Судья Леконцев А.П. УИН 11RS0016-01-2023-018527-77 Дело № 21-148/2024 (№ 12-124/2024)
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Колосова Н.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании 20 марта 2024 года в городе Сыктывкаре Республики Коми жалобу Колегова В.Е. на решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 5 февраля 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Колегова В.Е.,
установил:
постановлением № 135 военного комиссара г. Сыктывкара, Сыктывдинского и Корткеросского районов Республики Коми Безручко И.И. от 1 декабря 2023 года Колегов В.Е. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с приведенным выше постановлением, Колегов В.Е. в порядке, предусмотренном статьями 30.1, 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обратился с жалобой в Сыктывкарский городской суд Республики Коми, в которой просил оспариваемое постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, приводя доводы о его незаконности и необоснованности.
По итогам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судьей Сыктывкарского городского суда Республики Коми 5 февраля 2024 года принято решение, в соответствие с которым постановление военного комиссара г. Сыктывкара, Сыктывдинского и Корткеросского районов Республики Коми от 1 декабря 2023 года № 135 изменено, снижен размер административного штрафа до 10 000 руб.
Колегов В.Е. обратился в Верховный Суд Республики Коми с жалобой на состоявшееся по делу об административном правонарушении решение, просит его отменить и прекратить производства по делу на основании пунктов 1, 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагая, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указывает на отсутствие у него обязанности явки на призывной пункт, ссылаясь на подачу в суд административного искового заявления об оспаривании решения призывной комиссии от 9 октября 2023 года, а также заявления о применении мер предварительной защиты 16 ноября 2023 года, и не получения на момент отправки – 17 ноября 2023 года определения суда по разрешению вопроса по мерам предварительной защиты. Кроме того, указывает о не извещении его о рассмотрении дела об административном правонарушении военным комиссариатом.
Колегов В.Е. надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела по его жалобе не заявлял, в связи с чем, в соответствии со статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считаю возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее по тексту также Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ) в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны, в том числе явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет.
Уважительными причинами неявки гражданина по повестке военного комиссариата при условии документального подтверждения причины неявки являются: заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности; тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц; препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина; иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом (пункт 2 статьи 7 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).
Статьей 26 указанного Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ предусмотрено, что призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает, явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1). На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3).
Согласно подпункту «б» пункта 50 Положения о воинском учете, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года № 719 (далее – Положение о воинском учете) граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны являться в установленные время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства или месту пребывания, имея при себе военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), справку взамен военного билета или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, а также персональную электронную карту (при наличии в документе воинского учета отметки о ее выдаче), паспорт гражданина Российской Федерации и водительское удостоверение при его наличии.
Таким образом, действующим законодательством на гражданина, подлежащего призыву на военную службу, возложена обязанность в указанные в повестке военного комиссариата время и место являться в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, а также предусматривает ответственность за неявку по этой повестке.
В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неявку гражданина без уважительной причины в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову иного органа, осуществляющего воинский учет.
Из материалов дела следует, что Колегов В.Е., извещенный о необходимости явиться по повестке к 08 часам 00 минутам 17 ноября 2023 года в военный комиссариат г. Сыктывкара, Сыктывдинского и Корткеросского районов Республики Коми, расположенный по адресу: <Адрес обезличен>, в указанное время и место без уважительных причин не прибыл.
Колеговым В.Е. повестка о явке 17 ноября 2023 года к 08 часам 00 минутам в Военный комиссариат г. Сыктывкара, Сыктывдинского и Корткеросского районов Республики Коми для отправки к месту прохождения военной службы получена, что подтверждается отрывным талоном, свидетельствующем о вручении Колегову В.Е. повестки серии КС <Номер обезличен> 9 октября 2023 года и не оспаривается Колеговым В.Е.
Колеговым В.Е. 16 ноября 2023 года в адрес призывной комиссии МО ГО «Сыктывкар» направлено заявление о признании уважительной причиной неявки по повестке 17 ноября 2023 года обжалование решение призывной комиссии в Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
Неявка Колегова В.Е. на призывной пункт 17 ноября 2023 года явилась основанием для составления 1 декабря 2023 года в отношении него протокола об административном правонарушении № 135 и последующего его привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения Колеговым В.Е. административного правонарушения подтверждается: рапортом ПНО ПППиУМР Безносикова С.В. от 17 ноября 2023 года о неявке Колегова В.Е. в военный комиссариат; протоколом об административном правонарушении от 1 декабря 2023 года № 135; отрывным талоном, свидетельствующем о вручении Колегову В.Е. повестки серии КС <Номер обезличен> и другими материалами дела.
Оценив совокупность представленных доказательств всесторонне, полно и объективно по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо и судья городского суда пришли к обоснованному выводу о доказанности вины Колегова В.Е. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований не согласиться с выводами должностного лица и судьи городского суда не имеется.
Уважительные причины такой неявки перечислены в пункте 2 статьи 7 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
В рассматриваемом случае сведений о наличии причин, прямо перечисленных в названном Федеральном законе, не имеется, равно как и не имеется сведений о иных причинах, признанных уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом.
Решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд. Жалоба гражданина на решение призывной комиссии должна быть рассмотрена в течение пяти рабочих дней со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, а жалоба гражданина на заключение призывной комиссии - в течение одного месяца со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае обжалования гражданином решения (заключения) призывной комиссии выполнение этого решения (действие этого заключения) приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда (пункт 7 статьи 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).
Согласно пункту 4 статьи 29 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» решение призывной комиссии субъекта Российской Федерации по жалобе гражданина может быть обжаловано им в суд. Решение призывной комиссии приостанавливается до вступления в законную силу решения суда.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выражается в неявке гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины.
Вопреки доводам жалобы, подача административного искового заявления о признании решения призывной комиссии о призыве на военную службу незаконным и его отмене не является уважительной причиной неявки по повестке военного комиссариата, поскольку вышеназванными нормами установлено, что в случае обжалования решения призывной комиссии только приостанавливается выполнение такого решения, что не предоставляет право лицу не являться по повестке в место призыва и не освобождает от исполнения обязанности, предусмотренной пунктом 1 статьи 10 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
Сведений о наличии причин, прямо перечисленных в пункте 2 статьи 7 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», не имеется, равно как и не имеется сведений об иных причинах, признанных уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом.
С учетом изложенного, Колегов В.Е. правомерно признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы настоящей жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки судьи городского суда, они не опровергают наличие в действиях Колегова В.Е. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения Колегова В.Е. к административной ответственности не нарушены, размер административного штрафа обоснованно снижен судом до минимального размера, предусмотренного санкцией части 1 статьи 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом обстоятельств совершения административного правонарушения.
Каких-либо существенных процессуальных нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при производстве по делу, влекущих за собой отмену постановления должностного лица и судебного решения, не допущено.
Доводы жалобы о неизвещении о рассмотрении дела об административном правонарушении опровергаются, имеющимися в материале об административном правонарушении, уведомлением от 17 ноября 2023 года о необходимости явиться в Военный комиссариат к 10 часам 1 декабря 2023 года для непосредственного участия в производстве по делу об административном правонарушении и для рассмотрения дела об административном правонарушении, направленным в адрес Колегова В.Е., а также уведомлением о вручении указанного уведомления Колегову В.Е. 25 ноября 2023 года.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения судебного решения не усматривается.
Руководствуясь статьями 30.3, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Коми
решил:
решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 5 февраля 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Колегова Владислава Евгеньевича оставить без изменения, жалобу Колегова В.Е. – без удовлетворения.
Решение вступает в силу со дня его принятия.
Судья Н.Е. Колосова