Решение по делу № 5-1055/2020 от 09.10.2020

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Кострома 20 ноября 2020 года

Судья Свердловского районного суда г.Костромы М., с участием представителя Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения « городская больница г. Костромы» А, должностного лица Территориального органа Росздравнадзора по Костромской области составившей протокол по делу об административном правонарушении Б рассмотрев в открытом судебном заседании в отношении юридического лица

Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская больница г. Костромы» юридический адрес: <адрес>, фактический адрес <адрес>, нежилое помещение ИНН: ; ОГРН:

дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

В отношении Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская больница г. Костромы» (далее: ОГБУЗ «Городская больница г. Костромы), составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ, согласно которому учреждению вменяется грубое нарушение лицензионных требований:

пп. «а» п. 5 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»; 1.1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об
основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в части
несоблюдения порядка оказания медицинской помощи;

1.2. п. 1.2, п. 1.7, п.2.2 приложения №3 «Временного порядка
организации работы медицинских организаций, оказывающих
медицинскую помощь в амбулаторных условиях и условиях дневного
стационара, в целях реализации мер по профилактике и снижению
рисков распространения новой коронавирусной инфекцией COVID-19»
приказа Минздрава РФ от 19 марта 2020 г. N 198н «О временном порядке
организации работы медицинских организаций в целях реализации мер
по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекцией COVID-19» руководители медицинских организаций и их структурных подразделений, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара» в части не принятия мер руководителем медицинской организации и их структурных подразделений, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара:

по выявлению пациентов с симптомами ОРВИ, в том числе из групп риска (лиц в возрасте старше 60 лет, а также лиц, страдающих хроническими заболеваниями бронхолегочной, сердечнососудистой и эндокринной систем) и оказанию им медицинской помощи;

по обеспечению медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, пулъсоксиметрами;

по информированию медицинских работников по вопросам профилактики, диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также сбора эпидемиологического анамнеза.

1.3. приложения №4 «Алгоритма действий медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, в том числе на дому, пациентам с острыми респираторными вирусными инфекциями» приказа Минздрава РФ от 19 марта 2020 г. N 198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекцией СОУ1Р-19» в части:

не отнесения пациента к группе риска при наличии хронических заболеваний сердечно-сосудистой, эндокринной системы и возрасте старше 60 лет;

не обеспечения взятия биоматериала (мазок из носо- и ротоглотки) в 1 день обращения;

не решения вопроса госпитализация специализированной выездной бригадой скорой медицинской помощи

2) нарушения требований п.п. «б» п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291 – не обеспечение соблюдения установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности :

ст. 90 Федерального закона от 21.11.2011 № 323- ФЗ « Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в части не соблюдения установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;

приложения №3 временных методических рекомендаций «Лекарственная терапия острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ) в амбулаторной практике в период эпидемии COVID-19 » ( Версия 2 от 16.04.2020г) в части: невыполнения алгоритма ведения пациентов с ОРВИ врачом терапевтом-участковым, не измерения ЧДД, сатурации кислорода (Sp02);не определена степень тяжести ОРВИ;не определения группы риска (возраст старше 65 лет, наличие хронических заболеваний: сахарный диабет, ожирение, ишемической болезнь сердца, хроническая болезнь почек);не решения вопроса о направлении на лечение в стационарных условиях.

2.3. приложения №1 приказа Министерства здравоохранения РФ от 15.12.2014 г. № 834н «Об утверждении унифицированных медицинской документации, используемых в медицинских организациях оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условия и порядков по их заполнению» в части несоответствия медицинской карты амбулаторного больного на имя ЗВ, утверждённой форме N 025/у «Медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях»;

пп. 4.24, п. II; пп.16, п. III Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2012 г. № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» в части не рассмотрения врачебной комиссией обращения (жалобы) по вопросам, связанным с оказанием медицинской помощи граждан в медицинской организации; не оформления решения врачебной комиссии (подкомиссии) в виде протокола.

ст. 18, 19, 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в части неоказания доступной и качественной медицинской помощи, нарушения права пациента на охрану здоровья.

Указанные нарушения выявлены в ходе внеплановой документарной проверки, проведенной в период с <дата> по <дата>.

В судебном заседании Б пояснила, что указанные в протоколе правонарушения нашли свое подтверждения, вина юридического лица установлена представленными материалами, правонарушение является длящимся, срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

Представитель ОГБУЗ «« Городская Больница г. Костромы » А в судебном заседании с составленным протоколом об административном правонарушении не согласилась, представив письменные объяснения, указав, что правонарушение по порядку оказания медицинской помощи не является длящимся сроки давности привлечения к административной ответственности истекли, в связи с чем производство по делу следует прекратить. Нарушения по форме заполнения карты не являются грубыми, обращение гражданина в больницу не поступало, по данной причине не могло быть рассмотрено, кроме того из протокола не ясно как повлияло не предоставление протокола комиссии на исход лечения, после смерти пациента.

Выслушав мнения участников процесса, исследовав представленные суду материалы, суд приходит к следующему.

Административная ответственность по ст. 19.20 ч.3 КоАП РФ наступает за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно.

Согласно ст. 90 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в порядке, установленном руководителями указанных органов, организаций.

Согласно ст. 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Частью 11 статьи 19 Федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности от 04.05.2011 N 99-ФЗ установлено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к грубым нарушениям лицензионных требований могут относиться только нарушения, повлекшие за собой:

1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Согласно п. 5 Положения "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")", утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, предусмотренные п. 4, а также:

а) соблюдение порядков оказания медицинской помощи;

б) соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;

в) соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг;

в(1)) соблюдение правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения;

г) повышение квалификации специалистов, выполняющих заявленные работы (услуги), не реже 1 раза в 5 лет.

Согласно пункту 6 указанного Положения, под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а" и "б" пункта 5 данного Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Как следует из протокола об административном правонарушении от <дата>, ЗВ, <дата> г.р., заболел с <дата>, появились жалобы на озноб, головную боль, повышение температуры тела до 38 гр. С, осмотрен на дому врачом-терапевтом участковым Д

Эпидемиологический анамнез не собран.Состояние оценено как удовлетворительное, температура тела -данных, зев спокойный, миндалины не увеличены, носовое дыхание свобод тоны сердца - ясные, ритмичные, дыхание везикулярное, хрипов нет, ЧДД -данных, ЧСС - нет данных, АД - нет данных, живот мягкий, безболезненный. Измерение сатурации кислорода не проводилось. Выставлен диагноз: ОРВИ, СД II типа, язва на большом пальце правой ноги.

Лечение: консультация хирурга.

В рамках предварительной проверки в пояснениях ОГБУЗ «ГБ Костромы» представлена информация по назначению врачом-терапевтом участковым Д <дата> при осмотре на дому противовирусной терапии, в медицинской карте пациента, получающего медицинскую помощь амбулаторных условиях на имя ЗВданная информация отсутствует.

Повторно осмотрен на дому <дата> участковым терапевтом Х, ЗВ предъявлял «жалобы на боли в правой половине грудной клетки, небольшой кашель с мокротой, повышение температуры тела 37,8 гр. С. Вызывал бригаду СМП <дата> При осмотре: состояние оценено как относительно удовлетворительное, кожные покровы влажные, зев - умеренно гиперемирован, температура тела - N, в лёгких дыхание везикулярное/жёстк обеих сторон сухие хрипы, ЧДД 16 в 1 мин. Тоны сердца приглушенные ритмичные, АД-140/90 мм рт ст., ЧСС- 86 в 1 мин., периферические отеки. Пальпация по межреберьям справа болезненна».Измерение сатурации кислорода не проводилось.

Выставлен диагноз: Остеохондроз грудного отдела позвоночника XOБЛ? Пневмония. Сахарный диабет 2 типа. Ожирение 3 ст. Хронический гломерулонефрит. Назначено лечение.

Мазок на COVID-19, флюорограмма лёгких на <дата> г

<дата> ЗВ выполнено рентгенологическое исследование лёгких, заключение: правосторонняя полисегментарная плевропневмония); клинический анализ крови, мазок из носа и зева на коронавирусную инфекцию COVID-19 - дата выдачи результата <дата> 9 (не обнаружен).

<дата> ЗВ с результатами рентгенологического исследования лёгких осмотрен врачом-терапевтом участковым Х Жалобы на слабость, кашель с мокротой, одышку при физической нагрузке. При осмотре: состояние оценено как относительно удовлетворительное, питание повышено, кожные покровы влажные, температура тела - N, в лёгких дыхание -сухие свистящие хрипы с обеих сторон, в нижних отделах справа - притупление лёгочного звука, ЧДД 18 в 1 мин. АД-130/80 мм рт ст., ЧСС- 89 в 1 мин., голени пастозны.Измерение сатурации кислорода не проводилось.

Выставлен диагноз: Правосторонняя плевро-пневмония средне-тяжёлое течение.

Сопутствующие заболевания: Сахарный диабет 2 типа. Ожирение 3 ст. Хронический гломерулонефрит. Назначено лечение.

Второй мазок на COVID-19 на <дата>, при ухудшении состояния вызывать 03. Актив на <дата>.

Повторно осмотрен на дому <дата> участковым терапевтом Ш.: «на момент вызова в квартире была бригада «скорой помощи», оказалось, что вызов «скорой» был раньше. Со слов сотрудников «03»: «пульсоксиметрия 97%. На <дата> планируется забор повторно мазка на COVID, лечение продолжает».

Актив на <дата>.

<дата> ЗВ на дому повторно взят анализ крови. Участковый врач - терапевт Х по телефону с сыном ЗВ - контроль за общим состоянием, жалобы со слов на слабость, озноб, нарастающую одышку. Участковым врачом-терапевтом по телефону с дежурным врачом ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа №2» решён вопрос о госпитализации в инфекционное отделение, оформлено направление на госпитализацию.

<дата> в 15 ч 08 мин, вызов на дом бригады скорой медицинской помощи с поводом для вызова: экстренная перевозка.

В карте вызова скорой медицинской помощи ОГБУЗ «Костромская областная станция скорой медицинской помощи и медицины катастроф»: жалобы на слабость, головокружение, одышку, кашель с отделением мокроты.

Выставлен диагноз: Коронавирусная инфекция неуточнённая. Внебольничная бронхопневмония. ДН 0 ст. Пациент госпитализирована в 16 ч 46 мин. в фильтр - бокс инфекционного отделения ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа №2» с диагнозом: Внебольничная двухсторонняя пневмония. Сахарный диабет, 2 тип. Гипертоническая болезнь III ст, риск 4. Ожирение 3 ст.

10.05.20г в 01 ч 00 мин. ЗВ скончался.

Заключение по протоколу патологоанатомического исследования причиной смерти стал сахарный диабет 2 типа, диабетическая нефропотия, хронический пиелонефрит. Течение основного заболевания осложнилось развитием почечной недостаточности, что явилось непосредственной причиной смерти.

На основании исследованных медицинских документов административный орган пришел к выводу, что ОГБУЗ « Городская больница г. Костромы» при оказании медицинской помощи ЗВ был нарушен установленный порядок оказания медицинской помощи, нарушены временные методические рекомендации, нарушения при осуществлении внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, в связи, с чем нарушены права пациента на охрану здоровья в соответствии со ст. 10, ст. 18 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ, повлекло причинение вреда жизни и здоровью. Действия ОГБУЗ « Городская больница г. Костромы» квалифицированы по ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ.

Доказательств свидетельствующих о нарушении пп. «а» п. 5 «О лицензировании медицинской деятельности в части несоблюдения порядка оказания медицинской помощи в части не принятия мер руководителем медицинской организации и их структурных подразделений, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара по выявлению пациентов с симптомами ОРВИ, в том числе из групп риска (лиц в возрасте старше 60 лет, а также лиц, страдающих хроническими заболеваниями бронхолегочной, сердечнососудистой и эндокринной систем) и оказанию им медицинской помощи; по информированию медицинских работников по вопросам профилактики, диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также сбора эпидемиологического анамнеза, которые могут быть рассмотрены как длящиеся представленные материалы не содержат.

Нарушение лицензионных требований при осуществлении Учреждением медицинской деятельности, квалифицированные в качестве грубых нарушений лицензионных требований, согласно протокола об административном правонарушении, в части несоблюдения установленного порядка оказания медицинской помощи связаны с лечением ЗВ имели место в период с <дата> по <дата> до момента госпитализации в ОГБУЗ « Окружная больница Костромского округа №2», не являются длящимися и выявленными (пресеченными) на момент проверки административного органа, так как из материалов дела следует, они не выражались в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей, то есть носили одномоментный характер, на <дата> прекратились все правоотношения между пациентом ЗВ и медучреждением по поводу оказания медицинской помощи.

ОГБУЗ « Городская больница г. Костромы» вменяется нарушение лицензионных требований, связанных с осуществлением внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (п.п. «б» п.5 указанного Положения) к таким нарушениям согласно протокола были отнесены : невыполнения алгоритма ведения пациентов с ОРВИ врачом терапевтом-участковым, не измерения ЧДД, сатурации кислорода (Sp02);не определена степень тяжести ОРВИ;не определения группы риска (возраст старше 65 лет, наличие хронических заболеваний: сахарный диабет, ожирение, ишемической болезнь сердца, хроническая болезнь почек);не решения вопроса о направлении на лечение в стационарных условиях. Между тем данные действия связаны с порядком оказания медицинской помощи и ранее административным органом были указаны как нарушения п. «а» п.5 Положения. Из ч.ч. 1,2, раздела 1 Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (утверждены Приказом Минздрава России от 07.06.2019 N 381н,) следует, контроль представляет собой, прежде всего организационную деятельность, которая состоит в обеспечении руководством медицинского учреждения прав граждан на получение медицинской помощи необходимого объема и надлежащего качества в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи и на основе клинических рекомендаций, соблюдения обязательных требований к обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности, а также оценке субъектами внутреннего контроля соответствующей деятельности исполнителей.

Таким образом, сами по себе действия врачей при оказании медицинской помощи пациенту указанные в протоколе об административном правонарушении, не относятся к мероприятиям по внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности; к таковому относятся мероприятия по оценке их действий субъектами внутреннего контроля.

По факту нарушения лицензионных требований, связанных с осуществлением внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (п.п. «б» п.5 указанного Положения), в части нарушения п.4.24. раздела II Приказа Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 502н функцией врачебной комиссии является рассмотрение обращений (жалоб) по вопросам, связанным с оказанием медицинской помощи граждан в медицинской организации – отсутствия протокола врачебной комиссии по обращению ЗД, суд приходит к выводу, что данное нарушение не нашло свое подтверждения, поскольку доказательств того, что данное обращение, до проведения проверки направлялось в ОГБУЗ «Городская больница г. Костромы» не представлено.

Представитель общества пояснила, что обращение гр-на ЗД непосредственно в ОГБУЗ «Городская больница г. Костромы» не направлялось, оно поступило позже, когда именно сообщить не может, врачебная комиссия проведена, о чем представлен протокол. Согласно материалам дела обращение было направлено ЗВ в Розздравнадзор <дата>, сведений о времени его направления в ОГБУЗ « Городская больница г. Костромы» в материалах дела не имеется, в протоколе по делу об административном правонарушении данные сведения так же не указаны.

Инкриминируемое Учреждению нарушение, в части несоответствия карты амбулаторного больного на имя ЗВ утвержденной форме /у не может быть отнесено к грубым, поскольку не повлекло за собой последствий указанных в Части 11 статьи 19 Федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности от 04.05.2011 N 99-ФЗ

Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, составляет три месяца. При таких обстоятельствах суд считает, что истекли сроки давности привлечения к административной ответственности, предусмотренные ст. 4.5 КоАП РФ- <дата>.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Исходя из положений ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обсуждаться не может.

В связи с чем производство по делу подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за истечением сроков данности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.29.5-29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении юридического лица - Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения « Городская больница г.Костромы» прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Постановление может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение 10 суток с момента получения копии постановления.

Судья: М

5-1055/2020

Категория:
Административные
Ответчики
ОГБУЗ "Городская больница г.Костромы"
Суд
Свердловский районный суд г. Кострома
Судья
134 Молодова Екатерина Владимировна
Статьи

19.20

Дело на странице суда
sverdlovsky.kst.sudrf.ru
09.10.2020Передача дела судье
27.10.2020Подготовка дела к рассмотрению
20.11.2020Рассмотрение дела по существу
20.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее