Решение по делу № 33-6581/2021 от 02.07.2021

Судья Власова Ю.В. Дело № 33-6581/2021

2-56/2021

УИД 25RS0028-01-2021-000081-58

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

27 июля 2021 года г. Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда

в составе:

председательствующего судьи Фёдоровой Л.Н.

судей Веригиной И.Н., Храмцовой Л.П.

при секретаре Пауловой Ю.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тернейского района Приморского края в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Тернейского муниципального округа Приморского края, муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа с.Амгу» о понуждении к совершению действий по организации достаточного наружного противопожарного водоснабжения,

по апелляционной жалобе администрации Тернейского муниципального округа на решение Тернейского районного суда Приморского края от 12 мая 2021 года, которым исковые требования удовлетворены. На администрацию Тернейского муниципального округа Приморского края возложена обязанность в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование Муниципального казенного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с.Амгу» для организации достаточного противопожарного водоснабжения. На Муниципальное казенное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Амгу» возложена обязанность организовать достаточное наружное противопожарное водоснабжение в течение 3 месяцев с момента выделения финансовых средств администрацией Тернейского муниципального округа.

Заслушав доклад судьи Веригиной И.Н., пояснения прокурора Бекетовой В.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Тернейского района Приморского края обратился в суд с названным иском к ответчикам, в обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой района в МКОУ «СОШ с. Амгу», установлено отсутствие достаточного наружного противопожарного водоснабжения, что является нарушением ст. 62 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

19.01.2021 директору МКОУ «СОШ с. Амгу» должностным лицом государственного пожарного надзора выдано предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности. Прокуратурой района директору МКОУ «СОШ с. Амгу» 15.08.2020 внесено представление об устранении нарушений закона.

На требование прокурора о предоставлении информации о предусмотренных в бюджете Тернейского муниципального округа на 2021 год денежных средств на организацию достаточного наружного противопожарного водоснабжения МКОУ «СОШ с. Амгу», администрацией предоставлена информация о том, что в бюджете на 2021 год денежные средства на указанные цели не запланированы в связи с недостатком финансовых средств в бюджете округа. Из этого следует, что длительное время действенные меры к выделению денежных средств либо к устранению выявленных нарушений органами местного самоуправления Тернейского муниципального округа не принимаются, что в случае возникновения пожара создает потенциальную угрозу жизни и здоровью воспитанников, а также педагогическому и техническому персоналу названного учреждения.

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал.

Представитель администрации Тернейского муниципального округа требования не признал, полагал, что оснований для их удовлетворения не имеется.

Представитель МКОУ «СОШ с. Амгу» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился ответчик администрация Тернейского муниципального округа, подав апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене судебного акта, как незаконного. Указывает, что по существу требования прокурора являются требованиями, вытекающими из публичных правоотношений, поэтому настоящий спор подлежал рассмотрению в порядке административного судопроизводства. Действия администрации Тернейского муниципального округа, а также МКОУ «СОШ с. Амгу» не обжалованы и незаконными решением суда не признаны. Принятие и расходование бюджета Тернейского муниципального округа находится в исключительной компетенции муниципального образования. Разного рода мероприятия на будущий финансовый год предусматриваются при планировании бюджета и утверждаются Думой Тернейского муниципального округа. Постановлением администрации Тернейского муниципального района от 12.12.2019 №588 утверждена муниципальная программа «Пожарная безопасность в образовательных учреждениях, в том числе приобретение и установка пожарной емкости для МКОУ «СОШ с. Амгу», однако в связи с пандемией бюджетная система пострадала. Понуждение к совершению действий по финансированию и организации достаточного наружного противопожарного водоснабжения является ограничением прав органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных полномочий. В связи с чем, просит решение суда первой инстанции отменить, исковые требования оставить без удовлетворения в полном объеме.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор указал на законность и обоснованность постановленного по делу решения, просил оставить решение без изменения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор полагал, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене не подлежит.

Представитель МКОУ «СОШ с. Амгу», представитель администрации Тернейского муниципального округа в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом.

Информация о рассмотрении дела своевременно размещена на интернет сайте Приморского краевого суда.

Судебная коллегия на основании ст. 167 Гражданского процессуального Кодекса РФ считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения участника процесса, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального Кодекса РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, МКОУ «СОШ с.Амгу» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, смету, обособленное имущество, лицевой счет, печать установленного образца, штамп, бланки и другие реквизиты.

Финансовое обеспечение МКОУ «СОШ с. Амгу» осуществляется за счет средств бюджета Тернейского муниципального района на основании бюджетной сметы, в соответствии с установленным органами местного самоуправления Тернейского муниципального района порядком исполнения бюджета Тернейского муниципального района.

Согласно п. п. 1.2 Устава МКОУ «СОШ с. Амгу» учредителем МКОУ «СОШ с. Амгу» и собственником его имущества является Тернейский муниципальный район. Функции учредителя МКОУ «СОШ с. Амгу» осуществляет администрация Тернейского муниципального района. Полномочия собственника имущества осуществляет орган, уполномоченный учредителем на осуществление функций в сфере владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

Пунктами 7.1.2, 7.1.3, 7.1.5, 7.2.5, 7.2.6 Устава МКОУ «СОШ с. Амгу» объекты собственности, закрепленные за МКОУ «СОШ с. Амгу», находятся в ее оперативном управлении. МКОУ «СОШ с. Амгу» владеет, пользуется, распоряжается закрепленным за ней на праве оперативного управления имуществом в соответствии с назначением имущества, установленными целями деятельности, законодательством РФ. МКОУ «СОШ с. Амгу» на праве оперативного управления обязана: эффективно использовать закрепленное имущество; обеспечивать сохранность и использование закрепленного за ним имущества; осуществлять амортизацию и восстановление изнашиваемой части имущества, передаваемого в оперативное управление. Использование имущества, переданного в оперативное управление, осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами органа местного самоуправления Тернейского муниципального района. Заключение и оплата МКОУ «СОШ с. Амгу» муниципальных контрактов, договоров подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производится в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено действующим законодательством РФ, и с учетом принятых и неисполненных обязательств. МКОУ «СОШ с. Амгу» не вправе совершать сделки, превышающие сметные назначения и лимиты бюджетных средств.

Согласно представленным в материалы дела сведениям о соблюдении требований пожарной безопасности общеобразовательными организациями, расположенными на территории Тернейского муниципального района, указанное нарушение выявлено к началу учебного 2020/2021 года, в связи с чем вынесено соответствующее предписание, которое не исполнено.

02.08.2020 года отделом надзорной деятельности и профилактической работы Тернейского муниципального района в адрес прокурора Тернейского района предоставлен перечень нарушений выявленных в ходе приемки образовательных учреждений к началу учебного 2020/2021 года на территории Тернейского муниципального района, в том числе нарушений выявленных в МКОУ «СОШ с. Амгу», а именно недостаточно наружного пожарного водоснабжения - СНиП 2.04.02-84*, свод правил 8.13130-2009 п.4.1; отсутствие предусмотренные проектом двери в коридоре главного входа; отсутствие дублирование сигнала о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны.

15.08.2020 года прокуратурой района директору МКОУ «СОШ с. Амгу» внесено представление об устранений нарушений закона.

Согласно предоставленной информации директора МКОУ «СОШ с. Амгу» от 14.09.2020 года № 35 адресованной в адрес и.о. прокурора Тернейского район, коллективным собранием работников МКОУ «СОШ с. Амгу» рассмотрено представление об устранении нарушений требований законодательства при подготовке к учебному году прокуратуры района от 15.08.2020 года № 7-3-2020-218, решено: ввиду того, что устранение, в том числе нарушений требований СНиП 2.04.02-84 недостаточного наружного противопожарного водоснабжения в МКОУ «СОШ с. Амгу», требует больших материальных затрат, обратиться еще раз к учредителю - администрации Тернейского муниципального района о выделении средств на устранение нарушений.

12.12.2020 года директором МКОУ «СОШ с. Амгу» предоставлена информация начальнику отдела градостроительства и архитектуры администрации Тернейского муниципального района о потребности выделения больших финансовых средств, в том числе на строительство дополнительного наружного противопожарного водоёма.

19.01.2021 года государственным инспектором Тернейского муниципального района по пожарному надзору Заикиным В. С. вынесено предписание № 4/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, согласно которому на учебное заведение и директора возложена обязанность устранить нарушение обязательных требований пожарной безопасности, выявленных в ходе проверки в срок до 01.06.2021, а именно: не организовано проведение работ по техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности, обеспечивающих исправное состояние указанных систем; отсутствуют документы о проведении регламентных работ по техническому обслуживанию автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре; недостаточно наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения; неисправно световое табло «Выход» над дверью эвакуационного выхода в котельной; отсутствуют предусмотренные проектной документацией двери в коридоре главного входа в здании. Сведений об отмене данного предписания в дело не представлено.

25.03.2021 года в связи с проводимой проверкой, на основании статей 6, 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурором района в адрес главы Тернейского муниципального округа вынесено требование о предоставлении сведений и документов о предусмотренных в бюджете Тернейского муниципального округа на 2021 год денежных средствах на организацию достаточного наружного противопожарного водоснабжения в том числе в МКОУ «СОШ с. Амгу».

Муниципальной программой «Пожарная безопасность в образовательных учреждениях Тернейского муниципального района на 2020-2022 г.г.», а утвержденной постановлением администрации Тернейского муниципального района от 12.12.2019 г. № 588, в 2022 году предусмотрено приобретение и установка пожарной емкости в МКОУ «СОШ с. Амгу», размер финансирования 1156,87 тыс. руб.

30.03.2021 года администрацией Тернейского муниципального округа Приморского края в адрес прокуратуры района предоставлена информация о том, что на 2021 год в бюджете Тернейского муниципального округа денежные средства на организацию достаточного наружного пожарного водоснабжения не предусмотрены из-за недостаточности средств в бюджете округа.

Разрешая требования прокурора по существу, суд первой инстанции, установив факт наличия недостаточного наружного противопожарного водоснабжения в образовательном учреждении, отсутствия реальных мер к его устранению, а также то, что данное нарушение носит длящийся характер и может привести к чрезвычайной ситуации в случае возникновения пожара, то есть, угрожает безопасности лиц, пребывающих в учреждении, пришел к обоснованному выводу о правомерных требованиях прокурора, в связи с чем удовлетворил их в полном объеме. Указанные выводы подробно мотивированы в судебном решении, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах, оцененных судом по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Судебная коллегия находит данные выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.

Прокурором заявлен иск в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, направленный на обеспечение пожарной безопасности, под которой в силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. В соответствии со ст. 3 указанного Закона в систему обеспечения пожарной безопасности входит совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Статьей 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» установлены права и обязанности организаций в области пожарной безопасности, в силу данной нормы руководители организаций обязаны, в частности, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, которая в соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона РФ от 22.07.2008 N 123-ФЗ, включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и ограничение его последствий, которая достигается в соответствии с частями 3, 4 статьи 52 Федерального закона N 123-ФЗ, в том числе, устройством систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; применением систем коллективной защиты (в том числе, противодымной) и средств индивидуальной защиты людей от воздействия опасных факторов пожара.

Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

В силу ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случаях пожара.

Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Статьей 62 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров; в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе, питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные). Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 68 упомянутого Закона на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения.

К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) противопожарные резервуары (часть 2). Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом (часть 3).

В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек, отдельно стоящих зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2, ФЗ, Ф4 объемом до 1000 кубических метров, расположенных в поселениях и городских округах, не имеющих кольцевого противопожарного водопровода, зданиях и сооружениях класса функциональной пожарной опасности Ф5 с производствами категорий В, Г и Д по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности при расходе воды на наружное пожаротушение 10 литров в секунду, на складах грубых кормов объемом до 1000 кубических метров, складах минеральных удобрений объемом до 5000 кубических метров, в зданиях радиотелевизионных передающих станций, зданиях холодильников и хранилищ овощей и фруктов допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы (часть 4).

Согласно п. 75 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности».

При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.

Согласно п. 4 Свода правил СП 8.13130. «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», утвержденных Приказом МЧС России от 30.03.2020 № 225, в населенных пунктах и на производственных объектах в соответствии с Техническим регламентом должны предусматриваться источники наружного противопожарного водоснабжения. Для использования в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения предусматриваются противопожарные водопроводы низкого или высокого давления; пожарные резервуары и (или) водоемы. Противопожарный водопровод, как правило, объединяют с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом. Системы противопожарного водоснабжения следует проектировать в соответствии с требованиями СП 31.13330.2012 Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84* и настоящего свода правил. Качество воды, предназначенной для тушения пожаров, должно соответствовать условиям эксплуатации пожарного оборудования и применяемым способам пожаротушения.

Согласно п. 5 Свода правил СП 8.13130 нормы расхода воды на наружное пожаротушения рассчитываются в зависимости от класса функциональной пожарной опасности здания, его строительного объема и количества этажей.

В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ«Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских поселений обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 названного Закона.

Таким образом, нормами действующего законодательства прямо предусмотрено, что системы и средства противопожарной безопасности должны находиться в исправном состоянии и проходить регулярную проверку работоспособности.

Вместе с тем, в МКОУ «СОШ с.Амгу» выявлены нарушения в виде отсутствия наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения, то есть требованиям действующих норм и правил не соответствует. При этом данные обстоятельства в ходе судебного заседания не оспорены, надлежащими доказательствами не опровергнуты. В связи с чем, решение суда в части возложения на ответчиков обязанности, как в части проведения финансирования, так и в части непосредственного осуществления работ является обоснованным.

Довод апелляционной жалобы об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в виду того, что действия администрации Тернейского муниципального округа, а также МКОУ «СОШ с. Амгу» не обжалованы и незаконными не признаны в порядке административного судопроизводства, судебная коллегия находит несостоятельным поскольку отсутствие судебного акта о признании действий незаконными не освобождает ответчиков от исполнения обязанностей, возложенных на них законом. При этом, факт наличия нарушений установлен, в том числе, предписанием №4/1/1, которое было вынесено уполномоченным лицом в пределах своей компетенции. В установленном законом порядке предписание не обжаловалось, не признано судом незаконным и не отменено. Предписание содержит конкретные требования, которые не исполнены до настоящего времени.

Довод апелляционной жалобы о том, что понуждение к совершению действий по финансированию и организации достаточного наружного противопожарного водоснабжения является ограничением прав органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных полномочий, судебная коллегия находит несостоятельным, основанном на неверном толковании норм материального права.

При этом в случае невозможности выполнения возложенной судом обязанности в установленный решением срок ответчики вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения в порядке статей 203 и 434 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не имеют, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции.

Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда и оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, по делу не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Тернейского районного суда Приморского края от 12 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-6581/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
ПрокурорТернейского района
Ответчики
Админ. Тернейского МО
Суд
Приморский краевой суд
Судья
Веригина Ирина Николаевна
Дело на странице суда
kraevoy.prm.sudrf.ru
05.07.2021Передача дела судье
27.07.2021Судебное заседание
06.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.08.2021Передано в экспедицию
27.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее