.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 июня 2018 года город Новокуйбышевск
Новокуйбышевский городской суд Самарской области в составе
председательствующего судьи Король С.Ю.,
с участием помощника прокурора г.о. Новокуйбышевск Уваровой Л.Г.,
при секретаре Дождевой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1150/2018 по административному исковому заявлению начальника ФКУ ИК-3 УФСИН России по Самарской области об установлении административного надзора в отношении Ларионова К. В.,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец, в лице начальника ФКУ ИК-3 УФСИН России по Самарской области Гурьянова А.В., обратился в суд с настоящим иском, указав, что осужденный Ларионов К.В. освобождается <Дата> из ФКУ ИК-3 УФСИН России по Самарской области и следует к месту жительства по адресу: <Адрес>. Ларионов К.В. имеет непогашенную судимость за совершение умышленного преступления по <данные скрыты>. В период отбывания наказания в местах лишения свободы 09.01.2017 Ларионов К.В. признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, а именно: имеет 57 дисциплинарных взысканий, последнее из которых наложено в январе 2018 года. Поощрений административный ответчик не имеет, социальные связи с родственниками поддерживает путем свиданий и переписки, имеет среднее образование, в учреждении не обучался и не трудоустраивался. Ссылаясь на положения Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», просит суд установить административный надзор в отношении Ларионова К. В., <Дата> рождения, сроком на 3 года, одновременно установив ему следующие ограничения в виде: -обязательной явки от 1 до 4 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; -запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в определенное время суток; - запрещение пребывания в определенных местах.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Административный ответчик Ларионов К.В., извещенный своевременно и надлежащим образом, о чем свидетельствует расписка об извещении, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии и согласии с административным иском в полном объеме.
Учитывая, что указанные лица надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания, с учетом положений ч. 4 ст. 272 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя административного истца, административного ответчика.
Изучив материалы дела, выслушав заключение помощника прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 Кодекса административного судопроизводства РФ и Федеральным законом от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
В силу статьи 2 Федерального закона РФ N 64-ФЗ от 06.04.2011 "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Закон об административном надзоре) административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с указанным выше Федеральным законом временных ограничений прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим Федеральным законом (пункт 1 статьи 1), относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия (статья 2), а не к мерам ответственности за совершенное правонарушение.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 3 ФЗ N 64 административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.
Если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, то в отношении него устанавливается административный надзор (п. 1 ч. 3 ст. 3 Федерального закона N 64-ФЗ).
Осужденный признается злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания постановлением начальника исправительного учреждения по представлению администрации исправительного учреждения одновременно с наложением взыскания (ч. 4 ст. 116 УИК РФ).
Приговором судебной коллегии по уголовным делам Самарского областного суда от <Дата>, Ларионов К.В. осужден по <данные скрыты>.
Постановлением Новокуйбышевского городского суда Самарской области от <Дата> действия Ларионова К.В. по приговору Самарского областного суда от <Дата> переквалифицированы по <данные скрыты>.
В соответствии с ч. 3 ст. 86 УК РФ в редакции, действующей на момент совершения Ларионовым К.В. тяжких преступлений, в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за особо тяжкие преступления, судимость погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.
В настоящее время судимость Ларионова К.В. по приговору суда от <Дата> не погашена и не снята в установленном законом порядке.
Более того, судом установлено, что Ларионов К.В. неоднократно признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Как следует из характеристики осужденного, Ларионов К.В. администрацией исправительного учреждения характеризуется отрицательно. За период отбывания наказания к дисциплинарной ответственности за нарушение установленного порядка отбывания наказания привлекался 57 раз. Последнее взыскание наложено <Дата>. На проводимую с ним воспитательную и профилактическую работу не реагирует, не делает выводов, продолжает нарушать. Ларионов К.В. признан злостным нарушителем отбывания наказания <Дата>, и с указанной даты наказание отбывает в строгих условиях. На профилактическом учете не состоит. Отношение к алкоголю и наркотикам – удовлетворительное. Поощрений не имеет. Участие в общественной жизни осужденных отряда и колонии не принимает. Выполняет работы по благоустройству территории колонии без оплаты труда согласно графика администрации ИУ. В общении с сотрудниками исправительного учреждения не проявляет вежливости и корректности. Пользуется уважением среди отрицательно настроенных осужденных.
Таким образом, Ларионов К.В. является лицом, которому следует установить административный надзор.
При назначении срока административного надзора судом учтены положения п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 64-ФЗ, предусматривающие, что в отношении лиц, указанных в ч. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, административный надзор устанавливается на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Учитывая вышеизложенное, а также данные о личности осужденного, степень общественной опасности совершенных им преступлений, суд полагает необходимым установить административный надзор сроком на 3 года с возложением ряда административных ограничений.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ, в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах: запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
Согласно п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
Исходя из вышеназванных положений закона, Ларионову К.В. необходимо установить административные ограничения в виде: запрета выезда за пределы населенного пункта по месту жительства либо месту пребывания; обязательной явки на регистрацию 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания; запрета пребывания вне избранного места жительства (пребывания) после 22 часов 00 минут до 6 часов 00 минут следующего дня; запрета пребывания в местах общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков и посещения развлекательные заведения (ночные клубы, кафе, бары, рестораны, дискотеки, игорные заведения и пр.) в период времени с 19 часов 00 минут до 22 часов 00 минут каждых суток.
Устанавливая данные ограничения, суд учитывает сведения, отрицательно характеризующие личность Ларионова К.В. из мест лишения свободы, образ его жизни в целом, совершение преступления в алкогольном опьянении, удовлетворительное отношение к алкоголю и наркотикам, отсутствие мотивации к исправлению и нежелание работать, что в полной мере соответствует руководящим разъяснениям, изложенным в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
При этом, суд приходит к выводу о необходимости установления административных ограничений на весь срок административного надзора.
Установленные ограничения являются профилактической мерой, направленной на предупреждение совершения Ларионовым К.В. правонарушений и не ограничивают его законных прав и интересов. Кроме того, статьей 12 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" от 06.04.2011 N 64-ФЗ предусмотрен механизм исполнения избранных в отношении Ларионова К.В. ограничений, в том числе, при решении вопросов трудоустройства, изменения места жительства, выезда за пределы региона.
Установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лицо, освобожденное из мест лишения свободы и имеющее непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления, при наличии предусмотренных законом оснований, согласуется с нормой статьи 55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых административный надзор вводится. На это прямо указывается в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 597-О-О, от 24 сентября 2012 года N 1739-О, от 23 апреля 2015 года N 898-О, от 29 марта 2016 года N 545-О и от 29 сентября 2016 года N 1948-О.
В этой связи, установленные в соответствии с требованиями закона в отношении Ларионова К.В. административные ограничения не могут расцениваться в качестве нарушающих его конституционные права.
Данные меры соответствует целям и задачам административного надзора - недопущения совершения новых правонарушений и оказания помощи в возвращении и приобретении необходимых возможностей и способностей к жизни в обществе с соблюдением норм права и соответствуют перечню ограничений прав и свобод, применяемых при установлении и осуществлении административного надзора.
Следует отметить, что Ларионов К.В. не лишен возможности в случае добросовестного соблюдения административных ограничений и положительной характеристики по месту работы и (или) месту жительства ставить вопрос о досрочном прекращении административного надзора по истечении половины установленного судом срока административного надзора.
На основании вышеизложенного, заявленный административный иск, подлежит удовлетворению в полном объеме.
Согласно п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", в решении суда об установлении или о продлении административного надзора должен быть указан срок административного надзора (конкретный период в днях, месяцах, годах и (или) срок, определяемый днем начала его течения и окончания (например, со дня вступления решения суда в законную силу до погашения судимости). В данном случае срок административного надзора исчислять со дня постановки Ларионова К.В. на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Руководствуясь ст.ст. 175-177, 273 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление начальника ФКУ ИК-3 УФСИН России по Самарской области об установлении административного надзора в отношении Ларионова К. В. – удовлетворить.
Установить в отношении Ларионова К. В., <данные скрыты>, административный надзор сроком на 3 (три) года с применением на весь срок надзора административных ограничений в виде:
запрета выезда за пределы населенного пункта по месту жительства либо месту пребывания;
обязательной явки на регистрацию 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания;
запрета пребывания вне избранного места жительства (пребывания) после 22 часов 00 минут до 6 часов 00 минут следующего дня;
запрета пребывания в местах общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков и посещения развлекательные заведения (ночные клубы, кафе, бары, рестораны, дискотеки, игорные заведения и пр.) в период времени с 19 часов 00 минут до 22 часов 00 минут каждых суток.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки Ларионова К. В., <данные скрыты> на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Самарский областной суд через Новокуйбышевский городской суд Самарской области в течение 10 дней со дня принятия решения суда.
Решение в окончательной форме принято и изготовлено 01.06.2018.
Судья /подпись/ С.Ю. Король