Решение по делу № 33а-730/2022 от 04.02.2022

    Дело: № 92RS0001-01-2021-003705-97    Председательствующий в

    Производство: 1я инст. №2а-1821/2021, 2я инст. №33а-730/2022    первой инстанции Казацкий В.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    22 февраля 2022 года    г. Севастополь

Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:

    председательствующего    Кондрак Н.И.,

    судей    Бояриновой Е.В., Орловой С.В.,

        при секретаре    Михайловой В.Г.

        с участием административного истца Усова Р.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кондрак Н.И. административное дело по иску Усова Романа Сергеевича к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, заинтересованные лица Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Департамент экологии и природных ресурсов города Севастополя, Государственное казенное учреждение города Севастополя «Севастопольское лесничество», Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая плата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об оспаривании бездействия, возложении обязанности совершить определенные действия, по апелляционной жалобе административного истца Усова Романа Сергеевича на решение Балаклавского районного суда г. Севастополя от 18 ноября 2021 года, которым в удовлетворении административного иска отказано, -

УСТАНОВИЛА:

ДД.ММ.ГГГГ Усов Р.С. обратился в Балаклавский районный суд г. Севастополя с административным иском к административному ответчику, заинтересованные лица: Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Департамент экологии и природных ресурсов города Севастополя, ГКУ города Севастополя «Севастопольское лесничество», ФГБУ «ФКП Росреестра» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить определенные действия. Свои требования мотивирует тем, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ он является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> га, расположенного по адресу: <адрес>, предназначенного для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений (приусадебный участок). Решением ответчика было установлено наличие реестровой ошибки в местоположении границ лесного земельного участка с кадастровым номером , которые пересекают границы земельного участка истца и указано на необходимость ее устранения. В то же время, в нарушение ч. 7 ст. 61 ФЗ №218-ФЗ ответчиком не предпринято никаких мер по ее исправлению. Считает такое бездействие ответчика незаконным, в связи с чем за защитой своих прав истец обратился в суд.

Решением Балаклавского районного суда г. Севастополя от 18 ноября 2021 года в удовлетворении административного иска отказано.

Не согласившись с вышеуказанным решением административный истец подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, постановить новое об удовлетворении иска.

Указывает, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером , решением Севреестра от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях ЕГРН, установлен факт пересечения земельного участка истца с лесным земельным участком с кадастровым номером , что подтверждается выпиской из ЕГРН № от ДД.ММ.ГГГГ. Положениями ч.ч. 6, 6.1 ст. 61 Закона №218-ФЗ именно на орган регистрации прав возложена обязанность по внесению изменений в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка и его площади при исправлении реестровой ошибки на основании решения о необходимости устранения реестровой ошибки, подготовленного государственным регистратором прав, и при наличии документов, необходимых для устранения реестровой ошибки, без согласия его правообладателя. Данная позиция согласуется с выводами, изложенными в определении судебной коллегии по административным делам Верховного суда РФ №51-КГ18-1 от 21.03.2018 года. Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу, что Севреестр является ненадлежащим ответчиком, поскольку исправлять реестровую ошибку должен ФГБУ «ФКП Росреестра», однако такой вывод является ошибочным и полномочиями в сфере государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, в том числе полномочиями по исправлению Реестровых ошибок наделен орган регистрации прав на территории города Севастополя – Севреестр. Также указывает, что истец является собственником земельного участка на основании нотариально удостоверенного договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, реестровый , границы которого установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации, что подтверждается выпиской из ЕГРН № от ДД.ММ.ГГГГ, то есть до внесения ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН сведений о лесном земельном участке с кадастровым номером .

Представитель административного истца в судебном заседании на удовлетворении жалобы настаивал по изложенным в ней доводам.

Иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом и заблаговременно, при таких обстоятельствах, в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав судью-докладчика, пояснения явившегося лица, проверив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, рассмотрев его согласно положений статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации гарантирует право обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (статья 46).

Право граждан на обращение в суд в порядке административного судопроизводства с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) в том числе органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности, установлено частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Статья 226 поименованного кодекса, регламентируя судебное разбирательство по названной категории дел, предписывает суду, прежде всего, выяснять, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, обязывая его доказать это нарушение (пункт 1 части 9, часть 11).

Исходя из буквального толкования пункта 1 части 2 статьи 227 названного кодекса решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: решение не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Согласно п.3 ч.1 ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Статьей 26 Закона о регистрации определен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.

В соответствии со статьей 27 Закона о регистрации в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

В силу части 12 статьи 29 Закона о регистрации приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.

Из материалов дела усматривается и установлено судом первой инстанции, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ истец является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> га, расположенного по адресу: <адрес>, предназначенного для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений (приусадебный участок). Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ было установлено наличие реестровой ошибки в местоположении границ лесного земельного участка с кадастровым номером , которые пересекают границы земельного участка истца, и указано на необходимость ее устранения. Как усматривается из письма Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ, правообладателю земельного участка с кадастровым номером было направлено решение от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях ЕГРН.

Поскольку по мнению истца в нарушение ч. 7 ст. 61 Закона о регистрации ответчиком не предпринято никаких мер по ее исправлению, полагая такое бездействие ответчика незаконным, за защитой своих прав истец обратился в суд.

Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции, проанализировав действующее законодательство пришел к выводу, что внесение изменений в сведения реестра границ ЕГРН о местоположении границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества при исправлении реестровой ошибки осуществляется ФГБУ «ФКП Росреестра» на основании решения о необходимости устранения реестровой ошибки, подготовленного государственным регистратором прав, при этом Севреестр осуществляет свою деятельность в рамках переданных ему полномочий, в связи с чем полномочия для устранения реестровой ошибки в рамках действующего законодательства Севреестру не передавались. Соответственно, административным ответчиком незаконного бездействия и нарушения прав и интересов истца допущено не было, все действия совершены с соблюдением предусмотренной законом процедуры, в соответствии с действующим законодательством, в пределах своей компетенции и при наличии к тому законных оснований, в связи с чем они не могут расцениваться, как нарушающие права и интересы административного истца.

С такими выводами соглашается коллегия судей и отмечает следующее.

В силу требований частей 3, 4 статьи 61 Закона о регистрации воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.

Частью 6.1 статьи 61 Закона установлено, что по истечении трех месяцев со дня направления в предусмотренные частью 6 данной статьи органы решения о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях ЕГРН в описании местоположения границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств орган регистрации прав вносит изменения в сведения ЕГРН о местоположении границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств в порядке, установленном статьей 34 Закона о недвижимости.

Приказом Росреестра № П/0515 от 18.10.2016 ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» наделена отдельными полномочиями органа регистрации прав, в частности в соответствии с п. 1.1 по осуществлению государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведению ЕГРН и предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН, по ведению ЕГРН в части внесения сведений о границах в том числе муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств.

Приказом Минэкономразвития России № 943 от 16.12.2015 года установлен порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости, форма специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состав сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требования к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядок изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки.

Согласно пункту 5 порядка ведения ЕГРН сведения в реестры последнего вносятся посредством формирования в кадастре недвижимости, реестре прав на недвижимость, реестре границ предусмотренных Порядком данных при государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, внесении сведений о границах, внесении дополнительных сведений, если внесение таких сведений не является государственным кадастровым учетом и (или) государственной регистрацией прав (далее также - сведения, данные). Формирование данных в реестре границ осуществляется в виде электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица, уполномоченного на внесение в него соответствующих сведений.

Согласно абзацу 1 пункта 22 Порядка изменения в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки изменение сведений ЕГРН о местоположении границ и площади земельных участков (их частей), границ (частей границ) муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств при исправлении выявленных органом регистрации прав реестровых ошибок, указанных в части 6 статьи 61 Закона, осуществляется соответственно на основании решения о необходимости устранения реестровой ошибки и одного из следующих документов: Отчета, представленного с заявлением межевого плана, представленных в установленном статьей 34 Закона порядке документов.

Постановлением Правительства Севастополя № 23-ПП от 19.01.2017 года утверждено Положение об Управлении государственной регистрации права и кадастра Севастополя, в соответствии с пунктами 1.2 которого целью деятельности Севреестра является реализация переданных полномочий Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) в сферах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, земельных отношений, контрольно-надзорных функций в указанных сферах на территории города Севастополя в соответствии с Соглашением между Росреестром и Правительством Севастополя от 11.10.2016, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.11.2016 N 2433-р (далее - Соглашение).

Основными задачами деятельности Севреестра являются:

1) предоставление государственных услуг по государственному кадастровому учету, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН);

2) осуществление мероприятий по проведению землеустройства, государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения) (далее - государственный мониторинг земель), а также функции государственного земельного надзора;

3) осуществление государственных полномочий в сфере государственной кадастровой оценки и определения кадастровой стоимости объектов недвижимости;

4) надзор за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров;

5) обеспечение при реализации своих полномочий приоритета, целей и задач по содействию развитию конкуренции на товарных рынках в установленной сфере деятельности.

В соответствии с пп. 6 п. 2.2.1 Положения Севреестр осуществляет функции в сфере Государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, включая ведение ЕГРН в отношении:

- реестра объектов недвижимости (кадастра недвижимости);

- реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (реестра прав на недвижимость);

- реестра границ;

- ведения и хранения реестровых дел (томов реестровых дел) объектов недвижимости;

- ведения реестровых дел объектов реестра границ;

- ведения кадастровых карт на территории города федерального значения Севастополя (за исключением публичной кадастровой карты, публикация которой осуществляется на официальном сайте Росреестра);

- ведения книг учета документов.

Исходя из вышеизложенного, внесение изменений в сведения реестра границ ЕГРН о местоположении границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества при исправлении реестровой ошибки осуществляется ФГБУ «ФКП Росреестра» на основании решения о необходимости устранения реестровой ошибки, подготовленного государственным регистратором прав, при этом Севреестр осуществляет свою деятельность в рамках переданных ему полномочий, в связи с чем полномочия для устранения реестровой ошибки вопреки доводам жалобы в рамках действующего законодательства Севреестру не передавались.

Аналогичная правовая позиция изложена в кассационном определении Четвертого Кассационного суда общей юрисдикции по делу № 88а-8956/2021.

При таких обстоятельствах доводы жалобы выводов суда первой инстанции не опровергают и оснований для его отмены не имеется.

Иные доводы жалобы правового значения не имеют и повлечь отмену законного и обоснованного судебного акта не могут.

Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда, -

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Балаклавского районного суда г. Севастополя от 18 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу с момента его оглашения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

        Председательствующий

        судьи

33а-730/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Усов Роман Сергеевич
Ответчики
Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя
Другие
Департамент природных ресурсов и экологии города Севастополя
ФГБУ "ФКП Росреесмтра"
Государственное казенное учреждение города Севастополя "Севастопольское лесничество"
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Кондрак Наталья Иосифовна
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
04.02.2022Передача дела судье
22.02.2022Судебное заседание
10.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.03.2022Передано в экспедицию
22.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее