Судья Рыбакова М.И. дело № 33-14443/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 августа 2022 года г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе председательствующего Васильева С.А.
судей Филиппова А.Е., Голубовой А.Ю.
при секретаре Мордань Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-331/2022 по иску Военного прокурора Новочеркасского гарнизона, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление по Южному военному округу" МО РФ, ЖКС №2 филиала ФГБУ "ЦЖКУ по ЮВО" МО РФ, третье лицо Министерство обороны РФ, Войсковая часть № 48514, о признании незаконным бездействия, обязании произвести ремонт по апелляционной жалобе ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление по Южному военному округу" МО РФ на решение Новочеркасского городского суда Ростовской области от 03 марта 2022 года. Заслушав доклад судьи Филиппова А.Е. судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор Новочеркасского гарнизона обратился в суд вышеназванным иском, в обоснование заявленных требований указав на то, что в г.Новочеркасске на территории 19 военного городка располагается кирпичное здание столовой 1971 года постройки, состояние которого неудовлетворительное. Установлено, что с момента постройки и ввода указанного здания в эксплуатацию его капитальный и текущий ремонт не производился. Собственником сооружения - Министерством обороны РФ работа по надлежащей эксплуатации здания не организована.
С учетом уточнения исковых требований, Военный прокурор Новочеркасского гарнизона просил суд обязать филиал ФГБУ "ЦЖКУ по ЮВО" МО РФ и ЖКС №2 филиала ФГБУ "ЦЖКУ по ЮВО" МО РФ провести замену кровельного покрытия из наплавляемых материалов, перекрытий, ремонт потолков, стен, произвести установку вентиляции, заменить металлические трубы системы ГВС и ХВС на пластиковые, а также произвести замену паропроводов обвязки варочных котлов в здании расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН (территория 19 военного городка по генеральному плану городка №49).
Решением Новочеркасского городского суда Ростовской области от 03 марта 2022 года исковые требования Военного прокурора Новочеркасского гарнизона действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ФГБУ "ЦЖКУ по ЮВО" МО РФ, ЖКС №2 филиала ФГБУ "ЦЖКУ по ЮВО" МО РФ удовлетворены в полном объеме.
Суд обязал филиал ФГБУ "ЦЖКУ по ЮВО" МО РФ и ЖКС №2 филиала ФГБУ "ЦЖКУ по ЮВО" МО РФ провести замену кровельного покрытия из наплавляемых материалов, перекрытий, ремонт потолков, стен, произвести установку вентиляции, заменить металлические трубы системы ГВС и ХВС на пластиковые, а также произвести замену паропроводов обвязки варочных котлов в здании расположенном по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН (территория 19 военного городка по генеральному плану городка №49) в течении трех лет со дня со дня вступления в законную силу решения суда.
ЖКС №2 филиала ФГБУ "ЦЖКУ по ЮВО" МО РФ в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене указанного решения суда, просит принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению апеллянта, судом не дана оценка тому факту, что объект недвижимого имущества здание кухни-столовой расположенный по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН (территория 19 военного городка по генеральному плану городка №49) как объект недвижимого имущества, передан на баланс в ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО».
При этом здание кухни-столовой передано в эксплуатацию ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России на основании актов приема-передачи от 31.03.2017, подписанных представителем организации, осуществляющей эксплуатацию данных объектов до 01.04.2017, представителем балансодержателя, а также представителями войсковой части и принимающей стороны.
Апеллянт настаивает на том, что возложение на собственника обязанностей по содержанию или ремонту его имущества возможно в том случае, если это предусмотрено законом, либо если ненадлежащее содержание собственником своего имущества нарушает права и законные интересы других лиц.
В своем решении суд первой инстанции не указал, какую именно обязанность, возложенную законом, по отношению к неопределённому кругу лиц не выполнило Учреждение, либо чем именно нарушены права и охраняемые законом интересы этого неопределённого круга лиц, как и не указано по каким основаниям восстановление прав неопределённого круга лиц должно быть произведено именно ремонтом силами Учреждения в нарушение приказа Министра обороны Российской Федерации от 30.12.2017 № 860. Утверждение планов, проведение и финансирование работ текущего и капитального ремонтов, связанных с привлечением сторонних подрядных организаций, находятся вне компетенции Учреждения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, явившихся в процесс, судебная коллегия приходит к следующему.
Принимая решение, суд первой инстанции руководствовался статьями 210, 296 ГК РФ, Положениями о Министерстве обороны Российской Федерации и исходил из того, что материалами проверки подтвержден факт нуждаемости здания в проведении капитального ремонта в здании расположенном по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН
Учитывая тот факт, что бездействие ответчиков, выразившееся в непринятии мер по проведению ремонта здания столовой влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц (военнослужащих, гражданского персонала, осуществляющего обслуживание указанного здания) на защиту от чрезвычайных ситуаций, обусловленных неудовлетворительным состоянием объекта казарменно-жилищного фонда, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований.
Суд установил срок для исполнения решения– 3 года со дня вступления его в законную силу. Определяя конкретный срок, обеспечивающий соблюдение баланса интересов сторон, суд не установил оснований, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда в указанный срок. Доводы апелляционной жалобы о том, что срок исполнения решения суда составляет шесть месяцев, не соответствует действительности.
Судебная коллегия считает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции, оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, не имеется.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 утверждено Положение о Министерстве обороны Российской Федерации (далее - Положение), в соответствии с подпунктом 71 пункта 7 которого указанное министерство осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил.
К полномочиям Министерства обороны Российской Федерации подпунктом 68 пункта 7 Положения отнесена среди прочего организация выполнения работ по капитальному ремонту объектов социальной инфраструктуры в Вооруженных Силах, а также эксплуатация таких объектов.
При этом согласно пункту 5 Положения Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов (Северного флота), иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты), подведомственные Минобороны России организации.
На основании приказа Министерства обороны Российской Федерации от 2 марта 2017 г. N 155 в целях содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации создано Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации.
ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Минобороны России в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно пунктам 21 и 25 Устава ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России учреждение обеспечивает и осуществляет в том числе капитальный ремонт, текущий ремонт закрепленных на праве оперативного управления и предоставленного в безвозмездное пользование недвижимого имущества, объектов материально-технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. N 860 утверждено Руководство по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации (далее также - Руководство), которого определяет коммунально-эксплуатационные органы (организации), отвечающие за коммунально-эксплуатационное обеспечение.
Пунктом 14 Руководства предусмотрено, что филиалы ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России несут ответственность за обеспечение технической эксплуатации материально-технической базы, обеспечивает контроль за исполнением контрактов по закрепленной номенклатуре.
ЖКС несет ответственность за правильную эксплуатацию систем энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, противопожарной защиты, электротехнического оборудования; своевременное проведение мероприятий промышленной безопасности на опасных производственных объектах коммунального хозяйства Вооруженных Сил, закрепленных на праве оперативного управления за ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России. Также осуществляет выявление случаев незаконных присоединений к инженерным сетям; устранение аварийных ситуаций; мероприятия по подготовке к отопительному периоду; иную деятельность, предусмотренную уставом ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (пункты 15 и 16 Руководства).
Военной прокуратурой Новочеркасского гарнизона была проведена проверка исполнения должностными лицами Минобороны России законодательства, регламентирующего порядок эксплуатации, обслуживания и проведения ремонтных работ объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности Министерству обороны РФ, а так же законодательства направленного на обеспечение безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц, градостроительных норм и правил.
В рамках проведения проверки было установлено, что в г.Новочеркасске на территории 19 военного городка (АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН) располагается кирпичное здание столовой 1971 года постройки, общей площадью 5538 кв.м.
Согласно выписке из ЕГРН от 16.08.2021г. нежилое здание площадью 5020,9 кв.м., 1971 года постройки, расположенное по адресу: РО, АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН является собственностью РФ, принадлежит на праве оперативного управления ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений МО РФ.
Из акта осмотра здания (сооружения) №4 от 05.04.2021 проведенного ЖКС №2 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ по ЮВО в отношении указанного объекта - кухни-столовой № 49, следует, что состояние подвального помещения здания неудовлетворительное, паропроводы обвязки варочных котлов пришли в негодность в связи с долгим сроком эксплуатации, имеются коррозионные отверстия, в связи с повышенной влажностью покрытие стен находится в неудовлетворительном состоянии, происходит отслоение штукатурное слоя, имеются следы намокания и плесени. На полу образуется скопление воды. Необходимо разработать проект по установке вентиляции. Электричество отключено в связи с высокой влажностью и вероятностью замыкания. В моечных комнатах (1,2 этаж) в связи с протеканием кровли происходит течь с потолка на пол, в связи с чем образуется скопление воды, в моечной комнате (1 этаж) на покрытии потолка (металопрофиль) имеется плесень, вода затекает в осветительные приборы. В моечной комнате происходит выпучивание покрытий потолка (пластиковые панели), на потолке и стенах имеется плесень, электричество отключено в связи с высокой влажностью и вероятностью замыкания электропроводки. В помещении на 2 этаже потолок из плит "Армстронг" местами обрушается в связи с протеканием кровли, на полу образуются множественные скопления воды. На оконных блоках наблюдается конденсат, что приводит к образованию плесневого грибка, оконные ручки отсутствуют, в связи с чем вентиляция не производится, электричество отключено в связи с высокой влажностью и вероятностью замыкания электропроводки. В связи с протеканием кровельного покрытия находятся в неудовлетворительном состоянии перекрытия (ЖБ плиты), происходит шелушение поверхности бетона, коррозия металла. Состояние кровли (плоская, рулонная) неудовлетворительное, происходят множественные протекания мягкого кровельного покрытия. Состояние холодного и горячего водоснабжения неудовлетворительное, требуется замена металлических труб на пластиковые.
Проверка показала, что должностными лицами войсковой части 48514 и ЖКС №2филиала ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ по ЮВО (г.Новочеркасск), проводились осмотры зданий, фиксировались нарушения, для устранения которых необходимо проведение капитального и текущего ремонта, что подтверждается оформленным 14.09.2020 актом общего осеннего осмотра объектов казарменно-жилищного фонда №17.
Материалами дела подтверждается многочисленные обращения руководства воинских частей, размещенных на территории 19 военного городка (АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН) в отдел эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций ЮВО, в Центральное жилищно-коммунальное управление МО РФ по ЮВО по вопросам ремонта столовой.
05.04.2021 военной прокуратурой Новочеркасского гарнизона командиру войсковой части 48514 внесено представление об устранении нарушений закона.
До настоящего времени, ремонт помещений столовой не осуществлен, что создает угрозу жизни и безопасности неопределенного круга лиц.
Доводы апелляционной жалобы не являются основаниями для отмены состоявшегося решения суда, ввиду следующего.
В полномочия ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России, а также филиала ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" МО (по Южному военному округу) входит осуществление согласования технических зданий и проектной документации и проведение соответствующих работ, в том числе рассмотрения вопроса финансирования связанного с выполнением работ по восстановлению и обслуживанию здания кухни-столовой военного городка №19 войсковой части 48514.
20.09.2017г. между МО РФ и ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" МО (по Южному военному округу) заключен Договор №3-УЖФ-ЮВО-01 управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами РФ.
Согласно регламенту «О порядке проведения технического обслуживания и ремонта собственными силами зданий и сооружений казарменного и иных фондов Минобороны России структурными подразделениями ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, утв. Приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минбороны России от 16.11.2017г. № 189, на жилищно-коммунальную службу Филиала (ЖКС) возложены обязанности по техническому обслуживанию зданий и сооружений казарменного и иных фондов Минобороны России.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что проведение капитального ремонта здания столовой расположенной по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН (территория 19 военного городка по генеральному плану городка №49) должно быть возложено на ответчиков. Не осуществление необходимых работ противоречит требованиям действующего законодательства и создает предпосылки к чрезвычайным ситуациям в в/ч № 48514 и как следствие возможной гибели, травматизму военнослужащих и лиц гражданского персонала, повреждению государственного имущества, росту социальной напряженности.
Суд первой инстанции при разрешении возникшего между сторонами спора верно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального и процессуального права, решение суда соответствует требованиям ст.195 ГПК РФ, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по Южному военному округу не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Новочеркасского городского суда Ростовской области от 03 марта 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу – ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление по Южному военному округу" МО РФ - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 06 сентября 2022 года.