Адм.дело № 2а-117/2019
Мотивированное решение изготовлено 07 июня 2019 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 июня 2019 г. г. Полярные Зори
Полярнозоринский районный суд Мурманской области в составе председательствующего судьи Ханиной О.П.,
при секретаре Михальченко М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Полярнозоринского районного суда административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Мурманской области к Алексеевой Т.А. о взыскании страховых взносов в виде фиксированного платежа в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой и накопительной пенсии, а также пени за несвоевременную уплату страховых взносов,
УСТАНОВИЛ:
17.04.2019 в Полярнозоринский районный суд Мурманской области поступило административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Мурманской области (далее - ИФНС, Инспекция) к Алексеевой Т.А. о взыскании страховых взносов в виде фиксированного платежа в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФ РФ) на выплату страховой и накопительной пенсии, а также пени за несвоевременную уплату страховых взносов.
В обоснование заявленных требований указано следующее.
Административный ответчик Алексеева Т.А. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 01.06.2006, на основании собственного решения 16.07.2012 прекратила деятельность индивидуального предпринимателя.
Административный ответчик Алексеева Т.А. в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» является плательщиком страховых взносов. В соответствии с частью 1 статьи 14 и частью 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ индивидуальные предприниматели обязаны своевременно и в полном объёме уплачивать в Пенсионный фонд Российской Федерации и в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования соответствующие страховые взносы в фиксированных размерах.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующей пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017, осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, применённой органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ФСС РФ).
В налоговый орган из Пенсионного фонда РФ передана задолженность по страховым взносам, в отношении которой не проводились меры принудительного взыскания.
По состоянию на 13.03.2019 у административного ответчика имеется задолженность по пени за несвоевременную уплату по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии за периоды до 01.01.2013 в размере 852,31 руб.; по страховым взносам в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2010 в размере 231 руб.; по страховым взносам в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии за периоды до 01.01.2010 в размере 2 425 руб., пени за несвоевременную уплату взносов в размере 703,31 руб.
Указанная задолженность образовалась по состоянию на 01.01.2013, документы, подтверждающие период образования спорной задолженности, требования об уплате в налоговый орган из ПФ РФ не передавались.
Инспекция не имеет возможности взыскать указанную недоимку в бесспорном порядке. Алексеева Т.А., получив свидетельство о государственной регистрации в качестве предпринимателя без образования юридического лица, добровольно приняла на себя обязанности налогоплательщика, установленные Налоговым кодексом РФ, в отношении индивидуальных предпринимателей, в том числе и по своевременной уплате налогов.
В связи с тем, что ПФ РФ не были приняты своевременно меры для принудительного взыскания, пропущен срок для взыскания.
Полагая, что существующая у административного ответчика задолженность в виде взносов и пеней свидетельствует о наличии у налогового органа уважительных причин для восстановления пропущенного срока обращения в суд, административный истец просил восстановить пропущенный срок для обращения в суд с настоящим иском, в соответствии с положениями статей 31, 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации взыскать с административного ответчика пени за несвоевременную уплату по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии до 01.01.2013 в размере 852,31 руб.; страховые взносы в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2010 в размере 231 руб.; страховые взносы в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии за периоды до 01.01.2010 в размере 2 425 руб., пени за несвоевременную уплату взносов в размере 703,31 руб.
Представитель административного истца Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 1 по Мурманской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещён надлежащим образом, просил рассмотреть дело без участия представителя Инспекции (л.д. 6, 52).
Административный ответчик Алексеева Т.А. в судебное заседание не явилась, о месте, дате и времени его проведения извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, возражений по существу спора не имеет (л.д.49).
Определением от 20.05.2019 к участию в деле в качестве заинтересованного лица на стороне административного истца привлечено Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской федерации в г. Кандалакша (далее – ГУ УПФР в г.Кандалакша) (л.д.38-41).
Представитель заинтересованного лица – ГУ УПФР в г.Кандалакша в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом (л.д.53).
Суду представлены сведения о том, что задолженность по страховым взносам за период с 01.01.2010 взыскана согласно требования №** от 22.03.2010, постановления на взыскание за счет имущества №** от 26.05.2010 в сумме 7 560,17 руб. Данное постановление направлено в ОСП г.Кандалакша для принудительного исполнения, окончено 22.12.2010 в связи с полным погашением долга. Взысканные денежные средства в УПФ не поступили, в связи с чем установлено, что Алексеева Т.А. работала в МУ Городской отдел культуры в г. Полярные Зори и удержание по ИП производилось бухгалтерией организации, которая неверно указала КБК для перечисления задолженности во взносам должника и сумма 7 560,17 руб. была зачислена на лицевой счет организации КБК 39210202010062000160.
УПФ в г.Кандалакша 16.07.2012 направило в организацию письмо с предложением произвести сверку с УПФ г. Полярные Зори и решить вопрос о перечислении страховых взносов, удержанных из зарплаты Алексеевой Т.А. По состоянию на 01.01.2017 частично погашена задолженность за 2009 год. Остаток задолженности (по справке ИФНС): 231,00 руб. – взносы в виде фиксированного платежа страховая часть, 2 425,00 руб. – взносы в виде фиксированного платежа накопительная часть.
Доначисленные пени на оставшуюся задолженность переданы в составе требования №** от 27.01.2017 в размереи477,16 руб. в электронном виде по состоянию на 01.01.2017 и подлежат взысканию (по справке ИФНС – 703,31 руб., разница со справкой 226,15 руб. – не подлежит взысканию в связи некорректной передачей сальдо в ИФНС).
Задолженность на пени за период с 2010 г. по 2017 г. передана в ИФНС в электронном виде в составе требований:
- №** от 06.03.2014 в сумме 834,60 руб.;
- №** от 27.01.2017 в сумме 17,67 руб.;
- №** от 02.08.2012 в сумме 0,04 руб.
Требования об уплате недоимки с 01.01.2017 формировались и направлялись в электронном виде для дальнейшего взыскания ИФНС России (л.д.54).
В соответствии с частью 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
На основании статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, которые о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, и их явка не признана судом обязательной.
Изучив материалы административного дела, суд находит как заявленное административным истцом ходатайство о восстановлении срока обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением, так и требования о взыскании страховых взносов и пени не подлежащим удовлетворению.
В соответствии со статьёй 44 Налогового Кодекса Российской Федерации, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора и прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора или с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
В соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе, индивидуальные предприниматели (п. 1 ч. 1 ст. 6).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) (далее – Федеральный закон от 24.07.2009 № 212) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся индивидуальные предприниматели.
Частью 15 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212 было закреплено, что в случае прекращения деятельности организации в связи с её ликвидацией либо прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя до конца расчётного периода плательщики страховых взносов обязаны до дня подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией либо заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя соответственно представить в орган контроля за уплатой страховых взносов расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчётного периода по день представления указанного расчёта включительно.В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно (ч. 8 ст. 16).
Согласно статье 25 указанного Федерального закона, пенями признаётся установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трёхсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки (ч. 2 ст. 22), и должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании (ч. 5 ст. 22).
В силу части 2 статьи 21 Федерального закона от 24.07.2009 № 212, административное исковое заявление о взыскании страховых взносов с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов.
Пунктом 9 статьи 21 ФЗ от 24.07.2009 № 212 установлено, что положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов и штрафов, применяемых в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В случае, когда физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, прекращена его деятельность, взыскание производится в соответствии со статьёй 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьёй.
На основании пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подаётся в суд налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» начиная с 01.01.2017 на налоговые органы возложены полномочия по администрированию страховых взносов.
Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В силу части 1 статьи 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при решении вопроса о восстановлении пропущенного срока необходимо учитывать, что этот срок может быть восстановлен только в случае наличия уважительных причин его пропуска, установленных судом. Такими причинами могут быть обстоятельства, объективно исключавшие возможность своевременного обращения в суд с заявлением о компенсации и не зависящие от лица, подающего ходатайство о восстановлении срока (например, болезнь, лишавшая лицо возможности обращения в суд, его беспомощное состояние, несвоевременное направление лицу копии документа, а также обстоятельства, оценённые судом как уважительные).
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 13.03.2019 №**, Алексеева Т.А. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 01.06.2006 по 16.07.2012 (л.д.7-9).
Из материалов дела судом установлено, что 06.03.2014 в адрес Алексеевой Т.А. ГУ УПФР в г. Кандалакша направлено требование №**, в котором исчислен размер подлежащей уплате задолженности по страховым взносам и пени в ПФР по состоянию на 06.03.2014 в сумме 3 345,34 руб. (л.д.62-63). В требовании установлен срок уплаты начисленной недоимки и пени до 25.03.2014.
14.07.2014 мировым судьей судебного участка №1 Кандалакшского судебного района Мурманской области выдан судебный приказ №** о взыскании с Алексеевой Т.А. в пользу ГУ ПФР в г.Кандалакша задолженности по пени в сумме 4 229,62 руб. (л.д.65-66).
С 01.01.2017 формирование и направление требований об уплате недоимки и пени для дальнейшего взыскания осуществлялось ИФНС России. Однако сведения о начислении в отношении Алексеевой Т.А. иных сумм, в том числе пени на взысканную, но не погашенную задолженность по страховым взносам, суду в ходе рассмотрения дела не представлены.
Административным истцом и заинтересованным лицом не представлено доказательств направления в адрес административного ответчика Алексеевой Т.А. иных требований об уплате страховых взносов и пени, позволяющих проверить соблюдение установленного законом шестимесячного срока, установленного для подачи настоящего административного искового заявления в суд.
Инспекцией заявлено ходатайство о восстановлении срока для подачи административного искового заявления в суд, поскольку пенсионным фондом не приняты своевременные меры для принудительного взыскания. При этом Инспекция полагает, что существующая у ответчика реальная задолженность свидетельствует о наличии у налогового органа уважительных причин для восстановления срока на взыскание задолженности по налогу в судебном порядке.
Однако, по мнению суда, к уважительным причинам для восстановления срока для подачи иска в суд относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им такой степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях соблюдения сроков предъявления иска в суд.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), и направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Суд отмечает, что МИФНС № 1, являясь профессиональным участником публичных правоотношений, связанных с администрированием и контролем за уплатой, в том числе пеней по страховых взносам на пенсионное и медицинское страхование, обязан своевременно анализировать изменения, вносимые в действующее в обозначенной сфере законодательство, учитывать в своей деятельности актуальные правила обращения в суд с административными исковыми заявлениями о взыскании обязательных платежей и санкций.
Затягивание сроков передачи документов по плательщикам страховых взносов, приведшее в конечном итоге к ненадлежащему осуществлению информационного обмена между пенсионным фондом и налоговым органом, не расценивается судом в качестве уважительной причины пропуска срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, соответственно, не является основанием для его восстановления. С учётом статуса субъектов публичных правоотношений, технические или организационные причины пропуска срока не могут считаться уважительными.
Факт наличия у административного ответчика реальной задолженности по платежам не является уважительной причиной пропуска Инспекцией срока для обращения в суд с настоящим иском.
Таким образом, истцом не доказано наличие обстоятельств, которые, по смыслу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, могут быть расценены в качестве уважительных причин пропуска Инспекцией, как юридическим лицом, срока для обращения в суд с заявлением о принудительном взыскании задолженности с административного ответчика.
В связи с изложенным суд находит ходатайство о восстановлении срока обращения в суд с заявлением о взыскании с административного ответчика страховых взносов и пени не подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 48 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Мурманской области к Алексеевой Т.А. о взыскании страховых взносов в виде фиксированного платежа в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой и накопительной пенсии, а также пени за несвоевременную уплату страховых взносов отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Полярнозоринский районный суд в течение месяца с даты изготовления решения в окончательной форме.
Судья О.П. Ханина