Решение по делу № 3-498/2015 от 19.03.2015

Дело № <данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<данные изъяты>г. <данные изъяты>

<данные изъяты>

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Елизаровой М.Ю.

при секретаре Клевцовой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> об установлении кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с их рыночной стоимостью, руководствуясь ст.ст. 175-180,249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,

РЕШИЛ:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости – удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость земельного участка категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование строительство многоэтажного жилого дома, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного в <данные изъяты> равной рыночной стоимости по состоянию на <данные изъяты> в размере <данные изъяты> рублей 00 копеек на период с <данные изъяты> до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.

и земельного участка принадлежащий ООО <данные изъяты> на праве аренды категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование строительство многоэтажного жилого дома, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный в <данные изъяты> равной рыночной стоимости по состоянию на <данные изъяты> в размере <данные изъяты> рублей 00 копеек на период с <данные изъяты> до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных земельных участков.

Датой подачи заявления обществом с ограниченной ответственностью <данные изъяты> в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при У. Росреестра по <данные изъяты> заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков считать <данные изъяты>.

В требованиях ООО <данные изъяты> об обязании Ф. государственного бюджетного учреждения «Ф. кадастровая палата Ф. службы государственной регистрации объектов кадастра и картографии» совершения действия по внесению сведений в ГКН -отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной.

Судья Елизарова М.Ю.

Дело № <данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<данные изъяты>г. <данные изъяты>

<данные изъяты>

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Елизаровой М.Ю.

при секретаре Клевцовой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Премьер Инвест» об установлении кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с их рыночной стоимостью,

у с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью <данные изъяты> обратилось в Московский областной суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности земельного участка категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование строительство многоэтажного жилого дома, площадью 20706 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного в <данные изъяты> и земельного участка принадлежащего на праве аренды категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование строительство многоэтажного жилого дома, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного в <данные изъяты> равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013года.

В обоснование требований заявитель ссылается на то, что кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, что нарушает право заявителя на уплату справедливо установленных налогов, а также влияет на размер арендной платы, расчет которой осуществится исходя из кадастровой стоимости. Просило установить кадастровую стоимость принадлежащих обществу земельных участков в размере их рыночной стоимости, определенной отчетом ООО «Оценка плюс» подтвержденное положительным экспертным заключением о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, подготовленного саморегулируемой организацией оценщиков НП «Саморегулируемая организация ассоциации российских магистров оценки».

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Трофимов Ю.И. заявленные в части установления размера рыночной стоимости земельных участков требования уточнил и просил установить кадастровую стоимость земельных участков в соответствии с их рыночной стоимостью в размере определенном на основании результатов судебной экспертизы проведенной экспертами ООО «ЭКСОН» Давыдовой А.Р. и Котенко В.А..

Представитель Министерства имущественных отношений <данные изъяты> по доверенности Парамзин В.А. указал, что Министерство не оспаривает право заявителя на установление кадастровой стоимости равной рыночной принадлежащих заявителю участков. Не подвергает сомнению стоимость определенную судебной экспертизой проведенной в ходе рассмотрения дела.

Представитель Филиала ФГП «Ф. кадастровая палата Ф. службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <данные изъяты> по доверенности Толкачев Д.Г. оставил на усмотрение суда заявленные требования.

Представители У. Ф. службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> и Министерства экологии природопользования <данные изъяты>, администрации городского округа <данные изъяты> в суд представителей не направили. Извещены.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, в связи с чем на основании части 7 статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, находит требования общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> подлежащими удовлетворению частично исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, истцу на праве собственности принадлежат земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный в <данные изъяты> собственности зарегистрировано в УФСГРКиК по МО о чем выдано свидетельство (л.д.10).

Земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный в <данные изъяты> принадлежит истцу на праве аренды. Как следует из дополнительного соглашения <данные изъяты> к договору аренды земельного участка <данные изъяты> от <данные изъяты> заключенного между Комитетом по У. муниципальным имуществом администрации <данные изъяты> и ООО <данные изъяты> (л.д.21).

По данным администрации <данные изъяты> в соответствии с пунктом 15 статьи 3 Ф. закона от <данные изъяты> №137-ФЗ «О ведении в действие Земельного кодекса РФ» с <данные изъяты> размер арендной платы по договору аренды равен пяти процентам от кадастровой стоимости земельного участка (л.д.23).

По данным кадастровых паспортов земельные участки имеют категорию земель категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование строительство многоэтажного жилого дома. Кадастровые номера земельных участков внесены в государственный кадастр объектов недвижимости в 2005 и 2007году.

Согласно справок о кадастровой стоимости объектов недвижимости, кадастровая стоимость земельных участков определена по состоянию на <данные изъяты> и утверждена Распоряжением Министерства экологии и природопользования <данные изъяты> <данные изъяты> -РМ от <данные изъяты> года. Так кадастровая стоимость участка с кадастровым номером <данные изъяты> установлена в размере <данные изъяты> рублей участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере <данные изъяты> рублей.

Административный истец полагая, что кадастровая стоимость находящихся в его собственности и пользовании участков необоснованно завышена, чем затронуты права по несению налогового и арендного бремени в справедливом размере. С целью установления рыночной стоимости земельных участков общество обратилось в ООО «Оценка плюс», где оценщиком Акимовой Е.В. были подготовлены отчеты <данные изъяты> и <данные изъяты> об оценке рыночной стоимости двух земельных участков. Рыночная стоимость участка с кадастровым номером <данные изъяты> составила <данные изъяты> рублей, участка с кадастровым номером <данные изъяты> <данные изъяты> рублей.

По итогам проведения экспертизы по мнению эксперта НП «Саморегулируемая организация ассоциации российских магистров оценки», приведенные выше отчеты об оценке рыночной стоимости земельных участков соответствует требованиям Ф. закона об оценочной деятельности в РФ, Ф. стандартам оценки, экспертным советом дано положительное заключение.

Пункт 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации гласит, что условия и порядок пользования землей определяются на основе Ф. закона.

Согласно статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации от <данные изъяты> N 136-ФЗ (далее – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Статья 57 Конституции Российской Федерации гласит, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации от <данные изъяты> N 117-ФЗ (далее НК РФ) физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.

Согласно статьи 390 НК РФ, налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

В соответствии с абзацем 10 пункта 15 статьи 3 Ф. закона от <данные изъяты> N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" ежегодная арендная плата за земельный участок, предоставленный лицу в соответствии с настоящим пунктом для жилищного строительства или лицу, к которому перешли права и обязанности по договору аренды такого земельного участка, устанавливается в размере не менее пяти процентов от кадастровой стоимости земельного участка в случае, если объекты недвижимости на предоставленном земельном участке не введены в эксплуатацию по истечении трех лет с даты заключения договора аренды земельного участка.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Понятие кадастровой стоимости закреплено в пункте 3 Ф. стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)» (утв. Приказом Минэкономразвития РФ <данные изъяты> от 22.10.2010). Под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.

Согласно пункта 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, нормами Ф. законодательства предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, как в результате проведения государственной кадастровой оценки, так и путем установления его кадастровой стоимости равной рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого земельного участка.

Удовлетворяя заявленные требования суд, учитывает, что правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам определены Ф. законом от <данные изъяты> N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).

Статьей 24.18 поименованного Закона за физическими лицами закреплено право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

С заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от <данные изъяты> N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости".

При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Закона об оценочной деятельности).

Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта (далее - отчет).

Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Законом об оценочной деятельности, признается достоверной и рекомендуемой, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (ст. 12 Закона об оценочной деятельности).

В целях проверки отчета проводится экспертиза, результатом которой является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков. Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются Ф. стандартом оценки (ст. 17.1 Закона об оценочной деятельности).

В соответствии с положениями ст. 24.18 и 24.20 Закона об оценочной деятельности установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой оценки. Сведения об изменении кадастровой оценки на основании решения суда подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 7 Ф. закона от <данные изъяты> N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

По мысли Ф. законодателя, как это следует из положений статьи 11 Ф. закона от <данные изъяты> N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение, что диктует необходимость указания в отчете сведений, имеющих существенно важное значение для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете, в соответствии с требованиями Ф. стандартов оценки.

Согласно статьи 248 Кодекса административного судопроизводства в Российской Федерации снованием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость

В ходе рассмотрения дела Министерством имущественных отношений <данные изъяты> предоставлен анализ отчета об определении рыночной стоимости земельных участков заявителя, согласно которого выявлены замечания, указывающие на допущение оценщиком при составлении отчета принципов существенности и обоснованности, закрепленных Ф. стандартами об оценке.

По ходатайству заявителя судом назначена по делу судебная оценочная экспертиза, направленная на соответствие отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности и определение рыночной стоимости земельных участков заявителя, проведение которой поручено экспертам ООО «ЭКСОН» Давыдовой А.Р. и Котенко В.А..

По заключению экспертов от <данные изъяты> рыночная стоимость земельного участка площадью <данные изъяты> кв. метров по состоянию на <данные изъяты> определена в размере <данные изъяты> рублей, земельного участка площадью <данные изъяты> кв. метров в размере <данные изъяты> рублей (том 2).

Данное заключение сторонами не оспаривалось, содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы. Экспертное заключение понятно по своему содержанию, составлено в доступной форме изложения и не содержит суждений, позволяющих иначе переоценить выводы эксперта.

В судебном заседании не установлено обстоятельств, указывающих на то, что рыночная стоимость земельных участков не соответствует сложившемуся рынку цен на дату установления кадастровой стоимости этих участков, т.е. на <данные изъяты>. Ходатайств о проведении повторной судебной экспертизы лица, участвующие в деле, не заявляли, а поводы для ее назначения по инициативе суда отсутствуют.

С учетом системного толкования приведенных законов и нормативных актов, подлежащих применению в настоящем деле, а также представленных по делу доказательств, оцененных судом на предмет достаточности и допустимости, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению суда новые сведения применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (часть 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

В силу пункта 5 статьи 4 Ф. закона от <данные изъяты> № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган документов в установленном названным Ф. законом порядке.

Согласно пункту 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 28, если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.

Как усматривается из материалов дела, Распоряжением Министерства экологии и природопользования <данные изъяты> №566-РМ от <данные изъяты> утверждены очередные результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов <данные изъяты>, в соответствии с которыми определена кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> по состоянию на <данные изъяты>

Таким образом, период действия кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> установленной в судебном порядке в размере их рыночной стоимости по состоянию на <данные изъяты>, ограничен датой внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости названного объекта недвижимого имущества, утвержденной распоряжением.

Принимая во внимание изложенное, установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, поэтому возложение обязанности по совершению данного действия без отказа органа кадастрового учета в их совершении истцом заявлены необоснованно.

Руководствуясь ст.ст. 175-180,249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,

РЕШИЛ:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости – удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость земельного участка категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование строительство многоэтажного жилого дома, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного в <данные изъяты> равной рыночной стоимости по состоянию на <данные изъяты> в размере <данные изъяты> рублей 00 копеек на период с <данные изъяты> до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.

и земельного участка принадлежащий ООО <данные изъяты> на праве аренды категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование строительство многоэтажного жилого дома, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный в <данные изъяты> равной рыночной стоимости по состоянию на <данные изъяты> в размере <данные изъяты> рублей 00 копеек на период с <данные изъяты> до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных земельных участков.

Датой подачи заявления обществом с ограниченной ответственностью <данные изъяты> в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при У. Росреестра по <данные изъяты> заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков считать <данные изъяты>.

В требованиях ООО <данные изъяты> об обязании Ф. государственного бюджетного учреждения «Ф. кадастровая палата Ф. службы государственной регистрации объектов кадастра и картографии» совершения действия по внесению сведений в ГКН -отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной.

Судья Елизарова М.Ю.

Дело № <данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<данные изъяты>г. <данные изъяты>

<данные изъяты>

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Елизаровой М.Ю.

при секретаре Клевцовой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> об установлении кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с их рыночной стоимостью, руководствуясь ст.ст. 175-180,249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,

РЕШИЛ:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости – удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость земельного участка категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование строительство многоэтажного жилого дома, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного в <данные изъяты> равной рыночной стоимости по состоянию на <данные изъяты> в размере <данные изъяты> рублей 00 копеек на период с <данные изъяты> до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.

и земельного участка принадлежащий ООО <данные изъяты> на праве аренды категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование строительство многоэтажного жилого дома, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный в <данные изъяты> равной рыночной стоимости по состоянию на <данные изъяты> в размере <данные изъяты> рублей 00 копеек на период с <данные изъяты> до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных земельных участков.

Датой подачи заявления обществом с ограниченной ответственностью <данные изъяты> в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при У. Росреестра по <данные изъяты> заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков считать <данные изъяты>.

В требованиях ООО <данные изъяты> об обязании Ф. государственного бюджетного учреждения «Ф. кадастровая палата Ф. службы государственной регистрации объектов кадастра и картографии» совершения действия по внесению сведений в ГКН -отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной.

Судья Елизарова М.Ю.

Дело № <данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<данные изъяты>г. <данные изъяты>

<данные изъяты>

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Елизаровой М.Ю.

при секретаре Клевцовой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Премьер Инвест» об установлении кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с их рыночной стоимостью,

у с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью <данные изъяты> обратилось в Московский областной суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности земельного участка категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование строительство многоэтажного жилого дома, площадью 20706 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного в <данные изъяты> и земельного участка принадлежащего на праве аренды категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование строительство многоэтажного жилого дома, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного в <данные изъяты> равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013года.

В обоснование требований заявитель ссылается на то, что кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, что нарушает право заявителя на уплату справедливо установленных налогов, а также влияет на размер арендной платы, расчет которой осуществится исходя из кадастровой стоимости. Просило установить кадастровую стоимость принадлежащих обществу земельных участков в размере их рыночной стоимости, определенной отчетом ООО «Оценка плюс» подтвержденное положительным экспертным заключением о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, подготовленного саморегулируемой организацией оценщиков НП «Саморегулируемая организация ассоциации российских магистров оценки».

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Трофимов Ю.И. заявленные в части установления размера рыночной стоимости земельных участков требования уточнил и просил установить кадастровую стоимость земельных участков в соответствии с их рыночной стоимостью в размере определенном на основании результатов судебной экспертизы проведенной экспертами ООО «ЭКСОН» Давыдовой А.Р. и Котенко В.А..

Представитель Министерства имущественных отношений <данные изъяты> по доверенности Парамзин В.А. указал, что Министерство не оспаривает право заявителя на установление кадастровой стоимости равной рыночной принадлежащих заявителю участков. Не подвергает сомнению стоимость определенную судебной экспертизой проведенной в ходе рассмотрения дела.

Представитель Филиала ФГП «Ф. кадастровая палата Ф. службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <данные изъяты> по доверенности Толкачев Д.Г. оставил на усмотрение суда заявленные требования.

Представители У. Ф. службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> и Министерства экологии природопользования <данные изъяты>, администрации городского округа <данные изъяты> в суд представителей не направили. Извещены.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, в связи с чем на основании части 7 статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, находит требования общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> подлежащими удовлетворению частично исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, истцу на праве собственности принадлежат земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный в <данные изъяты> собственности зарегистрировано в УФСГРКиК по МО о чем выдано свидетельство (л.д.10).

Земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный в <данные изъяты> принадлежит истцу на праве аренды. Как следует из дополнительного соглашения <данные изъяты> к договору аренды земельного участка <данные изъяты> от <данные изъяты> заключенного между Комитетом по У. муниципальным имуществом администрации <данные изъяты> и ООО <данные изъяты> (л.д.21).

По данным администрации <данные изъяты> в соответствии с пунктом 15 статьи 3 Ф. закона от <данные изъяты> №137-ФЗ «О ведении в действие Земельного кодекса РФ» с <данные изъяты> размер арендной платы по договору аренды равен пяти процентам от кадастровой стоимости земельного участка (л.д.23).

По данным кадастровых паспортов земельные участки имеют категорию земель категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование строительство многоэтажного жилого дома. Кадастровые номера земельных участков внесены в государственный кадастр объектов недвижимости в 2005 и 2007году.

Согласно справок о кадастровой стоимости объектов недвижимости, кадастровая стоимость земельных участков определена по состоянию на <данные изъяты> и утверждена Распоряжением Министерства экологии и природопользования <данные изъяты> <данные изъяты> -РМ от <данные изъяты> года. Так кадастровая стоимость участка с кадастровым номером <данные изъяты> установлена в размере <данные изъяты> рублей участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере <данные изъяты> рублей.

Административный истец полагая, что кадастровая стоимость находящихся в его собственности и пользовании участков необоснованно завышена, чем затронуты права по несению налогового и арендного бремени в справедливом размере. С целью установления рыночной стоимости земельных участков общество обратилось в ООО «Оценка плюс», где оценщиком Акимовой Е.В. были подготовлены отчеты <данные изъяты> и <данные изъяты> об оценке рыночной стоимости двух земельных участков. Рыночная стоимость участка с кадастровым номером <данные изъяты> составила <данные изъяты> рублей, участка с кадастровым номером <данные изъяты> <данные изъяты> рублей.

По итогам проведения экспертизы по мнению эксперта НП «Саморегулируемая организация ассоциации российских магистров оценки», приведенные выше отчеты об оценке рыночной стоимости земельных участков соответствует требованиям Ф. закона об оценочной деятельности в РФ, Ф. стандартам оценки, экспертным советом дано положительное заключение.

Пункт 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации гласит, что условия и порядок пользования землей определяются на основе Ф. закона.

Согласно статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации от <данные изъяты> N 136-ФЗ (далее – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Статья 57 Конституции Российской Федерации гласит, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации от <данные изъяты> N 117-ФЗ (далее НК РФ) физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.

Согласно статьи 390 НК РФ, налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

В соответствии с абзацем 10 пункта 15 статьи 3 Ф. закона от <данные изъяты> N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" ежегодная арендная плата за земельный участок, предоставленный лицу в соответствии с настоящим пунктом для жилищного строительства или лицу, к которому перешли права и обязанности по договору аренды такого земельного участка, устанавливается в размере не менее пяти процентов от кадастровой стоимости земельного участка в случае, если объекты недвижимости на предоставленном земельном участке не введены в эксплуатацию по истечении трех лет с даты заключения договора аренды земельного участка.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Понятие кадастровой стоимости закреплено в пункте 3 Ф. стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)» (утв. Приказом Минэкономразвития РФ <данные изъяты> от 22.10.2010). Под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.

Согласно пункта 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, нормами Ф. законодательства предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, как в результате проведения государственной кадастровой оценки, так и путем установления его кадастровой стоимости равной рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого земельного участка.

Удовлетворяя заявленные требования суд, учитывает, что правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам определены Ф. законом от <данные изъяты> N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).

Статьей 24.18 поименованного Закона за физическими лицами закреплено право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

С заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от <данные изъяты> N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости".

При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Закона об оценочной деятельности).

Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта (далее - отчет).

Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Законом об оценочной деятельности, признается достоверной и рекомендуемой, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (ст. 12 Закона об оценочной деятельности).

В целях проверки отчета проводится экспертиза, результатом которой является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков. Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются Ф. стандартом оценки (ст. 17.1 Закона об оценочной деятельности).

В соответствии с положениями ст. 24.18 и 24.20 Закона об оценочной деятельности установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой оценки. Сведения об изменении кадастровой оценки на основании решения суда подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 7 Ф. закона от <данные изъяты> N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

По мысли Ф. законодателя, как это следует из положений статьи 11 Ф. закона от <данные изъяты> N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение, что диктует необходимость указания в отчете сведений, имеющих существенно важное значение для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете, в соответствии с требованиями Ф. стандартов оценки.

Согласно статьи 248 Кодекса административного судопроизводства в Российской Федерации снованием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость

В ходе рассмотрения дела Министерством имущественных отношений <данные изъяты> предоставлен анализ отчета об определении рыночной стоимости земельных участков заявителя, согласно которого выявлены замечания, указывающие на допущение оценщиком при составлении отчета принципов существенности и обоснованности, закрепленных Ф. стандартами об оценке.

По ходатайству заявителя судом назначена по делу судебная оценочная экспертиза, направленная на соответствие отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности и определение рыночной стоимости земельных участков заявителя, проведение которой поручено экспертам ООО «ЭКСОН» Давыдовой А.Р. и Котенко В.А..

По заключению экспертов от <данные изъяты> рыночная стоимость земельного участка площадью <данные изъяты> кв. метров по состоянию на <данные изъяты> определена в размере <данные изъяты> рублей, земельного участка площадью <данные изъяты> кв. метров в размере <данные изъяты> рублей (том 2).

Данное заключение сторонами не оспаривалось, содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы. Экспертное заключение понятно по своему содержанию, составлено в доступной форме изложения и не содержит суждений, позволяющих иначе переоценить выводы эксперта.

В судебном заседании не установлено обстоятельств, указывающих на то, что рыночная стоимость земельных участков не соответствует сложившемуся рынку цен на дату установления кадастровой стоимости этих участков, т.е. на <данные изъяты>. Ходатайств о проведении повторной судебной экспертизы лица, участвующие в деле, не заявляли, а поводы для ее назначения по инициативе суда отсутствуют.

С учетом системного толкования приведенных законов и нормативных актов, подлежащих применению в настоящем деле, а также представленных по делу доказательств, оцененных судом на предмет достаточности и допустимости, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению суда новые сведения применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (часть 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

В силу пункта 5 статьи 4 Ф. закона от <данные изъяты> № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган документов в установленном названным Ф. законом порядке.

Согласно пункту 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 28, если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.

Как усматривается из материалов дела, Распоряжением Министерства экологии и природопользования <данные изъяты> №566-РМ от <данные изъяты> утверждены очередные результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов <данные изъяты>, в соответствии с которыми определена кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> по состоянию на <данные изъяты>

Таким образом, период действия кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> установленной в судебном порядке в размере их рыночной стоимости по состоянию на <данные изъяты>, ограничен датой внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости названного объекта недвижимого имущества, утвержденной распоряжением.

Принимая во внимание изложенное, установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, поэтому возложение обязанности по совершению данного действия без отказа органа кадастрового учета в их совершении истцом заявлены необоснованно.

Руководствуясь ст.ст. 175-180,249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,

РЕШИЛ:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости – удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость земельного участка категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование строительство многоэтажного жилого дома, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного в <данные изъяты> равной рыночной стоимости по состоянию на <данные изъяты> в размере <данные изъяты> рублей 00 копеек на период с <данные изъяты> до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.

и земельного участка принадлежащий ООО <данные изъяты> на праве аренды категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование строительство многоэтажного жилого дома, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный в <данные изъяты> равной рыночной стоимости по состоянию на <данные изъяты> в размере <данные изъяты> рублей 00 копеек на период с <данные изъяты> до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных земельных участков.

Датой подачи заявления обществом с ограниченной ответственностью <данные изъяты> в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при У. Росреестра по <данные изъяты> заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков считать <данные изъяты>.

В требованиях ООО <данные изъяты> об обязании Ф. государственного бюджетного учреждения «Ф. кадастровая палата Ф. службы государственной регистрации объектов кадастра и картографии» совершения действия по внесению сведений в ГКН -отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной.

Судья Елизарова М.Ю.

3-498/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
ООО "ПРЕМЬЕР-ИНВЕСТ"
Другие
ФГБУ "ФКП ФСГРКиК" в лице филиала по МО
УФСГРКиК по МО
Правительство МО
Администрация гор. округа Климовск МО
Минимущества МО
МИФНС № 5 по МО по г. Подольску
Суд
Московский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.mo.sudrf.ru
19.03.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.03.2015Передача материалов судье
23.03.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.04.2015Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
24.04.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.05.2015Подготовка дела (собеседование)
14.05.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
08.06.2015Предварительное судебное заседание
02.07.2015Судебное заседание
22.07.2015Судебное заседание
03.08.2015Судебное заседание
08.10.2015Производство по делу возобновлено
20.10.2015Судебное заседание
20.10.2015Судебное заседание
26.10.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.10.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.10.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее