Решение по делу № 12-87/2021 от 04.05.2021

Дело №12-87/2021г.

Р Е Ш Е Н И Е

2 июня 2021 года р.п. Шилово

Судья Шиловского районного суда Рязанской области Левина Е.А., при секретаре Пивкиной М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда жалобу главы администрации муниципального образования – Ерахтурское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области Громова А.Д. на постановление по делу об административном правонарушении от (дата), вынесенное начальником отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям Шульгиным В.А. о признании юридического лица администрацию муниципального образования – Ерахтурское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначении ему административного наказания в виде штрафа в размере 400 000 рублей,

У С Т А Н О В И Л:

Глава администрации муниципального образования - Ерахтурское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области Громов А.Д. обратился в Шиловский районный суд Рязанской области с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении от (дата), вынесенное начальником отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям Шульгиным В.А. о признании юридического лица администрацию муниципального образования – Ерахтурское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначении ему административного наказания в виде штрафа в размере 400 000 рублей, в которой просит данное постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Глава администрации МО – Ерахтурское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области Громов А.Д., в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Должностное лицо, составившее протокол по делу об административном правонарушении Кирилин С.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему:

Частью 2 ст. 8.7 КоАП РФ установлена административная ответственность физических лиц за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

В силу ст. 12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Согласно п. 2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от негативного воздействия.

Статьей 42 ЗК РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В силу ст. 8 Федерального закона N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" от 16 июля 1998 года собственники земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.

В силу ч.1 и ч.3 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей единолично. При этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

По делу установлено, что (дата) руководителем Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям О.В. Наумовым вынесен приказ о проведении проверки в отношении юридического лица администрации муниципального образования – Ерахтурское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области на земельных участках с кадастровыми площадью <данные изъяты>., площадью <данные изъяты> с целью проведения плановых контрольных мероприятий согласно плану проверок на (дата)

(дата) государственным инспектором отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям Кирилиным С.В. была проведена проверка в отношении земельных участков с кадастровыми , , и установлено, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым площадью <данные изъяты> расположенном по адресу: <адрес>, установлено зарастание сорной и древесно-кустарниковой растительностью на 100 % площади, а именно: сорной растительностью, в том числе в виде сухостоя предыдущего вегетационного периода (злаковая сорная растительность, пижма обыкновенная, полынь горькая, осот полевой, нивяник, цикорий, пырей ползучий и др.). Данный вид растительности относится к многолетним корнестержневым и многолетним корнеотпрысковым растениям с продолжительностью жизненного цикла от 4 до 10 лет. Высота сорной растительности составляет до 1 м. В южной части земельного участка отдельно стоящей, переходящей в сплошную древесно-кустарниковую растительность, образованную в результате самосева (береза, сосна, ива высотой до 10 м), занимающей суммарно 1/3 часть от общей площади земельного участка. Работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы на земельном участке не проводятся, выпас скота, сенокошение не проводится, культурные многолетние насаждения отсутствуют.

На земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым площадью <данные изъяты> расположенном по адресу: <адрес>, установлено зарастание сорной и древесно-кустарниковой растительностью на 100 % площади, а именно: сорной растительностью, в том числе в виде сухостоя предыдущего вегетационного периода (злаковая сорная растительность, пижма обыкновенная, полынь горькая, осот полевой, нивяник, цикорий, пырей ползучий и др.). Данный вид сорной растительности относится к многолетним корнестержневым и многолетним корнеотпрысковым растениям с продолжительностью жизненного цикла от 4 до 10 лет. Высота сорной растительности составляет до 1,2 м. В западной части земельного участка отдельно стоящей, переходящей в сплошную древесно-кустарниковую растительность, образованную в результате самосева (береза, сосна, ива высотой до 15 м), занимающей суммарно 1/2 часть от общей площади земельного участка. Работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы на земельном участке не проводятся, выпас скота, сенокошение не проводится, культурные многолетние насаждения отсутствуют.

(дата) в отношении администрации муниципального образования – Ерахтурское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области государственным инспектором отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям Кирилиным С.В. был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Постановлением начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям Шульгина В.А. от (дата) администрация МО – Ерахтурское сельское поселение признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 400000 рублей.

Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, а именно приказом органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой выездной проверки от (дата), уведомлением о проведении плановой выездной проверки от (дата); протоколом осмотра земельных участков от (дата) с приложенной фототаблицей; актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица от (дата) выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении земельных участков, протоколом об административном правонарушении от (дата) в отношении администрации муниципального образования – Ерахтурское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области по ч. 2 ст. 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и свидетельствуют о наличии в действиях администрации муниципального образования – Ерахтурское сельское поселение, признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, которая устанавливает ответственность юридического лица, допустившего административное правонарушение.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.

Ответственность по ч. 2 ст. 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях наступает за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

В соответствии с п. 1 ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

Согласно статье 12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В силу подпунктов 1, 2 пункта 1 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель.

На основании статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности.

Согласно статье 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.

При этом под фитосанитарными мероприятиями подразумевается совокупность научно обоснованных приемов выявления и устранения засоренности почв сорными растениями, зараженности почв болезнями и вредителями сельскохозяйственных растений (ст. 1 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ).

Из вышеизложенного следует, что собственники земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения фитосанитарных мероприятий, в том числе устранять засоренность почв сорными растениями.

При этом ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ имеет формальный состав, и наступление последствий в виде ухудшения качества земли не является обязательным условием для привлечения виновного лица к ответственности за его совершение.

В силу ГОСТ 16265-89 под сорными растениями понимаются дикорастущие растения, обитающие на сельскохозяйственных угодьях, снижающие величину и качество продукции; благодаря хорошо развитой корневой системе способны поглощать воду и питательные вещества раньше, чем культурные растения; создают очаги распространения болезней и вредителей растений.

При таких обстоятельствах судья приходит к выводу, что вина администрации муниципального образования – Ерахтурское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, доказана в полном объеме.

В тоже время, ст. 2.9 КоАП РФ предусматривает возможность освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения.

Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.

Земельные участки с кадастровыми находятся в собственности муниципального образования – Ерахтурское сельское поселение с (дата) вследствие отказа от такого права на основании заявления собственника о прекращении права собственности от (дата). Вышеуказанные земельные участки перешли в собственность муниципального образования в том состоянии, в котором они находятся в настоящее время, то есть предыдущий собственник земельных участков не выполнял установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Администрация не является хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв, а лишь как орган местного самоуправления выполняет исполнительно-распорядительные функции по организации деятельности в данной сфере правоотношений.

В связи с чем, после перехода права собственности на указанные земельные участки на сайте администрации опубликовано извещение о предоставлении земельных участков в аренду (собственность).

В судебное заседание глава администрации в подтверждение отсутствия финансирования на осуществление мероприятий по проведению культуртехнических работ представлены решение Совета депутатов муниципального образования – Ерахтурское сельское поселение Шиловского муниципального района рязанской области от (дата) «О бюджете муниципального образования – Ерахтурское сельское поселение Шиловского муниципального района на (дата) и плановый (дата) и (дата)

Помимо этого, в связи с отсутствием техники и в штате администрации работников, которые могут провести культуртехнические работы, администрацией муниципального образования – Ерахтурское сельское поселение заключен договор с ФГБУ САС «Подвязьевская», в соответствии с которым они обязуются разработать проектно-сметную документацию по культуртехническим работам на участках с кадастровыми

Кроме этого, разрабатывается проект бюджета муниципального образования – Ерахтурское сельское поселение на (дата) и плановые (дата) и (дата) годов, в который планируется заложить денежные средства для проведения культуртехнических работ.

Учитывая, что юридическим лицом – администрацией муниципального образования – Ерахтурское сельское поселение были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований земельного законодательства, предотвращению допущенных нарушений, а также отсутствия возможности для соблюдения установленных требований в полном объеме ввиду недостатка финансовых средств, прихожу к выводу о том, что административное правонарушение может быть признано малозначительным, что дает основание для прекращения производства по делу в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям Шульгина В.А. от (дата) о признании юридического лица - администрации муниципального образования – Ерахтурское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначении ему административного наказания в виде штрафа в размере 400 000 рублей, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении юридического лица - администрации муниципального образования – Ерахтурское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, объявив устное замечание.

    Настоящее решение может быть обжаловано в Рязанский областной суд в течение 10 суток со дня получения его копии через Шиловский районный суд Рязанской области.

    Судья                                

12-87/2021

Категория:
Административные
Ответчики
администрация МО-Ерахтурское сельское поселение
Другие
Куликова Ирина Владимировна
Суд
Шиловский районный суд Рязанской области
Судья
Лёвина Елена Александровна
Статьи

8.7

Дело на странице суда
shilovsky.riz.sudrf.ru
04.05.2021Материалы переданы в производство судье
02.06.2021Судебное заседание
02.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее