Дело № 2а-3429/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(полный текст)
16 декабря 2021 года г. Севастополь
Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующий судья - Григорьевой У.С.,
при секретаре - Бойко О.А.,
с участием административного ответчика – Герасима Н.М.,
его представителя – Савенчук В.А.,
представителя административного ответчика – Курбатовой Ю.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Мамаджоновой ФИО11 к главе Внутригородского образования города Севастополя Качинского муниципального округа Герасиму ФИО11, Совету Качинского муниципального округа, заинтересованное лицо: Местная администрация Внутригородского образования города Севастополя Качинский муниципальный округ, о признании незаконным действий должностного лица, решения должностного лица, бездействия должностного лица государственного органа,
установил:
Административный истец Мамаджонова Р.И. обратилась в суд с указанным административным иском, в котором просит признать незаконным бездействия главы Внутригородского образования города Севастополя Качинского муниципального округа Герасима Н.М. выразившееся в ненадлежащем исполнении своих должностных обязанностей в части несвоевременного выявления бесхозяйственного имущества на территории муниципального образования и постановке такого имущества на учет.
Заявленные требования мотивированы нарушением главой Внутригородского образования города Севастополя Качинского муниципального округа п. 12 Закона города Севастополя от 29 декабря 2016 года № 314-ЗС "О наделении органов местного самоуправления в городе Севастополе отдельными государственными полномочиями города Севастополя", и ст.ст. 6, 7, 33, 37 Устава Внутригородского образования города Севастополя Качинского муниципального округа, не выполняется реализация мероприятий по выявлению и постановке на учет бесхозяйного и (или) выморочного имущества на территории муниципальных образований, считает, что глава своевременно не обеспечил выявление бесхозяйственного имущества и постановки на учет на территории муниципального образования, повлекшее по неосторожности причинение смерти несовершеннолетнему. Заявитель указывает, что 24 января 2021 года старшим следователем следственного отдела по Нахимовскому району г. Севастополя ГСУ СК России по Республике Крым и городу Севастополю Буря О.Л. возбуждено уголовное дело №12102670004000003 по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 293 УК РФ, по факту ненадлежащего исполнения должностным лицом своих обязанностей, повлекшее по неосторожности смерть Мамаджонова Т.И., 03.10.2005 года рождения. 24 мая 2021 года следователем следственного отдела по Нахимовскому району г. Севастополя ГСУ СК России по Республике Крым и городу Севастополю Буря О.Л. вынесено постановление о прекращении уголовного дела №12102670004000003, возбужденное по признакам преступления, предусмотренного п.1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ. Однако в последствии постановление о прекращении уголовного дела №12102670004000003 от 24 мая 2021 года отменено заместителем руководителя ГСУ СК России по Республике Крым и городу Севастополю. Указывает, что строение, на котором произошел несчастный случай, относится к бесхозяйственному имуществу, которое своевременно не выявлено должностными лицами Внутригородского муниципального образования города Севастополя Качинского муниципального округа, в отношении указанного объекта никаких мер реагирования не предпринималось. По мнению заявителя, именно вследствие бездействия должностных лиц по реализации мероприятий по выявлению и постановке на учет бесхозяйного и (или) выморочного имущества на территории муниципальных образований, вследствие чего были нарушены ее права и законные интересы.
В судебное заседание административный истец не явилась, направила ходатайство об отложении рассмотрения дела, в связи с занятостью ее представителя в другом судебном заседании. Данную причину неявки в судебное заседание суд признает неуважительной и полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.
Административный ответчик Герасим Н.М. и его представитель Савенчук В.А. возражали против удовлетворения административного искового заявления, просили отказать в полном объеме.
Представитель административного ответчика Курбатова Ю.П. возражала против удовлетворения административного искового заявления по изложенным в письменных возражениях основаниям, указав на то, что земельный участок, расположенный вблизи дома <адрес> —является собственностью г. Севастополя, в связи с чем, муниципалитет не обладает правом на обращение в суд с иском о сносе капитальных строений конструкций возведенных на земле, не принадлежащей муниципалитету также как и принятие мер по обеспечению безопасности на аварийных объектах, конструкциях, представляющих потенциальную угрозу жизни и здоровья населения, детей.
С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Изучив доводы, представленные в обоснование заявленных требований, исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Частью 5 статьи 2 КАС РФ установлено, что административное судопроизводство осуществляется в соответствии с теми нормами процессуального права, которые действуют во время рассмотрения и разрешения административного дела, совершения отдельного процессуального действия.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 1 КАС РФ настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в абз. 1 п. 62 Постановления Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Исходя из пункта 61 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
Из материалов дела следует, что 24 января 2021 года старшим следователем следственного отдела по Нахимовскому району г. Севастополя ГСУ СК России по Республике Крым и городу Севастополю Буря О.Л. возбуждено уголовное дело №12102670004000003 по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 293 УК РФ, по факту ненадлежащего исполнения должностным лицом своих обязанностей, повлекшее по неосторожности смерть Мамаджонова Т.И., 03.10.2005 года рождения.
24 мая 2021 года старшим следователем следственного отдела по Нахимовскому району г. Севастополя ГСУ СК России по Республике Крым и городу Севастополю Буря О.Л. вынесено постановление о прекращении уголовного дела №12102670004000003, возбужденное по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 293 УК РФ, на основании п.1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, за отсутствием события преступления.
Из ответа заместителя прокурора Нахимовского района города Севастополя Мавдрик Н.Я. от 31 августа 2021 года следует, что постановление о прекращении уголовного дела №12102670004000003 от 24 мая 2021 года отменено заместителем руководителя ГСУ СК России по Республике Крым и городу Севастополю.
По общему правилу ответственность за содержание имущества несет его собственник (ст. 210 ГК).
В соответствии с Постановлением Правительства Севастополя от 14.12.2016 №1195-ПП "Об утверждении Порядка учета бесхозяйного недвижимого имущества, бесхозяйных движимых вещей, выявленных на территории города Севастополя, и обращения их в государственную собственность и признании утратившим силу постановления Правительства Севастополя от 07.10.2014 № 365 "Об утверждении Положения "О порядке выявления, постановки на учет и использования Правительством Севастополя бесхозяйного имущества на территории города Севастополя" утвержден порядок учета бесхозяйного недвижимого имущества, бесхозяйных движимых вещей, выявленных на территории города Севастополя, и обращения их в государственную собственность согласно приложению.
На Государственное казенное учреждение города Севастополя «Фонд государственного имущества» возложены полномочия по выявлению бесхозяйного имущества на территории города Севастополя.
Согласно п. 2.1. Постановления Правительства Севастополя от 14.12.2016 №1195-ПП, источниками информации о недвижимом имуществе, имеющим признаки бесхозяйного, являются: результат проведения инвентаризации; сведения при проведении ремонтных работ на объектах инженерной инфраструктуры города Севастополя; информация от исполнительных органов государственной власти города Севастополя, в том числе органов местного самоуправления города Севастополя, юридических и физических лиц; иные источники.
В силу п. 2.2. Постановления Правительства Севастополя от 14.12.2016 №1195-ПП, на основании поступивших заявлений об обнаружении объектов недвижимого имущества с признаками бесхозяйного либо в результате выявления имущества иным способом Фондом проводится первичная проверка объекта.
Первичная проверка включает в себя следующие мероприятия: выезд на место обнаружения объекта, имеющего признаки бесхозяйного, сопровождающийся составлением акта о выявлении объекта недвижимого имущества с признаками бесхозяйного и проведением фотофиксации (за исключением обнаружения такого имущества в результате проведения процедуры инвентаризации); сбор информации и документов об объекте; внесение сведений в Перечень объектов недвижимого имущества, имеющего признаки бесхозяйного. Перечень формируется и наполняется Фондом в порядке, установленном распорядительным документом Фонда.
По результатам проведения первичной проверки Фонд направляет в уполномоченный орган информацию (акта о выявленном объекте недвижимого имущества с признаками бесхозяйного, фотофиксацию) об объекте недвижимости, имеющим признаки бесхозяйного (п. 2.3).
В соответствии с п. 1.3. Постановления Правительства Севастополя от 14.12.2016 №1195-ПП Сбор и подготовку документов для постановки на учет недвижимого имущества, имеющего признаки бесхозяйного, выявления движимого имущества и обращения его в собственность города Севастополя осуществляет Государственное казенное учреждение города Севастополя «Фонд государственного имущества» (далее – Фонд).
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя как уполномоченный исполнительный орган государственной власти города Севастополя подает заявление о постановке на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества (далее – уполномоченный орган), согласно статье 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В силу ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Также, согласно ч. 4 ст. 225 ГК РФ в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе бесхозяйные недвижимые вещи, находящиеся на территориях этих городов, принимаются на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных органов этих городов.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет уполномоченный государственный орган города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя может обратиться в суд с требованием о признании права собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на данную вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в собственность города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, может быть вновь принята во владение, в пользование и в распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Бесхозяйное недвижимое имущество подлежит учету в Росреестре. Порядок учета бесхозяйных недвижимых вещей установлен приказом Минэкономразвития от 10.12.2015 № 931. Подать заявление о постановке бесхозяйного имущества на учет должен орган местного самоуправления. Когда Росреестр получит заявление, он обязан в течение 15 рабочих дней принять решение по объекту: поставить его на учет или отказать муниципалитету. Если в ЕГРН нет сведений об объекте недвижимости, Росреестр примет его на учет в качестве бесхозяйного имущества и одновременно поставит на кадастровый учет. Через год после принятия бесхозяйной недвижимости на учет муниципалитет может обратиться в суд с иском о признании права муниципальной собственности на нее (п. 3 ст. 225 ГК).
Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества в городе Севастополе осуществляет Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя в соответствии с Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 № 931.
Статьей 33 Устава определены полномочия главы муниципального образования в том числе подтверждают право осуществлять полномочия по вопросам местного значения, обеспечивать осуществление отдельных государственных полномочий, самостоятельно распоряжаться средствами, предусмотренными на содержание Совета в соответствии с утвержденной сметой.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, по вопросам, не отнесенным к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Согласно ст. 4 Устава внутригородского муниципального образования города Севастополя Качинского муниципального округа, принятого решением Совета Качинского муниципального округа №13 от 19 марта 2015 года определены исчерпывающие вопросы местного значения.
Законом города Севастополя от 29 декабря 2016 года № 314-ЗС "О наделении органов местного самоуправления в городе Севастополе отдельными государственными полномочиями города Севастополя" в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными федеральными законами, Уставом города Севастополя, наделил органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований города Севастополя отдельными государственными полномочиями города Севастополя на территории внутригородских муниципальных образований города Севастополя, в том числе по выявлению и постановке на учет бесхозяйного и (или) выморочного имущества на территории муниципальных образований.
Согласно п. 12 ст. 1 Закона города Севастополя от 29 декабря 2016 года № 314-ЗС в перечень отдельных государственных полномочий, которыми наделяются органы местного самоуправления входит реализация мероприятий по выявлению и постановке на учет бесхозяйного и (или) выморочного имущества на территории муниципальных образований.
Контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, в том числе за использованием материальных и финансовых средств, предоставляемых для осуществления отдельных государственных полномочий, осуществляется Правительством Севастополя и уполномоченными органами (ст. 8 № 314-ЗС).
Постановлением Правительства Севастополя от 09.03.2017 №179-ПП «Об определении уполномоченных органов при осуществлении органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований города Севастополя отдельных государственных полномочий города Севастополя» уполномоченным исполнительным органом при осуществлении органами местного самоуправления внутригородских муниципальньх образований города Севастополя отдельного государственного полномочия города Севастополя по выявлению и постановке на учет бесхозяйного и (или) выморочного имущества на территории муниципальных образований определен Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.
Исходя из положений данных правовых норм следует, что учет бесхозяйного недвижимого имущества, бесхозяйных движимых вещей, выявленных на территории города Севастополя, обращение их в государственную собственность является компетенцией органов исполнительной власти города Севастополя.
Вместе с тем, административным ответчиком в ДИЗО предоставлялась информация о бесхозяйных объектах недвижимости, расположенных на территории округа, и сведения об потенциальной угрозе указанных объектов для жизни и здоровья детей и необходимости принятия мер по ограничению свободного доступа к ним.
Предписаний в адрес Главы Внутригородского образования города Севастополя Качинского муниципального округа от уполномоченных органов о допущенных им нарушениях при реализации государственного полномочия по выявлению и постановке на учет бесхозяйного и (или) выморочного имущества на территории муниципальных образований не поступало.
Сведения об угрозе аварийных бесхозяйных строений, расположенных на территории Качинского муниципального округа, предоставлялись в Департамент общественной безопасности города Севастополя, и в отдел полиции по Нахимовскому району г. Севастополя.
Таким образом, Глава внутригородского муниципального образования города Севастополя Качиннского муниципального округа, председатель Совета Качинского муниципального округа Герасим Н.М., действовал в рамках имеющихся полномочий, уполномоченными органами исполнительной власти.
Таким образом, фактов нарушения прав административного истца не установлено, какие-либо права и законные интересы административного истца не нарушены, препятствий к их осуществлению не создано.
Доказательств, подтверждающих нарушение прав и свобод Мамаджоновой Р.И. действиями (бездействием) административным ответчиком, суду не представлено, сведения о наступлении для заявителя последствий, перечисленных в ст. 218 КАС РФ, отсутствуют, оснований полагать, что действиями (бездействием) главы внутригородского муниципального образования города Севастополя Качиннского муниципального округа, нарушены права и свободы административного истца, не имеется, следовательно, требования административного истца удовлетворению не подлежат.
Согласно части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
В соответствии со ст.60 КАС суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела. Суд разрешил дело на основе представленных доказательств, в рамках заявленных требований.
Оценивая в совокупности, представленные суду доказательства, суд считает, что административное исковое заявление Мамаджоновой Р.И. удовлетворению не подлежит в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Мамаджоновой ФИО11 к главе Внутригородского образования города Севастополя Качинского муниципального округа Герасиму ФИО11, Совету Качинского муниципального округа, заинтересованное лицо: Местная администрация Внутригородского образования города Севастополя Качинский муниципальный округ, о признании незаконным действий должностного лица, решения должностного лица, бездействия должностного лица государственного органа, – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции через районный суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы.
Мотивированный текст решения суда изготовлен 30.12.2021.
Председательствующий У.С. Григорьева