "Хрусталик" в срок до 03.09.2018г.
Определением суда от 12.05.2017 г. по делу в качестве соответчика привлечено МКУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ».
В судебном заседании представитель истца Урбаева А.Л. на доводах, изложенных в исковом заявлении, настаивала, просила иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования городского округа "город Улан-Удэ" и соответчика МКУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» Баханов О.В., представивший в подтверждение своих полномочий доверенности, с исковыми требованиями не согласился, ссылаясь на доводы своих письменных возражений на иск.
Законный представитель МБДОУ Детский сад №5 "Хрусталик" Тюрюханова Е.В. заявленные исковые требования признала частично, пояснив, что Роспотребнадзором в 2013 г. было вынесено предписание об устранении нарушений санитарного законодательства, ими были выполнены все пункты, кроме приведения параметров температурного режима в соответствие с требованиями гигиенических нормативов: в приемных, игровых младшей, средней и старшей групп 21-23 гр. Проблема в нарушении температурного режима исходит со стороны теплоснабжающей организации, то есть ТГК-14. Со стороны детского сада с 2013 г. были предприняты ряд мер, такие как проведение ремонта, замена радиаторов, полов, окон, также ими установлены дополнительные инфракрасные обогреватели и теплые полы. Однако, несмотря на предпринятые меры, тепловой режим согласно нормативам в помещении не устанавливается. Считает, что в данном случае это не их вина, а вина теплоснабжающей организации.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Администрации муниципального образования городского округа "город Улан-Удэ" Баханов О.В. ставит вопрос об отмене решения. Указывает, что судом не приняты во внимание доводы стороны ответчика об отсутствии вины в несоблюдении установленного санитарным законодательством температурного режима ввиду нарушений температурного режима со стороны ПАО «ТГК-14», в привлечении которого в качестве соответчика судом было отказано. Суд первой инстанции установил срок Администрации для финансирования мероприятий по приведению температурного режима в соответствие с гигиеническими нормативами до 01.01.2018г. В данном случае законного основания для сокращения срока исполнения решения, фактически являющегося требованием истца, у суда не имелось. Уменьшая срок исполнения решения, заявленный в иске, суд допустил нарушение норм процессуального права. Главным распорядителем бюджетных средств в сфере образования является Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ, который был привлечен к участию в деле в качестве соответчика, однако никакого решения в отношении Комитета не принято.
Представитель истца Управления Роспотребнадзора Урбаевой А.Л. принесены возражения на апелляционную жалобу.
В суде апелляционной инстанции представитель истца Управления Роспотребнадзора Урбаева А.Л. поддержала доводы возражений на апелляционную жалобу.
Представители ответчиков Администрации МО ГО «город Улан-Удэ», МКУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ», МБДОУ Детский сад № 5 "Хрусталик" не явились, извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы гражданского дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность решения суда в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" обучающимся предоставляется право на охрану жизни и здоровья. Согласно ч. 1 ст. 41 указанного закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Исходя из положений ст. 11 Федерального закона от 30.09.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ, оказываемых услуг.
В ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" дано понятие санитарно-эпидемиологических требований, это обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
В силу абзаца четвертого пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
На основании пунктом 1 и 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 N 26 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13.
В соответствии с п. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Из материалов дела усматривается, что в ходе проверки исполнения законодательства в сфере соблюдения санитарно-эпидемиологических требований при организации пребывания детей в МКДОУ детский сад 5 «Хрусталик» установлены нарушения требований санитарного законодательства.
Суд первой инстанции, установив нарушения ответчиком требований санитарно-эпидемиологического законодательства, указанные в иске, которые не оспариваются ответчиками, обоснованно пришел к выводу о том, что на МБДОУ Детский сад № 5 «Хрусталик» лежит обязанность по их устранению.
Согласно Уставу МБДОУ Детский сад № 5 «Хрусталик» его учредителем и собственником является Муниципальное образование городского округа «город Улан-Удэ». В связи с чем, суд, руководствуясь положениями ст.ст.2, 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» правомерно пришел к выводу о том, что обязанность по осуществлению финансирования мероприятий по устранению нарушение санитарных норм лежит на учредителе детского сада- Администрации муниципального образования городского округа «город Улан-Удэ».
Согласно Положению о Комитете по образованию г. Улан-Удэ, утв. Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 16.03.2017 N 308-29 "Об утверждении Положения о Комитете по образованию Администрации г. Улан-Удэ", следует, что Комитет по образованию является структурным подразделением Администрации г. Улан-Удэ, осуществляющим решение вопросов местного значения в сфере образования и реализующим полномочия органов государственной власти, переданные в соответствии с действующим законодательством, осуществляет планирование и формирование потребностей на проведение капитального строительства объектов образования, проведение ремонтных работ зданий и помещений, находящихся в оперативном управлении подведомственных учреждений.
В связи с чем, оснований для возложения на Комитет по образованию г.Улан-Удэ обязанности по осуществлению финансирования мероприятий по устранению нарушение санитарных норм, не имеется.
Довод жалобы о том, что проблема в нарушении температурного режима исходит со стороны теплоснабжающей организации, то есть ТГК-14, подлежит отклонению, поскольку ответчик бездействует с 2013г., требований к ПАО «ТГК-14» по поводу ненадлежащей поставки тепловой энергии не предъявлял.
Довод жалобы в части установления срока исполнения решения подлежит отклонению, поскольку, районный суд, руководствуясь положениями бюджетного законодательства, законодательства о защите прав потребителей обоснованно установил срок до 01.01.2018 г. В соответствии с примерным перечнем решений, планируемых к принятию в 2017 году Улан-Удэнским городским Советом депутатов, утв. Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 08.12.2016 г. № 275-26, решение о бюджете 2018 года планируется к принятию в 4 квартале 2017 г. Таким образом, включение в бюджет 2018 г. финансовых средств для исполнения решения возможно в 2017г.
При этом нарушений норм процессуального права при установлении срока исполнения решения суда нарушено не было, установление срока исполнения решения суда не является исковыми требования, устанавливается в соответствии со ст. 206 ГПК РФ.
Таким образом, судом первой инстанции были правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено, в связи, с чем решение суда по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 31 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: