Судья Сазонова О.В. Дело № 33-3585/2016 А-22
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Красноярск 21 марта 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Быстровой М.Г.,
судей Плаксиной Е.Е., Сучковой Е.Г.,
при секретаре Киприяновой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сучковой Е.Г.,
гражданское дело по иску Ерицяна Д.Ю. к администрации Ужурского района Красноярского края о признании незаконными заключения о признании жилого помещения пригодным для проживания и постановлений о закреплении права пользования жилой площадью, о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
по апелляционной жалобе Ерицяна Д.Ю.,
на решение Ужурского районного суда Красноярского края от 09 сентября 2015 года, которым постановлено:
«В удовлетворении заявленных требований Ерицяну Д.Ю. к администрации Ужурского района Красноярского края о признании незаконными заключения о признании жилого помещения пригодным для проживания и постановлений о закреплении права пользования жилой площадью, о возложении обязанности предоставить жилое помещение, отказать.»
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ерицян Д.Ю. обратился в суд с исковым заявлением к администрации Ужурского района Красноярского края о признании незаконными заключения о признании жилого помещения пригодным для проживания и постановлений о закреплении права пользования жилой площадью, о возложении обязанности предоставить жилое помещение. Требования мотивированы тем, что Межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации района № от 17 марта 2011 года, вынесено заключение № от 05 декабря 2011 года о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, пригодным для постоянного проживания. Истец считает, что данное постановление является незаконным и необоснованным, так как при проведении обследования не были приглашены квалифицированные специалисты, в компетенцию которых входит вынесение квалифицированного заключения по результатам обследования технического состояния объекта недвижимости. Кроме того, в постановлении г. Ужура № от 02 июня 2014 года «Об установлении факта невозможности проживания» указано, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, согласно технической документации, имеет общую площадь 19,6 кв.м., что составляет менее учетной нормы площади. В связи с чем, истец считает, что постановление администрации Ужурского района Красноярского края от 19 января 2012 года № и постановление № от 02 июня 2014 года являются незаконными. Учитывая, что истец является сиротой, его обязаны обеспечить благоустроенным жильем по договору найма, общей площадью 33 кв.м., и не более чем на 5 кв.м. меньше, и не более 5 кв.м. больше. Таким образом, общая площадь закрепленного за ним жилого помещения по указанному адресу не соответствует нормам законодательства. Кроме того, в заключении № от 05 декабря 2011 года указано, что жилое помещение соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению и пригодно для должного, комфортного проживания, однако именуемое в заключении «квартира», фактически является «бараком» с тремя или четырьмя хозяевами, в котором отсутствует водоснабжение и уборная комната. Также администрация закрепила двух разнополых детей: истца и его младшую сестру Ерицян О.Ю., за жилым помещением, находящемуся по данному адресу. Просит признать постановление администрации Ужурского района Красноярского края № от 19 января 2012 года и постановление администрации Ужурского района Красноярского края от 02 июня 2014 года № «О внесении изменения в постановление администрации Ужурского района от 19.01.2012 года № «О закреплении права пользования жилой площадью за несовершеннолетними Ерицян Д.Ю., Ерицян О.Ю.» незаконными; признать заключение администрации Ужурского района Красноярского края № от 05 декабря 2011 года «О признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания» незаконным и подлежащим отмене; обязать предоставить ему жилое помещение, расположенное в г. Ужуре Красноярского края по договору найма специализированных жилых помещений, отвечающее установленным санитарно-техническим правилам и нормам.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Ерицян Д.Ю. просит решение суда отменить как незаконное, в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, вынести новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований. Указывает, что предоставленное жилое помещение составляет менее учетной нормы проживания на одного члена семьи. В помещении отсутствуют все условия для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку в квартире отсутствует канализация, вода, в стенах щели, печь находится в ветхом состоянии, часть окон затянуто целлофаном, отсутствуют условия для соблюдения личной гигиены. Полагает, что данное жилое помещение не может быть признано пригодным для проживания.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации Ужурского района Красноярского края, Кравченко А.В., представитель Управления образования Администрации Ужурского района Красноярского края, указывая на необоснованность доводов апелляционной жалобы, просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Учитывая приведенные положения части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав докладчика, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене судебного постановления.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Принятое по делу судебное постановление отвечает указанным требованиям.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд, пришел к выводу, что закрепление за Ерицяном Д.Ю. права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> является законным. При этом суд не усмотрел оснований для признания незаконными постановления администрации Ужурского района Красноярского края за № от 19 января 2012 года и за № от 02 июня 2014 года.
Данные выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и правовым нормам, регулирующим возникшие между сторонами правоотношения.
Как установлено судом первой инстанции, в соответствии со ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Ерицян Д.Ю., <дата>, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Родителями Ерицяна Д.Ю. являются: Ерицян Ю.В. и Письменская Е.А.. Ерицян Ю.В. умер <дата>, Письменская Е.А. умерла <дата>.
Также установлено, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, является муниципальной собственностью муниципального образования город Ужур Ужурского района Красноярского края. Данная квартира администрацией г. Ужура Ужурского района Красноярского края 15 сентября 2010 года была предоставлена Письменской Е.А. на основании договора социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда №, согласно которого, администрация предоставила Письменской Е.А. и членам ее семьи по договору социального найма квартиру общей площадью 19,6 кв.м. по вышеуказанному адресу; в качестве членов семьи в договоре найма указаны: Ерицян Д.Ю. и Ерицян О.Ю. Согласно выписки из финансово-лицевого счета №, нанимателем квартиры по адресу: <адрес>, на основании ордера № от 13 сентября 2010 года являлась Письменская Е.А., с 01 сентября 2010 года в данной квартире зарегистрированы по месту жительства - Ерицян Д.Ю. и Ерицян О.Ю. После смерти Письменской Е.А., согласно постановлению администрации Ужурского района № 21 от 19 января 2012 года (в редакции постановления администрации Ужурского района Красноярского края № 438 от 02 июня 2014 года), за несовершеннолетним Ерицяном Д.Ю., закреплено право пользования жилой площадью по вышеуказанному адресу.
Решением Ужурского городского Совета депутатов Красноярского края № р от 18 декабря 2008 года, для предоставления жилого помещения из муниципального жилого фонда города Ужура по договору социального найма установлена норма предоставления в размере 13 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Постановлением администрации Ужурского района Красноярского края № от 02 июня 2014 года был установлен факт невозможности проживания сестры истца - Ерицян О.Ю. в вышеуказанном жилом помещении в связи с тем, что данное жилое помещение, согласно технической документации, имеет общую площадь 19,6 кв.м., что составляет менее учетной нормы площади установленной в г. Ужуре Красноярского края на одного члена семьи.
Кроме того, судом установлено, что в соответствии с актом обследования жилого помещения № от 05 декабря 2011 года, межведомственная комиссия по заявлению Управления образования администрации Ужурского района произвела обследование помещения, расположенного по адресу: <адрес>, по результатам которого сделан вывод: однокомнатная квартира в четырехквартирном жилом доме, имеет холодное водоснабжение из колонки, туалет на улице, электропроводка медная, отопление печное, полы дощатые; физический износ в процессе эксплуатации здания в целом не привел к снижению до недопустимого уровня надежности, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований здания; прочностные характеристики в полной мере обеспечивают эксплуатационную надежность здания; строительные конструкции- фундаменты, стены, кровля находятся в устойчивом состоянии; безопасность и нормальные условия для проживания в доме обеспечиваются надежностью конструктивов; жилое помещение пригодно для проживания.
Из заключения межведомственной комиссии за № 54 от 05 декабря 2011 года, назначенной постановлением администрации района № 262 от 17 марта 2011 года, следует, что спорное жилое помещение (квартира) соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению и пригодна для проживания.
Приговором Советского районного суда г. Красноярска от 19 февраля 2015 года Ерицян Д.Ю. осужден по ч. 2 ст. 162, п. «г» ч. 2 ст. 161, ч. 1 ст. 175 УК РФ, ч. 3 ст. 69 УК РФ, п. «в» ч. 1 ст. 71 УК РФ к трем годам лишения свободы.
10 июня 2014 года администрацией г. Ужура Ужурского района Красноярского края заключен с Казуля К.А. договор хранения жилого помещения № 1, согласно которому администрация района передала Казуле К.А. на хранение спорную квартиру, закрепленную за истцом.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.Согласно ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (ч. 1). По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (ч. 7). Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (ч. 9).
В соответствии со ст. 17 Закона Красноярского края № 12-961 от 02 ноября 2000 года «О защите прав ребенка», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений (ч. 1). Для включения в список законные представители, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, в случае приобретения ими полной дееспособности, лица из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляют в уполномоченный орган местного самоуправления предусмотренные законом документы. Уполномоченные органы местного самоуправления запрашивают с использованием межведомственного информационного взаимодействия названные в данной норме документы, находящиеся в распоряжении иных органов. Уполномоченные органы местного самоуправления формируют учетные дела рассматриваемой категории лиц, приобщают к ним ходатайства и заявления о предоставлении жилого помещения, а также документы, предусмотренные подпунктами «б -и» пункта 5 настоящей статьи, направляют заверенные уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления копии ходатайств, заявлений и документов, необходимых для предоставления жилых помещений, в уполномоченный орган исполнительной власти края в области образования в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения документов в полном объеме (ч. 6). Уполномоченные органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отдельным законом края (ч. 12). Жилые помещения предоставляются по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом. Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения -33 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека. С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 кв.м.. С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 5 кв.м. (ч. 14). Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (ч. 17).
Законом Красноярского края № 9-4225 от 24 декабря 2009 года (с изм. и доп.) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края наделены на неопределенный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором предоставляется жилое помещение, в соответствии со статьей 17 Закона края от <дата> №.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 ЖК РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение, в силу ч. 4 данной статьи, может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Такие основания и порядок установлены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации N 47 от 28 января 2006 г., которым правильно руководствовался суд при разрешении спора.
В соответствии с указанным Положением признание помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой для этих целей.
В соответствии с п. 33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:
ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Исходя из результатов обследования, межведомственная комиссия пришла к выводу, что спорное жилое помещение пригодно для проживания. Материалами дела подтверждается, что выводы межведомственной комиссии, изложенные в оспариваемом по настоящему делу заключении за № от 05 декабря 2011 года, соответствуют как фактическому техническому состоянию вышеуказанной квартиры, так и требованиям Положения от 28 января 2006 г. № в связи с чем, суд обоснованно признал названное заключение законным. При этом суд обоснованно указал, что признак благоустроенности не является основополагающим основанием для признания жилого помещения пригодным либо непригодным для проживания.
Кроме того, суд, разрешая заявленные требования, правильно указал, что в данном случае закрепление права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> за Ерицяном Д.Ю. является законным, поскольку данное жилое помещение находилось в пользовании матери истца по договору социального найма, истец прописан в жилом помещении, площадь жилого помещения соответствует установленной норме предоставления жилого помещения.
При этом, проанализировав также нормы Порядка установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края № от 16 апреля 2013 года, суд указал, что разрешение вопроса о невозможности проживания в ранее занимаемых жилых помещениях носит заявительный характер, истцом не представлены доказательства, подтверждающие его обращение в орган местного самоуправления с заявлением и документами для установления факта невозможности проживания в жилом помещении, и принятым по данному заявлению решением.
С таким выводом соглашается и судебная коллегия.
Кроме того, Ерицян Д.Ю. с требованием о предоставлении жилого помещения или о постановке на учет для получения жилого помещения в уполномоченные органы в установленном законом порядке не обращался.
Доводы апелляционной жалобы истца не могут быть приняты судебной коллегией, не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, явившихся предметом исследования и оценки суда, а также к выражению несогласия с оценкой судом представленных по делу доказательств и не могут быть удовлетворены, поскольку выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. Разрешая спор суд первой инстанции верно установил имеющие для дела фактические обстоятельства, правильно применил положения законодательства, регулирующие спорные отношения.
Каких-либо нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу ч. 4 ст. 330 ГПК РФ безусловными основаниями для отмены решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА :
Решение Ужурского районного суда Красноярского края от 09 сентября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ерицяна Д.Ю. без удовлетворения.
Председательствующий М.Г. Быстрова
Судьи Е.Е.Плаксина
Е.Г.Сучкова