Дело № 12-1/2024
УИД 61MS0101-01-2023-002667-53 Мировой судья Колесникова А.А.
РЕШЕНИЕ
24 января 2024 года г. Гуково, Ростовская область
Судья Гуковского городского суда Ростовской области Козинцева И.Е.,
с участием: представителя Кравченко А.В. – Головиной М.А.,
ст. пом. прокурора г. Гуково Тарзиманова Р.Ф.,
рассмотрев жалобу Кравченко А.В., <данные изъяты> ранее не привлекавшегося к административной ответственности,
на постановление мирового судьи судебного участка №4 Гуковского судебного района Ростовской области от 28 ноября 2023 г., согласно которому он привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.19.6.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде предупреждения,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Гуковского судебного района Ростовской области от 28 ноября 2023 года Кравченко А.В. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.19.6.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде предупреждения.
Согласно постановлению мирового судьи, прокуратурой города в соответствии с приказами прокурора области от 30.05.2017 № 58 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности», от 31.05.2017 № 59 «Об организации работы по исполнению требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», от 30.11.2021 № 231 «Об организации работы по исполнению требований Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», проведена проверка в МКУ «Управление КС и ЖКХ» г. Гуково, по результатам которой выявлены нарушения, требующие принятия мер прокурорского реагирования. 29.06.2023 ведущим специалистом юридического сектора МКУ «Управление КС и ЖКХ» г. Гуково Кравченко А.В. проведено обследование территории г. Гуково, по результатам которого по <адрес>, выявлены факты нарушений «Правил благоустройства территории города Гуково Ростовской области», утверждённых решением Гуковской городской Думы от 28.06.2018 № 237, а именно: должностным лицом ООО «САХ» не проведены работы по ее уборке и санитарной обработке территории. Ведущим специалистом юридического сектора МКУ «Управление КС и ЖКХ» г. Гуково Кравченко А.В. в отношении должностного лица ООО «САХ» Е.И. 29.06.2023 составлен протокол об административном правонарушении.
Постановлением председателя административной комиссии при Администрации г. Гуково от 11.07.2023 по делу об административном правонарушении № 12.124/б/н-2023 должностное лицо – заместитель директора по производству ООО «САХ» Е.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.1 Областного закона от 25.10.2002 № 273-ЗС «Об административных правонарушениях», ей назначено наказание в виде предупреждения.
При этом органом муниципального контроля проверочные мероприятия с органом прокуратуры н согласовывалось, что свидетельствует о нарушении положений Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ.
Постановлением заместителя прокурора Ткач Д.А. от 04.10.2023 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.6.1 КоАП РФ в отношении должностного лица Кравченко А.В.
В постановлении заместитель прокурора г. Гуково Ткач Д.А. указал, что органом муниципального контроля проверочные мероприятия с органом прокуратуры не согласовывалось, что свидетельствует о нарушении положений Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ, Постановления № 336, а также норм КоАП РФ. Указанное контрольное мероприятие в отношении ООО «САХ» проведено должностным лицом МКУ «Управление КС и ЖКХ» г. Гуково при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства в отсутствие предусмотренных законом оснований и является незаконным. Также в постановлении указаны аналогичные нарушения, выявленные в ходе изучения постановлений председателя административной комиссии при Администрации г. Гуково инициированные на основании составленных Кравченко А.В. протоколов об административных правонарушениях: от 11.07.2023 № 12.123/б/н-2023 в отношении должностного лица – заместителя директора по производству ООО «САХ» Е.И.; от 11.07.2023 № 12.125/б/н-2023 в отношении должностного лица – заместителя директора по производству ООО «САХ» Е.И.; от 31.01.2023 № 2.11/4К-2023 в отношении ИП Е.М.; от 21.02.2023 № 04.22/6К-2023 в отношении ИП С.А.; от 28.03.2023 № 6.47/19К-2021 в отношении должностного лица – координатора производства ООО УК «Капиталстрой» С.П.; от 28.03.2023 № 6.40/11К-2023 в отношении должностного лица – генерального директора ООО «Гермес» А.В.; от 28.03.2023 № 6.41/12К-2023 в отношении должностного лица – генерального директора ООО «Гермес» А.В.; от 28.03.2023 № 6.42/13К-2023 в отношении юридического лица – ООО «Гермес»; от 28.03.2023 № 6.43/14К-2023 в отношении юридического лица – ООО «Гермес»; от 28.03.2023 № 6.44/15К-2023 в отношении юридического лица – ООО «Гермес»; от 28.03.2023 № 6.45/16К-2023 в отношении должностного лица – генерального директора ООО «Гермес» А.В.
В своей жалобе на постановление мирового судьи от 28.11.2023 Кравченко А.В. просит отменить постановление мирового судьи судебного участка №4 Гуковского судебного района Ростовской области от 28 ноября 2023г., производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения. В обоснование своих требований указывает, что в своем постановлении мировой судья основывает свои доводы на законодательстве о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле: ФЗ № 294 -ФЗ от 26.12.2008г., ФЗ № 248-ФЗ от 31.07.2020; Постановлении Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 и других внутренних документах, связанных с работой прокуратуры. Данные законы о государственном муниципальном контроле применены к лицу, который не имеет полномочий проводить данные мероприятия. В должностной инструкции Кравченко А.В. не прописаны полномочия по осуществлению муниципального контроля. Мировому судье была предоставлена должностная инструкция на сотрудника, который действительно осуществляет муниципальный контроль. При этом в деле нет ни одного документа, подтверждающего, что Кравченко А.В. проводил мероприятия в рамках муниципального контроля, и о том, что он вообще имеет право проводить муниципальный контроль. Однако мировой судья указывает в своем постановлении, что факт совершения правонарушения установлен, как и установлена вина Кравченко А.В. По мнению Кравченко А.В., данное дело об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Согласно ст. 19.6.1 КоАП РФ, субъектом данного правонарушения является должностное лицо, которое уполномочено проводить мероприятия в рамках государственного контроля (надзора), а также муниципального контроля. Согласно приказу № 13к от 02.02.2022 полномочия в рамках муниципального и государственного контроля возложены на Л.А., являющуюся ведущим специалистом юридического сектора МКУ «Управление КС и ЖКХ» г.Гуково. Кравченко А.В. составил административные протоколы в отношении юридических лиц, должностных лиц и ИП в рамках текущей рабочей деятельности МКУ «УКС и ЖКХ» г.Гуково, а не в целях проведения муниципального контроля, который он не имеет право осуществлять, так как не является лицом, уполномоченным осуществлять муниципальный контроль.
Кравченко А.В. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, с участием представителя Головиной М.А.
В судебном заседании представитель Кравченко А.В. - Головина М.А., действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям; просила прекратить производство об административном правонарушении за отсутствием события административного правонарушения, постановление мирового судьи отменить.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителя Кравченко А.В. - Головину М.А., пом. прокурора Тарзиманова Р.Ф., свидетелей, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, либо государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения, нарушении сроков проведения проверки, отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, непредставлении акта о проведенной проверке, привлечении к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или не аттестованных в установленном порядке граждан либо проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок.
В Федеральном законе от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» дается четкое понятие и предмет регулирования государственного контроля (надзора), муниципального контроля (ст.1); сфера применения настоящего Федерального закона (ст.2); полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области государственного контроля (надзора), муниципального контроля (ст.4); полномочия органов местного самоуправления в области муниципального контроля, с перечнем должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля (ст.6); порядок и процедура осуществления указанного муниципального контроля. В статье 21 настоящего Федерального закона предусмотрены документы, составленные и используемые при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля и информирование при осуществлении государственного и муниципального контроля.
Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании, 29.06.2023 по многочисленным обращениям граждан, проживающих в г. Гуково, которые жаловались на отсутствие уборки и санитарной обработки территории мусорных свалок, ведущим специалистом юридического сектора МКУ «Управление КС и ЖКХ» г. Гуково Кравченко А.В. было проведено обследование территории г. Гуково, по результатам которого по <данные изъяты>, им выявлены факты нарушений «Правил благоустройства территории города Гуково Ростовской области», утверждённых решением Гуковской городской Думы от 28.06.2018 № 237, а именно в составленном им протоколе об административном правонарушении зафиксировано следующее: «29 июня 2023 г. в 11 час. 30 мин. по <адрес> обнаружено, что зам. директора по производству ООО «САХ» Е.И. не обеспечила вывоз мусора». (л.д.10)
На основании постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 11.07.2023, председателем административной комиссии Администрации г. Гуково В.И., должностное лицо – заместитель директора по производству ООО «САХ» Е.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.1 Областного закона от 25.10.2002 № 273-ЗС «Об административных правонарушениях», и ей назначено наказание в виде предупреждения.
На постановление председателя административной комиссии Администрации г. Гуково по делу об административном правонарушении от 11.07.2023 №12.224/б/н -2023 28.08.2023 прокурором г. Гуково принесен протест (в порядке ст. 30.10 КоАП РФ) (л.д.129-130).
Решением Гуковского городского суда от 25.09.2023 прокурору был восстановлен пропущенный срок для принесения протеста на постановление административной комиссии администрации г. Гуково от 11.07.2023, вынесенное в отношении должностного лица Жученко Е.И. о привлечении ее к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.1 Областного закона от 25.10.2002 № 273-ФЗ « Об административных правонарушениях».
В дальнейшем постановлением заместителя прокурора г. Гуково Ткач Д.А. от 04.10.2023 было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.6.1 КоАП РФ в отношении должностного лица Кравченко А.В.; постановление направлено мировому судье судебного участка № 4 Гуковского судебного района.
28.10.2023 постановлением мирового судьи судебного участка №4 Гуковского судебного района Кравченко А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.6.1 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде предупреждения.
При рассмотрении данного дела об административном правонарушении в судебном заседании фактически установлено, что должностное лицо - ведущий специалист юридического сектора МКУ «Управления КС и ЖКХ» МО «Город Гуково» Кравченко А.В., действуя исключительно в рамках своих должностных обязанностей, регламентированных его должностной инструкцией от 01.02.2022, по выявленному факту не вывоза мусора по <адрес>, оформил протокол об административном правонарушении, совершенном должностным лицом, в отношении зам. директора ООО САХ по производству Е.И.
Как следует из должностной инструкции ведущего специалиста юридического сектора МКУ «Управление КС и ЖКХ» г. Гуково Кравченко А.В., ведущий специалист обязан, в том числе, составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с Областным законом от 25.10.2002 № 273-ЗС «Об административных правонарушениях». (п.3.1.1) Принимать участие в проверках соблюдения гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, на территории муниципального образования «Город Гуков» в соответствии с Правилами благоустройства территории города Гуково Ростовской области, утвержденными решением Гуковской городской Думы от 28.06.2018 № 237. (п.3.6) (л.д.118-121)
Кроме того, в соответствии с п. 5.2.9 Устава муниципального казенного учреждения города Гуково «Управление капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «Город Гуково» в исчерпывающий перечень основных видов деятельности входит, в том числе, составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных Областным законом от 25.10.2002 № 273-ЗС «Об административных правонарушениях», в пределах полномочий МКУ, определенных настоящим уставом и МПА.
Согласно должностной инструкции ведущего специалиста юридического сектора МКУ «Управление КС и ЖКХ» г. Гуково Л.А. от 01.02.2022, ведущий специалист обязан, в том числе, осуществлять заполнение информации о мероприятиях, связанных с осуществлением муниципального контроля в отношении юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей в Едином реестре видов контроля; осуществлять муниципальный контроль на территории муниципального образования «Город Гуково» в сфере благоустройства на территории муниципального образования «Город Гуково, а именно: соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Гуково» требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг. (п.п. 3.1.9, 3.1.11)
Таким образом, Кравченко А.В. не был уполномочен на осуществление проверок муниципального контроля (надзора) и фактически такую проверку он не производил, поскольку в МКУ «Управление КС и ЖКХ» такие обязанности возложены на конкретное должностное лицо - Л.А.
В то же время установлено, что действуя в рамках своих должностных обязанностей, Кравченко А.В. составил протокол об административном правонарушении в отношении должностного лица ООО САХ по производству Е.И., после установленного им факта не вывоза мусора по <адрес>. Основанием для выезда по данному адресу явилось, прежде всего, многочисленные обращения и жалобы, поступающие от населения г. Гуково по поводу не вывоза мусора длительное время с контейнерных площадок.
Кроме того, Кравченко А.В., будучи должностным лицом МКУ «Управления КС и ЖКХ» МО г. Гуково, мог составлять протоколы об административном правонарушении в отношении, как физических и юридических лиц, так и индивидуального предпринимателя, поскольку никаких ограничений в должностной инструкции у него не предусмотрено.
То есть положения Федерального закона № 248-ФЗ от 31.07.2020, на который ссылается пом. прокурора г. Гуково и мировой судья, в рассматриваемом случае не применимы в отношении должностного лица Кравченко А.В., поскольку он не уполномочен на осуществление муниципального контроля и не проводил проверку в рамках данного Федерального закона, в котором предусмотрен и регламентирован порядок и процедура проведения исключительно государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В связи с чем Кравченко А.В. не может являться субъектом вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.6.1 КоАП РФ.
Данные обстоятельства в судебном заседании подтвердили опрошенные в качестве свидетелей Е.В. – <данные изъяты> администрации г. Гуково и А.В. – <данные изъяты> МКУ «Управления КС и ЖКХ» МО «Город Гуково», которые пояснили, что Кравченко А.В. не является должностным лицом, уполномоченным на проведение государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и 29.06.2023 проверку в рамках муниципального контроля он не осуществлял, а действовал в рамках своих должностных обязанностей. Ни в МКУ «Управления КС и ЖКХ» МО «Город Гуково», ни в администрации МО г. Гуково в период с 01.01.2023 по 31.07.2023 распоряжений и иных локальных нормативно-правовых актов на проведение плановых и внеплановых проверок в рамках муниципального контроля не издавалось.
Исходя из совокупности имеющихся в материалах дела данных, в рассматриваемом случае внеплановая документарная проверка в рамках муниципального контроля, к которой возможно было применить положения Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ в отношении должностного лица Е.И., фактически не назначалась и не проводилась; акт в соответствии со ст. 87 названного Федерального закона также не составлялся.
В связи с чем утверждения и доводы пом. прокурора г. Гуково Тарзиманова Р.Ф. о фактическом проведении Кравченко А.В. документарной проверки в рамках муниципального контроля 29.06.2023 и о необходимости согласования таких контрольных мероприятий с органами прокуратуры, являются несостоятельными.
Таким образом, ни в суде 1-й инстанции, ни в данном судебном заседании не установлен факт совершения Кравченко А.В. административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.6.1 КоАП РФ, и соответственно не установлена его вина в совершении данного административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Поскольку в судебном заседании установлено, что Кравченко А.В. не является субъектом данного административного правонарушения, и он не совершил действий, за совершение которых он может быть привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 19.6.1 КоАП РФ, данное дело об административном правонарушении подлежит прекращению.
В силу установленных юридически значимых обстоятельств по данному делу об административном правонарушении, судья приходит к выводу о том, что постановление мирового судьи судебного участка № 4 Гуковского судебного района Ростовской области по делу об административном правонарушении от 28 ноября 2023 года о привлечении Кравченко А.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ, подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении – прекращению, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.6.1 КоАП РФ.
На основании выше изложенного, руководствуясь статьями 30.3, 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление мирового судьи судебного участка № 4 Гуковскоо судебного района Ростовской области от 28 ноября 2023 года по делу об административном правонарушении о привлечении Кравченко А.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ, в отношении Кравченко А.В. – прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.6.1 КоАП РФ.
Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения, в дальнейшем может быть пересмотрено в порядке ст. 30.12 КоАП РФ.
Судья И.Е. Козинцева